Скачать 225.76 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины «Стратегические компетенции менеджера» для специальности 080504.65 « Государственное и муниципальное управление» Автор: к.соц.н., доцент Климова А.В. aklimova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Теории организаций «30» августа 2011 г. Зав. кафедрой Н.Л. Иванова Рекомендована секцией УМС факультета государственного и и муниципального управления «__ » _______ 2011 г. Председатель В.В. Киселева Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления « » 2011 г. Ученый секретарь Л.М. Симонова ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление», специализации «Консультационная деятельность служб управления персоналом», изучающих дисциплину «Стратегические компетенции менеджера» как дисциплину специализации. Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплиныЦель учебной дисциплины «Стратегические компетенции менеджера»: - развитие аналитического мышления и привитие практических навыков профессионально ставить и решать задачи инновационного развития организации на основе знаний основных особенностей процессов управления и необходимых компетенций менеджера, обеспечивающих достижение сформулированных целей стратегического развития организации, как в настоящем, так и в будущем. Данная учебная дисциплина должна убедить студентов в том, что лишь знание основных компетенций и способность их практического применения обеспечат как эффективную работу менеджера, так и его профессиональный и карьерный рост в организации. Для успешной реализации поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- что должен делать менеджер, занимающийся стратегическим менеджментом? - как разработать стратегию организации, обеспечивающую ее победу на рынке? - какие проблемы стоят перед организацией при анализе внешней турбулентной среды в сфере деятельности? - что входит в реализацию стратегии и как менеджер должен трансформировать стратегию в практические результаты и действия?
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы.Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и является дисциплиной специализации. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Стратегический менеджмент», «Профессиональная карьера менеджера: путь к личной эффективности», «Теория организаций». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
6.1. Критерии оценки знаний, навыковНа зачете студент должен продемонстрировать знания: - приемов анализа проблем и подготовки решений, обеспечивающих достижение установленных целей; - различных подходов к оценке индивидуальных компетенций менеджера и особенностей коллективных (командных) компетенций и компетенций организации в целом для обеспечения ее победы на рынке; - методов управления компетенциями (менеджмент компетенций) с целью создания команд, способных решать инновационные задачи; - особенностей индивидуальных, коллективных (командных) и организационных компетенций менеджера и особенностей реализации профессиональных компетенций в органах государственного и регионального управления; 7. Содержание дисциплины Тема 1. От отдела кадров к управлению человеческими ресурсами – 2 часа. Общие положения. Немного истории. Чем отличается руководство от управления? Развитие понятия «менеджер по управлению персоналом». Управленческие позиции менеджера. Роль и важность нематериальных активов организации. Почему оправдывается внимание к активам? Стратегия организации и необходимость в активах. Определение разрывов в активах организации. Программы развития нематериальных активов. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Компетенция – центральное понятие в управлении человеческими ресурсами - 4 часа. Некоторые определения понятия «компетенция». Появление понятия «компетенция» в сфере труда. Как компетенция пришла в УЧР? Различие целей и национальных моделей. Преимущества и ограничения подходов, основанных на компетенциях. Пути взаимодействий между стратегией и УЧР: вопрос организационных компетенций. Стратегическое прочтение понятия «компетенции». Определение компетенций с точки зрения человеческих ресурсов. Процессы взаимодействия между индивидуальными, коллективными и организационными. Основа методологии развития компетенций. Как установить сотрудников, владеющих стратегическими компетенциями организации? Понятие портфеля компетенций. Разделение и распространение компетенций. Пример управления человеческими ресурсами через компетенции. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 3. Коллективные компетенции: особенности формирования и работы команд менеджеров – 4 часа. Общие положения. Различия между группой и командой. Рабочие команды: вчера и сегодня. Ключевые условия формирования коллективной компетенции. Что лежит в основе поведения в рамках командной роли? Источники снижения компетенции команды. Характерные признаки для исполнителей основных ролей в командах. Пути и формы формирования коллективной компетенции. Специфика команд служащих. Практический пример: коллективные компетенции команд «виртуозов». Отбор звезд. Как наращивать коллективную компетенцию? Основная литература
Дополнительная литература
