Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности





Скачать 284.94 Kb.
НазваниеРеферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности
страница1/4
Дата публикации26.01.2015
Размер284.94 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинский государственный университет

(ЧитГУ)

Юридический институт


Реферат

Эффект Гиффена. Теория предельной полезности.

Выполнила

студентка гр. Юр-08-04

Мельникова К.А.
Проверил

доцент, к.т.н.

Морозов В.Т.

Чита 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.……………………………………………………………………………………….... 3

1. Эффект Гиффена………………………………………………………………………....5

2. Теория предельной полезности……………………………………………………….....9

2.1.Революция в теории стоимости……………………………………………………...9

2.2.Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости………….11

2.3.Парадокс Смита ……………………………………………………………………..12

2.4.Ценность и предельная полезность…………………………………………………12

2.5.Стоимость – общественное явление………………………………………………..13

2.6.Закон убывающей предельной полезности………………………………………...13

2.7.Измерение величины полезности…………………………………………………...14

2.8.Правило максимализации полезности ……………………………………………...16

2.9.Максимализация полезности и благосостояние……………………………...…….18

2.10.Принцип равенства предельной нормы замещения ……………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………….20

Список используемой литературы……………………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в общем случае эластичность cпроса и потребления конкретного блага по отношению к его собственной цене отрицательна. Когда цена на благо повышается; то, как правило, спрос на это благо понижается. Исключение бывает при известных обстоятельствах лишь для благ низшего порядка.

Исследователи потребительского спроса по материалам развитых стран по традиции к благам низшего порядка относят картофель, хлеб, искусственные жиры, полносинтетическую одежду и пр. Благами высшего порядка являются высококачественные одежда и обувь, предметы длительного пользования, изготовленные авторитетными продуцентами, сортовые, марочные и экологически чистые продовольственные товары.

В обобщенных товарных характеристиках конкретное благо считается благом низшего порядка, если при неизменных ценах и повышении денежного дохода данное благо спрашивают не чаще, а реже, и делают покупки не в больших размерах, а в меньших. Так, при достаточных широте и глубине предлагаемого потребителю ассортимента продовольственных товаров искусственный жир является благом низшего порядка.

Если при остающихся неизменными ценах денежный доход потребителя растет, то последний будет предъявлять спрос не на искусственные жиры, а на натуральные продукты этой ассортиментной группы товаров.

Если на благо низшего порядка расходуется неоправданно высокая доля дохода в структуре бюджета, то случается, что эластичность спроса на цены становится положительной, а не отрицательной, как это обычно следует из наблюдений, о чем пойдет речь по поводу так называемого эффекта Гиффена.

Фактический рост продажных цен в России на продукты питания в 1990-91 гг. в части т. н. договорных цен и цен колхозного рынка, а также в коммерческой торговле yжe привел к существенному снижению уровня и качества жизни российских потребителей. Не случайно потребление хлебопродуктов в России устойчиво в течение многих лет самое высокое в мире - около 120 кг в год на душу, что значительно выше норм, рекомендованных Институтом питания АМН России. Более того, наметилась тенденция роста такого «сверхспроса», что, естественно, ведет к дальнейшему ухудшению структуры потребления, которая п помимо этого носит черты ярко выраженной негативной деформации. Так, в потребительской корзине, утверждённой сессией Ленсовета в марте 1991 года, расходы на питание составили 52,9 % всех бюджетных расходов.

Это обстоятельство следует иметь ввиду тем сторонникам однобокого перехода к рыночным отношениям, в системе содержательных идей которых попросту нет места задачам увеличения товарной массы, и вся концепция системы этих идей, по существу, фискальная, сводится к приведению «в соответствие» с нуждами государственного бюджета, естественно, изрядно дефицитного, «к упорядочению». Другими словами, - только к «освобождению цен», которые разумеется начнут немедленно расти, причем, угрожающими темпами.

Что же касается теорий предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен, то впервые они появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности. Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее, особенно в части приложения математического аппарата, который помогал совершенствовать и содержательные определения.

Наиболее слабым местом теории предельной полезности была невозможность хотя бы в каком-то приближении измерить полезность и однозначно ее оценить для разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий шаг и доказала, что нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной полезности получила широкое признание, а идея предельных эффектов стала использоваться в других разделах экономической науки.

Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального использования ограниченных ресурсов, что имело большое методологическое значение. Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. И, наконец, экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента субъективную мотивацию экономического поведения индивида, т.е. повернулась лицом к человеку – производителю и потребителю.

Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности – в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.

1.ЭФФЕКТ ГИФФЕНА
Самый известный парадокс в экономической теории - "парадокс Гиффена". Английский экономист прошлого века Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться.

Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена"

Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса".

Впрочем, в других отечественных научных источниках можно встретить ту же самую историю, только не с картофелем, а с хлебом. И не с ирландскими бедняками, а с английскими. Но это не меняет сути изученного явления.

Таким образом "парадокс Гиффена" рассматривается как исключение из закона. Есть несколько очень логичных интерпретаций этого явления в более сложной постановке, в том числе и с помощью инструментария математического моделирования, когда рассматривается общая система взаимосвязей товаров, цен, объемов и доходов. При этом приходится делать ряд допущений о замкнутости системы, о характере доходов и т.п. К тому же известно, что открытое Гиффеном явление вовсе не является исключением из совокупности всех экономических наблюдений, именно поэтому теоретики и говорят о "товарах Гиффена", а не об одном товаре.

Если рассматривать кривую спроса в классической постановке (рисунок1.1), то легко убедиться в том, что действительно по закону спроса такое поведение потребителей в принципе невозможно - с увеличением цен на товар объемы его приобретения должны уменьшаться, но не увеличиваться. Увеличение объемов спроса при одновременном увеличении цен по сути классической теории означает переход от C1 к C2, что показано стрелкой на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1. Классические кривые спроса и "парадокс Гиффена"
Так как картофель составлял основной продукт питания, то вполне логично предположить, что товар находился на том участке поведения поверхности спроса, который характерен для дохода, превышающего С, то есть объем потребления миновал стадию "ажиотажного потребления".

Так как картофель к тому же является одним из самых дешевых продуктов питания и его цена невелика, вполне очевидно, что участок кривой спроса, соответствующий этому состоянию рынка, находится в первой части графика рисунка 1.2.


Рисунок 1.2. Кривая спроса при доходе, превышающем Сtr и участок Гиффена
Если при этом в некоторый момент времени продавцы назначают цену товара, равную Р1, то объемы потребления будут равны Q1. Уменьшение цены на картофель, как это не парадоксально звучит, но вполне логично следует из рисунка 1.2, приведет к снижению объемов закупок, а ее повышение приведет к увеличению закупок. В случае, изученном Р. Гиффеном, произошло последнее - цены на картофель были повышены до размеров Р2, а объемы продаж картофеля увеличились до Q2. Как следует из графика рисунка 1.2, дальнейшее увеличение цен в конечном итоге привело бы к падению объемов приобретения картофеля.

Таким образом, следует признать, что "парадокс Гиффена" вовсе не является парадоксом, нарушающим экономические законы и служащим исключением из правил, а является вполне естественным элементом общей системы рыночного равновесия, если рассматривать это равновесие в пространстве "цена-объем-доход".

Аналогичное поведение некоторых товаров можно обнаружить и в современном мире в экономической жизни любой страны, так как обязательно существует такой товар, потребление которого при данных доходах потребителей соответствует характеру рисунка 1.2 При этом вовсе не обязательно, что таким товаром должен быть дешевый продукт типа картофеля.

Еще в начале XX века дискутировался вопрос о возможном существовании графиков спроса, имеющих положительный угол наклона касательной к графику. В результате этой и других дискуссий было единодушно решено, что подобное поведение кривых спроса считалось и считается своеобразным исключением из правила. Следует вывод о том, что выявленное впервые Гиффеном поведение потребителя не является "парадоксом" в рыночной экономике, а является вполне реальной закономерностью, дополняющей классическое поведение спроса, и поэтому его не следует называть "парадоксом". Эффект Веблена, который зачастую приводят в книгах по экономической теории как некоторое взаимосвязанное с парадоксом Гиффена явление, подтверждает это утверждение. (3, стр. 43-44)

Парадокс Гиффена отчетливо проявляется в России в кризисные периоды, когда растет спрос на подорожавшие хлеб, макароны, картофель и аналогичные продукты, которыми люди вынуждены заменять в своём рационе еще более дорогие и потому недоступные им продукты питания.

Рассмотрим пермский хлебный рынок. Емкость рынка хлеба и хлебопродуктов в Перми составляет порядка 80 тыс. тонн ежегодно, это около 25% объемов продаж товаров этой группы по Пермской области в целом. Для сравнения: в областном центре проживает около 35% населения региона. Такое несоответствие говорит о более низком удельном потреблении хлеба и хлебобулочных изделий в Перми по сравнению с жителями области, что объясняется разницей в уровне доходов, а также использованием хлеба для откорма домашней птицы и скота.

В качестве основной особенности рассматриваемого рынка следует назвать стабильный уровень спроса. Дело в том, что хлеб является неэластичным по цене товаром, то есть спрос на него крайне слабо зависит от изменения цен. Более того, хлебную продукцию можно отнести к категории «товаров Гиффена». Так, прирост потребления хлеба в Пермской области в кризисном 1998 году составил 7% в сопоставимых ценах, в 1999 году — 4%, а в благополучном 2000 году — лишь 1,1%.i

Столь парадоксальная ситуация объясняется тем, что хлеб является наиболее дешевым товаром, удовлетворяющим потребность человека в пище. А это значит, что уровень спроса на хлеб является достаточно постоянным, особенно в условиях современной России, когда доходы большей части населения невысоки. В частности, в Пермской области хлеб и хлебобулочные изделия устойчиво занимают порядка 4,5% оборота розничной торговли . (2)

2.ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
2.1.Революция в теории стоимости
В последней трети прошлого века в теории стоимости произошли поистине революционные события. Революцию осуществили англичане Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл, австрийцы Карл Менгер, Фридрих фон Визер и Ойген фон Бем-Баверк, швейцарец Леон Вальрас, американец Джон Бейтс Кларк, швед Кнут Викселль. С их именами в первую очередь связано создание и развитие принципиально нового подхода к решению вопроса о стоимости – теории предельной полезности. Этот новый подход получил название «маржиналистской революции».

Суть маржиналистской революции заключалась в следующем. Во-первых, в теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ – на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Во-вторых, был использован принцип предельности, что заключалось в переходе от анализа совокупных средних величин к анализу предельных, т.е. дополнительных величин. В-третьих, переход к анализу последовательных изменений предельных величин открыл дорогу применению в экономической теории математических методов и способствовал прогрессу экономического анализа.

Предшественником нового субъективного направления в теории стоимости, а также родоначальником широкого применения математических методов в экономической теории был О.Курно (1801-1877), автор книги «Исследования математических принципов в теории богатства» (1838). Опираясь на анализ функциональных зависимостей, О.Курно сформулировал понятие экономического равновесия, впервые дал формулу: D=F(p), где D – спрос, а p – цены. Он показал, что спрос является функцией цены.

На первом этапе маржиналистской революции преобладала австрийская школа. Взгляды видных представителей австрийской школы весьма тесно связаны и дополняют друг друга. Так, Менгер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в обиход сам термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производств. Бем-Баверк развил далее взгляды своих предшественников. Формирование цен на рынках потребительских товаров австрийская школа определяла субъективными оценками отдельных индивидуумов в отношении предельной полезности соответствующих товаров. Эти субъективные оценки назывались субъективной стоимостью (или ценностью) и из них выводились объективные стоимости (или ценности), т.е. меновые пропорции, которые складывались на рынке. Важной особенностью австрийской школы является последовательный субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремились вывести только из отношения экономического субъекта к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний.

В поисках средства измерения величины субъективной полезности сторонники теории предельной полезности используют законы немецкого экономиста Г. Госсена. Согласно этим законам по мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную потребность». Отсюда делается вывод, что ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Е. Бем-Баверка служит позаимствованный им у К. Менгера пример с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворения самых насущных потребностей питания, второй – для улучшения питания, третий – для откорма домашних птиц, четвертый – для изготовления пива, пятый – для забавы (кормление попугаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник фактически отказался бы лишь от корма попугаев, т.е. удовлетворения наименее настоятельной потребности. Поэтому именно его и определяется ценность каждого из мешков зерна. По определению Бем-Баверка, «величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода. Ценность вещи измеряется величиною предельной пользы этой вещи. Это положение является центральным пунктом нашей теории ценности. Все дальнейшее связывается с ним и выводится из него» (Е. Бем-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ). Следовательно, полезность последней единицы каждого данного блага, т.е. той единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность. По мнению сторонников данной теории, субъективная оценка каждого блага человеком непосредственно определяется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и в конечном счете тоже определяются предельной полезностью. (1, стр.69-70)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconТеория предельной полезности
Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг практически одновременно в...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconТемы рефератов Конкуренция и ее роль в современном хозяйственном...
Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности: сравнительный анализ
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconТеория предельной полезности
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconРефераты статей номера
О предельной прочности и пластичности при комнатной температуре нано- и микрокристаллических металлов, полученных методами интенсивного...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconРеферат по теме «Тепловой эффект химических реакций»
«Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconВводная часть. Эффект Бифельда-Брауна
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconСоздание 3D-фото
В этом photoshop tutorial мы будем создавать интересный 3д эффект. В примере это дельфинчик, выпрыгивающий из воды. Очень интересный...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconРеферат в трилогии о технологиях [1-3] рассмотрено их развитие с...
Прошу опубликовать мою статью «Диалектическая логистика развития технологий» (часть 3)
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconСамбуева Э
Интернет имеет наивысший приоритет среди всех источников информации. Конечно же, этот канал уже можно и нужно использовать для pr...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconРеферат на тему Наркотики, и наркомания
Действие опиатов. Наркотический эффект можно получить от терапевти-ческой дозы морфина (10 мг). Введение в интактный организм морфина...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconСоциология Теория Мальтуса и неомальтузианство реферат мгпу 18 2008
«Теория Мальтуса и неомальтузианство» одна из важных и актуальных тем в демографии
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconРеферат по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Теория международной...
Международная торговля в системе международных экономических отношений. Основные концепции международной торговли
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconИсследовательская работа на тему: Фотоэлектромагнитный эффект и его...
Фотоэлектромагнитный эффект и его применение в устройствах функциональной электроники
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconЭффект Мёссбауэра или ядерный гамма-резонанс, открытый в 1957 или
Институте им. М. Планка в Гейдельберге (фрг), состоит в резонансном испускании или поглощении гамма-фотонов без изменения фононного...
Реферат Эффект Гиффена. Теория предельной полезности iconКокрановський глосарій термінів, що використовуються у медико-статистичних...
Модель, в которой объединенный эффект нескольких факторов, равен сумме эффектов каждого фактора. Например, если один фактор увеличивает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск