Скачать 138.7 Kb.
|
Международный комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией Социально-экономические и политические правовые меры противодействия экстремизму и терроризму Доклад подготовил И.о. председателя МК ИКОКРИМ Действительный член Академии АБОП Чёбин П.В. г. Ростов-на-Дону 2007г. В современных условиях, вследствие масштабного и в большей степени конфликтного передела собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых, политико-идеологических и этнонационалистических интересов, слабости существующих профилактических мероприятий по предупреждению террористических преступлений, нарастает угроза терроризма и экстремизма. Центральным звеном системы противодействия основным угрозам безопасности государства и общества должна стать именно профилактика. «Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан... Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний». Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере. Основные причины роста напряженности, экстремизма и терроризма в Российской Федерации относятся к социальной, политической, идеологической, этнонациональной, правовой сферам, приводит к выводу: профилактика терроризма в России — задача общегосударственного характера. Пытаться решить ее только силами специальных служб и правоохранительных органов — путь бесперспективный и тупиковый. Об этом свидетельствует и опыт стран, переживших в своей истории периоды взрывов террористической активности. Отечественные спецслужбы и правоохранительные органы уже давно пришли к выводу, что борьба с экстремизмом и терроризмом далеко выходит за рамки компетенции силовых структур. На заседаниях Координационного совета руководителей правоохранительных органов многократно отмечалось, что без создания общегосударственной системы противодействия терроризму не обойтись, так как акции криминального и политического терроризма зарождаются и вызревают зачастую там, где мы не можем оказывать непосредственного воздействия. Отсюда следует, что система, призванная активизировать борьбу с экстремизмом и терроризмом должна включать в себя не только правоохранительный аспект, но и социальный, экономический, политический и пропагандистский. В ней должны найти свое место и федеральные органы исполнительной власти, и законодатели, и органы местного самоуправления, и общественно-политические объединения, и средства массовой информации, и религия. Политический Экстремизм— это пропаганда и использование насилия и других крайних средств для достижения политических целей. Он может проявить себя во внутренней и внешней политике, межнациональных и межконфессиональных отношениях, а наиболее опасными его формами следует считать посягательства на основы конституционного строя и терроризм. Таким образом, с одной стороны, политический экстремизм играет роль предтечи, детерминанты терроризма. В этой связи в целях профилактики последнего необходимо стремиться к устранению самого экстремизма. С другой стороны, терроризм является частью, одной из наиболее общественно опасных форм политического экстремизма, а следовательно, имеет с ним общие социально-политические, идеологические и экономические начала. Поэтому процесс профилактики терроризма невозможно рассматривать в отрыве от реализации мер борьбы с политическим экстремизмом. Причины же самого экстремизма по своей природе еще богаче и разнообразнее, чем причины терроризма. Профилактика экстремизма и профилактика терроризма — это не одно и то же. Не всякий экстремизм чреват террористическими проявлениями, следовательно, некоторые его формы не могут являться предметом воздействия с позиций профилактики терроризма. Кроме того, профилактика терроризма возможна там, где профилактика экстремизма уже запоздала. Отметим ряд факторов, обуславливающих необходимость создания общегосударственной системы профилактики экстремизма в России. Во-первых, экстремизм как социально-политическое и криминальное явление необыкновенно усложнился, расширился спектр его детерминант. Основой возникновения террористических проявлений служат разного рода конфликты в социальной, экономической, политической и иных сферах общественных отношений. Идеологическая мотивация терроризма представлена национализмом, сепаратизмом, экстремизмом, корыстными интересами, авторитаризмом политических, экономических элит. Взаимодействие многочисленных террористических проявлений объективного и субъективного свойства порождает новые мутации причин экстремизма и терроризма. Естественно, адекватное противодействие возможно лишь посредством создания всеохватывающей системы мер и усилия всех государственных структур и общественности. Во-вторых, в процессе развития экстремистских и террористических проявлений происходят изменения природы социального обострения и его переход из одной сферы общественных отношений в другую, из нее — в третью и т. д. Например, длительная невыплата заработной платы рабочим (фактор материальный, экономический) способна породить акции гражданского неповиновения. Последние, будучи явлением социальным, при своем разрастании превращаются в фактор политический (как по выдвигаемым лозунгам с требованиями отставки правительства и президента, так и по существу). Такое политическое движение может в случае непринятия действенных мер и обострения ситуации привести к криминальным явлениям (захват в заложники руководителей предприятий и представителей органов исполнительной власти, перекрытие железнодорожных и автомобильных магистралей, призывы к вооруженной борьбе за свои права). Следовательно, профилактическое воздействие не может быть «лоскутным», состоящим из самостоятельных, независимых частей. Должна быть единая система профилактических мер, обладающая способностью использовать различные рычаги воздействия на различные сферы общественных отношений и маневрирующая такими рычагами адекватно развитию ситуации. Этим требованиям отвечает лишь общегосударственная система мер профилактики. В-третьих, необходимо учитывать, что некогда эффективная система подобных мер в стране была разрушена, а вновь созданные российские спецслужбы и правоохранительные органы вынуждены самостоятельно, зачастую независимо друг от друга искать пути раннего предупреждения преступлений, включая террористические посягательства на объекты их защиты. Единая же стратегия профилактики экстремизма и терроризма, объединение в этом направлении разрозненных усилий многочисленных структур государственного и негосударственного секторов позволила бы повысить суммарный профилактический потенциал в сфере противодействия террористической угрозе. В-четвертых, естественной реакцией на разгул насилия и терроризма в стране за последние годы явилась активизация попыток различных общественных движений и организаций потребовать от властей повышения уровня защиты рядовых граждан от акций психологического и физического террора. В этой связи проблема и пути выхода из создавшейся ситуации все чаще становятся предметом обсуждения на различных конференциях, «круглых столах», митингах, сходах. Для собственной же безопасности и безопасности своих близких люди предпринимают шаги по созданию отрядов самообороны, изыскивают способы приобретения оружия. Такая ситуация характерна, например, для северокавказских регионов, граничащих с Чечней. При создании же общегосударственной системы мер профилактики экстремизма инициативу и энергию людей в области организации самозащиты можно будет направлять, а не воспроизводить преступность, не накалять атмосферу, не дестабилизировать социально-политическую обстановку в регионах. При этом вероятность вспышек неконтролируемых конфликтов с применением насилия будет значительно снижена, а разрешение серьезных криминогенных противоречий переведено в правовую плоскость. В-пятых, одной из существенных тенденций экстремизма и терроризма в условиях современной российской действительности является взаимопроникновение политически (идейно) мотивированного терроризма и так называемого корыстного, или криминального экстремизма. Это обстоятельство диктует необходимость глубокого исследования сложных процессов взаимного влияния терророгенных процессов и адекватного применения многоаспектной системы мер противодействия им, что в свою очередь требует объединения информационного и научного потенциала. В-шестых, предпосылкой политически мотивированных акций терроризма, как правило, является политический экстремизм как система крайних взглядов и действий. В-седьмых, одним из самых терророгенных факторов в условиях России является обострение межнациональных отношений. И хотя межнациональные и межэтнические конфликты редко возникают в «чистом виде», так как определяющее влияние на характер развития этнополитической ситуации оказывает, прежде всего состояние экономики, социальной и культурной сфер в стране, но в ситуациях, когда в противоречия в любой области общественных отношений привносятся лозунги защиты национальных интересов, вероятность перерастания такого рода противоречий в открытые насильственные действия, в том числе и террористического характера, резко возрастает. Справедливо отмечено, что «когда экономические, политические, гражданские и прочие социальные конфликты принимают национальную окраску, соединяются в сознании людей с ущемлением их национального достоинства, они становятся наиболее взрывоопасными». Фундаментом общегосударственной системы мер профилактики экстремизма является стратегически ориентированная последовательная политика, имеющая целью оптимизацию общественных отношений в стране и исключающая возникновение острых антагонистических противоречий между народом и властью, отдельными слоями и группами населения,- политическими движениями и партиями. Ликвидация преступности не под силу одним правоохранительным органам, поскольку решение этой сложнейшей задачи лежит в русле коренных преобразований общества в целом. Таким образом главные направления приложения профилактических усилий это мониторинг сложных общественных процессов в целях своевременного прогнозирования их возникновения и активизация разъяснительной, воспитательной работы с населением. Общегосударственная система мер профилактики экстремизма включает: -меры исполнительных органов власти по раннему предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков; -Усиление режимных мер на первоочередных объектах посягательств террористов (места массового скопления людей, аэропорты, высокорисковые производства, объекты атомной энергетики и жизнеобеспечения и т.д); -ужесточение контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ в стране; -широкий спектр иных многоплановых и разномасштабных мероприятий. В сегодняшних условиях возможности России по созданию эффективной общегосударственной системы мер профилактики терроризма ограниченны, особенно если сравнивать их с расходами на нужды антитеррористической деятельности в США. Вместе с тем руководство России принимает все меры к увеличению объема финансирования борьбы с экстремизмом и терроризмом в стране. У России может быть свой подход к созданию общегосударственной системы мер профилактики терроризма, основанный на учете местной специфики, ментальности населения, юридических традиций, прошлого положительного опыта в сфере профилактики преступности. Если при создании общегосударственного механизма профилактики терроризма сосредоточить усилия на мерах выявления и устранения первопричин, то можно будет сэкономить значительные средства на применении мер пресечения террористических акций и ликвидации последствий таковых. Меры, упреждающие экстремистские и террористические проявления, обойдутся государству во много раз дешевле построения в обществе «антитеррористической крепости». Заслуживает внимания (при известной модернизации) «архитектура» здания профилактики политически мотивированных преступлений, существовавшая в прежние годы, когда на борьбу с ними объединялись усилия и государственных структур, и трудовых коллективов, и молодежных организаций, и широких слоев общественности, и средств массовой информации. «Мировой опыт свидетельствует о том, что профилактическая работа — дело не только государственных органов; во многих странах, да и у нас имеется неиспользованный резерв общественных, самодеятельных, в том числе благотворительных организаций, которые могли бы часть работы принять на себя». Требованиями, предъявляемыми к общегосударственной системе мер профилактики экстремизма и терроризма, должны стать: во-первых, их упреждающий характер, базирующийся на непрерывном, многоаспектном мониторинге оперативной и социально-политической обстановки и прогнозировании ее развития; во-вторых, комплексность применения профилактических мер, заключающаяся в задействовании всех возможных рычагов позитивного влияния на обстановку; в-третьих, единое управление на федеральном уровне, подчиненное общему стратегическому замыслу искоренения в Российской Федерации. Общегосударственная система мер профилактики терроризма должна удовлетворять требованию универсальности с точки зрения способности адекватно реагировать на возникновение террористических угроз любой природы, масштаба и динамики. Построение наиболее оптимальной модели системы мер профилактики экстримизма представляется в виде трехуровневой конструкции 1. Политический уровень. 2. Социальный уровень. 3. Индивидуальный уровень. Все три уровня модели общегосударственной системы мер профилактики терроризма тесно связаны между собой. Эффективность реализации этих мер на одном из уровней прямо или опосредованно влияет и на состояние терророгенных факторов, соотносящихся с другими уровнями профилактического механизма. Комплексный подход также необходим при выстраивании практических мер по блокированию регионального сепаратизма, выступающего под религиозным прикрытием. Институционально-правовые меры направлены на создание многоуровневой системы регулятивов деятельности общественных субъектов, которые существенно сужают религиозные тенденции, сокращая социальную базу поддержки фундаменталистов. Речь идет о необходимости завершения процесса по созданию пакета нормативных актов, включая и подзаконные, которые четко бы определяли процедуру правовой квалификации религиозного экстремизма по трем основным направлениям: посягательство на конституционные основ государства (принцип территориальной целостности), посягательство на национальные интересы страны, посягательстве на конституционные права и свободы граждан. Первое направление по своему политико-правовому содержанию должно четко определять, что пропаганда, побуждение и практические действия религиозных радикалов направленные на пересмотр как внешних границ, так и существующего административно-территориального деления РФ, выходящие за рамки порядка и процедуры, установленные федеральным законодательством, квалифицируются как преступление против основ государственного строя. Второе направление по своему политико-правовому содержанию должно касаться связей региональных субъектов с зарубежными экстремистскими и террористическими организациями. Суть его необходимо свести к тому, что несанкционированные соответствующими органами государственной власти контакты с организациями, которые в международных политико-правовых и дипломатических документах квалифицируются как террористические или экстремистские, в российском законодательстве также должны рассматриваться как пособничество терроризму. Третье направление связано с процедурно-нормативной защитой верующих-традиционалистов в субъектах федерации. На законодательном уровне следует исключить возможность возникновения политизированных форм любой религии. Для этого необходимо последовательно реализовывать существующее законодательное ограничение, запрещающее создание конфессиональных политических партий, общественно-политических организаций и движений в соответствии с действующими федеральными законами. Политико-организационные меры. Их содержанием выступает поддержка лояльных федеральному центру и официальным республиканским властям традиционных исламских структур, формирование усилий для их укрепления и модернизации, а также проведение разного рода политико-организационных мероприятий «антиваххабитской» направленности. В настоящее время на общероссийском уровне существует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. В программы культурно-просветительских циклов необходимо также включать те положения ислама, которые характерны и для других мировых религий. При этом можно будет показать, что в этих религиях (например, в исламе, христианстве, буддизме) много общих этикомировоззренческих норм. Представляется целесообразным также шире проводить конференции, собрания, съезды, в ходе которых осуществлять мероприятия по противодействию религиозному экстремизму и доводить решения этих форумов до широких слоев общественности. Блок социально-экономических мер в деле противодействия религиозному экстремизму включает в себя действия, направленные на подрыв и ликвидацию экономической базы радикалов. Как известно, эта база состоит из двух составляющих: содействия из-за рубежа и использования внутренних источников. Реализация на практике этих мер играет главенствующую роль, поскольку существенно ограничивает финансово-экономические возможности экстремистов и, соответственно, сужает их социальную базу. Административно-силовые меры призваны пресекать попытки деятельности религиозных экстремистов. Частным случаем административных мер выступают силовые способы разоружения либо физического уничтожения террористических групп ваххабитского толка. Помимо силовых мер в отношении религиозного экстремизма представляется важным усилить оперативную деятельность по выявлению тех лиц, которые пока еще не реализовали террористические устремления, но в идеологии которых заложены принципы нетерпимости по отношению к людям, которых они рассматривают в качестве «неверных», а также содержатся прямые призывы к изменению конституционного строя России и пресечению их противозаконных намерений. Разумеется, подобного рода работа недолжна превращаться в «охоту на ведьм» или ограничивать права и свободы верующих и их контакты с зарубежными единоверцами, препятствовать деятельности иностранных благотворительных организаций в России. В основе тактики противодействия религиозному экстремизму должен лежать принцип дифференцированного подхода: с одной стороны, привлечение «умеренных» верующих к участию в политической жизни региона, страны, сохраняя контроль со стороны власти за проводимой ими деятельностью, а с другой стороны — применение репрессивных мер против религиозных экстремистов и террористов. На наш взгляд, предлагаемые практические меры по противодействию и блокированию религиозного экстремизма окажут помощь в работе не только ученым, экспертам, но и руководителям государственных и местных органов власти. |
Доклад Стендовый доклад Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему | Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | ||
Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | ||
Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | ||
Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | Публичный доклад Публичный доклад о деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум сервиса»... | ||
Предлагаем вашему вниманию Публичный доклад, в котором представлены... Доклад призван информировать родителей (законных представителей обучающихся), самих обучающихся, учредителя и общественность об основных... | Публичный доклад Данный доклад составлен с использованием разнообразных статистических материалов, характеризующих работу школы | ||
Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Настоящий доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами | Доклад Доклад предназначен для органов государственного управления, природоохранных и природоресурсных служб, образовательных учреждений... | ||
Доклад составили Публичный доклад мбоу «сош» пст. Чернореченский представляет собой итоги работы школы за 2012-2013 учебный год | Ежегодный публичный доклад Доклад отражает состояние дел в колледже и результаты его деятельности за последний отчетный (2010-2011) учебный год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доклад о символизме В. В. Набокова в романе «Машенька». Доклад сопровождается компьютерной презентацией | Доклад подготовила директор моу «Бужаровская сош» Предлагаем Вашему вниманию публичный доклад нашей школы за 2012-2013 учебный год по направлениям деятельности |