Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы





Скачать 329.56 Kb.
НазваниеПравовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер329.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Правовые основы применения оружия военнослужащими

при охране государственной границы

Legal basis for the use of weapons by military
at the State Border Guard




Щербак С.И., кандидат юридических наук, доцент, pvs1997@mail.ru.

Shcherbak SI, PhD, Associate Professor.
В статье показаны современные проблемы, обуславливающие необходимость применения оружия военнослужащими при выполнении служебных задач по охране государственной границы. Анализируются и разъясняются положения новых правовых актов, регламентирующих применение оружие.

The article shows the current problems, why they need the use of weapons by military personnel when performing their tasks for the protection of state borders. Analyzes and explains the provisions of new legislation regulating the use of weapons.

Государственная граница, военнослужащие, оружие, основания применения оружия, условия применения оружия, порядок применения оружия.

The state border, the military, weapons, weapons of reason, the terms of use of weapons, the use of weapons.
В марте 2010 года одна из центральных газет опубликовала статью с шокирующим названием – «Пограничники на казахстанско-российской границе охотятся на людей»1. Речь в ней шла о том, что военнослужащие, выполняющие обязанности по охране и защите государственной границы Российской Федерации на территории Омской области, применяют оружие, по мнению автора статьи, не правильно. Заметим, что в общероссийской прессе довольно часто встречаются публикации с сообщениями о фактах применения оружия пограничниками и наступившими тяжелыми последствиями (смерть лиц, пересекающих границу). Так, например, в 2009 году «Российская газета» сообщала, что «на российско-украинской границе вчера стреляли. При попытке пересечения кордона в неположенном месте российские пограничники попытались задержать гражданина Украины. Тот не остановился на предупредительный огонь и от повторного выстрела погиб»1. Гораздо больше информации о фактах противодействия правонарушителям посредством оружия, боевой техники и специальных средств встречается в специальных, ведомственных периодических изданиях. Однако, столь серьезные обвинения, выдвинутые в адрес пограничников, появились впервые. Значимость последствий заставляют обратить внимание на возможные проблемы, возникающие в связи с применением оружия2 военнослужащими при охране государственной границы. Как необходимо действовать, применяя оружие, чтобы выполнить служебную или боевую задачу и не быть обвиненным в превышении властных полномочий?

Актуальность постановки проблемы обусловлена тем, что ежедневно десятки и сотни тысяч военнослужащих выполняют служебные обязанности и при этом имеют право применять оружия. Общая статистика применения оружия при охране государственной границы не известна, но отдельные факты встречаются в открытой печати. Так, А. Тельминов сообщает: «в прошлом году сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Омской области применяли оружие семнадцать раз»1. Хотя существуют и другие оценки. «Российская газета» отмечает: «впрочем, учитывая громадный грузо-пассажирский поток (тот же Харьковский погранотряд в минувшем году пропустил через границу Украины 11 миллионов человек и 1,3 миллиона автомобилей) между Россией и Украиной, эти инциденты действительно можно считать единичными»2. Опрос, проводимый автором в 2009 году в одном из пограничных управлений ФСБ России, показал, что 70% военнослужащих применяли либо оказывались в ситуации, когда применение оружия было допустимо.

Дополнительный интерес к вопросам применения оружия при охране государственной границы вызван также тем, что в последнее время произошли изменения правового регулирования в данной области. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 февраля 2010 г. № 80 утвердило правила, которыми регламентируется порядок применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (далее по тексту – Порядок применения оружия)3. Одна из причин, по которой государство меняет правила, достаточно банальна. «За два десятилетия, последовавшие за развалом Советского Союза, на российско-казахстанской границе успели сформироваться устойчивые преступные группировки, которые наживаются на контрабанде. Только в Омской области таких групп около десятка. Они объединяют несколько сотен криминальных элементов. Возить наркотики и импортные товары через границу оказалось весьма доходным предприятием. Для иллюстрации – водка в Казахстане почти в четыре раза дешевле. Навар получается солидный. Ради такого куша контрабандисты готовы на все, даже лезть под пули сотрудников правоохранительных органов и пограничников. И с каждым годом они действуют все более дерзко и нагло»1. Как можно законно противостоять дерзким и наглым посягательствам на интересы безопасности Российской Федерации? Ответ достаточно прост – установить четкие и понятные правила применения оружия и неукоснительно выполнять предписания действующего законодательства, регламентирующего деятельность по применению принудительных средств воздействия. В тоже время, как отмечают С.Ф. Милюков и Э.Ф. Побегайло «негативное влияние на эффективную деятельность правоохранительных структур, несомненно, оказывает недостаточное знание сотрудниками содержания законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих порядок и пределы применения огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств. Отмеченная некомпетентность усугубляется противоречиями и прочими несовершенствами нормативного механизма этих актов, что приводит к необоснованному привлечению к ответственности и даже осуждению должностных лиц, правомерно применивших табельное оружие»2.

Третий фактор, объясняющий внимание к обозначенной проблеме, связан с тем, что оружие при защите и охране государственной границы Российской Федерации вправе применять не только пограничники, но также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Часть восьмая ст. 35 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»3 (далее – закон о Границе) устанавливает, что «Военнослужащие иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи», а п.2 Порядка применения оружия уточняет, что оружие при охране государственной границы применяется «военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации». Следовательно, все военнослужащие, в случае их привлечения к защите и охране государственной границы, должны знать правовые основы применения оружия. Заметим, что правильное применение оружия предполагает соблюдение установленных законодательством правовых основ.

Данная статья имеет целью разъяснить военнослужащим, участвующим или потенциально способным участвовать в охране государственной границы правила применения оружия, и тем самым способствовать обеспечению законности при реализации властных полномочий, поскольку как справедливо отмечает А.Тельминов «…как ни крути, еще пять лет, а то и десять в омской степи будут летать пули»1. Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана возможно повлияет на характер применения принуждения, но остаются другие участки государственной границы, не менее напряженные в этом отношении.

Каковы же современные правовые основы, регламентирующие правила применения оружия должностными лицами, выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации? Насколько они обеспечивают возможность оперативно принимать законные решения о применении оружия?

Российское законодательство, предоставляющее право должностным лицам применять оружие при охране государственной границы основано, прежде всего, на нормах международного права1. Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека2 от 10 декабря 1948 г. предусматривает: «Каждый имеет право на жизнь». Это право было конкретизировано в п. 1 ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)3: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание».

П.п. 2 и 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)4 устанавливают:

«2. Каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».

Таким образом, международные нормы допускают установление правовых ограничений по применению принуждения в отношении лиц, которые незаконно пересекают государственную границу Российской Федерации, в том числе и посредством применения оружия. Эти положения означают, что нельзя специально применять оружие, в том числе и при защите государственной границы, имея целью лишение жизни человека. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка1 (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) в ст. 3 устанавливает, что «Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей». В официальном комментарии к указанной статье разъясняется: «с) Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой. Следует приложить все усилия к тому, чтобы исключить применение огнестрельного оружия, особенно против детей. Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения или задержания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям».

Ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)2 по данному вопросу предусматривает:

«1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

a) для защиты любого лица от противоправного насилия;

b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа».

Обобщая положения международных актов, можно сделать вывод о том, что применение оружия военнослужащими, принимающими участие в охране государственной границы, возможно только в случаях, когда правонарушитель своими действиями ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры недостаточны для прекращения противоправного поведения1. При этом следует учитывать требования подп. «д» п. 9 Порядка применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 80. Впервые в данном правовом акте содержится положение о необходимости выбора конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и напоминается об ответственности за правильное управление ими. Реализация этого положения означает, что, принимая решение о применении оружия, необходимо исходить из того, что главной целью применения является не убийство правонарушителя, а принуждение его к прекращению противоправных действий. Конечно же, воплощение этого предписания потребует времени и средств для перевооружения лиц, уполномоченных использовать принуждение при охране государственной границы оружием разнообразного предназначения, которое будет применяться в зависимости от обстановки, в том числе и нелетальным, поскольку анализируемый Порядок применения оружия предписывает «прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей».

Следует признать наличие проблемы имплементации международных норм в национальное законодательство России. Причин существования проблемы много, одна из них кроется в том, что основная часть международных актов была принята без участия России. Решение этой проблемы видится в разработке словарей терминов, определении соответствия терминов языка конвенций, терминологии внутреннего законодательства, разработке комментариев. По мнению специалистов необходимо активнее включать термины, используемые в международных договорах Российской Федерации, в научный оборот и национальное законодательство Российской Федерации. Принимая во внимание конституционные установки о доминирующей роли международного права в правовой системе Российской Федерации, применительно к защите права человека на жизнь, проверим, насколько эта роль отражена в национальном законодательстве, регламентирующем применение оружия при охране государственной границы.

Анализируя положения Конституции Российской Федерации1 по данному вопросу, отметим, что они в основном соответствуют требованиям международного права. В частности, пункт 3 статья 55 Конституции, во исполнение требований международно-правовых норм, устанавливает: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Лазарев Л.В., комментируя данную статью Конституции Российской Федерации, отмечает: «важно обеспечить соразмерность ограничения права или свободы, т.е. его соответствие тем конституционно признаваемым целям, во имя достижения которых устанавливается ограничение, чтобы не исказить само существо того или иного права, не поставить его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц …»1. Наличие проблемы подтверждается тем, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу о пределах принуждения в своих решениях. Так, в Постановлении Конституционного Суда от 30 октября 2003 г. № 15-П отмечалось – «как вытекает из сформулированных Конституционным Судом правовых позиций, ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения»1. Данным требованиям в полной мере должны соответствовать нормы российского права, регламентирующие применение оружия должностными лицами при защите и охране государственной границы.

Обобщая особенности правового регулирования применения оружия при охране государственной границы по законодательству Российской Федерации, отметим, что совокупность данных правил в научной литературе получили наименование правовые основы. По мнению большинства специалистов2 к правовым основам относятся правила, определяющие обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным, и включающие в себя четыре элемента.

  1. Основания (случаи) применения оружия.

  2. Условия применения оружия.

  3. Порядок применения оружия.

  4. Пределы применения оружия.

Рассмотрим содержание первого элемента правовых основ применения оружия –
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconДоклад тема : Порядок применения органами фпс РФ норм административного...
Тема: Порядок применения органами фпс РФ норм административного законодательства при охране государственной границы на участке Дальневосточного...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconРабочая программа дисциплины «Международно-правовые основы борьбы с преступностью»
Международно-правовые основы борьбы с преступностью являются уяснение основных международно-правовых актов в сфере борьбы с преступностью,...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Административно-правовые...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconПрограмма дисциплины «Криминалистика»
Криминалистическое исследование оружия и следов его применения (криминалистич оружиеведение)
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconНормативно-правовые основы проведения гиа 9 (в новой форме)
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconТематическое планирование раздела «Основы военной службы»
Взаимоотношения между военнослужащими, права, обязанности и ответственность военнослужащих. Воинские звания и знаки различия
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconСтатья 30 Основ содержит перечень указанных прав. При обращении за...
Нормативно правовую базу общих прав пациента составляют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconПрограмма дисциплины «Криминалистика» для специальности 021100 -юриспруденция
Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы icon№ Мероприятия по предупреждению и ликвидации чс. Основы аварийно-спасательных...
Назначение, задачи и правовые основы деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нения боевой задачи в условиях применения противником оружия массового поражения (омп), а также в условиях воздействия неблагоприятных...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconИнструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного...
Инструкция для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconРабочая программа учебной дисциплины «экономические и правовые основы...
Целью изучения дисциплины «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности» является освоение студентами научных...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconДоклад главного специалиста управления государственной охраны объектов...
«Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской...
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconПоложение о формах проведения экзаменов для проведения государственной...
Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы iconПрограмма курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск