Скачать 250.06 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. Динамика генофондов популяций растений и животных Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, магистерская программа «Экологическая генетика», очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Шаповалов С.И./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «25» 04 2011 г. № протокола 12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ___11_____стр. Зав. кафедрой ______________________________/Пак И.В./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК биологического факультета «28» 03 2011 г. № протокола 3 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./ «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Биологический факультетКафедра экологии и генетикиШаповалов С.И. Динамика генофондов популяций растений и животных Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Экологическая генетика» Тюменский государственный университет 2011 Шаповалов С.И. Динамика генофондов популяций растений и животных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Экологическая генетика». Тюмень, 2011, 9 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Динамика генофондов популяций растений и животных [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:заведующая кафедрой экологии и генетики Тюменского государственного университета, д.б.н. Пак И.В.© Тюменский государственный университет, 2011. © Шаповалов С.И., 2011
Целью дисциплины «Динамика генофондов популяций растений и животных» является получение базовых знаний об эволюционных процессах животных и растений, о научных и прикладных аспектах использовании эволюционной теории. В процессе изучения дисциплины магистры решают следующие задачи: в систематизированной форме получают знания о генетической структуре популяций животных и растений, исследуют общие принципы микроэволюции, познают особенности изменения генофонда в процессе хозяйственность деятельности человека, выясняют общие закономерности эволюции человека. Учебно-методический комплекс «Динамика генофондов популяций животных и растений» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Динамика генофондов популяций растений и животных» относится к циклу М2. Математический и естественнонаучный цикл: дисциплины по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.1. Гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: экономикой; биологией размножения и развития; ботаникой; зоологией; микробиологией, физиологией человека и животных,. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по ботанике, зоологии, генетике, теории эволюции; умение использовать современные образовательные и информационные технологии. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: ботаники, зоологии, генетики, теории эволюции.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7); - профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов.
Таблица 1.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Понятие популяции, экологические и генетические признаки. Определение генофонда. Мобилизационный резерв изменчивости, его размеры.
Полиморфные и мономорфные популяции. Типы полиморфизма. Значение полиморфизма в поддержании адаптированного состояния популяции. Понятие равновесной популяции. Закон Харди-Вайнберга.
Определение мутации. Классификация мутаций, их частота. Рекомбинация генов. Мутации как материал для эволюции.
Расселение организмов. Изменение генофонда популяции-реципиента в результате вселения пришлых особей.
Генетическая дифференциация популяций. Субпопуляционные группировки особей. Роль хоминга (гнездового консерватизма) в обособлении внутрипопуляционных группировок особей.
Генетическая динамика субпопуляционной системы с меняющимися параметрами структуры и отбора. Динамика популяционной системы при взаимодействии дрейфа и потока генов.
Метод оценки белкового полиморфизма. Значение белкового полиморфизма. Показатели полиморфности популяции и уровень гетерозиготности белковых локусов.
Реальность естественного отбора. Коэффициент отбора. Уровни отбора. Взаимодействие с другими эволюционными факторами.
Вид и его структура. Критерии вида. Основные типы видообразования.
Изменение генофонда вредных животных и растений. Перестройка генофонда домашних животных и культурных растений. Влияние промысла и акклиматизации на генофонд популяций.
1. Понятие популяции, ее экологические и генетические признаки. Генофонд. Понятие мобилизационного резерва изменчивости. Вопросы: 1. Основные признаки популяции. 2. Методы выделения популяции. 3. Динамические показатели популяции. 2. Полиморфизм популяции. Понятие идеальной популяции. Закон Харди-Вайнберга. Вопросы: 1. Типы полиморфизма. 2. Понятие равновесной популяции. 3. Закон Харди-Вайнберга. 3. Мутационный процесс как фактор эволюции. Классификация и частота мутаций. Рекомбинация генов. Вопросы: 1. Классификация мутаций, их частота. 2. Рекомбинация генов. 3. Мутации как материал для эволюции. 4. Поток генов, дрейф генов. Вопросы: 1. Расселение организмов. 2. Понятие генофонда. 3. Дрейф генов. 5. Генетическая дифференциация популяций. Вопросы: 1. Роль хоминга в обособлении внутрипопуляционных группировок особей. 2. Генетическая дифференциация популяций. 6. Генетический анализ субпопуляционных систем. Вопросы: 1. Генетическая динамика субпопуляционной системы с меняющимися параметрами структуры и отбора. 2. Динамика популяционной системы при взаимодействии дрейфа и потока генов. 7. Полиморфизм белковых систем. Вопросы: 1. Метод оценки белкового полиморфизма. 2. Значение белкового полиморфизма. 3. Показатели полиморфности популяции. 4 Уровень гетерозиготности белковых локусов. 8. Естественный отбор. Вопросы: 1. Реальность естественного отбора. 2. Коэффициент отбора. 9. Вид видообразование. Вопросы: 1. Вид и его структура. 2. Критерии вида. 3. Основные типы видообразования. 10. Изменение генофонда животных и растений в процессе хозяйственной деятельности человека. Вопросы: 1. Изменение генофонда животных и растений. 2. Перестройка генофонда домашних животных и культурных растений. 3. Влияние промысла и акклиматизации на генофонд популяций. 11. Генетический мониторинг природных популяций, его цели и методы. Вопросы: 1. Особенности генетического мониторинга. 2. Методы генетического мониторинга природных популяций.
6. Генетический анализ субпопуляционых систем. Темы рефератов: 1. Субпопуляционные группировки особей. 2. Динамика субпопуляционных систем при взаимодействии различных эволюционных факторов. 3. Роль хоминга и гнездового консерватизма в формировании субпопуляционных единиц. 7. Полиморфизм белковых систем. Темы рефератов:
10. Изменение генофонда животных и растений в процессе хозяйственной деятельности человека. Химическое загрязнение окружающей среды. Темы рефератов:
11. Генетический мониторинг природных популяций, его цели и методы. Темы рефератов:
По всем темам дисциплины использование мультимедийных средств обучения (презентации). Использование проблемных и исследовательских методов при написании рефератов. Проведение занятий в интерактивной форме по теме 3: конференция «Мутации как материал для эволюции», теме 6: проведение групповой дискуссии «Устойчивость подразделенной популяции» и теме 10: ролевая игра «Изменение генофонда в процессе хозяйственной деятельности человека.
1. Алтухов Ю. П. Генетические процессы в популяциях. М.: Изд-во Академкнига, 2003. 431 с. 2. Алтухов Ю.П. Динамика популяционных генофондов при антропогенных воздействиях. М.: Наука, 2004. 619 с. 3. Грант В. Эволюционный процесс. М.: Мир, 1991. 451 с. 4. Кайданов Л. З. Генетика популяций. М.: Мир, 1996. 386 с. 5. Картавцев Ю. Ф. Молекулярная эволюция и популяционная генетика: учеб. пособие для вузов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 233 с. 6. Пухальский В. А. Введение в генетику. М.: Из-во "КолосС", 2007. 223 с. 7. Хедрик Ф. Мир биологии. Генетика популяций. М.: Техносфера, 2003. 592 с 8. Шилов И. А. Экология. М.: Высшая школа, 2000. 512 с. 9.2. Дополнительная литература: 1. Смиряев А. В., Кильчевский А. В. Генетика популяций и количественных признаков. М.: Из-во "КолосС", 2007. 272 с. Столповский Ю.А., Захаров И.А. Генофонды отечественных пород – национальное богатство России». М.: 2007, 48 с. 2. Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Глотов Н. В. Очерк учения популяции. М.: Высшая школа, 1973. 311 с. 3. Шеппард Ф. Естественный отбор и наследственность. М.: Просвещение, 1970. 450 с. 4. Яблоков А. В. Популяционная биология. М.: Мир, 1973. 367 с. 5. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М.: Изд-во Высш. шк., 2006. 310 с. 9.3. Интернет – ресурсы: 1. Официальный сайт издательства: «Наука» [электронный ресурс] / Режим доступа: htth://www.naukaran.ru., свободный.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором по всем темам дисциплины. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, изданы методические указания для проведения семинарских занятий по всем темам курса. Карта компетенций дисциплины «Динамика генофондов популяций растений и животных»
|