Рабочая программа дисциплины «социология»





Скачать 260.18 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «социология»
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер260.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования -

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Утверждаю
Декан факультета экономика и право ________________Т. М. Ожерельева «____»______________2009г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»


Специальность: 030501.65 Юриспруденция

Специализация: уголовно-правовая, гражданско-правовая

Факультет экономика и право

Форма обучения: очная


Бузулук 2009

Рецензент

Зав.кафедрой философии ОГУ, профессор, д.ф.н. Стрелец Ю.Ш.

Рабочая программа дисциплины «Социология» / сост. к.ф.н. Князев А.П.- Бузулук: Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, 2009. - 15 с.




Рабочая программа предназначена для преподавания общей гуманитарной и социально-экономической дисциплины студентамспециальности 030501.65 Юриспруденция очной формы обучения в 8 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальность 030501 Юриспруденция, утвержденного 27 марта 2000 г. Министерством образования Российской Федерации.
Составитель ________________А.П. Князев
(подпись)
23 августа 2009 г.





 Князев А.П., 2009




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2009



Содержание











1

Цели и задачи дисциплины………………………………………………

4

2

Место дисциплины в учебном процессе………………………………

5

3

Организационно-методические данные дисциплины…………………

5

4

Содержание дисциплины……………………………………………….

5

4.1

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине…………………………

5

4.2

Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий ……..…………

6

5

Тематический план изучения дисциплины (по семестрам)……………

7

5.1

Практические (семинарские) занятия………………………………….

7

5.2

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………

8

6

Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………

8

6.1

Рекомендуемая литература……………………………………………..

8

6.1.1

Основная литература……………………………………………………

8

6.1.2

Дополнительная литература……………………………………………

9

6.1.3

Периодическая литература……………………………………….………

9

6.2

Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..……

10

6.2.1

Методические указания и материалы по видам занятий……….……

11

6.2.2

Программные обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)

11

6.2.3

Контрольные вопросы для самоподготовки…………………….………

12

6.2.3

Критерии оценки знаний, умений и навыков…………………………

12

7

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………

13

7.1

Учебное оборудование…………………………………………………

13

7.2

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов…………………………………………………………………


13




Лист согласования рабочей программы ………………………………

14




Дополнения и изменения в рабочей программе







  1. Цели и задачи курса

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление: о возможностях социологии как науки, ее взаимосвязи с гуманитарными и правовыми науками в изучении общества и происходящих в нем изменениях, о специфике социологического познания социальной реальности, особенно в сфере профессионального образования;

- знать: закономерности функционирования современного общества на макро- и макроуровнях; основные понятия, категории и инструменты социологической теории и прикладных социально-экономических дисциплин;основные особенности ведущих школ и направлений социологической науки;основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;основные особенности российского социума, его социальную структуру, основные направления социальной политики государства;

- уметь:анализировать взаимосвязь социальных процессов и явлений, процессы трансформации общества, его институтов и организаций на микро и макроуровне;выявлять проблемы социального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом социальных последствий;применять источники социальной, юридической, управленческой информации;анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики и опросов общественного мнения о социальных процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальных и нормативно-правовых показателей;осуществлять поиск информации по полученному заданию, их сбор, анализ и обобщение для решения поставленных социальных, нормативно-правовых и информационных задач;прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение социальных и экономических групп населения, юридических субъектов, возможное развитие социальных процессов и явлений в сфере профессиональной деятельности;представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного или аналитического отчета или статьи;организовать выполнение конкретных поручений с учетом особенностей коллектива; создавать малые рабочие группы, способные выполнить поставленные задачи;

- иметь навыки владения:методологией и техникой социологических исследований в сфере профессиональной и управленческой деятельности;современными методами сбора, обработки и анализа социологических и социальных данных;методами анализа социальных явлений и процессов;навыками самостоятельной работы, самоорганизации и самоменеджмента; использования знаний, умений, навыков, приобретенных при изучении данной дисциплины своей профессиональной деятельности.

  1. Место дисциплины в учебном процессе


Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Культурология», «Логика», «Философия», «Теория государства и права», «Отечественная история», «Семейное право».

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Политология»,«Психология и педагогика профессиональной деятельности», «Международное право».


  1. Организационно-методические данные дисциплины

Организационно-методические данные дисциплины для студентов очной формы обучения

Вид работы

Трудоемкость, часов

8 семестр


Всего

Общая трудоемкость

50

50

Аудиторная работа:

34

34

Лекции (Л)

17

17

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

16

16

Самоподготовка:

самостоятельное изучение разделов

проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий

подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю


4

4
8


4

4
8

Вид итогового контроля

зачёт

зачёт




  1. Содержание дисциплины

4.1Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

    1. Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий

Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов очной формы обучения

№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

Внеауди

торная работа

Всего

Аудиторная работа

Л

ПЗ

1

2

3

4

5

6

1

Социологическое знание: происхождение и характер. Становление социологии. Социология как наука

Предыстория социологии. Возникновение социологии. Развитие социологической мысли в России. Общесоциологические законы и частные социологические теории. Функции социологии.

11


3

4

4

2

Общество и личность: формирование и деятельность. Общество. Культура. Личность. Семья

Общество как социальная система. Социальное взаимодействие. Типология обществ. Развитие общества. Понятие «культура». Структура и содержание культуры. Формы и виды культуры. Делинквентная субкультура. Структура и содержание субкультуры. Понятие личности в социологии. Человек, индивид, личность. Ценности и оценки. Деятельность и поведение. Поведение и потребности. Мотивация поведения. «Психологическая защита» и преступное поведение. Понятия «семья» и «брак» в социологии. Функции семьи и ее жизненный цикл. Исторические формы брака и типы семьи. Развитие семейно-брачных отношений в России

11

4

3

4

3

Структурные элементы общественной системы

Статусный набор (портрет) индивида. Эпизодические статусы и социальное время. Главный и личный статусы. Приписываемый, достигаемый и смешанный статусы. Статусное поведение и статусная несовместимость. Содержание понятия «социальная роль». Содержание роли. Формы выражения роли. Ролевой набор и его динамика. Ролевой набор в семье. Ролевой конфликт и ролевые дисфункции. Ролевое напряжение

Социобиологические предпосылки социализации. Фазы и содержание процесса социализации. Этапы, агенты институты социализации. Содержание и функции социального контроля. Агенты и инструменты социального контроля. Отклоняющееся поведение в обществе. Классификация групп. Этнические общности. Публика и толпа. Малые группы. Институционализация. Социальные институты: их виды и функции. Понятие «организация». Организация и коллектив. Руководство и лидерство. Бюрократия. Сущность понятия «социальная стратификация». Исторические типы стратификации. Классовая система. Типология классов. Стратификационный профиль и профиль стратификации. Неравенство и бедность. Понятие «социальная мобильность»

20

8

8

4

4.

Прикладная (эмпирическая) социология

Методология и история проведения конкретно-социологического исследования

Программа исследования. Типичность, вероятность, статистика. Основы выборочного обследования. Виды и методы эмпирического исследования

8

2

2

4

Всего:




50

17

17

16

5
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа Социология Код дисциплины по учебному плану: «Социология»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями
Рабочая программа дисциплины «социология» iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные дисциплины»
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология»
Рецензент: Ю. М. Баскакова, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат политических наук
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология»
Рецензент: А. Ю. Оборский, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат философских наук
Рабочая программа дисциплины «социология» iconТестовые задания по теме «Социология как наука» Когда впервые появился термин «социология»
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск