Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины





НазваниеГуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины
страница1/11
Дата публикации08.12.2014
Размер1.48 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»




ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра философии

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие

и программа дисциплины

Санкт-Петербург

2004


Религиоведение. Учебное пособие и программа дисциплины / Сост.:

Д. Ю. Дорофеев, И. Г. Переседов, А. Ф. Родюков, В. Л. Селиверстов, М. Ю. Смирнов. – СПб.: СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2004.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Университета.

Для студентов СПбГУТ всех специальностей. В первой части пособия изложены основные положения учебного материала по проблематике лекционного курса и методические рекомендации к его изучению. Во второй части приведён аннотированный перечень лекционных тем курса, указана основная и дополнительная литература, дана примерная тематика рефератов, определён круг вопросов для итогового контроля знаний (зачёт/экзамен).

Ответственный редактор: к.ф.н. доцент М. Ю. Смирнов.
Рецензент: к.ф.н. доцент И. А. Тульпе.

СОДЕРЖАНИЕ.
Часть 1. Методические указания и рекомендации.
Введение ...........................................................................................................................
Религиоведение как наука и учебный предмет ............................................................
Научное исследование религии: основные подходы ...................................................
Мистический опыт как основание религиозного сознания ........................................
Мировоззрение первобытности и архаических обществ .............................................
Буддизм: основные направления учения .......................................................................
Мифология и религия в античном мире ........................................................................
Иудаизм: история и современное состояние .................................................................
Генезис и особенности христианского мировоззрения ................................................
Историческая судьба христианской церкви ..................................................................
Западное христианство в эпоху Реформации ................................................................
Основные вехи истории русского православия ............................................................
Ислам: возникновение и основы учения .......................................................................
Феномен новых религиозных движений .......................................................................
История свободомыслия и проблема свободы совести ...............................................
Современная религиозная ситуация в российском обществе ......................................
Часть 2. Программа лекционного курса.
1. Организационно-методический раздел …………………………………………….
2. Объём дисциплины и виды учебной работы ……………………………………....
3. Содержание дисциплины.
3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание ……………………………………..

3.2. Примерная тематика рефератов ………………………………………………..

3.3. Примерный перечень вопросов к зачёту/экзамену ……………………………....
4. Литература.
4.1. Литература ко всему курсу ……………………………………………………….

4.2. Литература к лекционным темам ……………………………………………….

ЧАСТЬ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Введение.

(М.Ю.Смирнов)
Религиоведение в самом общем смысле является знанием о религии, которое мы получаем в ходе её научного изучения. Но для более полного представления о сути и назначении религиоведения такой характеристики недостаточно. Требуется привести ряд уточняющих положений.

* Наличие религии в истории и современной жизни, а также её существенное влияние на сознание и поведение людей – очевидны. Однако из этого ещё не следует, что имеется столь же ясное и общепризнанное понимание самой религии, её природы и содержания.

* Парадоксальным образом о религии в целом можно даже сказать, что она одновременно и существует, и как бы «не существует». Дело в том, что всё известное человечеству о самом себе из прошлого и настоящего свидетельствует: нет и никогда не было какой-то глобально всеобщей единой «универсальной религии». Религиозная жизнь людей всегда оформлялась в виде различающихся между собой вероисповеданий (конфессий), с присущими им специфическими культами, учениями, организациями. Термин «религия» в качестве общеупотребительного является условным. Каждое вероисповедание имеет собственную традицию наименований, за понятийным выражением которой кроется множество смысловых оттенков, свойственных культуре конкретного этноса, региона, эпохи.

* Практически любое вероисповедание в восприятии его последователей обладает непреложной и исключительной истинностью, и данным обстоятельством лишает прочие статуса «подлинной» религии. Поэтому толкование религии, проведённое с точки зрения какого-то отдельного вероисповедания (т.н. конфессиональный подход), никогда не будет удовлетворительным и приемлемым для всех.

* Наряду с этим, само отношение людей к религии и её проявлениям, на протяжении тысячелетий и по сей день, никогда не было чем-то однозначным, допустим - только положительным. Оно всегда выстраивается в прямой или косвенной зависимости от социальной среды, её мировоззренческих и политико-идеологических особенностей, от доминирующих мотивов в коллективных и индивидуальных настроениях и многих иных факторов. Это обстоятельство ещё более осложняет принятие какого-то единого взгляда на религию.

* В то же время, реальной данностью оказывается не только присутствие в мире множества религий, но и осознанное либо интуитивное видение их принципиального отличия от философии, от искусства, от естествознания или вообще – от науки. В итоге неизбежно возникает проблема: что же стоит за понятием религии и как объяснить данный феномен, чтобы это соответствовало действительности и не вызывало категорического отторжения? Отсюда вполне уместной и даже необходимой становится попытка достичь по возможности свободного от субъективных трактовок, целостного и компетентного представления о религии. Выработать такое представление и призвано религиоведение.

* Занятие религиоведением, как и освоение его в качестве учебного предмета, не исключает личной религиозности, но и не обязывает быть приверженцем какого-либо вероисповедания. Требование объективности ставит содержание такого занятия вне какой бы то ни было культовой практики. Несомненный приоритет в религиоведении имеет научно-познавательное отношение к религии. Это значит, что она рассматривается, прежде всего, как объект для теоретической и прикладной исследовательской деятельности. Данный подход кардинально разводит религиоведение с исповеданием религии, при котором знания, в том числе и научные, подчинены состоянию веры.

Таким образом, религиоведение охватывает и систематизирует знания о религии, добытые различными изучающими её дисциплинами с помощью исследовательских средств научного познания. Подобные знания могут, конечно, функционировать и на конфессиональной основе. Однако тогда их интерпретация получает лишь частное значение, действительное только по отношению к конкретному вероисповеданию, и её нельзя принять как обоснованное обобщение. Поэтому оптимальным для исследования и для светского образования будет неконфессиональный подход в религиоведении.

Религиоведение как наука и учебный предмет.

(М.Ю.Смирнов)
Понятие религиоведения в первую очередь применяется как обобщающее по отношению к совокупности направлений научного изучения религии, каждое из которых имеет свою предметную область и собственные методики исследования. К этим направлениям, именуемым также разделами религиоведения, принято относить следующие:

- История религий. Этот раздел подразумевает изучение доступных описанию явлений религиозной жизни (событий, документов, персоналий и проч.) в их временной последовательности; построение целостной картины эволюции конкретных вероисповеданий и характеристику присущих им специфических черт; реконструкцию прошлого конфессий на основе археологических, этнографических и других вещественных материалов. Наиболее продуктивным здесь является рассмотрение религий не только в их внутреннем саморазвитии, но и в контексте общих процессов истории культуры и социума.

- Философия религии. Для неё свойственно концептуальное осмысление религии, выражаемое в понятиях какого-либо из философских учений. В зависимости от ведущих принципов и содержания таких учений, философская интерпретация может применяться как к сущностным характеристикам и мировоззренческому смыслу религии в целом, так и к различным особенным состояниям бытия религии. Исследуются уровни религиозного сознания, онтологические и гносеологические основания религиозности, язык религии, взаимоотношения религии с другими формами духовной и социальной жизни. Философия религии нетождественна религиозной философии; последняя предполагает истолкование философской проблематики с точки зрения и в традициях какой-либо конфессии.

- Социология религии. В рамках этого раздела путём теоретического и прикладного исследования раскрывается социальный смысл религиозных институтов и практик. Религия рассматривается как фактор социальной интеграции; изучается функционирование религиозных сообществ, их место и влияние в социальных структурах, даётся их типология; определяются фиксируемые «индикаторы религиозности»; выясняется отношение различных слоёв общества к религии; проводится анализ социального значения религии и воздействия общественных процессов на религиозную жизнь.

- Психология религии. Этот раздел объединяет исследования психических состояний (переживания, эмоции, внушение, активизация архетипов бессознательной сферы психики и т.д.), возникающих у индивида, группы или общества в связи с явлением религиозного опыта. Сюда же входит изучение психологических мотиваций обращения к религии, анализ психотерапевтического аспекта религиозных практик (обрядов, молитвы) и психологической стороны религиозной деятельности (проповеди, конфессионального воспитания и общения, миссионерства). Предметная область психологии религии отражает содержание собственно религиозной составляющей психики (т.е. религиозной психологии) и нетождественна более широкому образованию – психологии верующего, которая включает пространный спектр нерелигиозных компонентов.

- Феноменология религии. Содержательность этого раздела ещё не устоялась. Его необходимость объясняется поиском адекватной связи конкретного материала истории религий с обобщающими понятиями философии религии. Историческая фактура конфессий используется здесь сопоставительным образом, что позволяет систематизировать её, дать классификацию доктрин и практик, провести типологизацию и выявить определяющие для каждого типа значения, раскрыть иерархию общественных и индивидуальных смыслов религиозной жизни. Подобные исследовательские операции можно также обозначить как сравнительное изучение религий.

Существенная особенность религиоведческой компаративистики (типологического сравнения) состоит в стремлении к дескриптивному подходу – т.е. описанию религиозных феноменов без внесения нормативных оценочных установок какой-либо конкретной конфессии или идеологии. Насколько это практически достижимо – вопрос дискуссионный. Очевидно, что любому исследователю всегда присущи определённое мировоззрение и собственная идейная позиция, которые в той или иной степени отражаются на научной деятельности.

Названные направления возникли и получили научно-дисциплинарную оформленность исторически в разное время. Каждое из них имеет собственную исследовательскую традицию, к тому же сохраняется генетическая связь с «базовыми» научными областями (всеобщей историей, философией, социологией, психологией). Поэтому, если под религиоведением подразумевается какая-то единая наука с оригинальным категориальным аппаратом и самодостаточной целостной теорией, то такое представление можно считать несоответствующим действительному состоянию.

Тем не менее, нацеленность на общий объект исследования (религию) позволяет: объединять сепаратные усилия этих направлений; интегрировать знания, получаемые ими в своих предметных областях; создавать концептуально связанные модели, соответствующие реальному бытию религии. В этом смысле и оказывается применимо понятие религиоведения, за которым стоит обобщённое научное знание о религии, выработанное путём междисциплинарного синтеза.

Кроме того, у данного понятия есть ещё одно значение – им называется учебный предмет, который даёт знания о религии через тематическое раскрытие проблематики перечисленных научных направлений. Многие конфессии ныне не отказываются от включения такого материала в содержание некоторых видов религиозного образования. Однако наиболее подходящей для всеобъемлющего знакомства с результатами научного познания религии, особенно – в условиях многоконфессионального общества, будет сфера светского образования. Этот контекст открывает доступ к достижениям всех разделов религиоведения, даёт возможность непредвзято воспринять устоявшиеся в научной мысли представления о религии, позволяет получить оптимальный для современного уровня науки свод религиоведческих знаний.

Научное исследование религии: основные подходы.

(М.Ю.Смирнов)
В обыденном толковании религии обычно преобладают определения интуитивного характера, не имеющие строго выверенного содержания («вера в высшие силы», «обращение к Богу» и т.п. формулировки). Для повседневного обихода это вполне уместно. Однако в научном исследовании и светском образовании, а также при обсуждении с носителями разных конфессиональных традиций, расхожие объяснения оказываются совершенно недостаточными. Точное употребление термина «религия» и понимание стоящих за ним явлений требует, прежде всего, знания его конкретной смысловой нагрузки и области допустимого применения. Помочь этому может знакомство с основными подходами и концепциями, существующими в религиоведении.

Статус термина «религия». Происхождение этого слова (лат. religio – благочестие) трактуется по-разному. Чаще всего, согласно римскому мыслителю Ι в. до н.э. Цицерону, как производное от relegere (приступать заново, перечитывать, вновь обдумывать – действия, адресованные к предмету почитания). Либо же, на манер христианского писателя рубежа ΙΙΙ – ΙV вв. Лактанция, от religare (воссоединять, восстанавливать связь). В обоих случаях подразумевается благоговейное отношение человека к чему-то качественно иному, нежели он сам в своём естестве, и притом жизненно необходимому.

Однако объекты подобного почитания у разных народов, эпох и культур, не идентичны. Различаются не только их образы, но также и возникающие при обращении к ним ментальные и психо-эмоциональные реакции людей. Терминологическое выражение такого разнообразия также не может быть одинаковым, фиксируя специфику мировосприятия и уникальные оттенки, присущие конкретным обычаям, ритуалам, учениям. Понятия «дхарма» в индо-буддийской традиции, «цзяо» в китайской культуре, «дин» в исламском мире, славянское «верованье» и прочие передают смыслы, далеко не во всём совпадающие с принятым в христианстве под наименованием «религия». Поэтому, говоря «религия» применительно к разным духовным системам, мы произносим скорее собирательное название, нежели обозначение единого и цельного явления.

Общим для всех толкований религии является признание её в качестве особого состояния человеческого (индивидуального и общественного) сознания и поведения. Без человека и вне человека религия, каким бы смыслом ни наполнялось это понятие, существовать не может. Однако происхождение религиозного начала в человеке и сущность этого начала никогда не имели единообразного объяснения - ни в конфессиональной мысли, ни в светской науке. В религиоведении наиболее распространены две трактовки определяющего признака религии. Первая видит этот признак в наличии представлений о дихотомии сакрального и профанного. Вторая – в присутствии у людей веры в сверхъестественное.

Объяснение религии через дихотомию сакрального и профанного. В этой интерпретации религия понимается как соотношение двух взаимосвязанных, но кардинально различных состояний бытия: профанного (обыденного, поверхностного, мирского) и сакрального (несущего необыкновенные свойства, священного). Выявление свидетельств сакрального в мире (образы, предметы, существа), связь с ними и переживание человеком этой связи составляют, с позиций данного подхода, главное содержание религиозной жизни. Благодаря такому подходу возможно объединение под общей рубрикой религии широкого спектра расходящихся друг с другом по истории, учениям и ритуально-культовому наполнению конфессий – при всей специфичности, любой из них свойственна иерархия священного и мирского. Однако природа сакрального исследователями рассматривается по-разному.

Для одних (Н.Зёдерблом, А.Бергсон, М.Элиаде) сакральное онтологично, то есть обладает самостоятельным независимым бытием. Сферу профанного тогда можно считать производной от творчества сакральной инстанции, а жизненный смысл мирского относить на счёт вхождения в него сакральных импульсов (иерофаний). Религия будет, в этом случае, стремлением профанического существа (человека) к причастности сакральному; пронизанностью человеческих мыслей и чувств преображающим воздействием, исходящим от внерационального духовного начала (нуминозного – по термину Р.Отто).

Для других же (см. работы Э.Дюркгейма, М.Мосса) сакральное видится как концентрированное выражение и проекция социально значимых потребностей, которые возникают у человеческих сообществ в жизненно важных ситуациях и оформляются в виде обязательных для всех коллективных представлений, установок, норм и т.п. Надындивидуальный характер «концептов» коллективного сознания побуждает воспринимать их как что-то, существующее за пределами повседневности, сверхобычное, требующее особого отношения – то есть священное. В этом понимании религия предстаёт как выработанная самим социумом, и им же наделяемая «надмирной» образностью, совокупность идей и предписаний, следование которым обеспечивает устойчивость общественной структуры и оптимальное решение ключевых человеческих проблем. Любая конкретная форма сакрального вызывает к себе религиозное почитание (культ), пока она функциональна. Сакральное динамично: с утратой в глазах людей по каким-нибудь причинам конструктивного свойства (упорядочивания жизни, защиты, помощи, утешения) прежняя сакральность перестаёт быть таковой, с необходимостью замещаясь новой объективацией социальных потребностей в образах священного.

Обе интерпретации сходятся в том, что стремление к сакральному и восприятие его как структурообразующего начала бытия является постоянно действующей величиной человеческой истории и современности. Однако универсальный характер идеи сакрального фактически размывает границы религии. Дело в том, что феномен сакрализации присутствует во всех областях духовной и социальной жизни. Избрание его в качестве критерия позволяет тогда относить к религии любую систему коллективных воззрений и действий, имеющую свой объект почитания и иерархию ценностей, статусов и значений - от политики и светских идеологий до семейно-бытового уклада (см., например, труды Э.Фромма). Такое «расширение» лишает религию также и предметного разграничения с наукой, искусством, философией – все они, по-своему, имеют дело с феноменологией сакрального и профанного.

Объяснение религии через веру в сверхъестественное. Преодолевая отмеченное затруднение, многие светские и конфессиональные исследователи выделяют применительно к религии, как её отличительный признак, особый образ сакрального - сверхъестественное. Идея сверхъестественного, как чего-то действительно существующего, возможна только в контексте «удвоения» мира человеческим сознанием на естественный (природный и человеческий) и трансцендентный (находящийся за пределами чувственного восприятия и разумного познания).

Сам факт подобной дуализации, условия и причины её возникновения предполагают весьма развитую способность человеческого сознания к отвлечённому мышлению и абстрактным понятиям. Насколько всё это могло быть присуще человечеству в начале его истории - не ясно: точными данными об образе мысли первобытных людей наука не располагает. Поэтому вопрос о времени возникновения религии относится к числу не имеющих однозначного ответа в системе научных исследований.

Как правило, способ связи человека со сверхъестественным объясняется понятием религиозной веры. Обозначаемое им состояние не следует смешивать с житейским доверием к чему или кому-либо, основанным на практических навыках и знаниях (верим - потому, что знаем из повседневного опыта, образования и т.п.). Для религии под верой имеется в виду убеждение в истинности бытия трансцендентной сущности (Бога, Абсолюта, Мирового Духа), в принципе не требующее для доказательства рациональной аргументации и подтверждения органами чувств. Это не исключает, конечно, поиска верующими явных свидетельств реальности объекта веры и его воздействия на человеческую жизнь. Но сам трансцендентный объект в своей полноте не может быть редуцирован ни к одному из конкретных феноменов или даже к их совокупности. Религиозное мировоззрение относит его к области потустороннего, инобытийного.

Однако, если руководствоваться этим подходом, то далеко не всё из привычно именуемого религиями можно обозначить именно так. Безусловно, к разряду религий будет относится теизм. Так называются вероисповедания, признающие высшей силой, творящей мир и предопределяющей его судьбу, трансцендентного Бога. Самые значительные теистические религии - иудаизм, христианство, ислам. Что же касается систем верований индо-буддийской культуры, дальневосточных духовных традиций (особенно – даосизма и конфуцианства) и ряда других, то их идентификация исключительно с религией будет проблематичной. Это вызвано сложноустроенным составом мировоззренческих образований, во множестве из которых представления о сверхъестественном и о едином Боге-творце или вообще отсутствуют, или возникают как позднейшие наслоения, под воздействием внесения теистических верований.

Определённые затруднения в этой связи имеют место также при истолковании верований эпохи первобытности и архаических обществ. Рассуждение о «первобытной религии» и её разновидностях (анимизме, фетишизме, тотемизме, магии и проч.) или о «религиях Древнего мира» (Месопотамия, Египет, Греция, Рим и другие цивилизации древности) требует обязательного уточнения того, что в таком случае подразумевается под религией. Все эти исторические формы духовной жизни и их отголоски в последующих системах верований не содержат идеи сверхъестественного и образов трансцендентного начала. Кроме того, имеющиеся в научном обороте источники по их реконструкции свидетельствуют о явном преобладании здесь мифо-ритуального содержания, которое не имеет однозначного тождества собственно с религией. Характеристика мифа и мифологического сознания. Мифология – это не только свод рассказов (мифов) о богах, героях, необычных существах и событиях. Религиоведение оперирует и другим значением этого понятия, указывающим на существование своеобразного типа сознания (мифологического или мифо-ритуального), со специфическим восприятием и объяснением мира. Статус мифа понимается по-разному, в зависимости от научных воззрений исследователей и их отношения к религии. С позиций теизма миф есть проявление деградации человека, уклонение от веры в единого Творца в сторону магизма и многобожия. Светское религиоведение обычно видит в мифологии либо одну из ранних форм религии, либо предшествовавшее религии состояние общественного сознания, элементы которого сохраняются в последующем развитии духовной жизни (см. работы Э.Тайлора, Э.Лэнга, Р.Генона, Р.Петтацони).

Большинство интерпретаций исходит из признания особых отличительных свойств мифологических представлений о мире. Миф – не есть сказка или иное заведомо вымышленное повествование. В нём воображаемое и действительное, придуманное и достоверное соединены в органичную целостность, являясь безусловной реальностью для определённого состояния сознания. В мифологическом сознании предмет и его образ, мысль о действии и само действие, часть и целое – тождественны друг другу, способны к полноценному взаимозамещению. Миф не оперирует абстракциями, в нём общее (процесс, явление) всегда предстаёт в виде чувственно воспринимаемой персонификации. Практической реализации установок мифологического сознания служит совершение ритуала - специальных действий по «связи» с сакральным. С их помощью человек поддерживает сформированный священной инстанцией (обычно – духами или богами) порядок мироустройства и тем самым воспроизводит себя как часть этого порядка.

Ведущую роль в мифо-ритуальных практиках играет магия – действия, основанные на убеждении человека в способности, используя сакральные слова и/или предметы, достичь жизненно значимого и осязаемого результата в тех областях, где иные способы (производительный труд и т.п.) оказались безуспешными (см. работы Дж.Д.Фрэзера, Б.Малиновского). Миф и магия не содержат идеи сверхъестественного. Мифологии описывают всё, включая даже богов, как сосуществующее в едином пространстве бытия. Поэтому любой предмет или состояние мыслятся достижимыми, при условии правильного ритуального поведения и выполнения магических операций.

По устоявшимся в науке взглядам, в наибольшей мере эти свойства присущи сознанию людей архаики, которая вообще характеризуется синкретизмом (слитностью, взаимопронизанностью разных состояний бытия – человеческого и природного, индивидуального и коллективного). Объясняя дальнейшую историческую судьбу и функции мифологии в обществах последующих эпох, одни концепции отводят ей роль хранителя глубинного психического опыта (архетипов) человечества, другие видят в ней матричную структуру религиозных традиций (проторелигию), многие при этом различают миф и религию как принципиально нетождественные явления (варианты интерпретаций см. в работах Э.Кассирера, З.Фрейда, Л.Леви-Брюля, К.-Г.Юнга, А.Ф.Лосева, М.Элиаде, К.Леви-Строса, П.Рикёра, Е.А.Торчинова). Распространённым стало аргументированное убеждение, что мифологическая насыщенность сознания тем выше, чем меньше в человеческой жизни оснований к выделению себя из природной и социальной среды, и чем примитивнее содержание разумных индивидуально-личностных мотивов.

Основные компоненты религии. Социально-историческая эволюция, ведущая к овладению процессами и элементами природы и общественному обустройству, умножает способы жизнедеятельности, не нуждающиеся в мифологическом объяснении и магизме. Миф остаётся константой человеческой жизни, но утрачивает свою былую универсальность перед лицом иных способов постижения мира. Здесь и открывается исток религиозного мировосприятия: если окружающий мир состоит из конечных в пространстве и времени, а потому познаваемых разумом и доступных освоению явлений, то сам он в своей целостности может рассматриваться уже как производное от чего-то вневременного и не имеющего пределов, то есть от сверхъестественного.

Развитие таких представлений обычно шло по пути выработки всё более выверенных формулировок (иначе как усвоить образ запредельного), догматики, доктрин, канонов. Но главным становился религиозный культ – разнообразные формы поведения, соответствующие складывавшимся традициям почитания трансцендентного объекта веры. В культовой практике запечатлевался и религиозный опыт индивидуума - то есть его личное переживание мистического момента встречи и общения с сакральным как «совершенно иным» (см. работы У.Джеймса, Р.Отто, И.А.Ильина).

Неизбежная в условиях общества институциализация религиозной жизни привела к появлению, наряду с мистико-духовной стороной, её «земного», видимого измерения. Это - всевозможные организационные формы конфессиональных сообществ, различающиеся по масштабам, характеру участия в них верующих, степени интегрированности в социум. Основные их разновидности – церковь, деноминация, секта (см. работы М.Вебера, Э.Трёльча, Г.Зиммеля, Р.Белла).

Надо отметить, что терминологическое обозначение в религиоведении не носит оценочного характера. Если речь идёт, скажем, о сектах, то имеется в виду лишь определённый тип организации религиозного сообщества – небольшая группа верующих, выделившаяся из какой-либо церкви и сохраняющая приверженность части общецерковных воззрений, но дополняющая их также новообразованными учениями, которые соответствуют умонастроениям и социальному опыту именно этой группы. Сектам присуща дистанцированность от мирского, добровольный и осознанный характер членства, жёсткость и обязательность требований к участникам, культивирование в их среде настроений избранничества. Для деноминаций свойственна большая, чем в сектантстве, открытость как по отношению к обществу, так и в собственно религиозном плане; признание и выполнение мирских установлений, но стремление к независимости от государства в своей религиозной жизни. Этот тип организации строится на достаточно гибкой вероучительной основе, позволяющей адаптироваться к разным обстоятельствам внешнего, светского и религиозного характера. Иногда его рассматривают как переходную форму эволюции религиозного сообщества от сектантства к церкви. Церковь – это уже организация с устоявшейся доктриной и развитым ритуалом, со сложной иерархической структурой, с широким выходом идеологии и деятельности за пределы религиозного культа, стремящаяся к интеграции во все сферы общественно-государственной жизни.

Иногда этот ряд дополняется ещё понятиями мистического движения и современного культа. За ними стоят разного рода явления религиозной жизни, которые обладают чертами, выводящими их за пределы «классической» типологии. Это может быть подчёркнутая обращённость некоторых объединений к теософии, оккультизму или иным эзотерическим течениям; либо же учение и практика таких сообществ связывается с исключительной ролью какого-нибудь харизматического лидера (например, в новых религиозных движениях).

Вероучения, культовые действия, религиозные настроения, конфессиональные организации – всё это в совокупности может быть названо элементами, связь между которыми образует структуру религии в её социально-историческим бытии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconД филос н., профессор И. А. Герасимова
Философия науки. (Учебное пособие). – Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина. Кафедра философии. – М., 2003. – с. 42
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconРоссийский государственный гуманитарный университет философский факультет...
Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины кызылский педагогический институт кафедра философии
«Религиоведение» входит в федеральный компонент гсэ. Р2, относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconПрограмма курса Петрозаводск 2014 Учебное пособие подготовлено в...
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconУчебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым...
Постмодернистская философия и постмодерная культура. Учебное пособие – Москва: мамармен, 2000 г
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconПрограмма курса “ основы религиоведения”
Введение в религиоведение. Религиоведение как отрасль историко-философского знания. Теоретическое религиоведение: философские, социологические,...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconФакультет экономики, менеджмента и международного туризма
Рабочая программа дисциплины «Интернет-технологии в туризме». Учебное издание для студентов, обучающихся по направлению 100400. «Туризм»....
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дс. 06. «Религиоведение»
Целью дисциплины «Религиоведение» является ознакомление студентов как с общетеоретическими религиоведческими представлениями, так...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconКафедра менеджмента К. т н., доцент Моисеев А. В методическое пособие для
Учебное пособие для студентов специальности 061100 "Менеджмент организации" по дипломному проектированию. Орел, Издательство орагс,...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconУчебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет
...
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск