Скачать 481.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ А.Ф.Родюков РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Программа дисциплины, методические рекомендации, литература и темы рефератов для студентов ИРЭ Санкт – Петербург 2003 Родюков А.Ф. Религиоведение. Программа дисциплины, методические рекомендации, литература и темы рефератов для студентов ИРЭ.-СПбГУТ – СПб, 2003. Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом университета. Для студентов ИРЭ всех специальностей. Перечислены темы дисциплины, даны методические рекомендации, указана основная и дополнительная литература, примерная тематика рефератов. Ответственный редактор – проф. С.А.Чернов Рецензент – доц. © А.Ф. Родюков © Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2003. Тематический план дисциплины
Всего: 34 часа Изучение любой теоретической дисциплины начинается с выяснения ее предмета. Для религиоведения таким предметом является религия – сложное, многослойное и многоуровневое явление. Соответственно изучение этого феномена осуществляется в рамках различных научных дисциплин, направлений и школ. Религиоведческие знания накапливались в течение многих столетий. Начиная с XIX века на стыке философии, этики, эстетики, социологии, психологии, истории, лингвистики, этнологии, археологии и других наук начинает складываться самостоятельная отрасль знания – религиоведение. В настоящее время предметом религиоведения являются особенности возникновения, развития и функционирования религии, ее феномены, а также взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Основными разделами религиоведения являются история религии, философия религии, психология религии и социология религии. Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов. В широком смысле понятие “философия религии” означает осмысление сущности и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В узком смысле это - автономное философское рассуждение о Боге и религии в рамках конкретной конфессии. Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, влияние их на нерелигиозные сферы жизнедеятельности человека и общества. Социология религии изучает социальные условия возникновения религии, ее место и роль в жизни и развитии социума, социальные закономерности функционирования и развития религии, влияние религии на другие элементы социальной системы и обратное влияние данной системы на религию. Таким образом, предметом науки о религии не является объект религиозной веры – Бог или боги, “священное”, “сверхъестественное”. Она изучает религию как составную часть культуры, в ее связи и взаимодействиями с другими областями деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения предлагает, какие обязательства накладывает на человека и как влияет на эмоциональную жизнь человека, на развитие общества. Учебники Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. ЛГОУ, СПб., 1997. Основы религиоведения /Под ред. Яблокова И.Н. М., 1998. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 1997. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998. Тема 1. Определение религии Обратите внимание, что под определением религии вовсе не имеется ввиду дефинирование этого понятия. Речь идет о концепциях, объясняющих, что такое религия, в чем ее суть. Речь идет не о термине, не о понятии, а о сущности религии в свете основных религиоведческих концепций (теорий). Выделите главные из них: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические и этнологические. Все они различаются по главному объясняющему принципу. Особенностью теологических теорий является представление о религии как связи человека с Богом, Аллахом, Абсолютом, с Нуменозным (нумен, лат. – божественная воля, власть, сила божества), с трансценденцией и т.д. Но при этом в теологии надо различать два направления: крайнего супранатурализма и исторической школы. Супранатурализм означает признание “сверхъестественной откровенности” христианства, а историческая школа ставит вопрос также и о влиянии на религиозное сознание различных общественных явлений. Рассмотрение философских и социологических интерпретаций религии начните с И.Канта, который в своей этической концепции обосновывает необходимость практического применения идей души и Бога, как “достойного всеобщего почитания законодателя всех наших обязанностей”[6]1. Говоря о гегелевской философии религии, отметьте для себя его реабилитацию (в отличие от И.Канта) таких форм доказательств бытия Бога, как онтологическое, космологическое, теологическое. Важно также уяснить эволюционную концепцию религии Гегеля от естественной религии к религии духовной индивидуальности и, наконец, к совершенной религии – христианству[3]. Философия религии Л.Фейербаха определяется его антропологическим принципом, а потому, и это важно понять, религия – не бессмыслица или чистая иллюзия. Подлинным предметом и содержанием религии является человек. Религиозные определения Бога выражают и объективную истинную человеческую сущность[10]. Социологический аспект философии религии К.Маркса базируется на идее саморазорванности и самопротиворечивости земной основы религии. Превратный мир (мир человека, государство, общество) порождает религию, превратное мировоззрение. Отсюда важно понять, что позицию Маркса невозможно свести к вульгарному атеизму. Общественно-исторический прогресс, преодолевая земную саморазорванность человеческого существования ведет к параллельному “затуханию” религии как этой общей теории самопротиворечивого мира[8,9]. По М.Веберу, религия, как способ предания смысла, вносит “рациональность” в объяснение мира и в повседневную этику. Обратите внимание, что наиболее “рационален”, по Веберу, “капитализм”, а “дух капитализма” он видит в особенностях протестантизма, в кальвинистской разновидности “труда по призванию” и “самоотречения во имя труда по призванию”[1]. В заключение темы обратите внимание на биологические и психологические концепции религии. В их центре находятся: религиозный инстинкт, сопоставимый с инстинктом самосохранения, как оружие в борьбе за жизнь и, основанная на прагматическом критерии истинности (У.Джеймс), “полезность”, “выгодность” религии и веры[5]. Психоанализ З.Фрейда трактует религию как средство от опасности индивидуального невроза[11]. Литература
Тема 2. Предпосылки и основы религии. При объяснении религии необходимо ответить на вопросы об основах и предпосылках этого далеко не случайного феномена духовно-культурной активности человека. Под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится? Как правило, выделяют социумные, социокультурные, антропологические и гносеологические основы и предпосылки религии. Можно указать и на т.н. истинное учение о Природе и Существе. Вы можете ознакомится с реконструкцией этого древнего учения по работе Ч.Гекертона[1]. Обращаясь к гносеологическим и психологическим детерминантам религии, надо помнить общую диалектику познания как перехода от незнания к знанию, четко осознать, что на каждом этапе есть непознанные сферы действительности, иными словами, существует “тайное”, в противоположность “явному”. В этих “зазорах” зиждется подчас гносеологическая основа религии на любой ступени как чувственного познания, так и абстрактно-понятийного мышления. Обратите особое внимание на свойственные мистико-религиозному сознанию стремления найти носителя общего в отрыве от единичного и особенного, что ведет к гипостазированию (от гр. – сущность, субстанция), т.е. превращению отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа и наделению их объективным существованием, персонификацией (Дьявол, Антихрист, Ангел и др.)[3]. Обратите внимание на символизацию и реализм мышления, свойственного первобытному сознанию; все, что может быть поименовано, тотчас же обретает существование, в том числе при совпадении чисел, когда возникают целые вереницы идеальных зависимостей: двенадцать месяцев обозначают 12 апостолов, четыре времени года – 4 евангелистов, а весь год – Христа. В периоды кризисного состояния общества достаточно четко обнаруживают себя общественно-психологические предпосылки религии. Однако, следует учитывать амбивалентность роста религиозной веры; это не обязательно лишь “уход” оп напастей и соблазнов “перестройки”, но, возможно, и поиск утраченной идентичности, проявления синергии, совместной энергии в достижении более высоких результатов, энтузиазма, новых форм общения, ориентации на “нематериальные” ценности и пр. Завершая изучение данной темы, обратите внимание на социумные, культурологические и антропологические основы религии, которые как объективные отношения господствуют над людьми в их повседневной жизни, чужды им, провоцируют несвободу и страхи, зависимость людей от внешних условий их существования[3,6]. Литература
Тема 3. Элементы и структура, функции и роль религии. Переходя к изучению элементов и структуры мировых религий, отметьте следующие компоненты: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Далее, выделите такие уровни религиозного сознания, как индивидуальное, групповое, общественное, а в качестве простейших элементов – религиозную веру, религиозные символы, нормы, ценности, ориентации, предрассудки и образы. Для анализа полезно также выделение рационального, эмоционального и волевого элементов религиозного сознания[1]. Концептуальный уровень религиозного сознания – это совокупность религиозных догматов и различных положений о мире и человеке, разрабатываемых священнослужителями. Сюда входят: 1) теология – учение о Боге; 2) теологические концепции политики, права, экономики и т.д.; 3) религиозная философия. Необходимо понимать, что в религиозном сознании соединены адекватные знания и иллюзии, воссоздаются реальные явления и события, аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах. Не забывайте, что религия включает экономические, политические, исторические, философские и другие знания. На уровне |
Повышение точности позиционирования абонентских станций в сотовых сетях мобильной радиосвязи Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича | Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины ... | ||
В Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... ... | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки... | Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное... Университете системы равноправных отношений между студентами, сотрудниками вуза и его администрацией, принимает настоящий Этический... | ||
Реферат на тему: “ Знаменитая личность в период между Через год увидела свет его первая исследовательская статья об искровом разряде. По рекомендации Лебединского и Миткевича, тоже известного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: В. Г. Антонов, д э н., проф., О. Н. Громова д э н., проф., Г. Р. Латфуллин, д э н., проф., А. В. Райченко, д... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проф. В. М. Гаврилов, проф. В. А. Голиченков, проф. Л. П. Корзун, проф. А. М. Рубцов, проф. Е. С. Лобакова, доц., к б н | Рабочая программа учебной дисциплины Российского государственного медицинского университета (академик ран и рамн, проф. В. С. Савельев, проф. Ю. А. Нестеренко, проф.... | ||
Программа дисциплины экономическая история Авторы: д и н., проф. Л. И. Бородкин и д э н., проф. С. К. Никитина (ответственные за выпуск), к э н., доц. Г. Д. Гловели, д э н.,... | Информационный бюллетень московского онкологического общества. Издается... Президиум: проф. А. И. Пачес, проф. Г. А. Клясова, проф. Н. В. Дмитриева, к м н. К. Н. Мелкова | ||
Вестник балтийской педагогической академии Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,... | Программа дисциплины история экономических учений для направления... Авторы: проф. В. С. Автономов, проф. О. И. Ананьин, доц. Г. Д. Гловели, П. Н. Клюкин, проф. Н. А. Макашева | ||
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора М., гоу вунмц мз рф, 2003), составленной сотрудниками кафедры биотехнологии (зав кафедрой проф. А. В. Катлинский) Московской медицинской... | Кафедра филологии и страноведения Научные редакторы: Мухаметшин Р. М. (д полит н., проф.), Фаттахова Н. Н. (д филол н., проф.) |