Тема 4. Создание ключевых компетенций организации и их использование в стратегическом менеджменте – 4 часа. Общие положения. Новый подход к системе показателей. Понимание сущности ключевых компетенций организации. Основные проблемы при управлении ключевыми компетенциями организации. Ключевые компетенции и процессы управления на высшем уровне. От ключевой компетенции к ключевым продуктам (основные задачи). Ключевые компетенции организации – основа создания нового конкурентного пространства. Креативность и компетенция организации. Умение извлекать уроки из собственных действий. Пять способов разбора результатов. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 5. Индивидуальные базовые компетенции менеджера – 4 часа. Общие положения. Управленческие ошибки менеджера. Оценка процесса управления. Самоорганизация мышления менеджера. Важность умения видеть, анализировать м формулировать проблему. Сущность анализа проблемной ситуации. Патологии в управленческих решениях. Управление как процесс обмена информацией (коммуникационная компетенция). Умение проводить совещание. Ошибки в планировании рабочего процесса. Умение вести деловые переговоры. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 6. Компетенция менеджера: инструменты обеспечения победы организации на рынке – 2 часа. Общие положения. Три способа создания изменений в организации. Инновационная компетенция, компетенция обновления, компетенция стабильности взглядов. Индивидуальные компетенции менеджера при управлении пакетами видов бизнеса; при управлении отдельной бизнес - единицей. Степень свободы действий менеджера. Компетентность менеджера при анализе проблем реализации глобальной стратегии. Новые требования к компетенции менеджера при выборе политической стратегии (в том числе типы политических стратегий). Основная литература
Дополнительная литература
Тема 7. Ключевые компетенции менеджера: анализ внешней и внутренней среды как исходные стратегические составляющие – 4 часа. Модели проведения анализа бизнес – ландшафта. Модель «пяти сил» Майкла Портера. Модель чистой стоимости. Карта бизнес – ландшафта. Понятие макросреды. Сегменты и ключевые элементы макросреды. Методология анализа макросреды. Связь анализа макросреды с разработкой стратегии и ее реализацией. Роль и важность активов. Связь между активами и топ-характеристиками. Классификация активов. Возрастающее значение нематериальных активов. Связь стратегии и активов. Идентификация ключевых активов и оценка их запасов. Определение потребности в нематериальных активах. Критичные аспекты взаимосвязи стратегии и активов. Ограничения. связанные с активами. Мониторинг результатов управления активами. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 8. Компетенция менеджера: определение, разработка и оценивание стратегических альтернатив – 4 часа. Понятие стратегической альтернативы. Типы альтернатив. Определение и разработка альтернативных вариантов. Когда следует заниматься генерированием альтернатив. характеристики отличного альтернативного варианта. Некоторые типичные ошибки при генерировании альтернатив. Инновационные альтернативы. Роль топ-менеджеров в генерировании стратегических альтернатив. Анализ стратегии, добавляющей стоимость. Контрольные тесты для оценки результатов анализа (1 – привлекательность, 2 – устойчивость преимуществ, 3 – перспективы успеха. 4 – оценка прогноза результатов). Степень приемлемости рисков. Допущения – ахиллесова пята формулирования стратегии. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 9. Ключевые компетенции менеджера при управлении стратегическими преобразованиями: связь стратегии и действий – 2 часа. Требования к топ - менеджерам. Анализ организационных топ – характеристик. Оценка степени готовности организации к реализации стратегии. Результаты реализации стратегии с точки зрения заинтересованных сторон (потребители, сотрудники, инвесторы и др.). Стратегические задачи организации: насколько они понятны. Организационные рычаги проектирования. Последовательность реализации изменений. Важность и необходимость трансформации организации. Традиционные связи между стратегией и операциями. Подходы на основе процессов ключевого бизнеса. Реконфигурация ключевых бизнес- процессов. Сценарное планирование будущих бизнес-процессов. Идентификация и отбор процессов ключевого бизнеса. Проектирование новых процессов. Оценивание текущих процессов и анализ разрывов (что есть и что необходимо). Планирование перехода к будущему. Лидерство и его связь со стратегией. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 10. Как превратить великолепную стратегию в прекрасные результаты – 2 часа. Разрыв между стратегией и результатом. Потери при от слов к делу. Безразличие к результатам деятельности. Как сократить разрыв между стратегией и результатом (семь правил). Универсальной стратегической формулы не существует. Объединение сильных сторон противоречивых явлений: рост и контроль расходов; удовлетворение запросов потребителей и опережение соперников; стратегия и гибкость тактики; более низкие цены и более высокое качество. Балансирование крайностей. Основная литература
8. Образовательные технологииПри чтении учебного курса используются различные виды учебной работы: лекционные и семинарские занятия, доклады студентов с последующим обсуждением. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.Примерные темы письменных работ (реферат).
Требования к написанию письменной работы (реферат): В реферате должны быть сформулированы: актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. Содержание работы оценивается по следующим основным критериям: самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников, логика в изложении материала работы, критический анализ предлагаемого материала, наличие выводов, которые должны содержаться в заключении работы. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок. Работа должна быть представлена в машинописном виде объемом не более 15-17 страниц (кегль Times New Roman 12 через 1,5 интервала). Титульный лист работы должен содержать название дисциплины, ФИО автора, курс и номер группы. В списке литературы приводятся данные об авторах и названия работ, которые стали объектом рассмотрения в реферате. Список литературы должен содержать не менее 5 источников. Постраничные ссылки на литературу обязательны. Тему реферата студенты определяют из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. Если студент самостоятельно выбирает тему, то она предварительно согласуется с преподавателем. Реферат оценивается максимально в 10 баллов. Проверяются работы, представленные в установленный срок сдачи реферата в письменном виде. В исключительных случаях по согласованию с преподавателем работу можно прислать по электронной почте с последующим представлением письменной формы. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Текущий контроль осуществляется во время лекционных и семинарских занятий при обсуждении различных вопросов учебного курса, выполнения индивидуальных заданий (доклады и обсуждения), промежуточный контроль –реферат. Итоговый контроль: зачет. Итоговая оценка складывается на основании активности студентов на занятиях, написании эссе, ответа на зачете по 10-ти балльной системе. Wакт. сз.=0,2, Wреф. = 0,2, Wзач.=0,6. Расчет итоговой оценки: Оср(окр)=Оакт*Wакт(0,2)+ О реф.*Wреф.(0,2) +Озач.* Wзач.(0,6) Студент имеет возможность пересдать предмет. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Основная литература
Дополнительная литература
Во время занятий используются ноутбук и проектор для демонстрации слайдов по курсу, презентаций студентов во время семинарских занятий. Автор программы: А.В. Климова |
Программа дисциплины Экономика и управление в отраслях социальной... Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста | Программа дисциплины «Мониторинг государственных и муниципальных... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | ||
Программа дисциплины история государственного управления для специальности... Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста | Учебно-методический комплекс для специальности 080504 − Государственное... Общепрофессиональный курс «Информатизация муниципальных органов» предназначен для студентов четвертого курса дневной, вечерней и... | ||
Программа дисциплины «Мотивация и стимулирование персонала организации»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | Учебно-методический комплекс дисциплины управление общественными... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | ||
Программа по дисциплине «Логика» для студентов специальности «Государственное... Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080504 Государственное... Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | ||
Программа дисциплины Нормативно-правовое обеспечение инновационной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | Программа дисциплины Нормативно-правовое обеспечение инновационной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | ||
Программа дисциплины Нормативно-правовое обеспечение инновационной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | Программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | ||
Основная образовательная программа 080504. 65 Направление Государственное... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки 080504.... | Учебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | Учебно-методический комплекс дисциплины исследование систем управления... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) |