| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра
| Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики» Факультет Права
Программа дисциплины
«История государства и права зарубежных стран»
для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра
(«Редакция программы 2010 года») Автор программы:
Сафонов Александр Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор
кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, e-mail: asafonov@hse.ru В работе над программой принимали участие доцент Д.Ю. Полдников, старший преподаватель В.Ю. Скоробогатов
Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ
«___» ____________ 2013 г. (протокол № ___)
Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________ В.Б. Исаков Рекомендована профессиональной коллегией «Право» УМС
«____» ______________ 2013 г. (протокол № _)
Председатель, д.ю.н., профессор _________________ А.С. Шаталов Утверждена деканом факультета Права «___» _____________2013 г. Декан факультета права, к.ю.н., доцент __________________Е.Н. Салыгин
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки. Настоящая программа учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» устанавливает минимальные требования к знаниям, умениями и навыкам студента, содержанию и видам учебных занятий и отчетности, определяет компетенции выпускника в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.
Программа разработана в соответствии с:
- Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра, утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ (Протокол от 02.07.2010. № 15).
- Базовым учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.
- Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.
2. Цели освоения дисциплины. История государства и права зарубежных стран принадлежит к числу фундаментальных юридических дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации. Ее основная цель – сформировать у студентов отчетливое и достаточно полное представление об основных путях становления и развития государственно-правовой организации общества, дать им определенный объем конкретных знаний о том, в каких условиях и в каких формах это развитие происходило. Сочетание исторического и сравнительно-правового методов анализа в ходе преподавания курса позволяет не только проследить особенности формирования и эволюции национальных правовых систем, государственности у отдельных народов, но и выявить закономерности, динамику и направленность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации и, в конечном итоге, понять происхождение современной государственно-правовой картины мира, весьма многообразной и противоречивой.
Специфика курса предопределяет включение в программу вопросов, связанных с изучением процессов взаимовлияния национальных государственно-правовых систем. Особенно велико значение синтезирующего начала в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, в том числе в области государственно-правового развития, осуществляемого согласно признанным мировым сообществом стандартам. Изучение этого опыта как условие профессиональной подготовки современного юриста высокой квалификации невозможно без знания основ истории государства и права зарубежных стран.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
oсвоения дисциплины. Освоение дисциплины должно способствовать подготовке выпускника-бакалавра к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в правотворческой деятельности:
участие в подготовке нормативных правовых актов;
в правоприменительной деятельности:
принятие правоприменительных актов, а также совершение иных действий, связанных с применением норм права;
в правоохранительной деятельности:
охрана прав и свобод человека и гражданина, правопорядка;
обеспечение законности, безопасности личности, общества и государства;
в правозащитной деятельности:
обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
в экспертно-консультационной деятельности:
разъяснение права, консультирование по правовым вопросам;
в педагогической деятельности:
преподавание правовых дисциплин;
правовое воспитание;
в научно-исследовательской деятельности:
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
подготовка публикаций, обзоров и аннотаций по правовой проблематике. Исходя из этого, студент должен: знать:
основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран;
основные тенденции развития государственно-правовой организации общества;
условия и формы развития государственно-правовых институтов зарубежных стран, основные памятники права на различных этапах истории;
основные правовые и государственные идеи человечества;
состояние реализации прав и свобод человека и гражданина в современном мире; уметь:
оперировать юридическими понятиями и категориями;
выявлять закономерности и динамику развития государства и права в современных условиях;
применять навыки анализа определяющих тенденций государственно-правового развития общества, а также политико-правовых источников, раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;
анализировать основные мировоззренческие проблемы, связанные с развитием государства и права, возникавшие на различных этапах развития человечества;
владеть навыками:
применения сравнительно-правовых знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов; поиска и анализа информации, необходимой для научного обеспечения правотворческой, экспертно-консультационной и педагогической деятельности;
применения современного междисциплинарного научного инструментария для решения правовых задач;
подготовки обзоров, отчетов, научных публикаций;
преподавания правовых дисциплин, правового воспитания. Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих профессиональных компетенций: 1. Универсальные компетенции:
№ п/п
| Код компетенции по ЕК
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| 1.1. Общенаучные компетенции (ОНК)
| 1.
| ОНК-1
| Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального сознания.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 2.
| ОНК-2
| Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 3.
| ОНК-3
| Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 4.
| ОНК-4
| Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 5.
| ОНК-5
| Способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 1.2. Инструментальные компетенции (ИК)
| 6.
| ИК-1
| Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 7.
| ИК-2
| Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 8.
| ИК-4
| Обладает навыками презентации результатов своей деятельности.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 1.3. Социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК)
| 9.
| СЛК-1
| Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 10.
| СЛК-2
| Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 11.
| СЛК-3
| Способен понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 12.
| СЛК-5
| Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 13.
| СЛК-6
| Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
|
2. Профессиональные компетенции
№ п/п
| Код компетенции по ЕК
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| 14.
| ПК-1
| Способен участвовать в разработке нормативных правовых актов.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 15.
| ПК-4
| Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 16.
| ПК-6
| Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 17.
| ПК-9
| Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 18.
| ПК-10
| Способен уважать честь и достоинство личности, избирать законные способы защиты прав и свобод человека и гражданина, совершать юридически значимые действия по защите прав и свобод.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 19.
| ПК-11
| Способен толковать различные правовые акты.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 20.
| ПК-14
| Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 21.
| ПК-15
| Способен управлять самостоятельной работой обучающихся.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 22.
| ПК-16
| Способен осуществлять правовое воспитание.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 23.
| ПК-17
| Способен проводить научные исследования.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
| 24.
| ПК-18
| Способен делать научно-аналитические обзоры и аннотации по правовой проблематике.
| Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин направления подготовки «Юриспруденция» и включена в его базовую (общепрофессиональную) часть (1 курс, 1-4 модуль).
Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения школьных курсов «Всеобщая история» и «Обществознание». Для успешного освоения дисциплины студенты должны:
знать: основные этапы и ключевые события всеобщей истории с древности до наших дней; выдающихся деятелей всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь: соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.
Студенты должны также иметь общие представления: о праве и его роли в жизни общества и государства; о понятии, признаках и формах государства; о понятии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; о понятии правоотношений и видах юридической ответственности.
Развитие государства и права происходит под влиянием многих факторов, каждый из которых в свою очередь в той или иной степени изменчив. Нередко решающее воздействие на развитие государства и права оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим, экономические процессы и культурные традиции. Зачастую доминирующую роль играют изменения в общественных настроениях, национальном сознании, демографические сдвиги, состояние окружающей среды и т.п. Таким образом, развитие государства и права обладает лишь относительной самостоятельностью, и истории государства и права зарубежных стран приходится учитывать «пружины» общего исторического процесса. Отсюда ее связь с общей (гражданской) историей.
История государства и права зарубежных стран является необходимой составной частью юридического образования. Она тесно соприкасается, взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дисциплин. С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: история государства и права зарубежных стран использует сформулированные ею категории при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими, как конституционное, гражданское, уголовное право связь выражается в том, что история государства и права зарубежных стран прослеживает исторические судьбы изучаемых ими институтов, историческую практику использования этих институтов. Знание истории государства и права зарубежных стран открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при освоении магистерских программ «История, теория и философия права», «Исламское право», реализуемых в НИУ ВШЭ, а также аспирантуры по специальности 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве».
5. Тематический план учебной дисциплины.
№
| Название раздела, темы
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА
| 1.
| Введение.
Возникновение государства и права.
| 6
| 2
|
|
| 4
| 2.
| Государства Древнего Востока (древневосточные цивилизации).
| 10
| 4
|
|
| 6
| 3.
| Право древневосточных цивилизаций.
Семинары 1-3
| 14
|
| 6
|
| 8
| 4.
| Античные государства (греко-римская античная цивилизация).
| 10
| 4
|
|
| 6
| 5.
| Право Древней Греции и Древнего Рима (греко-римской античной цивилизации). Семинары 4-6
| 12
| 2
| 6
|
| 4
| РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
| 6.
| Государства средневековой Европы (европейская феодальная христианская цивилизация).
| 14
| 6
|
|
| 8
| 7.
| Право средневековой Европы.
Семинары 7-12
| 22
| 4
| 12
|
| 6
| 8.
| Государства средневекового Востока (средневековые восточные цивилизации).
| 10
| 4
|
|
| 6
| 9.
| Право средневекового Востока.
Семинар 13-14
| 12
| 2
| 4
|
| 6
|
| Формы текущего контроля
| Эссе, контрольная работа (тест)
|
| Промежуточный контроль
| зачет
|
| РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ.
НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII – XIX вв.)
| 10.
| Государства Европы в Новое время.
Семинары 15, 17, 19 (часть I)
| 22
| 8
| 6
|
| 8
| 11.
| Североамериканская государственность в Новое время. Семинар 16
| 12
| 2
| 2
|
| 8
| 12.
| Государственность в Латинской Америке в Новое время.
| 6
| 2
|
|
| 4
| 13.
| Государства Азии в Новое время.
| 10
| 4
|
|
| 6
| 14.
| Развитие права в Новое время.
Семинары 18, 20
| 20
| 4
| 8
|
| 8
| РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД (XX – начало XXI вв.)
| 15.
| Государственно-правовое развитие США. Семинар 21
| 12
| 2
| 4
|
| 6
| 16.
| Государственно-правовое развитие Западной Европы.
Семинар 19 (часть II), 22-23
| 20
| 4
| 8
|
| 8
| 17.
| Государства Центральной и Юго-Восточной Европы.
| 8
|
|
|
| 8
| 18.
| Государства Азии.
| 10
| 2
|
|
| 8
| 19.
| Распад колониальных систем и образование независимых государств.
| 10
| 2
|
|
| 8
| 20.
| Тенденции государственно-правового развития в XX – XXI вв. Семинар 24
| 12
| 2
| 4
|
| 6
|
| Всего часов:
| 252
| 60
| 60
|
| 132
|
| Формы текущего контроля
| реферат, домашнее задание, контрольная работа
|
| Итоговый контроль
| Экзамен
|
6. Формы контроля знаний студентов.
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
(неделя)
| Контрольная работа
|
| 7
|
| 8
| 2 модуль: письменная аудиторная работа в форме теста – 20 мин.
4 модуль: письменная работа в форме конспектирования монографии (главы в монографии, научных статей). Срок представления – не позднее 10 дней до начала межмодульной зачетно-экзаменационной недели.
| Эссе
| 7
|
|
|
| Письменная домашняя творческая работа объемом 5-6 страниц. Срок представления: не позднее 1 недели до окончания модуля.
| Реферат
|
|
| 8
|
| Письменная домашняя работа в форме краткого изложения содержания книги, научной статьи, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Объем – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).
Срок представления – не позднее 10 дней до начала зачетно-экзаменационной недели.
| Домашнее задание
|
|
|
| 6
| Письменная домашняя работа в форме решения юридических задач (казусов) объемом до 9 страниц.
Срок представления – не позднее 2 недель до окончания модуля.
| Промежуточный
| Зачет
|
| *
|
|
| Устный зачет в форме ответа на вопросы билета.
Продолжительность (включая подготовку к зачету) – 60 мин..
| Итого-вый
| Экзамен
|
|
|
| *
| Устный экзамен в форме ответа на вопросы билета.
Продолжительность (включая подготовку к экзамену) – 70 мин.
|
Организация контроля знаний по дисциплине осуществляется согласно Положению об организации контроля знаний, утвержденному Ученым советом НИУ ВШЭ 21 декабря 2012 года (Протокол № 42).
7. Критерии оценки знаний, навыков. Оценки по формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Оценки по промежуточному контролю (зачет) выставляются «зачтено» / «не зачтено» с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.
Оценки по итоговому контролю (экзамен) выставляются по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.
При проведении форм текущего контроля осуществляется дистанционная поддержка с использованием возможностей системы LMS.
Методические рекомендации по выполнению форм текущего контроля включены в УМК-1, ежегодно издаваемый кафедрой теории права и сравнительного правоведения. Критерии оценки эссе
| 8-10 баллов
| 6-7 баллов
| 4-5 баллов
| 1-3 балла
| 0 баллов
| Признаки:
| Зрелая, творческая, полностью самостоятельная работа. Исполнена ярко, талантливо, производит самое благоприятное впечатление.
| Достаточно самостоятельная работа, но не все получилось. Стиль эссе адекватен его содержанию.
| В основном пересказ чужих мыслей без признаков собственного творческого отношения.
| Автор явно не разобрался в теме, работа содержит грубые ошибки либо выполнена не по теме.
| Работа не выполнена, списана или скачана из интернета, либо содержит признаки плагиата.
|
Критерии оценки контрольной работы в форме тестирования
| 8-10 баллов
| 6-7 баллов
| 4-5 баллов
| 1-3 балла
| 0 баллов
| Признаки:
| Количество правильных ответов 8-10.
| Количество правильных ответов 6-7.
| Количество правильных ответов 4-5.
| Количество правильных ответов 1-3.
| Правильные ответы отсутствуют.
|
Критерии оценки контрольной работы в форме конспектирования
монографии (главы в монографии, научных статей)
| 8-10 баллов
| 6-7 баллов
| 4-5 баллов
| 1-3 балла
| 0 баллов
| Признаки:
| Работа основа на конспектировании актуальной научной литературы по одной из тем курса. Полностью соответствует методическим требованиям по объему, оформлению и содержательному качеству конспекта. Студент свободно оперирует основным содержанием законспектированной работы.
| Работа основа на конспектировании актуальной научной литературы по одной из тем курса. Студент свободно оперирует основным содержанием законспектированной работы. Однако допускает ряд неточностей в оформлении справочно-библиографического аппарата, допускает несоблюдение методических требований к объему и содержанию конспектируемой работы.
| Работа основа на конспектировании неактуальной научной или только учебной литературы. Студент допускает грубые ошибки в оформлении работы, не соблюдает рекомендации по объему и содержательному качеству конспекта. С трудом оперирует содержанием научной работы.
| Работа основа на конспектировании только учебной литературы. Студент допускает грубые ошибки в оформлении работы, не соблюдает рекомендации по объему и содержательному качеству конспекта. Не владеет содержанием конспектируемого источника.
| Конспект научной работы не представлен.
|
Критерии оценки рефератов
| 8-10 баллов
| 6-7 баллов
| 4-5 баллов
| 1-3 балла
| 0 баллов
| Признаки:
| Работа основана на добросовестной проработке нескольких источников или рекомендованной монографии.
| Работа основана на использовании учебной литературы и некоторых научных источников.
| Работа основана на материале учебников и представляет собой грамотный пересказ без признаков собственной мысли.
| Работа содержит грубые ошибки либо выполнена не по теме.
| Работа не выполнена, списана или скачана из интернета, или содержит признаки плагиата.
|
Критерии оценки домашнего задания в форме решения юридических задач (казусов)
| 8-10 баллов
| 6-7 баллов
| 4-5 баллов
| 1-3 балла
| 0 баллов
| Признаки:
| Решение задач обосновано правовыми нормами. Студент использовал значительный объем учебной и научной литературы, текст первоисточника. Работа полностью соответствует методическим рекомендациям по ее оформлению.
| Решение задач обосновано правовыми нормами. Студент использовал учебную литературу и сокращенный вариант текста первоисточника в хрестоматии. Работа имеет неточности в оформлении справочно-библиографического аппарата.
| Решение задач обосновано правовыми нормами. Однако допущены ошибки в решении задач. Студент использовал учебную литературу и сокращенный вариант текста первоисточника в хрестоматии. Работа имеет неточности в оформлении справочно-библиографического аппарата.
| Решение задач выполнено неверно. Студент использовал только учебную литературу без опоры на первоисточники. Работа имеет грубые неточности в оформлении.
| Письменная работа не представлена.
|
Критерии оценки на зачете и экзамене
Содержание ответа
|
Оценка по 10-балльной шкале
| Оценка
зачтено / не зачтено (зачет);
оценка по 5-балльной шкале (экзамен)
| Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники, дополнительную научную литературу. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам. Сделаны правильные дополнения и уточнения к ответам других экзаменующихся. Ответ отличает безупречное знание фактического историко-правового материала, базовой терминологии, сути основных дискуссий по проблематике вопросов билета в историко-правовой науке.
|
10 – блестяще
|
Зачтено
Отлично
| На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с научной проблематикой вопросов билета. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других экзаменующихся. Безупречное знание фактического историко-правового материала, терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание базовых вопросов курса.
|
9 – отлично
| Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Знание базовой терминологии и фактического историко-правовой материала курса. Имеется представление о дискуссионных проблемах тем вопросов билета.
|
8 – почти отлично
| Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Хорошее знание базовой терминологии и фактического историко-правовой материала курса. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично».
|
7 – очень хорошо
| Зачтено
Хорошо
| Вопросы билета в целом раскрыты правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других экзаменующихся. Однако имелись определенные пробелы в знании базовой терминологии и фактического историко-правовой материала.
|
6 – хорошо
| Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология и фактический историко-правовой материал курса в целом усвоены.
|
5 – весьма удовлетворительно
|
Зачтено
Удовлетворительно
| Ответы на вопросы даны неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология и основной фактический историко-правовой материал в основном усвоены.
|
4 – удовлетвори-тельно
| Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.
|
3 – плохо
|
Не зачтено
Неудовлетворительно
| Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях и фактах зарубежной истории государства и права, не в состоянии раскрыть содержание основных терминов.
|
2 – очень плохо
| Знания по предмету полностью отсутствуют.
|
1 – неудовлетвори-тельно
| Студент не приступил к сдаче зачета / экзамена.
| 0
|
8. Содержание дисциплины. РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА
|