Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития»





Скачать 77.19 Kb.
НазваниеДоклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития»
Дата публикации26.11.2014
Размер77.19 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ.
Кафедра мировой экономики.

Доклад по теме:

«Бразильская модель догоняющего развития».

Студентки 3го курса

факультета МЭО, 11 а.г.

Гоговой М.С.

Москва 2005


После окончания Второй мировой войны и на фоне общего подъема мирового освободительного движения курс Бразилии в области экономики можно было бы назвать догоняющим, направленным на преодоление отсталости и односторонности.

Бразилия безропотно довольствовалась ролью сырьевого придатка развитых государств вплоть до 1930-х. Но потом разразившийся мировой экономический кризис заставил бразильцев искать новые пути развития. Рынок кофе был в упадке, а другого источника дохода в стране, жившей исключительно за счет кофейного экспорта, не было. Правительство Жетулиу Варгаса предпринял первую попытку превратить кофейную республику в индустриальное государство.

Страна вступила в длительный период «догоняющего» развития, основанного на внедрении европейских государственных структур, создании импортозамещающей промышленности при мощном госсекторе и защите внутренних рынков высокими таможенными пошлинами. Бразилия с ее богатейшим набором природных ресурсов рано осознала значимость этой базовой рентной отрасли, сосредоточив доходы от нее в руках государства. Не случайно в первые два десятилетия среднегодовые темпы роста промышленности превышали 10%, возникли новые отрасли индустриального производства (тяжелая промышленность, автомобилестроение и др.).

Государство взяло на себя не только функции регулирования экономики, но и роль главного игрока в промышленности и сфере обслуживания. Стремясь поддержать национальных производителей, правительство предоставляло им льготы и кредиты, а заодно стремилось ограничить доступ иностранных товаров на бразильский рынок. Инвесторам подобный протекционизм не понравился, и в результате иностранный капитал, хлынувший было в страну в 30-е годы, начал утекать из Бразилии. Если в 1930 году иностранцам принадлежало 23% бразильских предприятий, то к 1950-му этот показатель сократился до 7,5%.

Успехи индустриализации по-бразильски были скромными. К 1940 году доля обрабатывающей промышленности в экономике достигла лишь 10%. Машинное производство не смогло полностью охватить даже сферу изготовления орудий труда. Отсутствие конкуренции привело к быстрой монополизации промышленности. Результатом стал экономический кризис.

Новое правительство декларировало отказ от политики протекционизма, но фактически продолжало следовать прежним курсом. Ситуация изменилась только во второй половине 1950-х, когда государство разрешило иностранцам доступ в сектор производства товаров длительного пользования. Свои дочерние компании в Бразилии открыли автомобильные корпорации GM, Ford, Volkswagen и Fiat. Экономика страны при этом развивалась достаточно энергично. В период с 1947 по 1957 год она росла со скоростью 6,4%, а в 1957 – 1961 годах 8,3% в год. Однако объем бразильского экспорта на протяжении 1947 – 1963 годов не превышал 1,2% ВВП. Ставка на капиталоемкие отрасли и ориентация на очень ограниченный внутренний рынок себя не оправдали. Рост внутренней и внешней задолженности в 1960 году привел к резкому всплеску инфляции и очередному экономическому кризису.

Следующую попытку вывести Бразилию на современный путь развития предприняли военные, пришедшие к власти в декабре 1964 г. Генерал Кастеллу Бранку пообещал нации добиться экономической стабильности. Были ограничены гражданские свободы, распущены политические партии. В экономике хунта сделала ставку на стимулирование экспорта и либерализацию импорта. Правительство начало предоставлять кредиты для частного сектора, создав для этих целей специальные фонды. Одновременно привлекались прямые иностранные инвестиции, главным образом в новые отрасли промышленности. Основной упор делался на добывающую промышленность и машиностроение. Уже через четыре года экономическая стратегия военных начала приносить свои плоды. Следующие 10 лет бразильская экономика росла невиданными темпами.

Итоги бразильской модернизации 60-70-х годов выглядели впечатляюще. ВНП в период 1968-1975 г. увеличился в 2,23 раза. За это время страна по абсолютному объему производимого ВНП перешла с 28-го места в мире на 8-е. Базовые отрасли экономики производили разнообразную продукцию, включая автомобили и электронную технику, но 70% экспорта все еще составляла традиционная сельскохозяйственная продукция и сырье.

«Догоняющий» рост 50–70-х годов в минимальной степени затронул сельское население континента, а оно составляло более половины всех бразильцев. На мой взгляд, бразильскому правительству необходимо было вкладывать деньги в аграрный сектор для улучшения положения нищих крестьян и превращения их в современных фермеров, также развивать инфраструктуру в сельских районах и содействовать развитию небольших высокотехнологичных производств в отдаленных местностях. «Догоняющее» развитие выдвинуло на почти европейский уровень жизни средние слои, которые были, в отличие от стран Европы, и тем более США, очень немногочисленными рядом с морем бедняков, не получивших от ускоренного развития экономики ничего.

Одна из слабостей экономического развития Бразилии заключалась в частном владении естественно- земельной ренты. Огромные сегменты плодородных площадей оказались в руках местных латифундистов, транснациональных компаний, крупных частных землесобственников, использовавших природную ренту (сверхприбыль) в своих узкокорыстных интересах. Это не только ослабляло финансовую базу государства, но и порождало социальную нестабильность в обществе.

Еще больший ущерб связан с присвоением ресурсной ренты, когда сверхдоходы от добычи и экспорта полезных ископаемых стратегического характера сосредотачиваются в руках узкой группы лиц. В результате крупные суммы столь необходимых стране финансовых средств находятся не в распоряжении общества, национального государства, а уплывают прямо или косвенно для дальнейшего обогащения богатых и сильных стран.

Запущенная в 1980-х гг. в Бразилии либеральная модель экономики среди прочих целей фактически преследовала и стремление сохранить в стране статус-кво в отношении природной ренты и даже расширить контроль над ней путем приватизации. Ведь она так или иначе подпитывала центры. Широко рекламировавшаяся рыночно- либеральная модель как средство обеспечения ускоренного, догоняющего развития и приобщения к мировому научно- техническому прогрессу на деле отбросила Бразилию назад, правда, в меньшей степени, чем ее соседей благодаря большей осторожности и дальновидности в проведении нового курса. В частности, приватизацию государственных предприятий Бразилия проводила без «шоковой терапии», постепенно и с учетом исторических особенностей страны. И хотя в переходный период и здесь были спады и потрясения, но глубина их была иной. В частности, это позволило избежать разрушительной безработицы.

Ошибки в проведении стабилизационных мер в 80-е были во многом учтены при разработке очередной правительственной программы экономических реформ в середине 1994 г.- плана «Реал».

Основная цель реформ, начатых президентом Кардозе,- достижение финансовой стабилизации и экономического роста. Прежде всего были предприняты меры по снижению инфляции до приемлемого уровня и стабилизации национальной валюты. Ограниченный пределами заданного «коридора» обменный курс новой национальной валюты- реала- послужил в качестве номинального «якоря» для подавления инфляционных процессов. Стали также осуществляться структурные реформы.

Кроме обеспечения финансовой и макростабилизации, правительство поставило перед собой следующие цели: улучшение инвестиционного климата; дальнейшее проведение приватизации; реформирование системы государственного регулирования в бюджетно- налоговой сфере.

С момента начала реализации плана «Реал» в середине 1994 г. Бразилия добилась немалых успехов. Инфляция снизилась с более чем 900% в годовом исчислении в 1994 г. до 2,5% в 1998 г. Рост реальных доходов населения способствовал улучшению пропорций распределения национального дохода между различными группами населения, уменьшению числа людей, проживающих за чертой бедности.

Общий финансово- экономический курс страны был весьма противоречивым. Бразилия не привязывала свой денежный знак реал к доллару. Однако в целях сдерживания роста цен она прибегла к политике завышенного курса реала. В 2002 г. уровень инфляции вернулся к двузначной цифре- 12%. Помимо серии платежных дефицитов этому способствовала высокая учетная ставка- 27%, действовавшая в 2003 г.

Одной из главных причин незакрепленности здорового денежного обращения является «жизнь не по средствам», существование в кредит. В результате не всегда обоснованных, чрезмерных заимствований происходило непрерывное нарастание внутреннего и внешнего долга. Если в 1991 г. сумма внешнего долга составляла 124 млрд. долл. (самая крупная в Латинской Америке), то в 1996 г. она достигала уже 180 млрд. долл., а в 2000 г.- 235 млрд. долл. Страна попала в долговую ловушку. По размерам внешнего долга Бразилия оказалась впереди других развивающихся стран мира.

Неподъемная внешняя и внутренняя задолженность- одна из причин процесса приватизации, призванной пополнить федеральную казну. Закономерно, что национальные финансы Бразилии, как практически и всех других стран региона характеризуются опережением расходов над доходами. С 1995 г. страна непрерывно сталкивается с дефицитом государственного бюджета- ее главной финансовой структуры. Подобная разбалансировка пагубно отражается на общих макроэкономических показателях, темпах роста, устойчивости денежного обращения. Метод антиинфляционной борьбы с помощью завышенного курса национальной валюты оборачивается снижением конкурентоспособности экспортной продукции. Новое правительство поставило проблемы инфляции, внутренних и внешних долговых обязательств в ряд неотложных наблюдений и корректировок.

Ухудшение торгового баланса страны вынудило правительство предпринять меры по стимулированию экспорта. Немаловажную роль в росте объема внешней торговли Бразилии сыграло образование в 1995 г. Союза Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая (Mercosur). Согласно взаимному договору, были установлены общие ставки импортных пошлин, а торговля между странами Союза осуществлялась в условиях льготного налогообложения. В1996-1997 гг. для предприятий- экспортеров были введены льготы по региональному налогу на добавленную стоимость и на некоторые федеральные социальные отчисления. Реализовывались программы стимулирования экспорта продукции малых и средних предприятий и упрощения таможенных процедур.

Несмотря на успехи в области экономики и политики (победа над инфляцией), положение в социальной сфере отодвигалось на второй план и оставалось непростым, что не позволяло достигать общей устойчивости в стране. Новый глава государства, Луис Инасио Лула да Силва, и его ближайшее окружение выделяют две главные цели в своих действиях- обеспечение стабильности развития и проведение социальных реформ.

Несмотря на наличие всевозможных природных богатств и полезных ископаемых, стратегия импортозамещения в процессе догоняющего развития в Бразилии в целом потерпела неудачу. Кардозу буквально за один месяц трехзначную инфляцию свел к одному проценту. Но такой результат и быстро пропадает, если нет устойчивых институциональных изменений. В определенной мере это связано с политической неустойчивостью в стране, частыми сменами правительств, которые нередко меняли и курс экономической политики - от безбрежного либерализма до жесткой диктатуры. Другой проблемой страны стала огромная внешняя задолженность. В 90-х годах стало ясно, что надежды на безбедное развитие за чужой счет оказались неоправданными: платить все равно пришлось. Кризисы 90-х годов и здесь породили новые проблемы, связанные с вовлеченностью в глобализируемую экономику.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconЯ дрегля Нина студентка s-13 прочитала 150 страниц из книги «Семейная...
Ют сегодня виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. В соответствии с ориентированностьюи характером...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconПрограмма развития «Школа равных возможностей» (адаптивная модель)
Программа развития моу«сош №23», п. Айхал «Школа равных возможностей» (адаптивная модель). на 2011-2015 гг.(далее – Программа)
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование понятий: описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент,...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconМодель оценки альтернатив управления слабоструктурированными динамическими ситуациями 1
Рассмотрена интегрированная нечеткая система поддержки принятия решений в слабоструктурированных динамических ситуациях, включающая...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconОтчет о научно-исследовательской работе: «Модель долгосрочного отраслевого...
«Модель долгосрочного отраслевого развития экономики с учетом технологических и финансовых ограничений»
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconДоклад на Международную экономическую конференцию в рамках Байкальского...
Как один из факторов снятия инфраструктурных ограничений развития экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconКэрол Л. Дау Афро бразильская магия
«Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109....
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconОформление заявки на изобретение и полезную модель
...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconДоклад «Организация туристических походов в летний период»
Туризм – самая комплексная модель детского досуга и самая любимая. Дети по натуре «бродяги», следопыты и путешественники
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сконструировать модель для слов-«помощников» и дополнить (конкретизировать) модель предложения
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconПредлагаем вашему вниманию Публичный доклад, в котором представлены...
Доклад призван информировать родителей (законных представителей обучающихся), самих обучающихся, учредителя и общественность об основных...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconИсламская модель корпоративной социальной ответственности
«Целям развития тысячелетия» оон, принятым на Cаммите тысячелетия в 2000 г., посвященном проблемам устойчивого развития, и присоединяются...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconРеферат Отчёта по нир на тему: Разработка и внедрение автоматизированной...
...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconУрока Изучаемая тема Вид работ № задания для
...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модель экономики, модель энергетики, ОАО «Волжская тгк», автоматизированно-информационная система, геоинформационные технологии;...
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» iconКонспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Профессия людей. Повар»
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск