Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика»





Скачать 343.93 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика»
страница1/2
Дата публикации27.01.2015
Размер343.93 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2

`

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика»

Разработчик:

Преображенский Борис Владимирович

Идентификационный номер:

УМКД 60-11-11-19 (16) – М2.В.ОД.4- 2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре государственного и муниципального управления ШЭМ ДВФУ

Лист из



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа экономики и менеджмента




c:\documents and settings\user\local settings\temporary internet files\content.word\диплом 001.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
081100.68 «Государственное и муниципальное управление»
Форма подготовки: очная

Школа экономики и менеджмента

Кафедра государственного и муниципального управления

курс

2

семестр

3




лекции

10

(час.)

практические занятия

32

час.

семинарские занятия




час.

лабораторные работы




час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки

42

(час.)

самостоятельная работа

102

(час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет




семестр

экзамен

3

семестр




Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 081100.68 Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15.02.2010 г. №123

Рабочая программа обсужден на заседании кафедры государственного и муниципального управления Протокол № 10 от 13.06.2012 г.

Заведующая (ий) кафедрой

Е.П. Володарская

Составитель (ли)

Б.В.Преображенский




I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:




Протокол от

«




»




20__ г.















Заведующий кафедрой







Володарская Е.П.




подпись




ФИО













II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:













Протокол от

«




»




20__ г.
























Заведующий кафедрой







Володарская Е.П.




подпись




ФИО

АННОТАЦИЯ

Цели предлагаемого курса – дать студентам представление об основных подходах к трактовке феномена глобализации, к последствиям глобализации, к прогнозу развития мир-системы. Рассмотреть влияние глобализации на формирование внутренней и внешней политики стран, на развитие мировой экономики, на деятельность международных корпораций и на социально-экономическое развитие человека. Изучить деятельность международных организаций, их участие в развитии процесса глобализации. Рассмотреть глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики, в том числе России.

Задачи дисциплины:

  • изучение особенностей феномена глобализации, подходов к трактовке феномена глобализации;

  • изучение теорий последствий глобализации, прогнозов развития мир-системы;

  • анализ причин и форм проявления роста глобальной нестабильности мировой экономики;

  • понимание сущности изменения роли субъектов мировой экономики под воздействием процесса глобализации;

  • изучение тенденций глобализации: динамизм мировой экономики, усиление неравномерности развития мировой экономики, усиление интеграционных процессов, развитие новых средств коммуникации, транснационализация хозяйственной жизни, изменение роли государств и др.

  • изучение причин и форм влияния глобализации на мировую экономику, отдельные государства, деятельность международных корпораций и на социально-экономическое развитие человека;

  • рассмотрение деятельности и роли международных институтов в условиях глобализации;

  • анализ динамики роста и причин изменения характера глобальной конкуренции;

  • рассмотрение глобальных социально-экономических проблем в странах и регионах мира;

  • изучение тенденций международных отношений и внешней политики стран-лидеров мирового сообщества, России, стран третьего мира в условиях глобализации;

  • рассмотрение влияния глобализации на экономические и политические процессы России;

  • изучение основных подходов к определению международной безопасности и обеспечению международной безопасности;

  • рассмотрение проблемы терроризма – как центральной глобальной проблемы на современном этапе функционирования мировой экономики.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

  • компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач (ОК-11);

  • понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-10);

  • выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);

  • обладать способностью к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18).

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции.

Лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашних заданий, тесты, научные доклады, проведение самостоятельного научного исследования по заданным темам.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА


Тема 1. Глобализация современной мировой экономики (2 час.)

Глобализация как общенаучное понятие. Понятие и источники глобализации мировой экономики. Объективные и субъективные причины глобализации. Сферы, направления и признаки глобализации мировой экономики. Позитивное и негативное влияние глобализации на экономические процессы. Глобальные проблемы мировой экономики и глобальное сотрудничество. Глобальная система регулирования международных экономических процессов. Роль отдельных стран в глобализации мировой экономики.

Тема 2. ЕС: становление, развитие и роль в мировом хозяйстве (2 час.)

Предпосылки и причины образования Европейского Сообщества. Этапы становления ЕС. Изменение состава участников, пакетов документов, форм интеграции. Региональная и отраслевая политика в ЕС. Механизм ЕС и его эволюция. Соотношение наднационального и национального регулирования в ЕС. Выгоды участников интеграционного объединения. Эффекты интеграции. Условия вступления в ЕС. Сроки и направления расширения ЕС. Формирование европейского экономического пространства. Современная отраслевая и институциональная структура экономики стран ЕС. Место ЕС в мировом хозяйстве (по основным экономическим показателям). ЕС и Россия: развитие экономических отношений.

Тема 3. Отраслевая структура мирового хозяйства (2 час.)

Понятие экономической структуры. Основные сдвиги в структуре мировой экономики. Мировая промышленность: место и роль, динамика развития. Топливно-энергетический комплекс. Химико-лесной и металлургические комплексы. Легкая промышленность. Машиностроение мира. Военно-промышленный комплекс. Мировое сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс. Транспорт, связь и другие отрасли сферы услуг: перспективные тенденции развития.

Тема 4. Сфера услуг в мировом хозяйстве (1 час.)

Особенности развития отраслей сферы услуг в странах мира. Специализация стран в отраслях сферы услуг. Факторы и перспективы развития отраслей сферы услуг. Сегменты мирового рынка услуг. Международная торговля услугами в современном мире. Деловые услуги в мировой торговле. Туристические услуги в мировой торговле. Международная торговля технологией и информацией

Тема 5. Международные валютные отношения (1 час.)

Эволюция международной валютной системы. Конвертируемость валюты и валютные ограничения. Мировой валютный рынок. Международные финансовые организации в системе международных валютных отношений.

Тема 6. РФ в системе международных экономических отношений (2 час.)

Геополитическое положение РФ. Современная внешнеэкономическая стратегия России. Внешнеторговая позиция РФ. Иностранные инвестиции в экономике страны. Валютные проблемы в условиях формирования открытой экономики России. Сотрудничество РФ с международными экономическими организациями. Участие РФ в региональных интеграционных группировках. Внешние факторы развития РФ.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Практические занятия (32 часа)

Занятие 1. Глобализация: подходы к определению, особенности процесса. Структура глобальной экономики (2 час.)

  1. Сущность процесса глобализации, подходы к определению глобализации (по определению экспертов МВФ, подход американского исследователя Т.Фридмана, российского исследователя С.Л. Бургомистрова и др.)

  2. Особенности феномена глобализации: объективный процесс, подверженный влиянию субъективных сил.

  3. Структура глобальной экономики (компоненты глобальной экономики)

Занятие 2. Предпосылки глобализации мирохозяйственных связей (1 час.)

  1. Предпосылки глобализации: научно-технологический прогресс, экономическая либерализация (развитие рыночной системы), изменения в политической системе в национальном и международном масштабах.

  2. Последствия глобализации как для открытых национальных экономик, так и для мировой экономики

Занятие 3. Теоретические дискуссии по вопросам глобализации (2 час.)

  1. Глобализация как предмет острой политической и научной дискуссии.

  2. Узкодисциплинарный подход: глобализация как объективный и качественно новый процесс формирования финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.

  3. Идеологический подход. Вариант идеологического подхода - «Левые» авторы: концепция глобализации рассматривается как новое идеологическое обоснование власти транснациональных корпораций и господства таких международных структур, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация, а глобализация отождествляется с американизацией мира.

  4. Идеологический подход. Вариант идеологического подхода - «Правые» сторонники: глобализация как проявление мирового зла, триумфальное шествие капитализма по всему миру, глобализация выгодна наиболее развитым в экономическом и технологическом отношении странам, стремящимся обеспечить свое доминирование и в политической сфере.

  5. Исторический подход: глобализация как объективный исторический процесс, процесс стадиального становления мира как единого, взаимосвязанного экономического, политического, культурного пространства

Занятие 4. Теории последствий глобализации (2 час.)

  1. Концепции революционистов: американских политологов Р.Кеохане и Дж.Най, японского исследователя Кеничи Омае.

  2. Концепции эволюционистов, возглавляемых теоретиками Дж.Розенау, А.Гидденс.

  3. Концепции скептиков

Занятие 5. Тенденции мировой экономики и общие проблемы мирового хозяйства, порожденные глобализацией (2 час.)

  1. Динамизм мировой экономики как одна из тенденций глобализации.

  2. Три составляющие компонента роста: более свободные и динамичные перетоки финансов, инвестиций, товаров, услуг, технологий и «ноу-хау»; конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и МРТ; глобализация мировой экономики ведет к дальнейшему росту производительности труда на основе НТП.

  3. Усиление неравномерности развития мировой экономики как тенденция мировой экономики, причины и формы проявления.

  4. Причины и формы проявления роста глобальной нестабильности мировой экономики.

  5. Изменение роли субъектов мировой экономики под воздействием процесса глобализации.

  6. Усиление интеграционных процессов на региональном уровне как следствие глобализации мировой экономики.

  7. Рост глобальной конкуренции, изменение ее характера

Занятие 6. Влияние глобализации на мировую экономику (2 час.)

  1. Причины и формы влияния глобализации на мировую экономику.

  2. Увеличение суммарного мирового объема экспорта товаров и услуг.

  3. Увеличение суммарного мирового объема иностранных инвестиций;

  4. Развитие мировых рынков валюты и капиталов, непрерывное совершение операций на расстоянии и в реальном времени;

  5. Развитие новых средств коммуникации – Internet, сотовые телефоны, информационные сети;

  6. Движение огромных сумм спекулятивного капитала, не поддающегося прогнозированию;

  7. Активизация деятельности международных финансово-экономических организаций (МВФ, группа Всемирного банка, Всемирная торговая палата, ВТО и др.);

  8. Развитие процесса региональной интеграции в мировой экономике

Занятие 7. Влияние глобализации на отдельные страны (2 час.)

  1. Изменение роли государства в условиях глобализации, ограничение (за счет вынужденной открытости экономики) возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков в результате международной конкуренции.

  2. Новая роль государства – гарант основ законности, стабильности политической и макроэкономической обстановки, социального обеспечения и образования, защиты окружающей среды.

  3. Государства как объект резких и быстрых экономических перемен, которые способны в короткие сроки девальвировать легитимность правительств.

  4. Глобализация как причина быстрого разорения государства и ухода на мировую обочину вследствие всесокрушающей конкуренции.

  5. Влияние прямых иностранных инвестиций ТНК на экономику развивающихся стран.

  6. Проблемы конфликтов и обострение внутреннего социального неравенства как последствия деятельности ТНК в принимающих странах

Занятие 8. Третий мир в условиях глобализации (2 час.)

  1. Неравномерность экономического развития стран и регионов.

  2. Типы государств согласно концепции И.Валлерстайна: развитые государства «ядра», наименее развитые государства «периферии» и занимающие промежуточное положение государства «полупериферийные».

  3. Периферийные государства как объект, а не субъект глобализации.

  4. Тенденции накопления и обострения экономических и социальных проблем на периферии.

  5. Увеличение разрыва в уровне экономического развития стран третьего мира от развитых стран как одна из причин политических потрясений в мире и международного терроризма.

  6. Терроризм как прямая производная глобализации.

  7. Геополитическое противостояние стран-лидеров мирового сообщества и содержание конфликтов в странах третьего мира.

  8. Внешнеполитический фактор во внутренней политике стан третьего мира.

  9. Национальные конфликты: зависимость массового национализма от роста демократии и свободы слова (исследования политолога Д.Снайдера).

  10. Направления внешней политики стран третьего мира

Занятие 9. Влияние глобализации на деятельность фирм, занятых международным бизнесом (2 час.)

  1. Особенности мирового рынка в условиях глобализации.

  2. Факторы и формы влияния глобализации на деятельность национальных и международных фирм.

  3. Современные особенности международной конкуренции, причины изменения ее характера.

  4. Технологическое преимущество как главная форма конкурентной борьбы компаний в современных условиях развития мировой экономики и глобализации мировых процессов.

  5. Последствия влияния глобализации на деятельность фирм, занятых в международном бизнесе: ТНК и МНК как реальная экономическая сила в мировой экономике; усиление процессов кооперации между глобальными конкурентами, возрастание стратегического партнерства (альянсы); усиление процессов слияний и приобретений

Занятие 10. Влияние глобализации на социально-экономическое развитие человека (2 час.)

  1. Глобализация как один из факторов влияния на социально-экономическое развитие человека: его экономический, социальный и морально-психологический статус, его самочувствие и личностное развитие, ценности и стремления.

  2. Углубление разрыва в социально-экономическом положении массовых слоев населения индустриально развитых и развивающихся или экономически отсталых стран;

  3. Увеличение числа безработных в развивающихся странах;

  4. Возникновение новых линий и форм социальной дифференциации, как в развитых, так и в развивающихся обществах;

  5. Расширение и интенсификация связей людей, принадлежащим к разным культурам, национальным общностям, цивилизациям;

  6. Изменение условий и факторов формирования человеческой личности;

  7. Оказание влияния на потребности и мотивы личности;

  8. Обострение проблемы идентичности личности;

  9. Усугубление психологической деинституционализации личности.

  10. Глобализация и расширение информационного поля индивидов

Занятие 11. Мировая политика и мировая экономика в условиях глобализации (2 час.)

  1. Глобализация как общий вектор развития мира.

  2. Роль и значение исторического фактора при анализе процессов глобализации: распад советского блока и разрушение биополярной системы международных отношений; переход стран-лидеров мирового развития на постиндустриальную стадию; регионализация мировой экономики.

  3. Феномены глобализации.

  4. Характеристика международных отношений глобального мира.

  5. Роль международных институтов в системе международных отношений.

  6. Мировая политика в условиях глобализации мировых процессов.

  7. Тенденции международных отношений и внешней политики стран-лидеров мирового сообщества.

  8. Внешняя политика России в условиях глобализации

Занятие 12. Глобализация и судьба национального государства (2 час.)

  1. Экономические показатели и геополитическое положение групп стран: развитых, развивающихся и стран третьего мира.

  2. Национальные государства: политические возможности в условиях глобализации. Факторы глобализации, влияние на экономическое развитие стран.

  3. Транснационализация хозяйственной жизни как фактор обострения экологической проблемы и проблемы социальных гарантий в государствах.

  4. Международные институты и изменение роли государства в экономике

  5. Основной конфликт нового тысячелетия: столкновение между дезинтеграцией и снижением эффективности и демократичности национальных государств и растущей экономической, культурной и политической глобализацией

Занятие 13. Глобализация и проблемы современной России (2 час.)

  1. Экономические и политические преобразования;

  2. Институционально-структурные преобразования;

  3. Отчуждение общества от государства;

  4. Острые этнополитические конфликты;

  5. Проблема «национального самоопределения» и сохранения государственной целостности;

  6. Проблема включения России в глобальные процессы и др.

  7. Влияние глобализации на внутриэкономические, внутриполитические процессы России.

  8. Проблемы вступления России в ВТО.

  9. Геополитическое положение России. Глобализация и внешняя политика России. Нефтяной и газовый фактор во внешней политике России.

  10. Перспективы экономического развития страны в условиях глобализации мировой экономики

Занятие 14. Политические движения и организации в условиях глобализации (2 час.)

  1. Причины возникновения антиглобалистского движения в промышленно развитых странах. Движение антиглобалистов как фактор мировой политики.

  2. Субъекты антиглобалистского движения: представители средних слоев развитых стран, профсоюзы, страны третьего мира.

  3. Международные организации (ВТО, ВБ, МВФ) и ТНК и антиглобализм.

  4. Международное социал-демократическое движение: подходы к глобализации, обоснование возможности ее альтернативного, «гуманистического» варианта.

  5. Позиции неолибералов и радикалов по вопросу глобализации в современном мире: различия и сходства

Занятие 15. Этнополитические вопросы в современном мире (2 час.)

  1. «Локальный» национализм в мире как следствие ослабления национального государства.

  2. Формы и факты проявления национализма в полиэтнических и мультикультурных обществах: диаспоры, локальные сообщества, анклавные поселения, мусульманские группировки и др.

  3. Исторический аспект возникновения этнополитических вопросов в развитом мире Европы и Америки.

  4. Миграционная политика развитых стран на современном этапе развития мировой экономики в условиях глобализации.

  5. Причины обострения национализма в развивающихся странах, усиление движения за независимость

Занятие 16. Перспективы глобализации (2 часа)

  1. Теоретические подходы к прогнозу развития мир-системы.

  2. Основные сценарии развития мира И.Валлерстайна: «неофедализм», «демократическая диктатура», «децентрализованный и справедливый мир».

  3. Четыре возможные сценарии развития мира, согласно представлениям Р.Робертсона: формирование «всемирной деревни», «мондиалистский сценарий», «мозайка взаимно открытых суверенных национальных государств», «мозайка закрытых ограниченных сообществ».

  4. Концепция «конца истории» Ф.Фукуямы как фундамент неолиберального сценария глобализации: общемировая победа либеральных ценностей.

  5. Концепция Дж.Розенау «фрагментация»: сочетание процессов интеграции и фрагментации, предполагающей формирование и укрепление блоков и союзов «национальных государств» в виде сложных иерархических систем, борющихся за ограниченные ресурсы.

  6. Сценарий «локализации»: консолидация этнических и цивилизованных образований на основе фундаменталистских идеологий.

  7. Сценарий «глокализации»: сочетание процессов модернизации локальных культур с достижениями глобальной цивилизации, формирование новых культурных регионов

Занятие 17. Проблемы международной безопасности в современном мире (1 час.)

  1. Подходы к определению международной безопасности.

  2. Основные теоретические подходы к обеспечению международной безопасности: режим общей безопасности, режим коллективной безопасности, режим безопасности на основе сотрудничества.

  3. Военно-политические аспекты международной безопасности. Фактор вооруженности во внешней политике России.

  4. Проблемы противодействия терроризму в современном мире

  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА


Вопросы к зачету

  1. Сущность процесса глобализации, подходы к определению глобализации (по определению экспертов МВФ, подход американского исследователя Т.Фридмана, российского исследователя С.Л. Бургомистрова и др.)

  2. Особенности феномена глобализации

  3. Предпосылки глобализации: научно-технологический прогресс, экономическая либерализация (развитие рыночной системы), изменения в политической системе в национальном и международном масштабах. Последствия глобализации как для открытых национальных экономик, так и для мировой экономики

  4. Узкодисциплинарный подход к трактовке феномена глобализации.

  5. Идеологический подход к трактовке феномена глобализации: «Левые» и «Правые» авторы.

  6. Исторический подход к трактовке феномена

  7. Теории последствий глобализации. Концепции революционистов: американских политологов Р. Кеохане и Дж.Най, японского исследователя Кеничи Омае.

  8. Теории последствий глобализации. Концепции эволюционистов, возглавляемых теоретиками Дж. Розенау, А. Гидденс.

  9. Теории последствий глобализации. Концепции скептиков

  10. Динамизм мировой экономики как одна из тенденций глобализации, три составляющие компонента роста глобализации.

  11. Усиление неравномерности развития мировой экономики как тенденция мировой экономики, причины и формы проявления.

  12. Причины и формы проявления роста глобальной нестабильности мировой экономики.

  13. Изменение роли субъектов мировой экономики под воздействием процесса глобализации.

  14. Усиление интеграционных процессов на региональном уровне как следствие глобализации мировой экономики.

  15. Рост глобальной конкуренции, изменение ее характера

  16. Причины и формы влияния глобализации на мировую экономику.

  17. Развитие новых средств коммуникации – Internet, сотовые телефоны, информационные сети – как форма проявления глобализации.

  18. Деятельность международных финансово-экономических организаций (МВФ, группа Всемирного банка, Всемирная торговая палата, ВТО и др.) в условиях глобализации.

  19. Развитие процесса региональной интеграции в мировой экономике

  20. Международная конкуренция и изменение роли государства в условиях глобализации.

  21. Государства как объект резких и быстрых экономических перемен, которые способны в короткие сроки девальвировать легитимность правительств.

  22. Глобализация как причина быстрого разорения государства и ухода на мировую обочину вследствие всесокрушающей конкуренции.

  23. Влияние прямых иностранных инвестиций ТНК на экономику развивающихся стран.

  24. Проблемы конфликтов и обострение внутреннего социального неравенства как последствия деятельности ТНК в принимающих странах

  25. Неравномерность экономического развития стран и регионов. Типы государств согласно концепции И.Валлерстайна: развитые государства «ядра», наименее развитые государства «периферии» и занимающие промежуточное положение государства «полупериферийные».

  26. Периферийные государства как объект, а не субъект глобализации.

  27. Тенденции накопления и обострения экономических и социальных проблем на периферии.

  28. Увеличение разрыва в уровне экономического развития стран третьего мира от развитых стран как одна из причин политических потрясений в мире и международного терроризма.

  29. Терроризм как прямая производная глобализации.

  30. Геополитическое противостояние стран-лидеров мирового сообщества и содержание конфликтов в странах третьего мира.

  31. Внешнеполитический фактор во внутренней политике стан третьего мира.

  32. Национальные конфликты: зависимость массового национализма от роста демократии и свободы слова (исследования политолога Д.Снайдера).

  33. Направления внешней политики стран третьего мира

  34. Особенности мирового рынка в условиях глобализации.

  35. Факторы и формы влияния глобализации на деятельность национальных и международных фирм.

  36. Современные особенности международной конкуренции, причины изменения ее характера.

  37. Технологическое преимущество как главная форма конкурентной борьбы компаний в современных условиях развития мировой экономики и глобализации мировых процессов.

  38. Последствия влияния глобализации на деятельность фирм, занятых в международном бизнесе: ТНК и МНК как реальная экономическая сила в мировой экономике; усиление процессов кооперации между глобальными конкурентами, возрастание стратегического партнерства (альянсы); усиление процессов слияний и приобретений

  39. Глобализация как один из факторов влияния на социально-экономическое развитие человека: его экономический, социальный и морально-психологический статус, его самочувствие и личностное развитие, ценности и стремления.

  40. Аспекты проявления влияния глобализации в социально-экономическом положении массовых слоев населения индустриально развитых и развивающихся или экономически отсталых стран.

  41. Глобализация и расширение информационного поля индивидов

  42. Глобализация как общий вектор развития мира.

  43. Роль и значение исторического фактора при анализе процессов глобализации: распад советского блока и разрушение биополярной системы международных отношений; переход стран-лидеров мирового развития на постиндустриальную стадию; регионализация мировой экономики.

  44. Феномены глобализации.

  45. Характеристика международных отношений глобального мира.

  46. Роль международных институтов в системе международных отношений.

  47. Мировая политика в условиях глобализации мировых процессов.

  48. Тенденции международных отношений и внешней политики стран-лидеров мирового сообщества.

  49. Внешняя политика России в условиях глобализации

  50. Экономические показатели и геополитическое положение групп стран: развитых, развивающихся и стран третьего мира.

  51. Национальные государства: политические возможности в условиях глобализации. Факторы глобализации, влияние на экономическое развитие стран.

  52. Транснационализация хозяйственной жизни как фактор обострения экологической проблемы и проблемы социальных гарантий в государствах.

  53. Международные институты и изменение роли государства в экономике

  54. Основной конфликт нового тысячелетия: столкновение между дезинтеграцией и снижением эффективности и демократичности национальных государств и растущей экономической, культурной и политической глобализацией

  55. Проблемы современной России: экономические и политические преобразования; институционально-структурные преобразования; отчуждение общества от государства; острые этнополитические конфликты; проблема «национального самоопределения» и сохранения государственной целостности; проблема включения России в глобальные процессы и др.

  56. Влияние глобализации на внутриэкономические, внутриполитические процессы России.

  57. Проблемы вступления России в ВТО: исторические аспекты, современное положение.

  58. Геополитическое положение России.

  59. Глобализация и внешняя политика России. Нефтяной и газовый фактор во внешней политике России.

  60. Перспективы экономического развития страны в условиях глобализации мировой экономики

  61. Причины возникновения антиглобалистского движения в промышленно развитых странах. Движение антиглобалистов как фактор мировой политики.

  62. Субъекты антиглобалистского движения: представители средних слоев развитых стран, профсоюзы, страны третьего мира.

  63. Международные организации (ВТО, ВБ, МВФ) и ТНК и антиглобализм.

  64. Международное социал-демократическое движение: подходы к глобализации, обоснование возможности ее альтернативного, «гуманистического» варианта.

  65. Позиции неолибералов и радикалов по вопросу глобализации в современном мире: различия и сходства

  66. «Локальный» национализм в мире как следствие ослабления национального государства.

  67. Формы и факты проявления национализма в полиэтнических и мультикультурных обществах: диаспоры, локальные сообщества, анклавные поселения, мусульманские группировки и др.

  68. Исторический аспект возникновения этнополитических вопросов в развитом мире Европы и Америки.

  69. Миграционная политика развитых стран на современном этапе развития мировой экономики в условиях глобализации.

  70. Причины обострения национализма в развивающихся странах, усиление движения за независимость

  71. Теоретические подходы к прогнозу развития мир-системы. Основные сценарии развития мира И.Валлерстайна: «неофедализм», «демократическая диктатура», «децентрализованный и справедливый мир».

  72. Теоретические подходы к прогнозу развития мир-системы. Четыре возможные сценарии развития мира, согласно представлениям Р.Робертсона: формирование «всемирной деревни», «мондиалистский сценарий», «мозайка взаимно открытых суверенных национальных государств», «мозайка закрытых ограниченных сообществ».

  73. Теоретические подходы к прогнозу развития мир-системы. Концепция «конца истории» Ф.Фукуямы как фундамент неолиберального сценария глобализации: общемировая победа либеральных ценностей.

  74. Теоретические подходы к прогнозу развития мир-системы. Концепция Дж.Розенау «фрагментация»: сочетание процессов интеграции и фрагментации, предполагающей формирование и укрепление блоков и союзов «национальных государств» в виде сложных иерархических систем, борющихся за ограниченные ресурсы.

  75. Теоретические подходы к прогнозу развития мир-системы. Сценарий «локализации»: консолидация этнических и цивилизованных образований на основе фундаменталистских идеологий.

  76. Теоретические подходы к прогнозу развития мир-системы. Сценарий «глокализации»: сочетание процессов модернизации локальных культур с достижениями глобальной цивилизации, формирование новых культурных регионов

  77. Подходы к определению международной безопасности.

  78. Основные теоретические подходы к обеспечению международной безопасности: режим общей безопасности, режим коллективной безопасности, режим безопасности на основе сотрудничества.

  79. Военно-политические аспекты международной безопасности. Фактор вооруженности во внешней политике России.

  80. Проблемы противодействия терроризму в современном мире




  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика...
Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс уфа 2008 Введение Содержательная часть...
Поэтому основные концептуальные положения, выводы и рекомендации новой дисциплины «Мировая экономика» крайне важны для становления...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс «Международные валютно-кредитные отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Интеграционные...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 080102. 65 – Мировая экономика,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Мировая экономика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Мировая экономика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая экономика 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика;...
Учебно-методический комплекс «Организация и техника внешнеторговых операций» составлен в соответствии с требованиями примерной программы...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс для студентов всех специальностей, кроме...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск