Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
|
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 02.09.2013г
| Учебно-методический комплекс по модулю Б3.КВ.8 Профессиональные нарушения голоса
Факультет Дефектологический
Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование»
Кафедра Логопедии
Составитель: д.п.н., профессор
кафедры логопедии
Орлова О.С.
Москва-2013 Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«_02» _сентября__2013_г.
Программа модуля «Профессиональные нарушения голоса» Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: логопедия Составители: _О.С. Орлова__профессор
(должность)
Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Целью дисциплины является подготовка специалиста учителя-логопеда к работе со сложными речевыми нарушениями у детей и взрослых.
Задачи:
– умение обследовать лиц, имеющих нарушения голоса;
– выявлять структуру дефекта при нарушениях голоса;
– определять оптимальные пути коррекционной работы;
– владеть современными технологиями психолого-педагогического воздействия;
- проводить профилактику профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий
Уровень овладения данной дисциплины должен соответствовать следующим требованиям: Студент должен овладеть:
– теоретическими знаниями по проблеме нарушений речи;
– методологией психолого-педагогического изучения детей и взрослых , имеющих нарушения голоса;
– практическими навыками психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с нарушениями голоса;
– проводить диагностическое обследование и анализ педагогической документации. В результате изучения данного курса студенты должны знать:
– этиологию, механизм, структуру речевых нарушений у разных категорий детей и взрослых с нарушениями голоса;
специфику психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями голоса;
особенности нарушения голоса у лиц вокальных и речевых профессий;
– принципы и направления коррекционного воздействия в разные возрастные периоды при различных нарушениях голоса. При успешном завершении обучения по разделу «Нарушения голоса» студенты приобретают умения:
– проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
– изучать медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию;
– выявлять голосовые нарушения и определять структуру их дефекта;
– диагностировать голосовые расстройства и определять первичность и вторичность ведущего нарушения;
– определять специфические психологические особенности у лиц с дисфониями;
– консультировать родителей, имеющих детей с различными – сложными комбинированными дефектами, включающими нарушения голоса;
определять вид и тип специального коррекционно-образовательного учреждения для разных групп детей с речевыми отклонениями;
- планировать и осуществлять коррекцию нарушений голоса;
–проводить профилактическую работу по предупреждению нарушений голоса;
– пропагандировать логопедические занятия, необходимые для профилактики, своевременной коррекции речевых и голосовых нарушений
Объем в ЗЕ: ______4 кредит___________________________
Время изучения: курс__4 __________семестр___8______________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Возрастная анатомия и физиология, Педагогика, Психология, Психопатология, Невропатология. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Организация и планирование логопедических занятий, Индивидуальные формы логопедической работы, Коррекция произносительной стороны речи. Групповая принадлежность ОМ:
профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
- Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
- Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности;
- Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- Осуществление профессиональной деятельности.
- Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: контрольный устный и письменный опрос; тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа);
2 уровень сложности: конспектирование, планирование и анализ конспектов занятий;
3 уровень сложности: реферирование, моделирование социально-педагогических ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)
50/50 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Акустические параметры голоса. Теории голосообразования
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 3
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное
состояние проблемы
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Анатомо-физиологические основы голосообразования Значение дыхания и голосообразования
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Исследования голосового
аппарата и голосовой функции
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Развитие и становление голоса в онтогенезе
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
|
Компетенция 1
| Классификация нарушений голоса
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Органические нарушения голоса
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Нарушения голоса при хронических ларингитах
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Восстановление голоса после
удаления гортани
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Функциональные расстройства голосового аппарата (гипотонусные , гипертонусные
нарушения голоса, фонастения)
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предупреждению
рецидивов голосовой патологии
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
итоговое тестирование
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Профессиональные нарушения голоса
| Лекции
| 22
| 42
| 8
| Практические/семинарские
| 40
| 40
| 8
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
зачет
|
|
| 8
| Общий объем часов по дисциплине
| 62
| 82
|
|
Очно-заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Профессиональные нарушения голоса
| Лекции
| 12
| 60
| 10
| Практические/семинарские
| 20
| 52
| 10
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
зачет
|
|
| 10
| Общий объем часов по дисциплине
| 32
| 112
|
|
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Профессиональные нарушения голоса
| Лекции
| 4
| 70
| 10
| Практические/семинарские
| 8
| 60
| 10
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
|
|
| 10
| Общий объем часов по дисциплине
| 12
| 130
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия и семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Акустические параметры голоса. Теории голосообразования. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное
состояние проблемы
| 6
|
| 12
| 2.
| Анатомо-физиологические основы голосообразования Значение дыхания и голосообразования Исследования голосового аппарата и голосовой функции
| 6
|
| 12
| 3.
| Развитие и становление голоса в онтогенезе
| 6
| 4
| 12
| 4.
| Классификация нарушений голоса Органические нарушения голоса
| 4
| 4
| 12
| 5.
| Нарушения голоса при хронических ларингитах Восстановление голоса после удаления гортани
|
| 10
| 12
| 6.
| Функциональные расстройства голосового аппарата (гипотонусные , гипертонусные
нарушения голоса, фонастения)
|
| 10
| 12
| 7
| Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предупреждению
рецидивов голосовой патологии
|
| 12
| 10
|
|
| 22
| 40
| 82
|
Очно-заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия и семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Акустические параметры голоса. Теории голосообразования. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное
состояние проблемы
| 4
|
| 26
| 2.
| Анатомо-физиологические основы голосообразования Значение дыхания и голосообразования Исследования голосового аппарата и голосовой функции
| 4
|
| 26
| 3.
| Развитие и становление голоса в онтогенезе Классификация нарушений голоса Органические нарушения голоса Нарушения голоса при хронических ларингитах Восстановление голоса после удаления гортани
| 4
|
| 26
| 4.
| Функциональные расстройства голосового аппарата (гипотонусные , гипертонусные
нарушения голоса, фонастения)
|
| 10
| 26
| 5.
| Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предупреждению
рецидивов голосовой патологии
|
| 10
| 26
|
|
| 12
| 20
| 112
|
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия и семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Акустические параметры голоса. Теории голосообразования. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное
состояние проблемы
| 4
|
| 34
| 2.
| Анатомо-физиологические основы голосообразования Значение дыхания и голосообразования Исследования голосового аппарата и голосовой функции
| 2
|
| 32
| 3.
| Развитие и становление голоса в онтогенезе Классификация нарушений голоса Органические нарушения голоса Нарушения голоса при хронических ларингитах Восстановление голоса после удаления гортани
|
| 4
| 32
| 4.
| Функциональные расстройства голосового аппарата (гипотонусные , гипертонусные
нарушения голоса, фонастения) Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предупреждению
рецидивов голосовой патологии
|
| 4
| 32
|
|
| 6
| 8
| 130
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Акустические параметры голоса. Теории голосообразования
| Понятия о высоте, силе, тембре - объективных характеристиках голоса. Явления резонанса в голосовом аппарате - возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Значение верхних и нижних резонаторов в создании защитного механизма голосового аппарата возвратного импеданса. Активизирующая роль верхних резонаторов фонаторной функции голосовых складок. Звуковой объем голоса, динамический диапазон. Способы подачи голоса. Теории голосообразования (миоэластическая. нейрохронаксическая, резонаторная)
| Акустические параметры голоса. Теории голосообразования
|
| 2.
| Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное
состояние проблемы
| Значение трудов отечественных и зарубежных ученых: ,Ю.С.Василенко, Д.К.Вильсона, Г.Гутцмана, В.Г.Ермолаева Ф.Ф.Заседателева, И.И.Левидова, И.Максимова, Е.Н.Малютина Л.Д.Работнова, М.И.Фомичева - для развития фониатрии и изучения физиологии голоса. Значение фнопедии как физиологичного и дающего устойчивый положительный результат метода реабилитации лиц с нарушениями голоса. Современное состояние проблемы
| Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное
состояние проблемы
|
| 3.
| Анатомо-физиологические основы голосообразования Значение дыхания и голосообразования
| Анатомо-физиологические основы голосообразования. Строение голосового анализатора. Периферический отдел. Резонаторы. Типы физиологического дыхания - грудной, брюшной, смешанный. Отличие, фонационного дыхания в количестве дыхательных движений в минуту, продолжительности выдоха и самого способа дыхания. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации. Особенности физиологического и фонационного дыхания
| Анатомо-физиологические основы голосообразования Значение дыхания и голосообразования
|
| 4.
| Исследования голосового
аппарата и голосовой функции
| Методы исследования - клинические, инструментальные, педагогические наблюдения. Ларингоскопическое исследование гортани, определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани, продолжительности фонации. Глоттография - анализ качества смыкания голосовых складок по электрическому сигналу. Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений. Слуховая оценка основных характеристик голоса в ходе исследования. Подбор речевого материала для обследования голосовой функции. Время максимальной фонации
| Исследования голосового
аппарата и голосовой функции
|
| 5.
| Развитие и становление голоса в онтогенезе
| Формирование голоса в зависимости от строения тела, эндокринной и психической сферы. Период мутации голоса у детей, стадии мутации. Изменения голоса в собстсвенно мутационной стадии. Признаки затянувшейся и патологической мутации - изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса. Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период
| Развитие и становление голоса в онтогенезе
| Составить схему развития голоса в онтогенезе
| 6.
| Классификация нарушений голоса
| Принципы классификации нарушений голоса. Классификация по степени выраженности голосового нарушения. Этиологическая классификация. Функциональные и органические голосовые нарушения. Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани - гипотонусного и гипертонусного, фонастении
| Классификация нарушений голоса
| Обследование детей с нарушениями голоса.
| 7
| Органические нарушения голоса
| Нарушения голоса при образованиях гортани ( узелки. Полипы, папилломатоз). Особенности логопедической работы. Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от фиксации парализованной голосовой складки. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации
| Органические нарушения голоса
| Дифференциальная диагностика голосовых расстройств
| 8
| Нарушения голоса при хронических ларингитах
| Компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная формы хронических ларингитов. Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса
| Нарушения голоса при хронических ларингитах
| особенности физиологического и фонационного дыхания
| 9
| Восстановление голоса после
удаления гортани
| Структура дефекта при состояниях после удаления гортани -анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи. Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы. Цели и задачи каждого этапа занятий. Методика С.Л.Таптаповой. Восстановление голоса с использованием электрогортани и протезирования.
Нарушения голоса после частичных резекций гортани. Приемы коррекции голоса за счет компенсаторных возможностей сохранной половины гортани
| Восстановление голоса после
удаления гортани
| Составить карточки гигиенического и вибрационного массажа
| 10
| Функциональные расстройства голосового аппарата (гипотонусные , гипертонусные
нарушения голоса, фонастения)
| Клиническая картина и характеристика нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани. Необходимость активизации нервно-мышечного аппарата и коррекции дыхания. Последовательность этапов логопедического воздействия.
Причины и картина нарушения при гипертонусных состояниях голосового аппарата. Методика работы, направленная на восстановление координации внутренних и наружных мышц гортани, дыхания и фонации.
Функциональная афония (психогенная). Причины нарушения и особенности развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств. Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса. Значение рациональной психотерапии. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе. Постановка голоса как привентивные мероприятия при психогенных расстройствах и фонастениях
| Функциональные расстройства голосового аппарата (гипотонусные , гипертонусные
нарушения голоса, фонастения)
| Подобрать упражнения для обследования речевого и фонематического слуха
| 11
| Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предупреждению
рецидивов голосовой патологии
| Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса
| Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предупреждению
рецидивов голосовой патологии
| конспект индивидуального занятия
|
Основные понятия
- Этиология нарушений голоса;
- классификация по:
- степени выраженности;
- форме
- акустическим характеристикам
- характеру нарушения;
- характеристика отдельных форм;
- структура нарушения голоса;
- комплексный подход;
- принципы коррекционной работы;
- этапы и содержания коррекционной работы
|