Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
страница1/5
Дата публикации25.01.2015
Размер0.59 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»

«Утверждаю» «Утверждаю»

Проректор по учебной работе Зав. кафедрой зарубежной истории

МГГУ им. М.А. Шолохова Проф. И.Г. Жиряков

Замолоцких Е.Г. ___________________

______________________ Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

Учебно-методический комплекс

по модулю Б3. В5 «Основы историографии»

Факультет: Исторический

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Кафедра: Зарубежной истории

Составитель: проф. В.В. Суховерхов

Москва - 2012

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю: зав. кафедрой

Зарубежной истории

проф. И.Г. Жиряков

Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_30_» __августа___2012 г.

I. ПРОГРАММА МОДУЛЯ Б3. В5 «Основы историографии»

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Историческое образование

Составитель: __проф. В.В. Суховерхов

Москва - 2012

1. Пояснительная записка

Профиль «Историческое образование» обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – бакалавра педагогического образования предусматривает выделение необходимого времени для базовой подготовки и освоения учебного предмета «Основы историографии» в объёме, достаточном для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО).

Основные цели и задачи курса

Цель изучения дисциплины «Основы историографии» состоит в том, чтобы:

а) дать студентам обобщённое представление об основных исторических направлениях и школах в странах Западной Европы и Америки в Новое и Новейшее время;

б) стимулировать научное мышление студентов, обучить самостоятельной работе с оригинальными трудами историков;

в) подготовить к дальнейшей преподавательской деятельности в различных образовательных учреждениях.

Задачи изучения дисциплины «Основы историографии» следующие:

1) рассмотреть и проанализировать, исходя из принципа историзма, в хронологической последовательности, исторические воззрения, присущие основополагающим направлениям исторической мысли и школам;

2) дать сравнительный анализ их идей и оценку вклада в историческую науку;

3) установить теоретическую преемственность идей, концепций и доктрин прошлого с современными;

4) определить наличествующую адекватность идей с существующими общественно–политическими реалиями.

Объём в ЗЕ: 2

Время изучения: курс 4, семестр 7 — (12ч. – лекц; 20ч. – практ.)

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

1. История

2.История политических учений

3.История философии

4.История науки и литературы

Данный модуль является базовым для изучения следующего ОМ:

1. «Основы историографии»

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК Пед (И) Б-05-И-06.

2. — современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК Пед (И) Б-05-И-07.

3. — возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса. ПК Пед (И) Б-05-И-08.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф07ПО (И) Б-03/006.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф07ПО (И)Б-03/007.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф07ПО (И) Б-03/008.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф08ПО (И) Б-03/001.

5. Подготовка учебно–методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Ф08ПО (И) Б-03/002.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс–метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3. Тренинговая технология.

4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

1. Групповой тренинг.

2. Решение ситуационных задач.

3. Деловая игра.

4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

1. Лекция как форма контекстного обучения.

2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на исключение лишнего; письменный опрос.

2 уровень сложности: Дискуссия, реферирование, конспектирование, аннотирование.

3 уровень сложности: Курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико–ориентированных форм учебной работы:

40/60 % — мировоззренческий кластер.

Тематический план практических занятий для очной формы обучения

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр) Тема Лекции (групповая работа) Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа) Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа) Самостоятельная работа (индивидуальная работа) Контроль

Компетенция 1

Тема 1.

Историография как предмет изучения и составная часть исторического образования. Её место в системе гуманитарных дисциплин

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа); тесты с заданиями на исключение лишнего; письменный опрос.

Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Конспекты, презентации Задания 1 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 2.

Гуманистическая истор историография

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 3.

Историография Просвещения

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Тема 4.

Историография романтизма Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 5.

Позитивизм

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)

Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

2. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения

Факультет /

направление Название модуля Вид учебной работы Кол-во часов Семестр

Аудитор-

ные Самост

. работа

Исторический / 050100 – Педагогическое образование Основы историографии Лекции 12 40 7

Практические/семинарские 20 7

Лабораторные –

Консультации –

Курсовые / рефераты –

Контрольные работы –

Итоговый контроль

Зачет

Экзамен

7

Общий объем часов по дисциплине 32 40 72

Заочная форма обучения

Факультет /

направление Название модуля Вид учебной работы Кол-во часов Семестр

Аудитор

ные Самост. работа

Исторический / 050100 - Педагогическое образование Основы историографии Лекции 4 60 10

Практические/семинарские 8

Лабораторные –

Консультации –

Курсовые/рефераты –

Контрольные работы –

Итоговый контроль

Зачет

Экзамен

9

Общий объем часов по дисциплине 12 60 72

3. Содержание модуля / дисциплины

3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа

1. Историография как предемет изучения и составная часть исторического образования. Её место в системе гуманитарных дисциплин 2 5

2. Гуманистическая истор историография 2 4 5

3. Историография Просвещения 4 8 10

4. Историография романтизма 2 4 10

5. Позитивизм 2 4 10

Итого: 12 20 40

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа

1. Историография как предмет изучения и составная часть исторического образования. Её место в системе гуманитарных дисциплин.

Основные направления в в историографии 4 8 60

3.2. Содержание разделов ОМ / УД

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Содержание раздела Тематический план лекционных занятий Тематический план практических занятий

1. Историография как предмет изучения и составная часть исторического образования. Её место в системе гуманитарных дисциплин Вводная лекция. 1. Основные школы и направления исторической мысли в Западной Европе и Америке Общая характеристика.

2. Гуманистическая историография Италия XIV–XV вв.

«Политико–риторическая школа». Флорентийский гуманист Леонардо Бруни (Аретино) (1370–1444). «История Флоренции» и её политическая идея. Увлечение риторикой. «Эрудитская критическая школа». Флавио Биондо (1392–1463). «Декады истории со времени падения Римской империи». Принципы критики источников.

1.«Политико–риторическая школа». 2.Флорентийский гуманист Леонардо Бруни (Аретино) (1370–1444). «История Флоренции» и её политическая идея.

3.«Эрудитская критическая школа». Флавио Биондо (1392–1463). «Декады истории со времени падения Римской империи».

4.Принципы критики источников.

3. Историография Просвещения Западная Европа и Северная Америка в XVIIIв. 1. Англия. Дж. Локк (1632–1704) и компромисс 1688г. «Два трактата о правлении».

2. Италия. Чезаре Беккариа (1738–1794). «О преступлениях и наказаниях».

3.Германия. Историко–философская мысль: общая характеристика. Кант (1724–1804). Исторические взгляды Гёте (1749–1832), Шиллера (1759–1805), Гердера (1704–1803).

4.Северная Америка. Франклин (1706–1790). Джефферсон (1743–1826). Пейн (1737–1809). Общая характеристика исторического творчества.

5.Франция.

а). Монтескьё (1689–1755). О причинах величия и падения римлян», «О духе народов».

б). Вольтер (1694–1778). Общая характеристика исторического творчества. «Опыт о нравах народов и о главных исторических событиях».

в). Руссо (1712–1778). «О причинах неравенства».

1. Англия. Дж. Локк (1632–1704) и компромисс 1688г. «Два трактата о правлении».

2. Италия. Чезаре Беккариа (1738–1794). «О преступлениях и наказаниях».

3.Германия. Историко–философская мысль: общая характеристика. Кант (1724–1804). Исторические взгляды), Гердера (1704–1803).

4.Северная Америка. Пейн (1737–1809). Политико–правовые взгляды

5.Франция.

а). Монтескьё (1689–1755). О причинах величия и падения римлян», «О духе народов».

б). Вольтер (1694–1778). Общая характеристика исторического творчества. «Опыт о нравах народов и о главных исторических событиях».

в). Руссо (1712–1778). «О причинах неравенства».

4. Историография романтизма Франция XVIII–XIXвв. 1. Возникновение романтической историографии.

2. Консервативная реакция на Французскую революцию. Ж. де Местр (1753–1821). Л. де Бональд (1754–1840). Ф. де Шатобриан (1768–1848). 3.Либеральная школа историков периода Реставрации. Тьерри (1795–1856). Гизо (1787–1874). Минье (1796–1884).

1. Консервативная реакция на Французскую революцию. Ж. де Местр (1753–1821). Л. де Бональд (1754–1840). Ф. де Шатобриан (1768–1848).

2.Либеральная школа историков периода Реставрации. Тьерри (1795–1856). Гизо (1787–1874). Минье (1796–1884

5. Позитивизм Англия и Франция в XIXв. 1. Англия. Г. Спенсер (1820–1903). «Основные начала». Развитие исторической науки. Оксфордская и Кембриджская школы. Г. Бокль (1821–1862). «История цивилизации в Англии». У. Лекки (1838–1903).

2. Франция. О. Конт (1798–1857). «Курс позитивной философии». И. Тэн (1828–1893).

Основные понятия

• Автономия; анархизм; гражданское общество; государственное устройство; демократия; индустриализация; индустриальное общество; классы; консерватизм; либерализм; марксизм; меморандум; модернизация; парламентаризм; плебисцит; правовое государство; унитаризм; федерализм; электорат.

1. Календарно-тематический план

Факультет: Исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю: Б3. В5 «Основы историографии»

Форма обучения: __очная______

Курс____4, семестр 7__________

направление Наименования разделов Всего часов лекции практические лабораторные Самостоятельная работа Календарные сроки выполнения

050100 – Педагогическое образование Историография как предмет изучения и составная часть исторического образования. Её место в системе гуманитарных дисциплин.

72 12 20 - 40 сентябрь–ноябрь 20..? г.

Историография как предмет изучения и составная часть исторического образования. Её место в системе гуманитарных дисциплин.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии»
...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической...
...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «история древних цивилизаций»....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв12 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Культура античного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв12 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Мифология древних...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 10 050401, «Культура античного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Запада в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 1 «История западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск