Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра»





НазваниеГришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра»
страница1/4
Дата публикации05.08.2014
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4
Презентации и стенограмма выступлений в прениях по 5 и 6 вопросам повестки дня

Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт РА»
Для меня большая честь выступать здесь перед таким собранием. Также для нас была большая честь, что мы участвовали в разработке стратегии.

Основные положения той части стратегии, которая касается развития банков, Анатолий Геннадьевич очень хорошо изложил, и, наверное, мне нет смысла повторяться. Я хочу сконцентрировать ваше внимание на некоторых особенностях этой стратегии. Как и любая стратегия, она содержит цели, она содержит описание проблем, которые надо решить при достижении целей, и средств. Вот я хотел бы очень коротко, просто на понятийном уровне остановиться на этих вещах, потому, что дальше последует процесс обсуждения доработки стратегии. Вот я хотел бы некие идеологические посылы стратегии здесь как-то еще раз повторить, сконцентрировать ваше внимание.

Начну с целей. Хотя цели, которые были заявлены, звучат вроде бы достаточно просто и банально, но я вам напомню цель, которая была поставлена в предыдущей банковской стратегии. Я зачитываю: «Основной целью развития банковского сектора является повышение устойчивости банковской системы и ее эффективности». То есть мы делаем банковскую систему вроде бы как саму для себя, она занимается саморазвитием. А это не так, и я здесь привел еще несколько ложных целей, которые ставятся. Они все правильные цели, против них очень трудно спорить, но есть некие ценности, ради которых вообще существует и банковская система, и финансовая система в целом.

Вот мы рассматриваем цель финансовой системы, как «обеспечить социальную стабильность, устойчивый экономический рост и суверенитет». Как ни странно, вот недавно мне в руки попала стратегия финансовой системы США, принятая Минфином США, там звучит следующее: «Миссия Минфина – это обеспечение экономического роста и стабильности». То есть мы, оказывается, шли разными путями, пришли к одному и тому же, за исключением одной маленькой вещи – для США суверенитет сейчас менее важен, нежели чем для нас.

Теперь несколько слов о проблемах. Российская финансовая система на сегодняшний день не адекватна ни целям развития страны, ни экономическому состоянию, ни тем амбициозным задачам, которые ставит перед нами Правительство и мы сами. То есть она несоразмерна по масштабам, и об этом можно говорить сколько угодно, оценки будут разные: кто-то говорит, что она должна увеличиться в 5 раз, кто-то говорит – в 25, но то, что она должна увеличиться многократно, – с этим не спорит никто. Она не сбалансирована, и сейчас я вам это покажу на очень маленьком примере, и она зависит от внешних рынков. То есть, если переформулировать, она такая маленькая, кривенькая, и при этом еще норовит ускользнуть.

На этом графике представлены финансовые системы основных стран: Великобритания, Германия, США. Здесь показано, что, допустим, в США это очень сильная диверсифицированная система, она сбалансирована. В Великобритании больше упор на банки, и, наверное, мы будем ближе к какой-то этой модели. Если мы посмотрим, Россия – это маленький столбик, в котором оставшаяся часть просто вылилась из радуги в одну черную полоску.

Поэтому здесь те проблемы, с которыми нам предстоит столкнуться: первое – это увеличить систему кратно. Второе. Запретить нельзя, тот, кто решил продать свой бизнес за границу, он его продаст, и здесь с этим ничего не сделать. Надо убрать причину. А причина заключается в том, что риски по-прежнему остаются довольно высокими, а бизнес уже развивается гораздо меньше, он не дает той отдачи, которую давал раньше. Поэтому надо, с одной стороны, снижать риски, с другой стороны – дать новую кровь финансовой системе.

И здесь я перехожу к средствам – это ресурсы, которые должны быть влиты в финансовую систему. Здесь мы анализировали разные сектора: страхование, это пенсионная система, это банки – у всех одна и та же «болезнь» – не хватает ресурсов. Откуда могут быть взяты ресурсы? Я здесь перечислил три основных канала.

Первый канал – средства государства и фондов, вот они здесь перечислены. И за этим обычно следует «опять предлагают своровать». Нет, об этом речи пока нет, я думаю, что своруют и без нас, как говорится. Но главное, чтобы эти средства проходили, хотя бы частично, через нашу финансовую систему, а сейчас они ее минуют.

Дальше. Капитализация активов. Анатолий Геннадьевич уже об этом говорил, и я, наверное, повторять не буду. Здесь просто заострю внимание, что сейчас эти активы, по нашим оценкам, капитализированы на 5–7%, ни земля, ни недра практически не вовлечены в оборот. Маленький пример. Нефтегазовый сектор: удалось оформить отношения собственности через лицензионный механизм – у нас «Газпром» впереди планеты всей, одна из крупнейших компаний. А лесопромышленный комплекс: не решили вопросы собственности на лесные угодья – соответственно, капитализация около нуля.

И, наконец, средства населения. Я думаю, что этот актив гораздо менее представителен, эти активы гораздо менее объемные, чем капитализация нашего национального богатства, но этот ресурс, который дает «длинные» деньги и дает стабильность нашей системе и стране.

Спасибо, что дали мне высказаться.

Ананьев Дмитрий Николаевич – Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по финансовым рынкам и денежному обращению
Уважаемые коллеги, добрый день. Прежде всего, я хотел бы зачитать приветствие от председателя Совета Федерации.

«23-му общему собранию Ассоциации региональных банков России от имени Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Приветствую участников и гостей 23-го общего собрания Ассоциации региональных банков. Ваше собрание проходит в условиях развития современных экономических отношений, выработки и принятия важнейших законов, обеспечивающих необратимые процессы экономических и социальных преобразований. В этом процессе важная роль принадлежит банковской системе России. Ассоциация региональных банков России как одно из самых влиятельных и авторитетных банковских объединений вносит значительный вклад в подготовку предложений по развитию законодательной базы функционирования банковского сектора России.

Надеюсь, что активная деятельность кредитных организаций – членов вашей Ассоциации станет одним из эффективных механизмов в реализации приоритетных национальных проектов и будет способствовать дальнейшему укреплению экономического потенциала России. Желаю вам плодотворной работы и благополучия.

Сергей Михайлович Миронов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Уважаемые коллеги, я постараюсь максимально сократить свое выступление. Но прежде всего я бы хотел отметить, что многие инициативы и образ мышления во многом созвучны тому, что было сказано и Александром Васильевичем, и Анатолием Геннадьевичем. Я внимательно выслушивал те инициативы и те предложения, во многом я с ними согласен. Если же говорить о том, чем занимается, и что является основной задачей комитета Совета Федерации, то, вне всяких сомнений, это в первую очередь поддержка законодательных процессов, внимательное отслеживание законодательного регулирования, правоприменения и дальше корректировка законов.

Но есть не менее важные аспекты, такие как поддержка и содействие институциональным преобразованиям, что является существенно более трудноизмеримым процессом, но не менее важным. Мы также думаем о том, как вместе способствовать тому, чтобы создать комфортную среду для внешних и внутренних инвесторов. Мы тоже обеспокоены тем, что существует значительный отрыв и отставание между финансовыми центрами, коими являются Нижний Новгород, Питер и крупные города, и рядом регионов. И являясь верхней палатой, палатой регионов, конечно, мы всю законодательную базу рассматриваем в том числе через призму региональной политики.

Ясно, что нашей задачей, в том числе является быстрое реагирование на кризисные явления, которые, к сожалению, в последние полтора года имеют место на финансовых рынках. Мы, в том числе стараемся фокусироваться на том, чтобы содействовать упрощению доступа малого и среднего бизнеса к финансированию. В том числе мы видим, конечно, важной своей функцией поддержку кредитования банками и инвестиционной деятельности. Для нас важен контакт с региональными рынками, с региональными профучастниками, и наш комитет открыт для новаций, для тех инициатив, которые возникают у профессиональных участников.

Скажу очевидную вещь. Конечно, в мировом масштабе существуют такие финансовые центры как Гонконг, но, наш взгляд, для России крайне важно иметь именно сильные региональные финансовые рынки, и это будет являться основой и оплотом здоровой, сильной финансовой системы Российской Федерации.

Мы с вами за последние полтора года, и во многом даже благодаря кризису, что является, может быть, отчасти положительным аспектом, увидели, какое внимание на сегодняшний день и Президент, и Председатель Правительства уделяют финансовым рынкам. Прошло несколько заседаний Правительства на эту тему, глава государства встречался с руководителями ведущих банков, прошел Межрегиональный банковский совет в рамках Совета Федерации, и темы касались в первую очередь финансового кризиса. В одном из выступлений в Государственной Думе при утверждении мы с вами услышали четко поставленную задачу в программе действий нового премьера о том, что у России есть уникальный шанс именно в условиях финансового кризиса стать глобальным финансовым центром, и этим шансом обязательно надо воспользоваться.

То, что может дать России вот такая возможность, если она будет реализована. Я не в полной мере согласен с экспертами, которые ряд, на мой взгляд, важных и системных целей время от времени пытаются назвать ложными целями, и в этом есть отличие видения нашего комитета. Я считаю, что ряд задач являются судьбоносными и вот именно тем вызовом, которым мы либо воспользуемся, либо нет. И я очень рассчитываю, что те перечисленные пункты, которые может дать нам создание международного финансового центра, – это крайне важные аспекты, которые усилят и экономическое влияние России, и геополитическое влияние России. Я не буду их перечислять, потому что они очень четко видны в презентации.

Что необходимо сделать для того, чтобы реализовать вот эту возможность, этот вызов? В первую очередь, я думаю, основным аспектом является надотраслевое управление, создание специальной программы, которая позволила бы объединить усилия всех – и законодательной власти, и исполнительной власти, и министерств и ведомств. Я думаю, что это по силам, только если и правда будет реализовано надотраслевое управление, во главе которого встанет либо глава государства, либо премьер.

Что позволит реализовать именно подобное управление таким стратегическим для России проектом? Я не буду перечислять – в презентации достаточно четко видно.

Где мы находимся сегодня? 2007 год был, наверное, самым успешным годом развития наших финансовых рынков, мы добились существенных результатов, впечатляющих – я бы так сказал. Конечно, 2008 год будет, наверное, не столь успешным, но по 2007 году с точки зрения привлечения средств и реализации IPO мы обошли все европейские страны. Два важных предложения Сбербанка и ВТБ просто стали крупнейшими в мире. В том числе Российская Федерация добилась 12-го места по капитализации. И если будет правильно реализовано надотраслевое управление именно в части превращения России в глобальный финансовый центр, я думаю, что к 2020 году по плечу занять соответствующее Российской Федерации положение третьей – четвертой страны по капитализации в мире. В том числе, конечно же, это принесло и ликвидность, и прямые инвестиции и т.д. – я постарался четко описать такие базовые маркеры. Увеличилось и количество участников в несколько раз, и мы находимся еще только в начале пути. В том числе важный показатель – за год на ММВБ было допущено более 200 новых бумаг, и здесь мы тоже только в начале пути.

Нельзя обойти влияние мирового кризиса, который, с одной стороны, принес трудности, и, наверное, он будет способствовать оздоровлению. С другой стороны, именно финансовый кризис позволяет Российской Федерации рассматривать для себя такие новые опции и примерять на себя новое возможное положение.

Российский рынок в целом, и это можно констатировать, успешно противостоит кризису. Здесь хотелось бы, конечно, особо отметить роль регулятора, что именно в этот раз удалось обойтись без банкротств, удалось обойтись без паники, скорее этому были подвержены финансовые рынки развитых стран, а нам удалось пройти достаточно спокойно и, несмотря на нервное состояние, удалось сохранить стабильность. Я считаю, что это важный фактор профессионализма и качества работы регулятора. Вне всяких сомнений, конечно же, набрали опыт уже и профучастники, но этот важный аспект нужно отметить, и важно это состояние поддерживать.

Одновременно мы с вами видим в том числе, что обострились проблемы недостаточности капитала, недокапитализированности нашей системы, и кризис ликвидности не упрощается, он продолжает обостряться.

В этих условиях крайне важно отметить ту законодательную активность, которую пока оценивать со знаком «плюс» сложно. Я постарался перечислить наиболее важные положительные, позитивные изменения. Список негативных изменений весом, то, что не удалось реализовать. Меня настраивает на позитивную основу созвучие позиций и готовность отрабатывать вместе с нижней палатой, у нас большой список законодательных инициатив, который измеряется десятками. Я очень рассчитываю, как прозвучало в выступлении Анатолия Геннадьевича, что нам удастся создать рабочую группу, которая сможет и маленькие проблемы, и системные вопросы начать успешно решать, и через нижнюю палату пойдет поток нужных банковской системе законов.

Из наиболее важных инициатив, на мой взгляд, созвучных текущему моменту, комитет будет стараться проводить следующие инициативы. Мы считаем, что крайне важно предоставить право государственным институтам развития выдавать коммерческим банкам соответствующим определенным критериям долгосрочные субординированные кредиты. Это могло бы позволить в этих условиях капитализировать систему.

Мы считаем, что необходима инвестиционная льгота, направляемая на увеличение капитала банков. Это тоже прозвучало в выступлениях предыдущих ораторов, я просто на этом бы хотел тоже остановиться, и я надеюсь, что здесь Минфин нас поддержит. Мы считаем целесообразным ввести безотзывные депозиты. Да, банки будут давать премию на ставку, это абсолютно понятный процесс, и это в том числе укрепит банковскую систему, потому что станет проще и удобнее управлять своей ликвидностью. Не говоря о том, что, наверное, последняя инициатива может встретить и противников, но, на мой взгляд, в условиях недокапитализированности системы, наверное, правильно будет все же снижать нормативы достаточности капитала, чтобы поддерживать именно свою банковскую систему и давать возможность конкурировать с европейскими банками, которые уже живут по этим правилам.

Я не буду перечислять все те тенденции развития банковской системы России, которые перечислены у меня на слайде. Просто хотел бы дать, с одной стороны, очевидную, но очень четкую рекомендацию. На мой взгляд, очень важно, чтобы кроме системных документов общего характера, которые являются важными и системообразующими, каждый региональный банк очень четко определил свою роль, свою позицию, свое место в этом достаточно непростом процессе, который осложняется кризисами, который осложняется просто жизнью. Но очень важно, чтобы безучастные временами региональные банки очень четко себя отпозиционировали и для себя выбрали именно свою стратегию развития, именно свое положение и очень прагматично оценили свои возможности. Очевидная вещь, но очень часто, к сожалению, мы дожидаемся, что кто-то за нас что-то решит. Нет, лучше принимать решения, временами даже неправильно принятые решения дают больший результат, чем ожидание неизвестности.

Появилось достаточно большое количество стратегий: НАУФОР представила оптимальную модель развития фондового рынка, которая заслуживает внимания, Ассоциация российских банков предложила свою стратегию, Ассоциация «Россия» работает над концепцией, я думаю, что в ней будет много правильных и очень важных задач. Но то, что касается каждого регионального банка, очень важно, чтобы у каждого регионального банка, который рассчитывает (я надеюсь, что их будет много) долго, плодотворно и эффективно работать, должна быть своя очень четкая стратегия. И здесь, возможно, имело бы смысл порекомендовать Ассоциации описать тот возможный выбор опций вариантов развития, их не так много, я думаю, что хватит пальцев одной руки, для того чтобы региональным банкам, с учетом иногда и недостатка кадров, и недостатка, может быть, такого глобального видения, подсказать те правильные опции, которые у каждого регионального банка есть.

К сожалению, на сегодняшний день, с моей точки зрения, недостаточно качественно обеспечивается со стороны саморегулируемых организаций защита интересов именно региональных банков. Мы очень часто говорим правильные вещи, но я не в полной мере согласен с позицией по отношению к иностранным банкам. На сегодняшний день, создавая равные условия, мы можем оказаться через пару лет, как в восточноевропейской стране: когда выглянул в окно, а там нет не то что региональных банков, там уже частных банков не осталось российских. В этой части та политику, которая проводится в Китае, на мой взгляд, кажется более целесообразной. Здесь, на мой взгляд, нам имеет смысл все же поразмышлять, что разумные ограничения могут принести даже большую пользу, особенно с учетом недокапитализированности нашей банковской системы. И для саморегулируемых организаций задача защиты интересов региональных банков должна решаться, наверное, на более высоком, на более качественном уровне, это, на мой взгляд, требование времени.

В том числе еще раз я хотел бы повториться о том, что необходимо находить инструменты повышения капитализации малых и средних региональных банков. Да, это риски, но на это нужно идти. И также очень важно отследить и добиться защиты интересов, российские банки обязаны иметь справедливый доступ к государственным ресурсам. Последние аукционы, которые прошли в Минфине, когда в первую очередь иностранные банки с рейтингами и т.д. имеют доступ к ресурсам, у меня вызывают все же некие сомнения. Потому что мне сложно представить, чтобы, допустим, в Германии или в какой-то развитой европейской стране не собственные банки получили бы определенный приоритетный доступ к государственным ресурсам. Очень сомнительно, что это произошло бы на развитых рынках. Я думаю, мы тоже должны бороться и за свой суверенитет, и за свою банковскую систему, и думать о том, как не только по формальным признакам, а, конечно же, рейтинги – это формальный признак, это важный механизм измерения рисков, но как все же учитывать этот фактор и осуществлять разумную протекционистскую политику по отношению к российским банкам.

Несколько оптимистичный последний слайд, но так оно, наверное, и должно быть в жизни. Заканчивая свое выступление, я еще раз хотел бы остановить внимание на той задаче, которая прозвучала в выступлении нового премьер-министра, на мой взгляд, это не ложная цель, на мой взгляд, это крайне важная цель, которая может дать огромные и политические, и экономические, и геополитические возможности для Российской Федерации. И крайне важно именно всем министерствам и ведомствам законодательной и исполнительной власти, и профучастникам очень серьезно оценить это, потому что такие возможности появляются нечасто.

Постараться превратить Россию в глобальный финансовый центр – это труднодостижимая, амбициозная, но все же, на мой взгляд, реализуемая задача. Если мы с вами оценим те результаты, которых уже добилась Россия, и взглянем на 10–15 лет тому назад, то те результаты, которые мы сегодня имеем, кажутся просто невыполнимыми. Глаза боятся, а руки делают. И, на мой взгляд, поставить высоко планку, труднодостижимую задачу – она вполне может быть достижима. И ясно, что она может быть в том числе достижима, если у нас будут сильные региональные банки.

Я бы хотел всем участникам собрания пожелать успешной, плодотворной работы и постараться реализовать именно эти две цели в своей деятельности, в свой работе: построить в России глобальный финансовый центр и сделать это так, чтобы преобладали все же российские государственные и региональные банки. Спасибо.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconВ самарской области подведены первые предварительные итоги Недели...
Финге журналистам рассказали министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников, генеральный директор зао «Волгоспецстрой»...
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Губернатор А. Г. Тулеев принял волевое решение о закрытии ООО «по «Кузбассэлектромотор» (собственник зао «Динамо-эдс», г. Москва,...
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconСборник трудов
Генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества «рарио», председатель президиума Общественного совета...
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconМониторинг 28. 12. 2011
Министерство обороны РФ планирует в ближайшие годы заменить большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск новыми специальными...
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconАо «ссгпо»
Генеральный директор – Баратов Тахиржан Турсунович, директор филиала – Коробейченко Владимир Николаевич
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ам предстоит определить, как будет развиваться отрасль. Как отметил в эксклюзивном интервью итар-тасс генеральный директор Международного...
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconЦентральная дискуссионная площадка №1
Шрайберг Я. Л., генеральный директор гпнтб россии, председатель Оргкомитета Конференции "libcom-2014", Москва
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconДиссертационного исследования
Должность и место работы: генеральный директор Научного центра «Охрана биоразнообразия» Российской академии естественных наук
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconАктуальные проблемы нефтегазовой геологии
Инесса Ефимовна Варшавская (“вега: Энергия и Развитие”), генеральный директор, кандидат геолого-минералогических наук
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconПресс-конференции: «Социально-экономическое развитие города Буя с 2011 по 2013 годы»
«Буйская правда» Валентина Александровна Бобкова, директор Медиа-группы «Вариант» Ольга Борисовна Махова, редактор «Русского радио...
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconОоо «Ф ин г рупп») утверждаю генеральный директор (должность руководителя...
Полное наименование юридического лица: Общество с ограниченной ответственностью «ФинГрупп»
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconNext generation hr стратегическое планирование для hr и внедрение системы hr бизнес-партнерства
Ширли Дэлзиел (Shirley Dalziel) – директор компании DevelopGlobal (Великобритания), эксперт в области hr-стратегии, тренер cipd
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» icon«Утверждаю» Генеральный директор ау рс (Я)
Дни Департамента по делам народов рс(Я) и Дома дружбы народов им. А. Е. Кулаковского в улусах республики
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Председатель Комитета мтпп по консалтингу, генеральный директор Национальной Гильдии профессиональных консультантов (нгпк)
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconАлексеев Сергей Николаевич генеральный директор вк «Узорочье». 10:-00-10:...
Борцов Николай Иванович, депутат гд фс рф, член агропромышленного комитета гд фс РФ
Гришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра» iconКомитета Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан по интеллектуальной...
Вице-президент ан рб, генеральный директор Института проблем транспорта энергоресурсов, доктор технических наук, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск