Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила





Скачать 142.35 Kb.
НазваниеРеферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила
Дата публикации02.01.2015
Размер142.35 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет


Кафедра конституционного права


Реферат

Временные декреты Президента Республики Беларусь.

Механизм их принятия и юридическая сила


Выполнил:

студент 5 курса, 5 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

Глинская Ольга Геннадьевна

_________________

(подпись студента)
Минск

2010


Оглавление


Введение 2

Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила. 3

Заключение 13

Список использованной литературы: 14


























Введение


Президент Республики Беларусь как реальный глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере. В целях реализации данного вида полномочий Президент Республики Беларусь вправе издавать такие правовые акты, как декреты, указы и распоряжения.

Следует отметить, что декреты являются одним из новых видов актов Президента Республики Беларусь. По своему содержанию они являются актами нормативного характера и в соответствии с частью 2 статьи 85 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (в ред. от 17.11.2004 года) (далее – Конституция Республики Беларусь) издаются в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Такие случаи предусмотрены статьей 101 Конституции Республики Беларусь, в которой речь идет о декретах Президента Республики Беларусь, издаваемых на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временных декретах, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. Прямое указание на разграничение декретов Президента Республики Беларусь по видам дается в статье 28 Закона Республики Беларусь от 21.02.1995 N 3602-XII (в ред. от 06.10.2006) «О Президенте Республики Беларусь»: «Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты». При этом и декреты, и временные декреты имеют силу закона.

В данной работе речь пойдет о втором виде декретов – о временных декретах Президента Республики Беларусь: о механизме их разработки, принятия и юридической силе.

Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила.


В соответствие со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (ред. от 02.07.2009) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» декрет Президента Республики Беларусь – это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

И так, в соответствии со статьей 101 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь в праве по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь в силу особой необходимости издавать временные декреты, имеющие силу закона. Сразу же следует отметить, что ни в самой Конституции Республики Беларусь, ни в иных нормативных правовых актах, определяющих порядок издания таких декретов, не раскрывается содержания такого понятия как «особая необходимость». Соответственно, следует исходить из наиболее широкого понимания данного понятия, когда «особая необходимость» трактуется как необходимость оперативного и неотложного урегулирования какой-либо области общественных отношений нормами права, когда Парламент по каким-либо причинам не может столь же быстро реагировать на сложившуюся ситуацию.

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 21.02.1995 N 3602-XII (в ред. от 06.10.2006) «О Президенте Республики Беларусь» временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. По законодательству Республики Беларусь инициатором издания временных декретов может выступать Президент или Совет Министров Республики Беларусь, то есть в данном случае отсутствует передача части законодательных полномочий со стороны Парламента Республики Беларусь, как это имеет место при издании Президентом Республики Беларусь декретов на основании закона о делегировании соответствующих полномочий. В данном случае речь идет о реализации Главой государства собственных законодательных полномочий.

Однако, если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он в обязательном порядке должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Таким образом, в законодательстве Республики Беларусь предусмотрена процедура контрассигнирования со стороны главы Правительства Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь не вправе издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер, предусмотренных частью 2 статьи 79 Конституции Республики Беларусь, к которым в частности относятся меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, а также меры, направленные на обеспечение политической и экономической стабильности Республики Беларусь, преемственности и взаимодействия органов государственной власти.

Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в том числе и в период между сессиями, Президентом Республики Беларусь или по его поручению Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подписания данного временного декрета.

Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат:

  • Регламентом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, утвержденным Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 09.10.2008 N 1033-ПЗ/IX

  • Регламентом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19.12.2008 N 57-СР4/I

Так, поступивший в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь временный декрет Президента Республики Беларусь направляется Председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (в случае его отсутствия – заместителем Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь) в постоянную комиссию в соответствии с содержанием временного декрета. Постоянная комиссия рассматривает временный декрет Президента Республики Беларусь и вносит в Совет Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения о принятии временного декрета к сведению, о целесообразности отмены временного декрета либо иные предложения. По предложению постоянной комиссии Совет Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь вносит предложение о включении в повестку дня сессии вопроса о рассмотрении временного декрета Президента Республики Беларусь, имеющего силу закона. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, в свою очередь, по результатам рассмотрения временного декрета Президента Республики Беларусь может принять следующее решение:

  1. о принятии временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению (считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, и оформляется постановлением Палаты представителей. При принятии такого решения Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь может внести Президенту Республики Беларусь предложения, касающиеся содержания временного декрета);

  2. об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь (считается принятым при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей, также оформляется постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь).

Если по результатам рассмотрения временного декрета Президента Республики Беларусь Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь ни одно из указанных выше решений не было принято, этот декрет вновь направляется на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии. Повторное рассмотрение Палатой представителей временного декрета Президента Республики Беларусь осуществляется в таком же порядке, как и предыдущее. При этом также следует отметить, что в соответствии со статьей 192 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, принятие Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению не препятствует его повторному рассмотрению.

Если временный декрет Президента Республики Беларусь представлен в период между сессиями Палаты представителей, он рассматривается на очередной (внеочередной) сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (статья 189 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь).

Решение о рассмотрении временного декрета Президента Республики Беларусь в Палате представителей в пятидневный срок направляется в Совет Республики.

В соответствии со статьей 239 Регламента Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, временный декрет Президента Республики Беларусь представляется Палатой представителей на рассмотрение Совета Республики с приложением постановления Палаты представителей и материалов, обосновывающих необходимость его издания.

Поступившие в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь материалы направляются Председателем Совета Республики в соответствующую постоянную комиссию для подготовки заключения.

Совет Республики по результатам рассмотрения временного декрета Президента Республики Беларусь, имеющего силу закона, может принять решение:

  1. о принятии временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению (считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При принятии временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению Совет Республики может внести Президенту Республики Беларусь предложения, касающиеся его содержания. Решение по данному вопросу оформляется постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь);

  2. об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь (считается принятым при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Оформляется постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь).

Если голосование в палатах Национального собрания Республики Беларусь не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет Президента Республики Беларусь сохраняет свою силу (часть 7 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 21.02.1995 N 3602-XII (в ред. от 06.10.2006) «О Президенте Республики Беларусь»).

Проекты законов, направленные на регулирование тех же общественных отношений, но по своему содержанию расходящиеся с временным декретом Президента Республики Беларусь, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь только после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь или с его согласия. Однако, общественные отношения, урегулированные нормами временного декрета Президента Республики Беларусь, после его отмены могут быть в полной мере урегулированы законом. При необходимости регулирования таких отношений, палаты Национального собрания Республики Беларусь одновременно с принятием решений об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь обязаны принять соответствующий закон. При этом Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом Президента Республики Беларусь. Со вступлением такого закона в силу временный декрет Президента Республики Беларусь утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом Президента Республики Беларусь, этот декрет сохраняет свою силу только в той части, в которой затрагивает регулирование общественных отношений, не урегулированных таким законом, если при этом временный декрет Президента Республики Беларусь в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Заключительной стадией приятия временного декрета Президента Республики Беларусь является его доведение до всеобщего сведения путем официального опубликования.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (в ред. от 02.07.2009 года) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. К таким официальным изданиям в Республике Беларусь в соответствии с п. 4 Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 10.12.1998 N 22 (в ред. от 04.11.2008) относятся газета «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка». Однако, источником официального опубликования декретов Президента Республики Беларусь, как издаваемых на основе закона о делегировании законодательных полномочий Парламента Республики Беларусь, так и временных, является только газета «Советская Белоруссия».

В соответствии с п.3 указанного Положения не подлежат опубликованию правовые акты или их отдельные положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, если иное не предусмотрено законодательством. Решение о том, что правовой акт или его отдельные положения не подлежат публикации, принимается в установленном законодательством порядке уполномоченным государственным органом (должностным лицом), о чем на оригинале документа делается соответствующая отметка.

Направление временного декрета Президента Республики Беларусь для официального опубликования осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь.

Временные декреты Президента Республики Беларусь, также как и декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь на основании закона о делегировании законодательных полномочий Парламента Республики Беларусь, подлежат немедленному опубликованию после их подписания, и направления в соответствующее печатное издание, и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок.

Все декреты Президента Республики Беларусь регистрируются в обязательном порядке, им присваивается соответствующий порядковый номер.

В соответствии со статьей 137 Конституции Республики Беларусь временные декреты Президента Республики Беларусь издаются на основе и в соответствии с Конституцией, то есть временные декреты Президента Республики Беларусь должны в полной мере соответствовать положениям, закрепленным в Конституции Республики Беларусь. В случае расхождения положений, закрепленных во временном декрете Президента Республики Беларусь с положениями Конституции Республики Беларусь, действует Конституция Республики Беларусь. Временные декреты Президента Республики Беларусь в целом или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Беларусь в пределах его полномочий противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, утрачивают свою юридическую силу.

В случае расхождения декрета с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета были предоставлены законом.

Следует отметить, что статья 101 Конституции Республики Беларусь нуждается в толковании, так как на практике довольно часто возникают вопросы о возможности издания временных декретов Президента Республики Беларусь по вопросам, по которым не допускается делегирование Парламентом законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов. Так, по мнению Василевича Г.А., исходя из особенностей принятия некоторых законов недопустимо издание Президентом Республики Беларусь временных декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование, изменение и дополнение программных законов, однако вполне возможно издание таких временных актов относительно некоторых других вопросов, указанных в части второй ст. 101 Конституции Республики Беларусь[10].

Что касается юридической силы временных декретов Президента Республики Беларусь, то они имеют силу закона.

Заключение


Таким образом, на основании анализа изложенного выше материала можно сделать вывод, что наделение Президента Республики Беларусь полномочиями на издание временных декретов, имеющих силу закона, является одним из элементов механизма сдержек и противовесов, являющегося основой разделения властей.

Однако, по мнению Василевича Г.А., «нельзя забывать и о том, что передача Парламентом части своих полномочий Президенту является ограничением прав Национального собрания. Часто это может быть обусловлено и нежеланием Президента, чтобы Парламент занимался законодательной деятельностью в той или иной сфере» [11].

Список использованной литературы:


  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

  2. Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 10.12.1998 N 22 (в ред. от 04.11.2008)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (в ред. от 02.07.2009 года)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  4. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 N 3602-XII (в ред. от 06.10.2006)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  5. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08.07.2008 N 370-З (ред. от 31.12.2009)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  6. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 09.10.2008 N 1033-ПЗ/IX// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  7. О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19.12.2008 N 57-СР4/I)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  8. Василевич Г.А. «Нормативные правовые акты как источники белорусского права. Соотношение, действие, утрата юридической силы» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  9. Василевич Г.А. «Иерархия одноуровневых нормативных правовых актов» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  10. Василевич Г.А. Научно-практический комментарий к Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  11. Василевич Г.А. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  12. Василевич Г.А. «Приостановление и прекращение действия актов законодательства: конституционно-правовые основания и последствия» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  13. Василевич Г.А. «Нормативные правовые акты как источник белорусского права: соотношение, действие, утрата юридической силы» // Проблемы управления – 2007 – №2 (23) – с. 10-24

  14. Вегера А.И. «О возможности принятия закона в сфере общественных отношений, урегулированных временным декретом Президента»// Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия D, Экономическая и юридич. Науки. – 2009 – № 10 – с.128-131

  15. Вегера А.И. «О рассмотрении палатами Парламента временных декретов Президента»// Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия D, Экономическая и юридич. Науки. – 2010 – № 4 – с.208-212

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconВведение глава 1 президент республики беларусь в системе органов государственной власти
Основные этапы подготовки и проведения выборов президента республики беларусь
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconРеспублики беларусь
В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Ситуация кардинально изменилась после принятия Указа Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко от 06. 02. 2009 №65 «О совершенствовании...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconГражданский кодекс республики беларусь
Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconРеспублики беларусь и комитета по архивам и делопроизводству при...
Утвердить перечень документов, образующихся в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, подчиненных...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconВыписка из положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconВведение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconПоложение о системе оценок, текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconКлассный час в 3 классе Тема: «Символы Республики Беларусь»
Цель: расширить представления детей о символах Беларуси, подвести к раскрытию понятия «гражданин Республики Беларусь»; воспитывать...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconПравила текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих...
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconВопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты
О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23. 10. 1991 г. №1188 XII (В редакции Закона от 15. 11....
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconДоклад нормотворческий процесс в республике беларусь подготовлен:...
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке,...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила icon«Наследование по завещанию» 4 часа
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19. 02. 2002 №3: в ред постановления Министерства юстиции Республики Беларусь...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconПостановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей...
На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов...
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconМинистерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Проект...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Реферат Временные декреты Президента Республики Беларусь. Механизм их принятия и юридическая сила iconРеферат по физике тема «пять сил природы»
Существует пять сил природы: сила трения, сила всемирного тяготения, сила упругости, сила Архимеда и сила Ампера


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск