Приход в честь архангела михаила





Скачать 225.13 Kb.
НазваниеПриход в честь архангела михаила
Дата публикации17.02.2015
Размер225.13 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Право > Литература



КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

IV районные Кирилло-Мефодиевские чтения

































Реферат:
Духовный подвиг Архиепископа Самарского Александра (Трапицына)



























Реферат подготовила:
учащаяся 10 класса
ГБОУ СОШ пос.Кировский
Коннова Ксения

Руководитель:
Коннова

Ирина Анатольевна

Консультант:

Учитель МХК

ГБОУ СОШ пос.Кировский

Елисеева Светлана Юрьевна







2012 год





Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Начало мученического пути . . . . . . . . . . . . . . . . 5

  2. Монашеская стезя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

  3. Первое искушение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

  4. Возрождение православия в Самаре . . . . . . . . . . . . . 10

  5. Путь на Голгофу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

  6. Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20


Введение

В Прологе в поучении на предпразднество Рождества Христова, объясняющем, для чего Святая Церковь установила чтить память святых, приводятся слова Василия Великого, сказавшего: «к святым прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся, - один, чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, другой, чтобы охранялось его благополучие. Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей. Вас не земля сокрыла, но прияло небо; вам отверзлись врата рая». Устанавливая празднование памяти святым, Церковь призывала, «взирая на образ жизни их», поревновать «их вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях и терпению даже до крове; дабы и нам с ними сподобиться венцев славы». Русская Церковь, приняв крещение от Византии, чтила древних святых, воздавая должное великим подвигам веры. И наряду с ними создавала свой святоотеческий ряд, галерею светлых образов богоносцев, подвизавшихся на русской земле, озаривших огнём пламенеющей духовности своей многие века русской истории.

Недавно Русская Православная Церковь причислила к лику Святых большое число Новомучеников и Исповедников Российских. Однако на местах, в приходах молитвенному к ним обращению в значительной степени мешает элементарное незнание – кем были эти подвижники веры, какие подвиги совершили. Люди должны знать своих духовных покровителей, а уж особенно – покровителей своей родной земли, своей Родины.

14 (1 по старому стилю) января поминают "...священномучеников Александра, Архиепископа Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938 г.)", прославленных в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе. Это - наши святые, Небесные покровители нашего града и всей Самарской епархии.

О духовном подвиге Архиепископа Самарского Александра (Трапицына) я хочу рассказать в своём реферате.

В общественном сознании слово «подвиг» связано в основном с войной. Но все великие войны в истории были одновременно и духовными. После Великой Октябрьской революции в России была объявлена информационно-психологическая война Православной Церкви.

Уже 20 января 1918 года был издан декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (Официально он назывался "Закон о свободе совести, церковных и религиозных обществах").

Он попирал всякую правду, возводя в ранг закона гонения за веру. В нем, в частности, говорилось:

"Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ является народным достоянием...

Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается...".

Судьбы служителей Церкви того времени схожи друг с другом. Кто-то не выдерживал чудовищного давления со стороны коммунистов, отрекался от веры. И только очень сильные духом личности могли устоять в этой войне, укрепить устои православия, поддержать верующих, повторить путь Христа Спасителя.

I. Начало мученического пути

Священномученик Александр родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, «расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался» — так описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом.

Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее — в Вятской Духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, где обучался за казенный счет. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В этом же году он женился и 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля — во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище.

В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие и призывал людей состоятельных помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию.

В вятском кафедральном соборе во время богослужения 14 сентября 1891 года отец Александр сказал: «Вот и ныне, слушатели христиане, постигло наше Отечество тяжелое бедствие. Божиим попущением многие местности нашего Отечества, в том числе и Вятский край, бывшие прежде хлебородными, пострадали от неурожая хлеба, и население империи уже начинает испытывать недостаток в средствах пропитания. Это бедствие — крест Божий, ниспосланный нам во вразумление и наказание наше за грехи. Мы уже слишком далеко уклонились от того образа жития, какой начертывает нам слово Божие. Забвение Бога, неверие, погоня за наживой, благами и удовольствиями мира сего, самолюбие, своекорыстие — обычные наши страсти и пороки, низводящие нас на степень человека-язычника. Ниспосланный нам свыше крест и является спасительным врачевством против наших душевных недугов. Он побуждает нас глубже проникнуть в наше душевное состояние, раскрыть пред нашим сознанием наши духовные язвы, приложить старание об их уврачевании и об умилостивлении прогневанной нашими прегрешениями правды Божией добрыми и богоугодными делами...»

И далее, поясняя, что же в нынешних обстоятельствах является богоугодным делом, отец Александр сказал: «Совершите, братие, святое дело сострадания бедствующим братьям: помогите им в тяжелой нужде. Не отклоняйте руки, простираемой к вам за подаянием, слагайте лепты свои в обносимые пред вами кружки, посылайте ваши жертвы в учрежденные для сбора их комитеты, чем кто может: кто имеет деньги, да уделит от них по усердию, у кого есть одежды, да подаст из одежды, а у кого есть пища, такожде да творит (Лк. 3,11)».

В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги.

Будущий архиепископ горько оплакивал и свое вдовство. Но сердцеведец Господь промыслом своим изменил казалось бы уже известный путь женатого священника, на путь более высокого служения Церкви. Отец Александр как Иов полностью был предан воли Божией: "Господь даде, Господь отъятъ, Господевн изволися, тако бысть: буди имя Господне Благословенно во веки" (Иов. 1, 22).

II. Монашеская стезя

В 1897 г. о. Александра назначают инспектором Вятской Духовной Семинарии. 26 февраля 1900 г. в субботу на первой недели Великого Поста после Великого Славословия на всенощной состоялось пострижение в монашество отца инспектора, которое совершил Преосвященнейший Алексий (Окоцкий), епископ Вятский. Этот случай был вторым за 10 лет Семинарии, поэтому на постриг были допущены учащиеся старших классов Семинарии. Новопостриженному было оставлено прежнее его имя - Александр. Сам постриг проходил в состоянии духовного подъема всех присутствующих и произвел глубокое впечатление.

Господь, видя старание и усердие о. Александра, наградил его добрым и отзывчивым сердцем. Воспитанники Училища и Семинарии очень любили и уважали о. Александра, проводили с ним духовные беседы, а иногда и споры по самым разным вопросам и были благодарны инспектору за его рассудительность и готовность помочь подрастающему поколению разобраться в грядущих событиях в Церкви и мире. Учительство и инспекторство было самым любимым временем будущего архипастыря. Он с любовью и нежным трепетом вспоминал эти годы.

В 1894 г. Господь, подав утешение в скорбях, сподобил о. Александра посетить Святую Землю. О своей продолжительной поездке он написал ряд очерков и опубликовал их в Вятских Епархиальных Ведомостях. Будучи на святой Земле, он молился в Гефсимании на том месте, где когда-то Господь взывал: "Да минет Мя чаша сия", и служил Божественную Литургию в Вознесенском храме на горе Елеонской. В годы гонений он часто вспоминал об этих событиях, видя в них предзнаменование событий своей дальнейшей жизни.

В 1901 г. о. Александр возводится в сан архимандрита и назначается ректором Калужской Духовной Семинарии. 12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге о. Александр был рукоположен во епископа Муромского - викария Владимирской епархии. В хиротонии принимали участие митрополиты: Антоний Санкт-Петербургский, Владимир Московский - будущий священномученик, Флавиан Киевский и другие архипастыри. Высочайший Указ о епископской хиротонии Владыки Александра подписал сам Император Николай II, а возглавил ее Митрополит Владимир (Богоявленский), один из первых новомучеников Российских, и тоже в свое время служивший на Самарской кафедре.

Епископ Муромский Александр, викарий Владимирской епархии начал архипастырское служение в нелегкое время. Шла тяжелая Русско-японская война, в обществе усиливались либеральные настроения, и не только в политике, но и в церковных кругах назревала первая демократическая революция. Молодой Архиерей хорошо это осознавал и старался отдавать все свои силы и способности на служение Церкви, Царю и Отечеству. Поэтому уже в 1905 году он был удостоен высокой церковной награды. В 10-м номере Владимирских епархиальных ведомостей сообщалось: «Высочайшим Указом, данным в 6-й день текущего мая на Имя Капитула Российских Императорских и Царских орденов, Всемилостивейше сопричислен к ордену Святого Владимира 3 степени Епископ Муромский Александр, Викарий Владимирской епархии». Впоследствии Владыка Александр был награжден еще одним орденом Святого Владимира и орденом Святой Анны.
В июне 1912 года Епископ Александр назначается на Вологодскую кафедру, до этого возглавляемую Епископом Никоном (Рождественским), известным духовным писателем и тоже будущим новомучеником. 23 ноября новый Вологодский Владыка был лично представлен в Царском Селе Императору Николаю II. Разговор шел о святынях северного края и нуждах одной из самых обширных епархий России. Император, известный своей щедростью в вопросах церковной благотворительности, распорядился выделить богатое пожертвование в Павлово-Обнорский монастырь в виде раки и надгробия к мощам Павла Обнорского. Общение с Государем навсегда укрепило Владыку Александра в монархических убеждениях, которые он сохранил до конца своей жизни. Дважды к нему в Вологду приезжала Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, старшая сестра Императрицы, будущая преподобномученица.

Вологодская епархия была сравнительно богатой в то время, и Преосвященный Александр посылал средства в другие, нуждающиеся в помощи епархии. Известно, что к нему обращался с просьбой о вспоможении Митрополит Макарий (Невский), да и сама Царская Семья обращалась с различными просьбами к щедролюбивому Владыке. Особенно это проявлялось в годы Первой мировой войны.

Первая мировая война и последовавшая за ней февральская революция 1917 года потрясли все больше отступавшую от Бога Россию, а вместе с ней и Русскую Православную Церковь. С душевным смятением встретили архипастыри и пастыри весть об отречении Государя от Престола. В Святейший Синод в начале марта 1917 года посылались телеграммы из епархий с просьбой об инструкциях по поминовению новых властей за богослужениями. Такую телеграмму отправляет и Владыка Александр, до глубины души опечаленный вынужденным отречением от Престола Царя Николая: «Вследствие обращения ко мне военных властей с требованием смиреннейше прошу в виду пропечатания телеграфным агентством актов отречения от Престола дать указания относительно поминования (sic!) за богослужением. Александр, Епископ Вологодский».

III. Первое искушение

Наступили очень трудные времена для Христовой Церкви. Всё шире распространялось обновленчество. Обновленцы ставили задачей приспособить церковь к изменившимся после Октябрьской революции условиям. Основные группы обновленчества: "Живая церковь", "Церковное возрождение", "Союз общин древнеапостольской церкви" — возникли в 1922. Обновленцы провозгласили своим принципом лояльность по отношению к Советскому государству. Идеологи обновленцев (митрополит А. И. Введенский и др.) проповедовали "коммунистическое христианство". Они ратовали за возвращение к так называемым демократическим порядкам раннего христианства, стремились отождествить коммунизм и христианство. Обновленцы внесли ряд изменений в церковное устройство, культ и быт духовенства (высшее церковное управление, демократизация прихода, женатый епископ, второбрачие духовенства, богослужение на русских языках и др.). Деятельность обновленцев в известной степени способствовала эволюции русской православной церкви на пути лояльности к Советской власти.

Обновленцы видели в епископе Александре опасного противника своим замыслам демократических реформ в Церкви. Против владыки началась массовая агитация на собраниях духовенства и мирян на всех уровнях, что привело к тому, что в 1921 г. состоялись выборы нового архиерея, а Владыка Александр ушел за штат, как "реакционер". Это было первое искушение, посланное епископу Александру от Господа. За этим последовала ссылка, а в Русской Православной Церкви наступил период массовых расколов.

Многие раскольники как правого, так и левого толка приезжали к владыке и хотели привлечь его на свою сторону. Владыка был в глубоком смятении, усердно молился Пресвятой Богородице и своему небесному покровителю князю Александру Невскому с просьбой оградить от искушений, смущавших душу, и открыть путь к истине. В 1927 г. ссылка закончилась. Владыка принял посланцев митрополита Сергия, заместителя Местоблюстителя, и признал его предстоятелем Русской Православной Церкви.

IV. Возрождение православия в Самарской губернии

В 1928 г. он получает титул архиепископа и направляется на Самарскую кафедру.Священномученик Архиепископ Александр возглавил Самарскую епархию в очень сложное время, в самый разгар гонений на церковь, когда были взорваны Воскресенский собор и закрыто большинство самарских храмов.

В это время это была одна из самых тяжелых кафедр в Русской Церкви. С 1924 г. она не имела правящего архиерея, потому что там были очень сильны обновленцы, которые имели своего лжемитрополита и захватили все храмы в городе. Когда Владыка прибыл в Самару, она подействовала на его душу удручающе. Впечатление вавилонского столпотворения. Во всем обширнейшем городе не было видно ни креста, ни верующего, ограждающего себя крестным знамением. Все были запуганы. Не многое духовенство, оставшееся верным православию, одевшись в штатское, собирается на окраину в древнейший храм Самары - маленькую Спасо-Преображенскую церковь, чтобы сослужить первую службу с новым владыкой. Первоначально Владыка поселился в сторожке при Троицкой церкви. Когда эта церковь была разрушена, у Владыки не оказалось пристанища, его приютила у себя прабабушка первого проректора Самарской Духовной семинарии игумена Вениамина (Лабутина) Александра Михайловна Никифорова. И он с конца 1931 года около года прожил в доме по ул.Галактионовской, 60. Дом этот стал приютом для гонимых властью священников и монахинь.

С 1928 г. Спасо-Преображенская церковь становится кафедральным собором. В штате - 7 протоиереев и 7 диаконов. Владыка Александр деятельно принимается за возрождение православия в Самаре и епархии. Видя невозможность победить обновленчество в городе, он направляет свою кипучую деятельность в сельские храмы. Владыка служит по 2-3 литургии в неделю, объезжая последовательно благочиние за благочинием. Архиерейские службы проходят очень торжественно и привлекают множество народа, на них Владыка произносит поучения, смысл которых прост и ясен крестьянскому населению - бежать раскола, держаться православия. Обязательно заканчивается богослужение колокольным звоном и крестным ходом. Владыка старался за каждым богослужением рукополагать священников и диаконов из грамотных крестьян с целью сохранения и восстановления священства, поредевшего из-за расколов и репрессий. Труды владыки Александра не остались напрасными, и, хотя в Самаре православные имели один храм, но по губернии православных приходов стало большинство. Не забывал он и о монашестве, проводя тайные постриги достойных, а также тайно рукополагая их. Через своих духовных чад (Прасковью Никифорову и др.) поддерживал духовную связь и помогал материально бывшим насельницам Серафимо-Дивеевского монастыря. Многие из монахинь нашли приют в Самарской епархии у владыки Александра. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу. В своих многочисленных поучениях Владыка Александр опирался на духовный опыт преподобного Серафима Саровского, призывая прихожан подражать ему.

В своей жизни архиепископ Александр был прост, скромен и милосерден. Часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам. Помогал семьям репрессированных, духовно укрепляя их. Был строгим постником и, поучая духовных чад, говорил: "Что от плоти убавишь - то душе прибавишь". Спал не более 6 часов в сутки, свободное время посвящал молитве и чтению Святого Евангелия. При всем этом он не унывал и не падал духом, а призывал своих духовных чад к усилению молитв к Пресвятой Богородице как хранительнице Русской Земли и особо подчеркивал, что только ее молитвами и заступничеством живет вера православная среди людей. Строго запрещал православным посещать обновленческие храмы под угрозой отлучения, и сам отказывался идти с ними на любые контакты.

К 1933 г. на всей территории Самарской епархии православная жизнь в храмах восстановилась. В городе передали православным Петропавловскую церковь, но Господь уготовал владыке новое искушение, проверяя его веру. Активная деятельность архиепископа Александра вызвала резкое недовольство обновленцев и их покровителей. В ГПУ стали поступать доносы на Владыку и особо активных священников и мирян. В 1933 г. за антисоветскую деятельность Владыка был арестован. Клеветники истолковывали призывы к стоянию за православие как призывы против Советской власти, богослужения в селах и проповеди Владыки как антиколхозную агитацию, крестные ходы как антисоветские демонстрации, тайные хиротонии и постриги как подготовку контрреволюционных кадров на случай интервенции. Клевета удалась, и Владыку с духовенством и мирянами ссылают на три года на строительство канала Волга-Москва. После окончания ссылки ему разрешили вернуться в Самару, где совместно с проживавшим в городе несколькими священниками и мирянами создал тайную семинарию - "институт научного тайного духовенства", где подготавливались кадры из интеллигенции для священства. Тогда - во время спровоцированных безбожными властями расколов, в годину гонений сбылись слова Апостола Павла, что тот, "кто желает епископства, желает доброго". Желает мученичества, желает быть ближе к Христу. Стать епископом для него означало - раньше других попасть в заключение. Никаких привилегий, никаких почестей, только муки и страдания за Христа.

Так и Владыка Александр записал в своем дневнике: "Господь меня послал восполнить пастырей на ниве церковной". Для этого он организовал так называемый Институт научного духовенства: по сути, это была подпольная семинария. Там занимались техник, рабочий, другие верующие люди, Владыка давал им знания по семинарским предметам, чтобы впоследствии их рукоположить.
V. Путь на Голгофу

Летом 1933 года продолжились аресты среди духовенства Самарской епархии. Против владыки Александра было возбуждено дело; архиепископу шел семьдесят первый год, и ОГПУ оставило его на время проведения следствия на свободе, взяв с него подписку о невыезде. Власти обвинили высокопреосвященного Александра в том, что он являлся "руководителем контрреволюционной группы церковников... Неоднократно руководил нелегальными сборищами в своем доме... на которых давал антисоветские установки. Вел проповедническую работу в антисоветском духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов". В начале августа 1933 года следователь ОГПУ допросил архиепископа. Владыка, отвечая на вопросы следователя, сказал, что он действительно в последнее время часто рукополагал в священный сан, но разговоров с Целью "влиять на присутствующих в антисоветском духе" не вел. Проповеди в храме он действительно произносил, но только духовно-нравственного содержания. "Слов "сделал бы что-нибудь, да стар стал" не говорил... что "в колхозе крестьяне мрут с голода" не говорил... Не отрицаю, что мной было предложено старосте купить по просьбе дочери сосланного епископа два облачения с целью оказания ему материальной помощи". 23 августа 1933 года следствие было закончено, и 29 октября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Александра к трем годам ссылки на Урал в Екатеринбургскую область. Вернувшись из ссылки, архиепископ поселился в Симбирске; в 1936 году переехал в Самару, где служил по благословению правящего Самарского архиерея в Петропавловском храме. В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились и почти все духовенство Самары было арестовано. 30 ноября 1937 года был арестован и архиепископ Александр.

Архиепископ Александр был обвинен в том, что, согласно обвинительному заключению, "объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих... "страдальцев за веру", что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию..." 

Владыка Александр обладал великим мужеством. - не все арестованные выдерживали жестокие мучения, кто-то подписывал, признавая все возводимые обвинения, - и тем самым обрекал на муки и смерть других людей, чьи имена значились в протоколах. Владыка не подписал ни одного такого "признания" - и погиб смертью мученика. 21 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Мы не знаем, где его могила, где честные мощи; не знаем даже, были ли узники расстреляны в подвалах, или их увезли к месту казни. В те годы в Самаре расстреливали и предавали земле в районе нынешнего парка имени Гагарина и там, где ныне улица Стара Загора, - за глухим забором дач НКВД шли массовые расстрелы вплоть до войны. Не случайно именно на этом месте построен храм в честь Собора самарских Святых, на месте мученичества многих наших пастырей и благочестивых мирян. 

VI. Память

12 августа 2009 года, в день Собора Самарских святых, в еще недостроенном храме в честь Собора Самарских святых Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил первый молебен. Среди строительных лесов священники и прихожане вознесли свои молитвы за наших земляков, прославленных в лике святых. Возглавляет Собор Самарских святых Небесный Покровитель Самары - Святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси чудотворец. А рядом с ним на иконе Митрополит Киевский Владимир, Митрополит Петроградский Вениамин, в разные годы служившие на Самарской земле. Святой праведный Александр Чагринский, Архиепископ Александр (Трапицын) и убиенные с ним священники... Церковь видит в их гибели за Христа мученический подвиг.

- В таких людях, - сказал Владыка Сергий, - особенно ярко воплощается образ Божий. Они приблизились к Богу своими деяниями, отобразили образ Божий своей нравственной чистотой и глубиной веры. Самарские святые прославили Христа здесь на земле, и они являются теперь нашими предстателями и покровителями на Небе.

Течёт вечная матушка Волга, сверкает куполами новый храм и звучит в его стенах тропарь священномученику Александру (Трапицыну), Архиепископу Самарскому:
«Священномучениче Александре, безбожную крепость твердым борением низложил еси и вознеслеси веру Православную, злочестивое служение уничижил еси и дерзновенно Христа Бога проповедал еси и ныне неустанно молися за град Самару и вся волжския страны, даровати нам мир и велию милость».

Заключение

Я надеюсь, что моя работа, как и предыдущие, заинтересует моих сверстников, подтолкнёт их к изучению нашей истории, заставит задуматься над вопросами веры. Эти знания особенно полезны будут тем, кто только ступил на дорогу к Храму. Знакомясь с Житием Святых, мы не только узнаём много нового и интересного, но и становимся духовно богаче.

Литература


  1. Новые мученики и исповедники Самарского края (сост. Антон Жоголев). Самара, 1996.

  2. История Русской Церкви. Т. IX. М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

  3. В. Якунин. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999.

  4. Житие священномученика Александра (Трапицына), архиепископа Самарского. Самара, 2003.

  5. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 5. Тверь, изд-во “Булат”, 2001.

  6. Материалы из архива иерея Игоря Соловьёва (г. Самара).

  7. http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_9332

  8. http://www.sobesednik.orthodoxy.ru/html/arhiv/1_2002/cerkovj_1_02.html

  9. http://www.vladkan.ru/life/18010901.html

  10. http://www.eparhia-vtk.ru/_upload/vestnik/2002/2002_19.pdf

  11. http://www.eparhia-vtk.ru/_upload/vestnik/2002/2002_20.pdf


Приложение 1.

Краткие жития самарских священномучеников, пострадавших вместе со священномучеником Архиепископом Александром (Трапицыным)

Священномученик Иоанн родился в 1880 году в г. Ардатове в семье крестьянина Иосифа Сульдина. После окончания семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в г. Сызрани. В 1931 году отец Иоанн был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагере. После отбытия заключения в 1933 году снова арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Из ссылки отец Иоанн приехал в Самару. 30 ноября 1937 года он был арестован. 

Священномученик Иоанн родился в 1873 г. вс. Новые Рачейки Самарской губернии в семье священника Василия Смирнова. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника; служил в храмах Самарской епархии. Во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1937 году отец Иоанн был арестован и заключен вместе с Архиепископом Александром и другими священниками в исправительно-трудовой лагерь. 

Священномученик Александр родился в 1873 г. в с. Туарин Самарской губернии в семье диакона Александра Органова. С 1894 по 1898 год Александр Александрович служил в 1-й дивизии 1-го Преображенского полка рядовым, а затем был назначен ротным писарем. Выйдя в отставку, стал служить в храме псаломщиком, и в самый разгар послереволюционных гонений принял сан священника и затем служил в храмах Самарской епархии до ареста в 1937 году. 

Священномученик Трофим родился в 1888 году в с. Брыкаловка Саратовской губернии в семье крестьянина Григория Мячина. Образование получил в Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника. В 1933 г. власти арестовали его, и он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь. В 1936 году отец Трофим был освобожден, а через год при усилении гонений на Церковь вновь арестован. 
Священномученик Александр родился в 1866 году в Самарской губернии в семье священника Петра Иванова. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника, служил в храмах Самарской епархии. С 1909 по 1930 год отец Александр служил в храме села Кривая Лука. В 1930 году власти арестовали священника и обвинили в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в том, будто бы он противодействовал устроению колхозов, но отец Александр все эти обвинения, как ложные, отверг. Несмотря на это, он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. После двух лет пребывания в ссылке здоровье священника расстроилось настолько, что он не в силах стал выполнять определенную для него рабочую норму; перестал получать продуктовый паек и от голода все сильнее слабел. Видя, что ему грозит голодная смерть, он решил бежать из ссылки на родину. В июле 1933 года отец Александр купил билет и сел в поезд. Из документов у него была только выписка из метрической книги о рождении, но все же он благополучно добрался до Самары. В 1937 году НКВД снова арестовал отца Александра. 

Священномученик Вячеслав родился в 1883 году в семье писаря Александра Инфантова. Учился в Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен в сан священника. В 1930 году власти арестовали его и продержали около полугода в Самарской тюрьме. В 1937 году он вновь был арестован. 

Священномученик Василий родился в 1873 году в селе Н.-Бинарадка Самарской губернии в семье священника Иоанна Витевского. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. В 1929 году власти арестовали отца Василия и приговорили его к трем годам ссылки в город Саратов, где он в 1931 году снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. Незадолго до 1937 года отец Василий был освобожден и вернулся в Самару, здесь 30 ноября 1937 года он был вновь арестован. 

Священномученик Иаков родился в 1878 году в селе Шламка Самарской губернии в семье крестьянина Иоанна Алферова. До революции Иаков Иванович преподавал в школе; после революции, когда начались гонения на Церковь, принял сан священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 году власти арестовали священника, приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили на каторжные работы на Беломорско-Балтийский канал. В 1933 году отец Иаков вернулся на родину. При усилении гонений в 1937 году он был вновь арестован. 

Архиепископ Александр (Трапицын), священники Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Трофим Мячин, Александр Иванов были расстреляны 14 января 1938 года. Из-за массовости расстрелов остальные приговоренные к расстрелу священники попали в следующую группу. Священники Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов были расстреляны 8 февраля 1938 года. Все расстрелянные священномученики были погребены в общей безвестной могиле. 

Приложение 2
Тропарь священномученику Александру (Трапицыну), Архиепископу Самарскому,  глас 6 

Священномучениче Александре, безбожную крепость твердым борением низложил еси и вознеслеси веру Православную, злочестивое служение уничижил еси и дерзновенно Христа Бога проповедал еси и ныне неустанно молися за град Самару и вся волжския страны, даровати нам мир и велию милость.
Кондак святому священномученику Александру,

глас 2
Яко просияв, Александре, житием святительским, и в мире облисталеси течением страдальчества, разгналеси мрачную прелесть безбожников воинствующих и раскольников злобствующих, показав истинную славу православных, сего ради моли Христа Бога спастися душам нашим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Введение. 3
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Введение. 3
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Введение. 3 4
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
«Основы Православной Культуры» и узнали много нового и интересного. Например, что Россия—православная страна, где есть много православных...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
В каждом доме православной семьи есть иконы. Семейные иконы – это маленький домашний иконостас, где собраны особо любимые святые...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Кто мы? Откуда пришли? Где наши корни? Над этими вопросами задумывается каждый народ. Чтобы ответить на них, необходимо более полно...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь – клетку мозга. Ярким подтверждением вывода ученого является...
Приход в честь архангела михаила iconАрхангела Михаила Районные Кирилло-Мифодьевские чтения реферат
Задачи: 1 Познакомится с теоретическим обоснованием жанров и стилей древнерусской литературы
Приход в честь архангела михаила icon«Имя прилагательное». 6 класс (N4/2011)
И. Забродина Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Собор Михаила Архангела г. Сердобска. Открытый урок. 8 класс...
Приход в честь архангела михаила iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Приход в честь архангела михаила iconПо происхождению названий элементов их можно разделить на шесть групп
Стронций (от названия деревни Strontian в Шотландии, где был обнаружен минерал, содержащий стронций), Тулий (в честь Thule – древнее...
Приход в честь архангела михаила icon«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников
Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя Архангела Михаила. Спасская церковь единственное здание xviii-начала XIX века,...
Приход в честь архангела михаила iconРеферат по истории Тема «Михаил Илларионович Кутузов»
В чем заслуга Михаила Илларионовича Кутузова перед Отечеством? Почему Михаила Илларионовича Кутузова заслуженно называют спасителем...
Приход в честь архангела михаила iconГришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра»
...
Приход в честь архангела михаила iconНаграда за честь
Ере Джон Бивер глубоко исследует Писание, чтобы показать, что то, как вы цените, уважаете и относитесь к другим, определяет вашу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск