«Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 275.48 Kb.
Название«Безопасность жизнедеятельности»
страница1/3
Дата публикации17.11.2014
Размер275.48 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт фундаментального психолого-педагогического образования

Кафедра анатомии, физиологии и валеологии


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для специальности «050201 – Математика

ОПД.Ф.06 – Общепрофессиональные дисциплины

(федеральный компонент)



Очная форма обучения

Курс –2

Семестр –3

Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции –18

практические занятия – 18

самостоятельная работа – 36

Зачет – 3 семестр
Заочная форма обучения

Курс –2

Семестр –3

Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции –6

практические занятия – 2

самостоятельная работа – 64

Зачет – 3 семестр



Екатеринбург 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»
ФБГ ОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 16 с.
Составитель: Чернов Даниил Евгеньевич, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ, канд. пед. наук.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ
Протокол № 1 от 27.10.2011 г.

Зав. кафедрой ___________ С.Н. Малафеева
1. Пояснительная записка
Вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства приобретают все большее значение. Содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях обитания, при этом решается триединая задача, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания, принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьёзную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследований, учитывающих существенные особенности действительности, т.е. содержит компоненты общей науки о безопасности.

Структурно программа состоит из трех содержательных линий: теоретические основы дисциплины, чрезвычайные ситуации социального характера и проблемы национальной и международной безопасности России.

Дисциплина является комплексной, так как включает социальные, медико – биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.

В программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения», «Об обороне», «Концепция национальной безопасности» и других.
Цель дисциплины

Формирование у студентов знаний, умений и навыков, по обеспечению безопасности в повседневной жизни, в экстремальных, угрожающих и чрезвычайных ситуациях; на воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; на по­лучение студентами основополагающих знаний и умений, которые позволят им не только распознавать и оценивать опасные ситуации, факторы риска среды обитания, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

- ознакомиться с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни и трудовой деятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

- освоить правила и навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- понять причины возникновения и масштабы новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

- сформировать и развить навыки оценки обстановки и принятия целесообразных решений.
Курс осуществляет следующие функции:
- образовательную (вооружение студентов системой знаний, навыков и умений);

- воспитательную (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции);

- развивающую (формирование творческого мышления);

- психологическую подготовку к успешной деятельности в современной техносоциальной среде.

Основными методами изучения курса являются: лекции, активный диалог с группой, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов, написание и защита реферативных работ.

1.1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к профессиональному циклу, его базовой части ФГОС ВПО.

Рабочая учебная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к минимуму содержания и уровню подготовки направления ООП «050100 – Педагогическое образование».

Для усвоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студенты должны иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Владение математическим аппаратом решения задач имеет значение успешности усвоения материала при изучении таких вопросов безопасности жизнедеятельности как «Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях». Знания основ экономики необходимо при изучении социально-экономических последствий воздействия опасных и вредных факторов среды обитания, оценке страховых рисков.

Пререквизитом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является курс школьных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология»

Дисциплина предназначена для студентов 2 курса, изучается в 1-ом семестре.
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК)


  • ОК- 1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • ОК-11 – готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • ОК - 12 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

  • ОК – 15 - способностью понимать движущиеся силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • ОК – 16 - способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.


В области педагогической деятельности:


  • ПК – 1 – способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

  • ПК – 3 – готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • ПК – 8 – готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности;

  • ПК-10 - способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы;

  • ПК – 13 – способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования:


Образовательные методики (формы проведения занятий)


  • Лекции с опорой на самостоятельно проработанные источники информации по проблеме

  • Семинары с применением активных форм обучения

  • Самоподготовка

  • Индивидуальные и групповые консультации

  • Круглый стол

  • Работа в малых группах, групповые обсуждения


Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Устный опрос (УО)

  • УО-1 – собеседование,

  • УО-2 – коллоквиум,

  • УО-3 – зачет.


Письменные работы (ПР)

  • ПР-1 - тесты,

  • ПР-2 - контрольные работы,

  • ПР-3 - эссе,

  • ПР-4 - рефераты,

  • ПР-6 - научно-учебные отчеты по практикам,

  • ПР-7 - отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС).


Технические формы контроля.

  • ТС-1 - программы компьютерного тестирования,

  • ТС-2 - учебные задачи,

  • ТС-3 - комплексные ситуационные задания и т.д.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Методологические основы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

  • Принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях (ЧС).

  • Понимать сущность и значение информационных процессов, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

  • Государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  • Права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

  • Российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее структуру и задачи.

  • Характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения.

  • Формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодежи.


Уметь:

  • Организовать взаимодействие с детьми и подростками и взрослым населением в локальных опасных и чрезвычайных ситуациях. Применять своевременные меры по ликвидации их последствий.

  • Владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных ЧС.

  • Грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе, повседневной жизни; организовывать спасательные работы в условиях ЧС различного характера.


Владеть:

  • Приемами защиты детей, подростков и населения в различных чрезвычайных ситуациях (аварии, катастрофы, стихийных бедствиях, террористических актов и т.д.).

  • Приемами профилактики опасных ситуаций (природного и криминального характера).

  • Приемами оказания первой медицинской помощи.

  • Средствами индивидуальной защиты.


«Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях «Возрастной физиологии и здорового образа жизни (ЗОЖ)» и может быть использована при изучении дисциплин связанных с социальными, медико-биологическими, экологическими, технологическими, правовыми и междуна­родными аспектами.

2. Учебно – тематическое планирование
2.1 Учебно – тематический план очной формы обучения




Наименование раздела, темы

Всего трудоем-

кость

Аудиторные занятия

Самост. работа

Всего

Лекции

Практи-

ческие

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Цель, задачи предмета. Концепция национальной безопасности. Основные законы



5

2

2

1

3

2

1.2. Классификация ЧС мирного времени. Российская система редупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

6

3

2

1

3

3

1.3. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения

6

3

2

1

3

4

1.4. Классификация ЧС техногенного происхождения

6

3

2

1

3

5

1.5. Основы пожарной безопасности

6

3

2

1

3

6

2.1. Криминогенная опасность. Правила поведения. Зоны повышенной опасности

6

3

1

2

3

7

2.2. Социальные ЧС. Толпа. Паника. Правила безопасного поведения

6

3

1

1

3

8

2.3. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения

6

3

1

2

3

9

2.4. Экономическая, продовольственная, информационная безопасность

6

3

1

2

3


10

Гражданская оборона и ее задача

5

2

2

2

3

11

Организация защиты населения в мирное и военное время. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Коллективные защитные сооружения (КЗС). Организация ГО в ОУ

7

4

1

2

3

12

Общественная опасность терроризма и экстремизма. Антитеррористическая безопасность в ОУ. Действия педагогов и учащихся

7

4

1

2

3




ИТОГО

72

36

18

18

36


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности
...
«Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
«Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
«Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,...
«Безопасность жизнедеятельности» iconПрограмма курса «Безопасность жизнедеятельности»
В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности...
Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск