Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна





Скачать 81.86 Kb.
НазваниеПодготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна
Дата публикации08.03.2015
Размер81.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Мастер- класс: «Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания»

Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» МОУ СОШ №2 Бойко Светлана Николаевна

Школа всегда находилась в эпицентре общественных преобразований. Сегодняшнее время не исключение. Перед современной школой стоит множество задач, самой актуальной из которых является формирование разносторонней личности, хорошо ориентирующейся в стремительно меняющемся мире, умеющей найти свое место в жизни. Школьный музей является тем местом, где учащиеся могут творить и находиться в постоянном поиске. Музей «Боевой и воинской славы» МОУ СОШ №2- это центр развития гражданско-патриотического воспитания учащихся. Здесь постоянно проходят экскурсии и ведётся поисковая работа.

История создания музея

Началось всё с малого: в 1976 году была открыта наша школа, и уже с этого года в изучении родного края стали участвовать почти все учащиеся школы. Каждый класс был экспедиционным отрядом и имел своё задание. В этой акции участвовали 10 ребят под личным руководством военрука школы Олейникова Владимира Ивановича.

Готовили стенды, собирали фотографии участников ВОВ, добывали архивные данные о зверствах оккупантов на территории района и другие материалы. Накопление экспонатов шло несколько лет. Каждый экспонат добывался буквально из-под земли.

И вот 22.02.92 года, то есть в канун Дня Вооружённых Сил России, учащиеся и учителя школы, а также ветераны станицы Курской отметили открытие музея.

Цели музея:
1) Совершенствование героико-патриотического воспитания;

2) Активизация деятельности поисковых групп по работе в музее;

3) Систематическое участие в акциях милосердия.
Задачи:

1) Формирование военно-патриотического мышления;

2) Воспитание идейной убеждённости в защите Отечества, и воспитание на этой основе гражданственной нравственности учащихся.

Для реализации поставленных целей используются:

  • современные технологии обучения и воспитания;

  • формирование коллектива творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого;

  • формирование и развитие гражданско-патриотического сознания и активной нравственной позиции учащихся;

  • развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, станицы, широко используя традиции Ставропольского края (казачество), школы;

  • повышение культуры межнациональных, этнических отношений;

  • формирование общечеловеческих ценностей, качества интеллигентности, профессионализма.


Формы и методы работы:


  1. Лекции, беседы.

  2. Практические занятия: посещение музеев городов КМВ, прослушивание экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами; проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций; проведение анкетирования, опросов, обработка результатов, оформление отчетов;

  3. Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.

  4. Работа в локальной сети «Интернет», электронными пособиями, энциклопедиями, учебниками.

Заповеди, на основе которых строится работа музея:

  • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

  • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;

  • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

  • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

  • БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Режим работы музея «Боевой и воинской славы» МОУ СОШ №2

  • Раз в неделю- заседание актива музея.

  • Экскурсии проводятся каждый месяц.

  • 1 раз в неделю - работа инициативной группы (проекты и исследовательские работы)

Важное условие реализации работы музея. Совместное творчество педагогов и учащихся.

Учащемуся - возможность поверить в себя и свои способности, а педагогу – пробудить в нем чувства, которые, развиваясь, вырастут в любовь к природе, людям, Родине.

По своему профилю музей МОУ СОШ №2 является мемориальным музеем боевой славы. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-45 г.

Девиз музея: "Никто не забыт, ничто не забыто".

Вовлечённость учащихся:

  • Всего 25 учащихся, поделённых на группы:

  • экскурсоводы;

  • фотокорреспонденты;

  • поисковики;- знаменосцы.

Одно из условий успешной организации и деятельно­сти школьного музея - преемственность в работе его ак­тива. Она обеспечивается тем, что в его состав включа­ются учащиеся различных возрастных групп. Ученики со­обща, совместно участвуют в выполнении различных за­даний по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подго­товке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому вре­мени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом. Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими органи­зациями школы, учреждениями и организациями станицы.

Каждый учащийся, причастный к организации школь­ного музея, должен систематически расширять свои зна­ния по основам наук, связанным с профилем музея, углуб­ленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он не­посредственно работает в музее, овладевать навыками ис­следовательской и музейной работы. Такую подготовку актива педагог-консультант тщательно планирует совме­стно с учениками, советом музея.

В проведении занятий принимают участие учителя истории, старший вожатый, ветераны ВОВ. На занятиях заслушиваются сообщения уче­ников о выполнении поисковых заданий, проводится об­мен мнениями, организуются индивидуальные и груп­повые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам станицы Курской.

Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

  • направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

  • организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

  • разрабатывает план работы.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

  • Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

  • Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

  • специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2025 годы», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 года.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги станичников. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
В настоящее время музей состоит из 12 разделов:


  1. Они были нашими учениками.

Данный раздел содержит материал о наших учениках погибших во время Чеченской войны, а также при задержании террористов на территории Нефтекумского района.



  1. Юная смена на марше.

Этот раздел посвящён выездным экскурсиям учащихся школы, в честь 60-летия обороны Северного Кавказа, и ежегодному смотру «Строя и песни» среди 5 классов, с участием ветеранов Великой Отечественной войны.



  1. Ветераны В.О.В. 1941-1945г.г., проживающие в ст. Курской. (Всего 30 фотографий)


Наши станичники доблестно сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, удостоены почётными орденами и медалями за мужество и отвагу в борьбе с фашистскими захватчиками.



  1. Карта боевых действий войск Северной группы закавказского фронта в 1941-1943г.г., проходивших на территории Курского района.


Данный раздел даёт чёткое представление о боевых действиях на территории Курского района и о протяженности линии фронта, так называемого «Огненного рубежа».



  1. История района в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.


Здесь содержится статистические данные о людских и материальных потерях Курского района во время и после фашистской оккупации, а так же поэтапное освобождение Курского района от фашистов.


  1. Списки погибших и пропавших без вести станичников ст. Курской. ( пофамильно)

Всего около 300 фамилий станичников погибших и пропавших без вести во время освобождения станицы Курской.


  1. Встречи с ветеранами 271 стрелковой дивизии, освобождавших наш район в январе 1943 года, а также встречи с ветеранами Великой Отечественной войны проживающих в нашем районе. Учащиеся и учителя проводят экскурсии, открытые классные часы, концерты, митинги, посвященные ветеранам. ( Всего 20 фотографий с кратким описанием встреч)




  1. Схема маршрута по местам боевой Славы нашего района, по которому проводятся экскурсии наших учащихся вместе с ветеранами, на автобусах с проведением коротких митингов и возложений цветов у памятников боевой Славы. (Всего 12 фотографий)




  1. Наши успехи и достижения: 25 кубков за участие и занятые призовые места в районных и краевых соревнованиях по стрельбе, волейболу, футболу. На протяжении многих лет наша команда занимала первые места в игре «Зарница».




  1. Трофеи Великой Отечественной войны, собранные учащимися нашей школы: каски советского и немецкого производства, осколки мин, снарядов различных калибров, стрелкового оружия, гильз от патронов, снарядов, пулеметные ленты, магазины, зенитных установок, магазин П.П.Ш., стол к автомату П.П.Ш., штык-нож, штык от винтовки, саперная лопата, фляжки, ложки и т.д.




  1. Магнитофонные записи:



    • Речь Левитана о начале В.О.В.

    • Речь И. В. Сталина в июле 1943 года о начале В.О.В.

    • Подписание акта капитуляции Германии в 1945г.

    • Первый парад Победы в В.О.В. 1941-1945г.г.

    • Песни военных лет и по героико-патриотическому воспитанию.




  1. Поисковая работа. Имеется богатый информационный материал: вырезки из районных газет о ветеранах, исторических событиях, вырезки из краевых газет, награды ветеранов В.О.В., грамоты Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, рефераты учащихся школы о военной истории нашего района, лекции - «Боевой путь 271 стрелковой дивизии, освобождавшего наш район и дошедших до Берлина», «Боевой путь 320 стрелковой дивизии, освобождавшего наш район», - письма ветеранов 271 С.Д. проживающих в г. Уфе, Донецке.


Ожидаемые результаты.

Организовывая работу школьного музея в системе патриотического воспитания у учащихся должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию.

Пусть во всех наших делах стократно повторяются подвиги героев.

Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутив ответственность перед памятью этих людей.

Помнить – значит жить! Жить так, чтобы не стыдно было смотреть в глаза тем, кто прошёл эту страшную войну.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Остроухова Е. А. учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы имени «Двух партизанских отрядов «Митя» и «Победитель»...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconИм. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы
Остроухова Елена Александровна учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы партизанских отрядов «Митя» и «Победители»...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна icon1. Краткая история создания музея боевой славы
В 1975 году администрация школы предложила идею создать школьный музей боевой славы, посвященный героическому подвигу героя Советского...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconАнкета-представление музея боевой, воинской и трудовой славы в образовательном учреждении
Полное наименование учреждения, на базе которого действует музей: Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Фадеевская...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна icon2: Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки. Дни воинской славы
Занятие 2/3: Дни воинской славы – летопись героической доблести российского воинства
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила материал и провела праздник учитель первой категории моу «сош №72» Сергеева Светлана Анатольевна
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconАнализ работы деятельности школьного музея «боевой славы» за 2013-2014 учебный год

Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconТемы классных часов
Кл час «Дни воинской славы». Просмотр и обсуждение презентации «Храмы-памятники русской воинской славы»
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconРегиональный конкурс методических разработок по организации детской...
Учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Исток»
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconПлан работы музея мбоу «сош №5» на 2013-2014 учебный год, посвященный 70-летию Великой Победы
Урок мужества «27 января День воинской славы России. 70- летию снятию блокады Ленинграда посвящается…»
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconПрограмма деятельности школьного краеведческого музея Составитель:...
Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconУрок по обществознанию в 10 классе
Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconВсероссийский конкурс «Дни воинской славы России»
Конкурс проводится для учащихся общеобразовательных школ, кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Рекомендуется классным...
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской славы» моу сош №2 Бойко Светлана Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа музея боевой славы в структуре образовательного и воспитательного процессов 51


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск