Подготовила: библиотекарь МОУ СОШ № 26
Зудина Л.М.
2013 г.
Основной задачей педагогов и школьных библиотекарей является стремление воспитать добрых, отзывчивых, принимающих моральную ответственность за свои поступки учеников, сделать так, чтобы наши дети понимали прекрасное и стремились к нему, были милосердными, творили добро, соблюдали заповеди Божьи. Только в этом случае наше будущее будет добрым и прекрасным. В духовном формировании детей и подростков необходима помощь взрослых, способных выслушать, понять, посоветовать.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кириллна встрече с православной молодёжью сказал:«…Молодёжь – это передняя линия борьбы не только за будущее,но и за самого человека.Если мы вырываем из лап греха молодые души,то мы совершаем великое дело. Мы делаем и будем делать всё для того,чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы такие понятия, как доброта и сила духа, стали бы притягательными для молодёжи».
Очень важную роль в духовном становлении школьника играет библиотека. В Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года указано, что одним из направлений,определяющих роль школьной библиотеки в обществе, является «приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга»
Говоря о роли и месте школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании, необходимо учитывать цели, которые ставит перед собой школа. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру,самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задаём мы себе.
Наша школа работает по программе духовно – нравственного воспитания детей. Целью программы является сохранение духовно-нравственного здоровья школьников. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:
Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально,так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях,обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением школы.
Важно достучаться до подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определённого нравственного уровня. Библиотекарь лечит душу своим словом, советом, поддержкой, лаской.Библиотека должна стать центральным местом воспитания,прежде всего нравственной,творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого,с самого малого.В школе дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам.Уже начиная с 1 класса,при первом посещении библиотеки дети знакомятся с правильным обращением с книгой.В библиотеке постоянно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг,актив библиотеки проводит рейды по проверке учебников.Дети всех возрастов участвуют в ремонте книг.
Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как важного мотива самообразования.
В нашей библиотеке есть небольшой читальный зал, где ребята учатся самостоятельно работать со справочной литературой, выбирать необходимую им информацию. С недавнего времени у нас в библиотеке появился доступ к сети Интернет, а это дополнительный источник знаний. Такая работа развивает творческую активность и исследовательские умения учащихся.
Забота библиотеки заключается в том,чтобы каждый читатель нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в благоприятной обстановке для самообразования, самораскрытия личности.
В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучем по учебно- воспитательной работе. В своей работе стараюсь сочетать различные формы и методы,виды деятельности:игры-викторины,игры-путешествия, КВНы, блиц - турниры, беседы, литературно - музыкальные вечера, конкурсы, книжные выставки различной тематики. С ребятами разговариваю на интересующие их темы: о моде, о любви, о вреде наркотиков, табака, об отношениях со сверстниками и с родителями; стараюсь отвечать на их вопросы, помогать решать их проблемы.
Пропагандировать книгу,активно применять различные формы работы,очень интересно и эффективно,потому что это оживляет библиотечные мероприятия, усиливает интерес детей к чтению книги,так как книга даёт возможность расширять свой кругозор, повышать свой интеллект,т.е. развиваться всесторонне.
Одним из важных направлений работы школьной библиотеки-это работа с художественной литературой,т.к. именно художественная литература воспитывает в человеке такие качества как справедливость, доброта, сострадание, понимание, любовь к своей Родине, уважение к её истории.
Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека.
Духовно- нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции(способности к различению добра и зла), нравственного поведения. Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики прочитывают только обязательный программный минимум по литературе, о середнячках и того не скажешь.Поэтому библиотекарю необходимо активно работать, нести книгу читателю, стремясь, чтобы это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика, иначе потеря интереса к чтению ведёт к духовной неграмотности.
Председатель правительства Д.А. Медведев сказал: «Воспитание традиций чтения – это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека».
Главное – вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом.
Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа.
В нашей школе проводятся свои традиционные праздники:
сентябрь (День знаний);
октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);
октябрь (Акция ко дню пожилого человека «Свет в окне»);
октябрь (День милосердия);
ноябрь (Дни духовности и культуры);
ноябрь (День матери);
декабрь (Новогодние праздники);
январь (Рождество Христово);
февраль (Месячник гражданско-патриотического воспитания);
март (Неделя детской книги);
апрель (Пасха);
май (Вахта Памяти и День славянской письменности).
Совместно с сельским ДК в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные праздники, Масленица. На праздники приглашаем настоятеляЛёвинского храма «Живоносного источника» отца Сергия, который рассказывает ребятам о вечных ценностях, добре и зле, о личном и общественном благе.Детям очень нравятся такие праздники, и они с большим удовольствием принимают в них активное участие: читают стихи про Христово Воскресенье, поют песни на православную тематику и тропарь «Христос Воскресе», отвечают на вопросы: Что такое пост? и др. На Христово Воскресенье звучал колокольный звон. Затем выступал батюшка, он рассказал о Спасителе, о Божьем храме, о силе молитвы, о Причащении, о традиции красить на Пасху яйца, о праздновании Пасхи. В конце праздника были пасхальные игры. Рождественская встреча проходила в сельском ДК. Ребята показали сказку «Морозко», в которой принимали участие ученики 2-5 классов.
Второй год в ноябре в школе проходят дни духовности и культуры, цель которых - развитие интереса к православной культуре, её истории, традициям, ценностям. Обучающиеся и учителя активно включаются в подготовку: готовят рисунки на Православные темы«Красота Божьего мира»,«Светлый праздник Рождества», выполняют поделки «Спешите делать добро». Лучшие работы выставляем на выставку в рекреации школы. Все учащиеся школы привлекаются к разнообразным формам работы: беседы, часы общения, уроки на православные темы, пишут рефераты, готовят презентации, совершают заочные экскурсии по «святым местам». Каждая работа ребёнка - это результат погружения в эпоху изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.
В прошлом году так же проходила Неделя Православной культуры, где участвовали все учащиеся и учителя школы. Были проведены следующие мероприятия: для учеников 1-9 классов организована выставка «Книги добра и любви». Состоялись презентации: «Рождение книги» и «Книга Книг». Школьники узнали много интересного об истории рождения книги, о Библии, о первом алфавите, появлении первых печатных книг, о том,как украшались и переписывались древние книги и т.д.Мероприятия получились и увлекательными, и познавательными. По книге «Читаем Библию и Евангелие» провела викторину, которая вызвала у детей большое оживление. Все ребятишки с удовольствием принимали в ней участие. С учащимися 5-7 классов был проведён конкурс духовной поэзии «Читая вечные священные страницы»,где звучали поэтические строки А.Фета «Ночь тиха…», Г. Гейне «Божья ёлка», А. Блока, А. Ахматовой, Н. А. Некрасова « Час молитвы», И. С. Никитина и др. Первое место занял ученик 7 класса Козлов Евгений.
Была организована и проведена читательская конференция по книге Лескова «На краю света» и беседа об Алексии-митрополите Земли Русской.
Перед Пасхой с учащимися провожу беседы: об истории празднования Пасхи, о пасхальных приметах и обычаях, о том, почему надо красить яйца.
А в этом году у нас в школе совместно сельским ДК вдохновенно и торжественно прошёл праздник Рождество Христово. На встречу к нам приехал отец Сергий, пришли родители. Сначала ребята показали театрализованное представление о рождении Иисуса Христа. Потом пели песни, рассказывали стихи, танцевали. Была проведена викторина о рождении Спасителя. Лучшему знатоку (Заходяевой Вере) батюшка подарил книгу. Ученики и родители задавали отцу Сергию вопросы на интересующие их темы.
Их интересовало всё: изначение имени, и целебные свойства иконы, и похоронные обряды, и отличие католической верыот христианской, и многое – многое другое.
Отец Сергий в своем слове сказал ребятам, чтобы и в жизни они были милосердны, совершенствовались в доброте стремясь достигнуть духовного становления, а через него соединения с Богом.
После своего выступления настоятель храма подарил школьной библиотеке книги: «Слово мира и любви о Христе» и « Новый завет».В конце праздника ребят пригласили на чаепитие .
Глядя в детскиеискрящиеся добротой и радостью глаза, нельзя было не подумать о том, что все мы сегодня являемся свидетелями начала духовного возрождения России, возвращения людей к своим исконным традициям. Ведь православие проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные начала, милосердие и семейные ценности, призывает к миру и межнациональному согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа.Затем прошли классные часы по темам: «Святые защитники Русской земли», «Твори добро». В день милосердия ребята посещают больных и престарелых жителей нашего села «Мои добрые дела или жизнь по заповедям православного христьянина».
24 апреля была организована экскурсия по святым местам нашего края: с. Монастырщина – с. Себино (родина св. Матрёны) – Куликово поле (храм Сергия Радонежского), где посетили музейно-мемориальный комплекс в с. Монастырщина (храм Рождества Пресвятой Богородицы, музей Куликовской битвы с экспозицией «Руси великое начало», аллею Памяти и единства, братскую могилу воинов); Куликово поле (храм Сергия Радонежского, памятник-колонну Дмитрию Донскому);с.Себино- родину св. Матрёны(храм Успения Пресвятой Богородицы). Детьми нашей школы была оформлена фотовыставка «Святые места».
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Себино с приделом Матроны Московской
Год постройки: Между 1890 и 1892. Адрес: 301753, Тульская обл., Кимовский р-он, с. Себино, п/о Суханово.
Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена около 1694 года одним из представителей старинного рода Муромцевых, из которых был первым тульским губернатором генерал-поручик Матвей Васильевич Муромцев. В книге Малицкого “Приходы и церкви Тульской епархии” (Тула, 1895г.) встречается одно из последних упоминаний о роде Муромцевых в Епифанском уезде. Автор книги сообщает, что каменный храм в селе Себино построен помещиком-прихожанином Илией Муромцевым. Далее в книге говорится о приделе в честь св. благоверного князя Александра Невского, устроенного в 1881 году трудами помещицы Лидии Александровны Яньковой. Придел святой блаженной Матроны Московской устроен в 2002г трудами прихожан и благотворителей при настоятеле иерее Игоре Горошко, освящен 22.11.2003г. Храм освящен в 1892 году. Переосвящен 22.11.2003г. Закрывался с 1937 по 1947 год.
Святыни: икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской, подаренная святейшим патриархом Алексием II
Работа школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей помогает их духовному становлению, воспитывая уважение к историческому прошлому нашей Родины, чувство гордости за свою страну, помогая понять настоящее и оказать влияние на будущее. |