Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора





Скачать 319.69 Kb.
НазваниеПовышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора
страница1/3
Дата публикации09.12.2014
Размер319.69 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи



ШЛЕГЕЛЬ Алексей Олегович




ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА

Специальность 05.09.01 – «Электромеханика и электрические аппараты»



АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

кандидата технических наук

Самара – 2006


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Тольяттинского государственного университета на кафедре «Автотракторное электрооборудование»
Научный руководитель: Доктор технических наук, профессор

Шлегель Олег Александрович

Тольяттинский государственный университет

сервиса

Официальные оппоненты: Доктор технических наук, профессор

Абакумов Александр Михайлович

Самарский государственный технический

университет
Кандидат технических наук, доцент

Шляпкин Андрей Владимирович

Тольяттинский государственный университет

сервиса

Ведущая организация: ОАО «АВТОВАЗ» г. Тольятти


Защита диссертации состоится «_15_»_ноября_ 2006 г в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.217.04 при Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) по адресу: 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская 244, СамГТУ, Главный корпус, ауд.200

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке СамГТУ.
Отзывы на автореферат (в двух экземплярах, заверенной печатью) просим направлять по адресу: 443 110, г. Самара, ул. Молодогвардейская 244. СамГТУ, Главный корпус, ученому секретарю диссертационного совета Д 212.217.04; факс: (8462) 78-44-00; е-mail: aees@samgtu.ru

Автореферат разослан «_14_»_октября_2006 г.
Учёный секретарь диссертационного

совета Д 212.217.04

кандидат технических наук, доцент Е.А. Кротков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ



Актуальность темы. Развитие производства и эксплуатация автомобилей показывают, что улучшение их технических характеристик, комфорта­бельности, безопасности связано с повышением надежности и эффективности системы электроснабжения (СЭС) автомобиля.

Повышение показателей эффективности, надежности СЭС, состоящей из аккумуляторной батареи, электрической генераторной установки (ЭГУ), регулятора напряжения, устройства контроля – одна из важнейших задач по улуч­шению работы и повышению конкурентоспособности автомобилей.

По экспертным оценкам надежности системы электрооборудования автомобилей семейства ВАЗ-2110 в гарантийный период эксплуатации, достаточно большой относительный процент рекламаций, равный 11,8 %, приходится на ЭГУ.

Основными причинами выхода ЭГУ из строя являются превышение максимальной частоты вращения, вибрации, ударные ускорения, вызывающие механические неисправности ротора и механизмов крепления – подшипников, шкива, элементов щеткодержателя; перенапряжения, повышения напряжения и тока нагрузки, вызывающие электрический пробой изоляции, межвитковые замыкания катушки возбуждения, обмотки статора.

Повышение интенсивности эксплуатации автомобилей, внедрение элек­тронной системы управления двигателем внутреннего сгорания, электронного управления СЭС, комбинированных энергоустановок снижает ресурс работы ЭГУ, вероятность безотказной работы (ВБР).

Необходимо дальнейшее исследование влияния многократных пусковых и перегрузочных режимов, повышений напряжения, тока на надежность механической системы и электромагнитной системы (МС и ЭМС) ЭГУ, что определяет научную актуальность диссертационной ра­боты.

При разработке новых моделей ЭГУ ф. Lucas (Англия), ф. Valeo (Франция), ф. Bosch (Германия), ф. Motocraft, Deko (США), Mitsubishi, Hitachi (Япония), ОАО АВТОВАЗ и др. учитываются динамические воздействия. В НТЦ ОАО АВТОВАЗ (г.Тольятти, Россия) и ряде других предприятий ведется разработка гибридной энергоустановки, в которой используется индукционно-динамическая или асинхронная электриче­ская машина в качестве ЭГУ и стартера двигателя. На экспериментальных автомобилях ф. Honda – FCX (Япония), Rover – MG (Англия) установлены комбинированные ЭГУ. Динамические воздействия на МС и ЭМС увеличиваются, что подтверждает актуальность исследования динамических свойств.

Основными направлениями повышения ВБР ЭГУ является выбор параметров МС и ЭМС с учетом особенности работы в динамических режимах. Не исследована зависимость изменения параметров надежности от уровня деформаций.

Разработка моделей МС и ЭМС ЭГУ, методов и устройств контроля значимых диагностических параметров для повышения уровня надёжности, ВБР и вибродиагностики, снижения затрат на обслуживание и ремонт определяет практическую актуальность диссертационной работы.

Цель диссертационной работы - повышение надёжности механических и электромагнитных устройств генератора за счёт корректировки характери­стик и параметров по результатам теоретического и экспериментального исследования статических и динамических режимов, показателей работы.

В соответствии с целью задачами диссертационной работы являются:

1. анализ методов оценки ВБР, ресурса работы с учетом динамических режимов генератора, методов моделирования электромагнитных, электриче­ских и механических процессов, средств испытания и вибрационной диагностики ЭГУ, существующих методов оценки надёжно­сти;

2. исследование переходных процессов, перегрузочных режимов и влияния параметров МС и ЭМС генератора на их протекание, определение систе­матической и случайной погрешности для оценки доверительного интервала измерения индуктивной, емкостной составляющей полного электрического со­противления, спектральных характеристик вибрации;

3. разработка математической модели МС и ЭМС для оценки реакции на исследовательский механический и электрический импульс и определения вероятных отклонений параметров и деформаций элементов генератора; разра­ботка регрессионной модели МС и ЭМС при испытании коммутационным механическим и электрическим импульсом для определения показателей на­дёжности элементов генератора при ресурсных ускоренных испытаниях в форсированных режимах;

4. разработка алгоритмов определения показателей надежности, прогнозирования виброреологических процессов изменения параметров ЭГУ;

5. разработка экспериментальной установки для проведения исследования ЭГУ в динамических и форсированных режимах, испыта­ния методом исследовательских импульсов; практические рекомендации по корректировке конструктивных параметров МС и ЭМС, по разработке эле­ментов устройств управления и контроля ЭГУ, предотвращающих выход из строя, повышающих надёжность.

Объект исследования: МС и ЭМС ЭГУ отечественного и зарубежного производства.

Предмет исследования: математические, регрессионные модели МС и ЭМС, методы и алгоритмы определения показателей надежности в зависимости от изменения диагностируемых параметров при ресурсных, форсирован­ных испытаниях, в динамических эксплуатационных режимах, устройства управления и диагностики ЭГУ.

Методы исследования. При решении поставленных задач использова­лись:

– методы теории линейных электрических цепей, переходных процессов;

– статистические и численные методы математического анализа, регрессионный анализ, интегральное преобразование Фурье;

– методы теории надежности, планирования эксперимента;

– оценка адекватности разработанных математических моделей производилась сравнением расчётных и экспериментальных данных;

– оценка погрешности производилась составлением структурных схем погрешности измерительных каналов, передаточных функций каналов измерения, доверительных интервалов измеряемых величин.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области математического моделирования МС и ЭМС электрических машин – М.П. Костенко, Л.М. Пиотровского, А.И. Важнова, А.А. Горева, А.И. Вольдека и др.; в области раз­работки, испытаний и автомобильной электроники – А.С. Акимова, В.В. Литвиненко, А.Д. Борца, В.Е. Ютта, А.Х. Синельникова, Ю.П. Чижкова, Х. Сига, С. Мидзутани, Т. Росса и др.; в области динамиче­ских измерений и регистрации – В.А. Грановского, А.А. Харкевича, А.С. Немировского, Д. Хофмана, и др.; в области теории надежности, диагностики, прогнозирования – А.С. Проникова, П.П. Пархоменко, Л.Г. Евланова и др.

На защиту выносятся:

1. комплекс математических моделей МС и ЭМС генератора, позволяющие по реакции обмоток на испытательный механический и электрический импульс за счет учета упругих, колеба­тельных элементов трения, демпфирующих связей механических частей, ем­костных и индуктивных связей между обмотками определять начальные деформации;

2. регрессионная модель и методика определения показателей надежно­сти с учетом изменения параметров генератора по результатам многократных динамических воздействий при проведении ресурсных испытаний;

3. уровни допустимых изменений параметров и деформаций МС и ЭМС в части влияния на показатели надежности ЭГУ;

4. принципы построения и устройства прогнозирования технического состояния и ресурса работы МС и ЭМС ЭГУ;

5. практические рекомендации по корректировке конструктивных параметров МС и ЭМС, по разработке элементов управления и контроля, предот­вращающих выход из строя и повышающих надёжность генератора.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

– на основе анализа особенностей работы ЭГУ в динамических режимах предложен комплексный подход к повышению надежности МС и ЭМС генера­тора за счет корректировки конструктивных параметров, контроля и диагностики при ресурсных форсированных испытаниях и эксплуатации;

– на основе исследования стационарных и динамических режимов генера­тора предложена математическая регрессионная модель, отличающаяся от из­вестных функциональной связью между механическими и электромагнитными параметрами ЭГУ в переходных процессах и параметрами надежности;

– разработана математическая модель механической и электромагнитной системы ЭГУ при его испытании коммутационными импульсами, отличаю­щиеся от известных учётом высокочастотных составляющих и позволяющая по реакции механических узлов, электрических обмоток генератора на испыта­тельный импульс определять деформации механических подсистем, электрических обмоток статора, катушки возбуждения;

– предложена методика определения показателей надёжности МС и ЭМС ЭГУ по результатам ресурсных испытаний; методика корректировки конструктивных параметров МС и ЭМС, алгоритмы работы устройств управления и контроля, предотвращающих выход из строя и повы­шающие надёжность генератора;

– выявлены законы распределения вероятности основных показателей на­дёжности генератора, получены их графики распределения.

Практическая значимость исследования:

– разработана регрессионная модель функциональной связи между механическими, электромагнитными параметрами и показателями надежности, по­зволяющая определять ресурс работы ЭГУ;

– рекомендовано выполнять упругие, колебательные, демпфирующие элементы, элементы трения подшипникового узла, щеткодержателя, крепле­ния и межобмоточную, межкорпусную изоляцию с учетом многократных динамических и вибрационных воздействий;

– разработаны алгоритмы работы устройств управления и контроля, предотвращающих выход из строя и повышающие надёжность генератора;

– предложены практические рекомендации по корректировке конструк­тивных параметров МС и ЭМС, разработке элементов управления и контроля, предотвращающих выход из строя и повышающие надёжность ЭГУ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспе­чены соблюдением методологических принципов системного подхода к изучению проблемы, применением комплекса методов исследования, соответст­вующих объекту, цели, задачам и логике исследования.

Реализация результатов работы.

Разработки выполнены на кафедре «Автотракторное Электро­оборудование» Тольяттинского государственного университета, в Бюро про­граммного обеспечения Производственного Технологического Оборудования Конструкторского Отдела Систем Управления Сварочного оборудования и Специальных Устройств ОАО АВТОВАЗ для проекта ВАЗ 2123.

Результаты диссертационной работы используются в учебно-методическом обеспечении дисциплин «Испытание электрооборудования автомо­билей и тракторов», «Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомоби­лей и тракторов», «Надёжность электрооборудования автомобилей и тракто­ров» для студентов специальности 1808.00 «Электрооборудование автомобилей и тракторов».

Апробация работы. По материалам диссертации сделаны доклады на международной научно-технической конференции «Перспективы развития ав­томобильного транспорта», МГТУ “МАМИ” (Россия, Москва, 2002г), 7-й все­российской научно-технической конференции МГУС (Россия, Москва, 2002), научно- технической конференции "Новые технологии в промышленности, экономике и социально-культурной сфере" (Россия, Тольятти, 2000 г.), научно – технической конференции «Технический ВУЗ – наука, образование и произ­водство в регионе» (Россия, Тольятти, 2002 г.).

Результаты работы обсуждались на научном семинаре кафедр «Авто­тракторное электрооборудование» Тольяттинского государственного универси­тета; кафедры «Прикладная математика и информатика» Тольяттинской государственной академии сервиса.

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 27 работ, из которых научных статей – 10, тезисов докладов – 17.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав с выводами, заключения. Основная часть работы изложена на 177 страницах, включает 49 рисунков, 31 графиков и библиографию из 141 наименования, приложения на 3 страницах.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconПовышение надежности защиты от перенапряжений систем электроснабжения...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Самарском государственном техническом...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconАналитические материалы гбоу спо со «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»
Концептуальные основания становления системы высококвалифицированных рабочих и специалистов для предприятий автомобильного транспорта...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconПовышение эффективности управления девелоперским предприятием
Охватывает более широкий ряд составляющих надежности
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconКурсовая работа по дисциплине «обеспечение надежности функционирования кс»
Вычислить восстанавливаемости (fв (t),V(t), Tв) системы, если известна функция F(X) распределения времени длительности восстановления...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconО техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
Тии министерства высшего и среднего специального образования ссср, Ульяновского территориального объединения автомобильного транспорта...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconЛенинградской области
Надежности теплоснабжения и экономической эффективности. Разработанная программа мероприятий по результатам оптимизации режимов работы...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (ЭЭ)
Целью дисциплины является изучение электрооборудования и схем электрических соединений электростанций и подстанций, подготовка обучающихся...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconРеферат Изобретение относится к волоконно-оптической технике и может...
Место стыка частей закреплено снаружи накидной гайкой. Технический результат повышение эксплуатационной надежности, герметичность...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Загрязнения атмосферы выбросами...
Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconУтверждаю Заместитель Министра автомобильного транспорта рсфср а....
Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (нииат)
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconОтчет о научно-исследовательской работе
Объектом исследований являются крестовины, обработанные электромеханической обработкой (эмо) на различных режимах
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconСоединитель для оптических кабелей реферат
Неподвижно закрепленный узел состоит из втулки, совмещенной с феррулой. Феррула выполнена с боковым вырезом, который заполнен гелем...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconРабочая программа дисциплины «основы конструирования и надежности электронных средств»
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла С. 3 основной образовательной программы подготовки специалистов...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconXx международная научно-техническая конференция и Российская научная...
Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconРефераты публикуемых статей
Разработка координированной системы противоаварийной автоматики на уровне еэс. Богомолова И. А., Кац П. Я., Кощеев Л. А., Садовский...
Повышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора iconРабочая программа Профессионального модуля пм 01 Техническое обслуживание...
Целью освоения программы профессионального модуля является овладение студентами профессиональными знаниями и умениями по техническому...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск