Доклад





Скачать 138.7 Kb.
НазваниеДоклад
Дата публикации16.12.2014
Размер138.7 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад


Международный комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией

Социально-экономические и политические правовые меры противодействия экстремизму и терроризму


Доклад подготовил

И.о. председателя

МК ИКОКРИМ

Действительный член

Академии АБОП

Чёбин П.В.

г. Ростов-на-Дону

2007г.


В современных условиях, вследствие масштабного и в большей степени конфликтного передела собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых, политико-идеологических и этнонационалистических интересов, слабости существующих профилактических мероприятий по предупреждению террористических преступлений, нарастает угроза терроризма и экстремизма. Центральным звеном системы противодействия основным угро­зам безопасности государства и общества должна стать имен­но профилактика. «Приоритетное значение имеет формиро­вание системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан... Важнейшими за­дачами в области борьбы с преступностью являются: выяв­ление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по пре­дупреждению противоправных деяний».

Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законо­дательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

Ос­новные причины роста напряженности, экстремизма и тер­роризма в Российской Федерации относятся к социальной, политической, идеологической, этнонациональной, право­вой сферам, приводит к выводу: профилактика терроризма в России — задача общегосударственного характера. Пытаться решить ее только силами специальных служб и правоохра­нительных органов — путь бесперспективный и тупиковый. Об этом свидетельствует и опыт стран, переживших в своей истории периоды взрывов террористической активности.

Отечественные спецслужбы и правоохранительные органы уже давно пришли к выводу, что борьба с экстремизмом и терроризмом далеко выходит за рамки компетенции силовых структур. На заседани­ях Координационного совета руководителей правоохранитель­ных органов многократно отмечалось, что без создания обще­государственной системы противодействия терроризму не обой­тись, так как акции криминального и политического терроризма зарождаются и вызревают зачастую там, где мы не можем ока­зывать непосредственного воздействия. Отсюда следует, что система, призванная активизировать борьбу с экстремизмом и терроризмом дол­жна включать в себя не только правоохранительный аспект, но и социальный, экономический, политический и пропагандист­ский. В ней должны найти свое место и федеральные органы исполнительной власти, и законодатели, и органы местного самоуправления, и общественно-политические объединения, и средства массовой информации, и религия.

Политический Экстремизм— это пропаганда и использование насилия и других

край­них средств для достижения политических целей. Он может проявить себя во внутренней и внешней политике, межна­циональных и межконфессиональных отношениях, а наи­более опасными его формами следует считать посягатель­ства на основы конституционного строя и терроризм.

Таким образом, с одной стороны, политический экстре­мизм играет роль предтечи, детерминанты терроризма. В этой связи в целях профилактики последнего необходимо стре­миться к устранению самого экстремизма. С другой сторо­ны, терроризм является частью, одной из наиболее обще­ственно опасных форм политического экстремизма, а сле­довательно, имеет с ним общие социально-политические, идеологические и экономические начала. Поэтому процесс профилактики терроризма невозможно рассматривать в от­рыве от реализации мер борьбы с политическим экстремиз­мом. Причины же самого экстремизма по своей природе еще богаче и разнообразнее, чем причины терроризма.

Профилактика экстремизма и профилак­тика терроризма — это не одно и то же. Не всякий экстре­мизм чреват террористическими проявлениями, следователь­но, некоторые его формы не могут являться предметом воз­действия с позиций профилактики терроризма. Кроме того, профилактика терроризма возможна там, где профилактика экстремизма уже запоздала.

Отметим ряд факторов, обуславливающих необходимость создания общегосударственной системы профилактики экстремизма в России.

Во-первых, экстремизм как социально-политическое и криминальное явление необыкновенно усложнился, расши­рился спектр его детерминант. Основой возникновения тер­рористических проявлений служат разного рода конфликты в социальной, экономической, политической и иных сфе­рах общественных отношений. Идеологическая мотивация терроризма представлена национализмом, сепаратизмом, экстремизмом, корыстными интересами, ав­торитаризмом политических, экономических элит. Взаимо­действие многочисленных террористических проявлений объективного и субъективного свойства порождает новые мутации причин экстремизма и терроризма. Естественно, адекватное противодействие возможно лишь посредством создания всеохватывающей системы мер и усилия всех госу­дарственных структур и общественности.

Во-вторых, в процессе развития экстремистских и тер­рористических проявлений происходят изменения природы социального обострения и его переход из одной сферы об­щественных отношений в другую, из нее — в третью и т. д. Например, длительная невыплата заработной платы рабо­чим (фактор материальный, экономический) способна по­родить акции гражданского неповиновения. Последние, бу­дучи явлением социальным, при своем разрастании превра­щаются в фактор политический (как по выдвигаемым лозунгам с требованиями отставки правительства и прези­дента, так и по существу). Такое политическое движение может в случае непринятия действенных мер и обострения ситуации привести к криминальным явлениям (захват в за­ложники руководителей предприятий и представителей ор­ганов исполнительной власти, перекрытие железнодорож­ных и автомобильных магистралей, призывы к вооружен­ной борьбе за свои права).

Следовательно, профилактическое воздействие не может быть «лоскутным», состоящим из самостоятельных, независимых частей. Долж­на быть единая система профилактических мер, обладаю­щая способностью использовать различные рычаги воздей­ствия на различные сферы общественных отношений и ма­неврирующая такими рычагами адекватно развитию ситуации. Этим требованиям отвечает лишь общегосударственная сис­тема мер профилактики.

В-третьих, необходимо учитывать, что некогда эффек­тивная система подобных мер в стране была разрушена, а вновь созданные российские спецслужбы и правоохранитель­ные органы вынуждены самостоятельно, зачастую незави­симо друг от друга искать пути раннего предупреждения преступлений, включая террористические посягательства на объекты их защиты. Единая же стратегия профилактики экстремизма и терроризма, объеди­нение в этом направлении разрозненных усилий многочис­ленных структур государственного и негосударственного сек­торов позволила бы повысить суммарный профилактический потенциал в сфере противодействия террористической угрозе. В-четвертых, естественной реакцией на разгул насилия и терроризма в стране за последние годы явилась активизация попыток различных общественных движений и организаций потребовать от властей повышения уровня защиты рядовых граждан от акций психологического и физического террора. В этой связи проблема и пути выхода из создавшейся ситуации все чаще становятся предметом обсуждения на различных конференциях, «круглых столах», митингах, сходах. Для соб­ственной же безопасности и безопасности своих близких люди предпринимают шаги по созданию отрядов самообороны, изыскивают способы приобретения оружия. Такая ситуация характерна, например, для северокавказских регионов, гра­ничащих с Чечней. При создании же общегосударственной системы мер профилактики экстремизма инициативу и энер­гию людей в области организации самозащиты можно будет направлять, а не воспроизводить преступность, не накалять атмосферу, не дестабилизировать социально-политическую обстановку в регионах. При этом вероятность вспышек не­контролируемых конфликтов с применением насилия будет значительно снижена, а разрешение серьезных криминоген­ных противоречий переведено в правовую плоскость.

В-пятых, одной из существенных тенденций экстремизма и терроризма в условиях современной российской действительности яв­ляется взаимопроникновение политически (идейно) моти­вированного терроризма и так называемого корыстного, или криминального экстремизма. Это обстоятельство диктует необходимость глубокого исследования сложных процессов взаимного влияния терророгенных процессов и адекватного применения многоаспектной системы мер противодействия им, что в свою очередь требует объединения информацион­ного и научного потенциала.

В-шестых, предпосылкой политически мотивированных акций терроризма, как правило, является политический экстремизм как система крайних взглядов и действий.

В-седьмых, одним из самых терророгенных факторов в ус­ловиях России является обострение межнациональных отно­шений. И хотя межнациональные и межэтнические конфлик­ты редко возникают в «чистом виде», так как определяющее влияние на характер развития этнополитической ситуации оказывает, прежде всего состояние экономики, социальной и культурной сфер в стране, но в ситуациях, когда в противоре­чия в любой области общественных отношений привносятся лозунги защиты национальных интересов, вероятность пере­растания такого рода противоречий в открытые насильствен­ные действия, в том числе и террористического характера, резко возрастает. Справедливо отмечено, что «когда экономи­ческие, политические, гражданские и прочие социальные кон­фликты принимают национальную окраску, соединяются в сознании людей с ущемлением их национального достоин­ства, они становятся наиболее взрывоопасными».

Фундаментом общегосударственной системы мер профи­лактики экстремизма является стратегически ориентирован­ная последовательная политика, имеющая целью оптими­зацию общественных отношений в стране и исключающая возникновение острых антагонистических противоречий между народом и властью, отдельными слоями и группами населения,- политическими движениями и партиями.

Ликвидация преступности не под силу одним правоохранительным органам, поскольку решение этой сложнейшей задачи лежит в русле коренных преобразований общества в целом. Таким образом главные направления приложения профилактических усилий это мониторинг сложных общественных процессов в целях своевременного прогнозирования их возникновения и активизация разъяснительной, воспитательной работы с населением.

Общегосударственная система мер профилактики экстремизма включает:

-меры исполнительных органов власти по раннему предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

-Усиление режимных мер на первоочередных объектах посягательств террористов (места массового скопления людей, аэропорты, высокорисковые производства, объекты атомной энергетики и жизнеобеспечения и т.д);

-ужесточение контроля за оборотом оружия и взрывча­тых веществ в стране;

-широкий спектр иных многоплановых и разномасштабных мероприятий.

В сегодняшних условиях возможности России по созданию эффективной общегосударственной системы мер профилактики терроризма ограниченны, особенно если срав­нивать их с расходами на нужды антитеррористической де­ятельности в США. Вместе с тем руководство России
принимает все меры к увеличению объема финансирования
борьбы с экстремизмом и терроризмом в стране.

У России может быть свой подход к созданию общегосу­дарственной системы мер профилактики терроризма, основанный на учете местной специфики, ментальности насе­ления, юридических традиций, прошлого положительного опыта в сфере профилактики преступности.

Если при создании общегосударственного механизма профилактики терроризма сосредоточить усилия на мерах выявления и устранения первопричин, то можно будет сэко­номить значительные средства на применении мер пресе­чения террористических акций и ликвидации последствий таковых. Меры, упреждающие экстремистские и террори­стические проявления, обойдутся государству во много раз дешевле построения в обществе «антитеррористической крепости».

Заслуживает внимания (при известной модернизации) «архитектура» здания профилактики политически мотиви­рованных преступлений, существовавшая в прежние годы, когда на борьбу с ними объединялись усилия и государ­ственных структур, и трудовых коллективов, и молодеж­ных организаций, и широких слоев общественности, и средств массовой информации. «Мировой опыт свидетельствует о том, что профилактическая работа — дело не только государ­ственных органов; во многих странах, да и у нас имеется неиспользованный резерв общественных, самодеятельных, в том числе благотворительных организаций, которые мог­ли бы часть работы принять на себя».

Требованиями, предъявляемыми к общегосударственной системе мер профилактики экстремизма и терроризма, должны стать:

во-первых, их упреждающий характер, базирующийся на непрерывном, многоаспектном мониторинге оперативной и социально-политической обстановки и прогнозировании ее развития;

во-вторых, комплексность применения профилактиче­ских мер, заключающаяся в задействовании всех возмож­ных рычагов позитивного влияния на обстановку;

в-третьих, единое управление на федеральном уровне, подчиненное общему стратегическому замыслу искоренения в Российской Федерации. Общегосударственная система мер профилактики терро­ризма должна удовлетворять требованию универсальности с точки зрения способности адекватно реагировать на возник­новение террористических угроз любой природы, масштаба и динамики. Построение наиболее оптимальной модели системы мер профилактики экстримизма представляется в виде трехуровневой конструкции

1. Политический уровень.

2. Социальный уровень.

3. Индивидуальный уровень.

Все три уровня модели общегосударственной системы мер профилактики терроризма тесно связаны между собой. Эф­фективность реализации этих мер на одном из уровней пря­мо или опосредованно влияет и на состояние терророгенных факторов, соотносящихся с другими уровнями профи­лактического механизма.

Комплексный подход также необходим при выстраива­нии практических мер по блокированию регионального се­паратизма, выступающего под религиозным прикрытием.

Институционально-правовые меры направлены на созда­ние многоуровневой системы регулятивов деятельности обще­ственных субъектов, которые существенно сужают религиоз­ные тенденции, сокращая социальную базу поддержки фун­даменталистов. Речь идет о необходимости завершения процесса по созданию пакета нормативных актов, включая и подзакон­ные, которые четко бы определяли процедуру правовой ква­лификации религиозного экстремизма по трем основным на­правлениям: посягательство на конституционные основ государства (принцип территориальной целостности), посяга­тельство на национальные интересы страны, посягательстве на конституционные права и свободы граждан.

Первое направление по своему политико-правовому содержанию должно четко определять, что пропаганда, побуждение и практические действия религиозных радикалов направленные на пересмотр как внешних границ, так и существующего административно-территориального деления РФ, выходящие за рамки порядка и процедуры, установленные федеральным законодательством, квалифицируются как преступление против основ государственного строя.

Второе направление по своему политико-правовому со­держанию должно касаться связей региональных субъектов с зарубежными экстремистскими и террористическими организациями. Суть его необходимо свести к тому, что не­санкционированные соответствующими органами государ­ственной власти контакты с организациями, которые в меж­дународных политико-правовых и дипломатических доку­ментах квалифицируются как террористические или экстремистские, в российском законодательстве также дол­жны рассматриваться как пособничество терроризму.

Третье направление связано с процедурно-нормативной защитой верующих-традиционалистов в субъектах федера­ции. На законодательном уровне следует исключить возмож­ность возникновения политизированных форм любой рели­гии. Для этого необходимо последовательно реализовывать существующее законодательное ограничение, запрещающее создание конфессиональных политических партий, обще­ственно-политических организаций и движений в соответ­ствии с действующими федеральными законами.

Политико-организационные меры. Их содержанием выс­тупает поддержка лояльных федеральному центру и офици­альным республиканским властям традиционных исламских структур, формирование усилий для их укрепления и мо­дернизации, а также проведение разного рода политико-организационных мероприятий «антиваххабитской» направ­ленности.

В настоящее время на общероссийском уровне существу­ет Совет по взаимодействию с религиозными объединения­ми при Президенте РФ, Комиссия по вопросам религиоз­ных объединений при Правительстве РФ.

В программы культурно-просветительских циклов необхо­димо также включать те положения ислама, которые харак­терны и для других мировых религий. При этом можно будет показать, что в этих религиях (например, в исламе, христиан­стве, буддизме) много общих этикомировоззренческих норм.

Представляется целесообразным также шире проводить конференции, собрания, съезды, в ходе которых осуществ­лять мероприятия по противодействию религиозному экст­ремизму и доводить решения этих форумов до широких сло­ев общественности.

Блок социально-экономических мер в деле противодействия религиозному экстремизму включает в себя действия, на­правленные на подрыв и ликвидацию экономической базы радикалов. Как известно, эта база состоит из двух составляю­щих: содействия из-за рубежа и использования внутренних источников. Реализация на практике этих мер играет главен­ствующую роль, поскольку существенно ограничивает фи­нансово-экономические возможности экстремистов и, со­ответственно, сужает их социальную базу.

Административно-силовые меры призваны пресекать по­пытки деятельности религиозных экстремистов. Частным случаем административных мер выступают силовые способы разоружения либо физического уничтожения террорис­тических групп ваххабитского толка.

Помимо силовых мер в отношении религиозного экстре­мизма представляется важным усилить оперативную деятель­ность по выявлению тех лиц, которые пока еще не реализо­вали террористические устремления, но в идеологии кото­рых заложены принципы нетерпимости по отношению к людям, которых они рассматривают в качестве «неверных», а также содержатся прямые призывы к изменению консти­туционного строя России и пресечению их противозакон­ных намерений.

Разумеется, подобного рода работа недолжна превра­щаться в «охоту на ведьм» или ограничивать права и свобо­ды верующих и их контакты с зарубежными единоверцами, препятствовать деятельности иностранных благотворительных­
организаций в России.

В основе тактики противодействия религиозному экстремизму должен лежать прин­цип дифференцированного подхода: с одной стороны, при­влечение «умеренных» верующих к участию в политической жизни региона, страны, сохраняя контроль со стороны вла­сти за проводимой ими деятельностью, а с другой стороны — применение репрессивных мер против религиозных экст­ремистов и террористов.

На наш взгляд, предлагаемые практические меры по противодействию и блокированию религиозного экстре­мизма окажут помощь в работе не только ученым, экспер­там, но и руководителям государственных и местных орга­нов власти.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад iconДоклад Стендовый доклад
Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconПубличный доклад
Публичный доклад о деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум сервиса»...
Доклад iconПредлагаем вашему вниманию Публичный доклад, в котором представлены...
Доклад призван информировать родителей (законных представителей обучающихся), самих обучающихся, учредителя и общественность об основных...
Доклад iconПубличный доклад
Данный доклад составлен с использованием разнообразных статистических материалов, характеризующих работу школы
Доклад iconДоклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Настоящий доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами
Доклад iconДоклад
Доклад предназначен для органов государственного управления, природо­охранных и природоресурсных служб, образовательных учреждений...
Доклад iconДоклад составили
Публичный доклад мбоу «сош» пст. Чернореченский представляет собой итоги работы школы за 2012-2013 учебный год
Доклад iconЕжегодный публичный доклад
Доклад отражает состояние дел в колледже и результаты его деятельности за последний отчетный (2010-2011) учебный год
Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доклад о символизме В. В. Набокова в романе «Машенька». Доклад сопровождается компьютерной презентацией
Доклад iconДоклад подготовила директор моу «Бужаровская сош»
Предлагаем Вашему вниманию публичный доклад нашей школы за 2012-2013 учебный год по направлениям деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск