Скачать 186.63 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена на основании учебного плана МОБУ «Нестеровская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с которым на изучение курса ОБЖ в 5-9 классах отводится по 35 часов в год (1 час в неделю), в10-11 классах по 68 часов в год (2 часа в неделю: 1 час из федерального компонента и 1 час добавлен из регионального компонента) и авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова под редакцией А.Т. Смирнова (Программы общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Основными целями изучения курса ОБЖ в МОБУ «Нестеровская СОШ» являются:
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим. На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний: -I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения; -II ступень (уровень 1: 1-4-й классы; уровень 2: 5-9-й классы; уровень 3: 10-11-и классы) - средняя общеобразовательная школа; -III ступень (уровни 4,5,6,7) - профессиональные учебные заведения; -IV ступень (уровни 8,9,10) - ВУЗы. Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах. Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 - 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются: • проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон; • последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
• овладение навыками ЭРП, ИВЛ; • ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
• обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;
Образовательная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, приложения к программе. В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени. С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ. Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений. Выпускник должен: Знать/понимать: * основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
Уметь:
* оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях: * пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом. респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты: « вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; » действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
« обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помогли Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать: основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта; организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом; •основные принципы здорового образа жизни; •правила оказания первой медицинской помощи; •основы обороны государства и военной службы; •боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации. Выпускники старших классов должны уметь: •предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; •грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации; •оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; •выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.); •пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств. Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание тем учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов Основные разделы (модули) тематического плана для 5 класса.
Основные разделы (модули) тематического плана для 6 класса.
Основные разделы (модули) тематического плана для 7 класса.
Основные разделы (модули) тематического плана для 8 класса.
Основные разделы (модули) тематического плана для 9 класса.
Основные разделы (модули) тематического плана для 10 класса.
Основные разделы (модули) тематического плана для 11 класса.
Критерии оценки ответов обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности. 1.Устные ответы: «5» - Ответ полный, уверенный, без уточнений. Ученик хорошо ориентируется в данном материале, отвечает на вопросы по теме. «4» - Ответ полный, с несущественными замечаниями. Ученик может ответить не на все дополнительные вопросы. «3» - Ответ не полный, с уточнениями и дополнениями. Ученик путается в ответах на дополнительные вопросы. «2» - Ученик отказывается отвечать совсем или пропускает основные (важные) моменты в данном вопросе. Не отвечает на дополнительные воп росы. 2. Письменные ответы:
Критерии и нормы оценки ЗУН. Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания. 1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов. 2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов. 3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45-69% от максимально возможного количества баллов. 4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов. Контроль качества образования по курсу ОБЖ. Для 5, 6, 7, 8 классов. проведение тестирования по пройденному материалу; самостоятельные работы; семинары, круглые столы; зачеты; сообщения учащихся по тематике. Для 9,10, 11 классов. тестирование рефераты и их защита (9, 10. 11 класс): самостоятельные работы, семинары (9, 10, 11 класс); уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим (9, 11 класс). |
Рабочая программа по химии составлена на основе программы курса химии... О. С. Габриелян, М.: Дрофа 2011г и учебного плана мбоу «Средняя общеобразовательная школа №22» | Рабочая программа по окружающему миру и обж 1 класс Обж для 1 класса разработана на основе: примерных программ для начальной школы федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по черчению составлена на основании базисного учебного... «Сабская средняя общеобразовательная школа» Волосовского муниципального района Ленинградской области | Рабочая программа по обж для 11 класса рабочая программа составлена... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №597 | ||
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Приказом директора мкоу «Новенская средняя общеобразовательная школа» от 28. 08. 12 №15 «Об утверждении учебного плана» | Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на... Учебного плана мбоу «Бухарайская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год | ||
Влияние магнитной воды на рост и развитие растений Автор: Нусс Юлия... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, утвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом №4... | Рабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным... Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа к учебному курсу по технологии для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного стандарта... | Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена... Э. Д. Дронов, А. Г. Аркадьев. Москва, «Дрофа», 2011г., а также учебного плана моу «Верхнекондратинская средняя общеобразовательная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа к учебному курсу по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного... | Рабочая программа (наименование, составитель) Учебно– методическое сопровождение учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Рабочая программа учебного предмета география мбоу «Тюгеевская средняя... «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации... | Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на... Э. Д. Дронов, А. Г. Аркадьев. Москва, «Дрофа», 2009г.), а также учебного плана моу «Верхнекондратинская средняя общеобразовательная... | ||
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии... Федерации. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена примерной программы авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д.... | Рабочая программа по математике 7 класс Название предмета: математика... Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... |