Скачать 106.07 Kb.
|
Программа работы школьных музеев ГБОУ СОШ №1288 «Вооружённые конфликты и локальные войны России» и музея боевой и воинской славы «Память в сердце, память в веках» на 2012 – 2013 учебный год Пояснительная записка Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, коммуникативная, профориентационная и др. Школьный музей расширяет воспитательное пространство школы в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. К сожалению, в последнее время у подрастающего поколения заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Так сложилось, что в данный момент ГБОУ СОШ №1288 принадлежит три музея : музей «Вооружённые конфликты и локальные войны России» на базе ГБОУ СОШ №1244 , музей Боевой и воинской славы на базе ГБОУ СОШ № 643 «Память в сердце, память в веках», «Соколы Отчизны» на базе ГБОУ СОШ № 1288. Создание данной программы. вытекает из необходимости включить работу школьных музеев в систему воспитательной работы школы, использовать как можно полнее потенциал материалов музеев, широту и разнообразие собранной в них информации. Музей «Соколы Отчизны» имеет отдельную программу развития, а данная программа включает в себя деятельность музеев «Вооружённые конфликты и локальные войны России» и музея боевой и воинской славы «Память в сердце, память в веках. Цель программы: Гражданское и патриотическое воспитание учащихся через краеведческую и музейную деятельность, развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого. Задачи программы : - создать условия для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся, развития чувства сопричастности судьбам Отечества; - создать условия для сохранения исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России; - воспитывать чувство патриотизма, гражданскую активность, формировать интерес к истории страны; ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ:
Основными принципами воспитания на основе музейной деятельности являются следующие: - духовная наполненность содержания воспитания; -державность(осознание необходимости целостности пространства государства); - народность (идентификация себя с великим русским народом и великим государством); - национальная самобытность; - социальная опосредованность поведения и деятельности; - гуманизм; - опора на боевые, трудовые, культурно-исторические традиции страны. В основе принципов гражданского и патриотического воспитания лежат основные признаки патриотизма и гражданственности, такие как: - чувство Родины, преданность ей, ответственность перед ней; - безграничная вера в будущее России, любовь к своим культурным и генетическим корням; - гордость за свою большую и малую Родину, чувство долга, осознание ответственности за страну; - приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа. Основные направления деятельности музея: 1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов). 2. Поисковая, научно-исследовательская работа. 3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание потоянных и передвижных экспозиций в музее и школе. 4. Развитие сетевого взаимодействия. 5.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.). Ожидаемые результаты программы. Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это: Достижения обучающихся на районных, окружных, областных и всероссийских научно-практических конкурсах; Работа поисковых групп по заданиям совета музея; Постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов; Интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям. Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте. Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов: Собеседования с обучающимися; Методики сочинений; Наблюдения; Тестирования; Анкетирования; Метода самооценки. ПЛАН РАБОТЫ музеев ГБОУ СОШ № 1288 Организационно-методическая работа:
Воспитательная работа:
|