МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал) государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования -
«Оренбургский государственный университет» Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Утверждаю Декан факультета экономика и право ________________Т. М. Ожерельева «____»______________2009г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»
Специальность: 030501.65 Юриспруденция
Специализация: уголовно-правовая, гражданско-правовая
Факультет экономика и право
Форма обучения: очная
Бузулук 2009
Рецензент Зав.кафедрой философии ОГУ, профессор, д.ф.н. Стрелец Ю.Ш. Рабочая программа дисциплины «Социология» / сост. к.ф.н. Князев А.П.- Бузулук: Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, 2009. - 15 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания общей гуманитарной и социально-экономической дисциплины студентамспециальности 030501.65 Юриспруденция очной формы обучения в 8 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальность 030501 Юриспруденция, утвержденного 27 марта 2000 г. Министерством образования Российской Федерации. Составитель ________________А.П. Князев (подпись) 23 августа 2009 г.
| Князев А.П., 2009
|
| БГТИ (филиал) ОГУ, 2009
|
Содержание
|
|
| 1
| Цели и задачи дисциплины………………………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в учебном процессе………………………………
| 5
| 3
| Организационно-методические данные дисциплины…………………
| 5
| 4
| Содержание дисциплины……………………………………………….
| 5
| 4.1
| Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине…………………………
| 5
| 4.2
| Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий ……..…………
| 6
| 5
| Тематический план изучения дисциплины (по семестрам)……………
| 7
| 5.1
| Практические (семинарские) занятия………………………………….
| 7
| 5.2
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………
| 8
| 6
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………
| 8
| 6.1
| Рекомендуемая литература……………………………………………..
| 8
| 6.1.1
| Основная литература……………………………………………………
| 8
| 6.1.2
| Дополнительная литература……………………………………………
| 9
| 6.1.3
| Периодическая литература……………………………………….………
| 9
| 6.2
| Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..……
| 10
| 6.2.1
| Методические указания и материалы по видам занятий……….……
| 11
| 6.2.2
| Программные обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)
| 11
| 6.2.3
| Контрольные вопросы для самоподготовки…………………….………
| 12
| 6.2.3
| Критерии оценки знаний, умений и навыков…………………………
| 12
| 7
| Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………
| 13
| 7.1
| Учебное оборудование…………………………………………………
| 13
| 7.2
| Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов…………………………………………………………………
|
13
|
| Лист согласования рабочей программы ………………………………
| 14
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе
|
|
Цели и задачи курса
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление: о возможностях социологии как науки, ее взаимосвязи с гуманитарными и правовыми науками в изучении общества и происходящих в нем изменениях, о специфике социологического познания социальной реальности, особенно в сфере профессионального образования;
- знать: закономерности функционирования современного общества на макро- и макроуровнях; основные понятия, категории и инструменты социологической теории и прикладных социально-экономических дисциплин;основные особенности ведущих школ и направлений социологической науки;основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;основные особенности российского социума, его социальную структуру, основные направления социальной политики государства;
- уметь:анализировать взаимосвязь социальных процессов и явлений, процессы трансформации общества, его институтов и организаций на микро и макроуровне;выявлять проблемы социального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом социальных последствий;применять источники социальной, юридической, управленческой информации;анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики и опросов общественного мнения о социальных процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальных и нормативно-правовых показателей;осуществлять поиск информации по полученному заданию, их сбор, анализ и обобщение для решения поставленных социальных, нормативно-правовых и информационных задач;прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение социальных и экономических групп населения, юридических субъектов, возможное развитие социальных процессов и явлений в сфере профессиональной деятельности;представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного или аналитического отчета или статьи;организовать выполнение конкретных поручений с учетом особенностей коллектива; создавать малые рабочие группы, способные выполнить поставленные задачи;
- иметь навыки владения:методологией и техникой социологических исследований в сфере профессиональной и управленческой деятельности;современными методами сбора, обработки и анализа социологических и социальных данных;методами анализа социальных явлений и процессов;навыками самостоятельной работы, самоорганизации и самоменеджмента; использования знаний, умений, навыков, приобретенных при изучении данной дисциплины своей профессиональной деятельности.
Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Культурология», «Логика», «Философия», «Теория государства и права», «Отечественная история», «Семейное право».
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Политология»,«Психология и педагогика профессиональной деятельности», «Международное право».
Организационно-методические данные дисциплины
Организационно-методические данные дисциплины для студентов очной формы обучения
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 8 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 50
| 50
| Аудиторная работа:
| 34
| 34
| Лекции (Л)
| 17
| 17
| Практические занятия (ПЗ)
| 17
| 17
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 16
| 16
| Самоподготовка:
самостоятельное изучение разделов
проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий
подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю
|
4
4 8
|
4
4 8
| Вид итогового контроля
| зачёт
| зачёт
|
Содержание дисциплины
4.1Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий
Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов очной формы обучения
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Внеауди
торная работа
| Всего
| Аудиторная работа
| Л
| ПЗ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Социологическое знание: происхождение и характер. Становление социологии. Социология как наука
Предыстория социологии. Возникновение социологии. Развитие социологической мысли в России. Общесоциологические законы и частные социологические теории. Функции социологии.
| 11
| 3
| 4
| 4
| 2
| Общество и личность: формирование и деятельность. Общество. Культура. Личность. Семья
Общество как социальная система. Социальное взаимодействие. Типология обществ. Развитие общества. Понятие «культура». Структура и содержание культуры. Формы и виды культуры. Делинквентная субкультура. Структура и содержание субкультуры. Понятие личности в социологии. Человек, индивид, личность. Ценности и оценки. Деятельность и поведение. Поведение и потребности. Мотивация поведения. «Психологическая защита» и преступное поведение. Понятия «семья» и «брак» в социологии. Функции семьи и ее жизненный цикл. Исторические формы брака и типы семьи. Развитие семейно-брачных отношений в России
| 11
| 4
| 3
| 4
| 3
| Структурные элементы общественной системы
Статусный набор (портрет) индивида. Эпизодические статусы и социальное время. Главный и личный статусы. Приписываемый, достигаемый и смешанный статусы. Статусное поведение и статусная несовместимость. Содержание понятия «социальная роль». Содержание роли. Формы выражения роли. Ролевой набор и его динамика. Ролевой набор в семье. Ролевой конфликт и ролевые дисфункции. Ролевое напряжение
Социобиологические предпосылки социализации. Фазы и содержание процесса социализации. Этапы, агенты институты социализации. Содержание и функции социального контроля. Агенты и инструменты социального контроля. Отклоняющееся поведение в обществе. Классификация групп. Этнические общности. Публика и толпа. Малые группы. Институционализация. Социальные институты: их виды и функции. Понятие «организация». Организация и коллектив. Руководство и лидерство. Бюрократия. Сущность понятия «социальная стратификация». Исторические типы стратификации. Классовая система. Типология классов. Стратификационный профиль и профиль стратификации. Неравенство и бедность. Понятие «социальная мобильность»
| 20
| 8
| 8
| 4
| 4.
| Прикладная (эмпирическая) социология
Методология и история проведения конкретно-социологического исследования
Программа исследования. Типичность, вероятность, статистика. Основы выборочного обследования. Виды и методы эмпирического исследования
| 8
| 2
| 2
| 4
| Всего:
|
| 50
| 17
| 17
| 16
| 5 |