Скачать 424.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ПРАВА КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА Рабочая программа учебной дисциплины Уголовное право. Часть особенная Основная образовательная программа 030501.65 «Юриспруденция» Квалификация (степень) – юрист-специалист Форма обучения: очная Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 67.** Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Часть особенная» составлена в соответствии с требованиями ООП: 030501.65 «Юриспруденция» на базе ГОС ВПО. Составитель: В.И. Шульга, доцент кафедры публичного права, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник. Утверждена на заседании кафедры публичного права от __.05.2014 г., протокол № __. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права ВГУЭС. © Издательство: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 © Шульга В.И. ВВЕДЕНИЕ Дисциплина предназначена для изучения основных положений Общей части уголовного права и уголовного законодательства, а также для ознакомления с иным нормативно-правовым материалом и судебной практикой. Особое внимание уделяется углубленному изучению понятиям преступления и уголовного наказания и их практическому применению. Изучение дисциплины даёт знания основных уголовно-правовых понятий и принципов; умение оперировать уголовно-правовыми понятиями и категориями, полученными в результате освоения данной дисциплины и смежных дисциплин; юридически верно анализировать и квалифицировать факты и обстоятельства; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным законом; правильно составлять и грамотно оформлять юридические документы. В итоге её освоения у обучающихся формируется владение юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами и анализа различных правовых явлений, кроме того, студент получает подготовку необходимую для решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности Учебная дисциплина «Уголовное право. Часть общая» является базовой дисциплиной, обеспечивающей подготовку студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки 030501.65 «Юриспруденция». Предназначена для студентов очной формы обучения. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины и количество часов, отводимых на освоение отдельных тем
Система оценки успеваемости студентов (рейтинговая оценка успеваемости студентов)
1 Организационно-методические указания
Целью изучения дисциплины изучения курса «Уголовное право. Часть общая» - обучение навыкам и умению самостоятельного применения уголовного закона и положений теории уголовного права в судебно-следственной практике. Кроме того, освоение указанной дисциплины способствует подготовке специалистов по направлению подготовки 030500 Юриспруденция к таким видам профессиональной деятельности как: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) «Уголовное право. Часть общая» создает фундамент для изучения явления преступления, о способах его назначения, что необходимо для изучения иных дисциплин уголовно-правового характера. Дисциплина относится к профессиональному циклу и является базовой (обязательной). Изучается в 3 семестре. 1.2.1 Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП:
1.2.2 Освоение дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик по данному ООП:
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения 1.4.1 Объем и сроки изучения дисциплины Общая трудоемкость дисциплин составляет 4 зачетных единицы, 171 часа. Из них 68 час – аудиторной работы, 103 часов – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30 процентов аудиторных занятий. Промежуточная аттестация по курсу – экзамен. 1.4.2 Виды, формы занятий и особенности изучения дисциплины Используемые в процессе обучения дисциплине «Уголовное право. Часть общая» виды и формы занятий направлены оптимизацию и на повышение эффективности учебной работы студента в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций. Для достижения поставленных целей изучения дисциплины используется традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, при этом основными формами являются лекции и практические занятия. При изложении учебного материала используются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций. В частности, используются такие формы: 1. традиционная лекция 2. проблемная лекция. 3. лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизий. Традиционная лекция подразумевает изложение преподавателем материала в логичной последовательности, с постановкой цели рассмотрения конкретной темы, плана лекции. Проблемная лекция отличается от традиционной постановкой в начале занятия определенной проблемы, рассмотрение которой осуществляется на фоне изложения материала лекции. Лекция с разбором конкретных ситуаций подразумевает рассмотрение теоретического материала на фоне конкретных жизненных примеров и судебной практики. Практические занятия по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и (или) в ходе самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, специальной и (или) дополнительной литературой, статистическими данными, выяснения сложных и дискуссионных вопросов правовой теории и практики. По темам практических занятий предусмотрено выполнение домашнего задания, которое представляет собой вид самостоятельной работы студентов и заключается в ознакомлении с соответствующей литературой по вопросам занятия, составлении таблиц, анализе ситуационных задач и др. Ситуационные задачи для самостоятельного разрешения – представляет собой проблемную ситуацию по применению конкретных норм права и выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления. Студенту необходимо ответить на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов. Решение задачи – это поиск обстоятельств, способствующих наступлению того или иного явления. Также предусмотрены дискуссии по темам практических занятий, доклады студентов, а в рамках развития библиотечно-информационной подготовка перечня статистических материалов по теме. Студентам также предлагается посещение консультаций, на которых им предлагаются ответить на контрольные вопросы по теме. В рамках реализации компетентностного подхода в процессе обучения дисциплине предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: Деловая игра «Назначение наказания», Деловая игра «Роль конкретной жизненной ситуации в механизме освобождения от наказания», Проведение анкетирования сотрудников прокуратуры и полиции Изучение литературы и нормативного материала по теме, конспектирование научных статей, Составление подборки нормативно-правовых актов и судебных решений по заданной теме, Решение обучающимся тестовых заданий Выступление обучающегося с научным докладом на конференции студентов, Встреча с представителями МВД в Приморском крае. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Промежуточная аттестация по курсу – экзамен. Сдаётся в виде электронного теста СИТО ВГУЭС. Текущий контроль осуществляется посредством выполнения обучающимися заданий для СРС, тестовых заданий, решения задач, а также кейсов для деловых игр, участия в дискуссиях, выступления с докладами в т.ч. научными. Указанные оценочные средства имеют следующее расположение:
2 Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Темы лекций Лекция 1. Понятие, предмет, метод и задачи уголовного права (Традиционная лекция)
Лекция 2. Система и принципы уголовного права (Проблемная лекция)
Лекция 3. Уголовный закон (Лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизий)
Лекция 4. Преступление и его состав (Традиционная лекция)
Лекция 5. Элементы состава преступления (Лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизий)
Лекция 6. Стадии совершения преступления (Проблемная лекция)
Лекция 7. Множественность преступлений (Традиционная лекция ) Вопросы:
Лекция 8. Соучастие в преступлении (Проблемная лекция)
Лекция 9. Обстоятельства, исключающие преступность деяния (Лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизий)
Лекция 10. Уголовная ответственность (Традиционная лекция)
Лекция 11. Понятие и цели наказания (Проблемная лекция)
Лекция 12. Система и виды уголовных наказаний (Традиционная лекция)
Лекция 13. Общие начала назначения наказания (2 часа. Проблемная лекция)
Лекция 14. Освобождение от уголовной ответственности и наказания (Традиционная лекция)
Лекция 15. Ответственность несовершеннолетних (Проблемная лекция)
Лекция 16. Принудительные меры медицинского характера ( Проблемная лекция)
2.2 Перечень тем практических занятий Семинар .1 Введение в уголовное право: общая характеристика (Доклад. Дискуссия)
Семинар 2. Понятие и система уголовного права и законодательства России (Презентации. Решение тестовых заданий)
Семинар 3. Уголовный закон и уголовное законодательство (Доклад. Дискуссия)
Семинар 4. Состав преступления и его виды (Доклад. Дискуссия. Презентации)
Семинар 5. Неоконченное преступление (Решение задач. Решение тестовых заданий)
Семинар 6. Соучастие в оконченном и неоконченном преступлениях (Доклад. Дискуссия. Презентации)
Семинар 7. Совокупность и рецидив преступлений (Доклад. Дискуссия)
Семинар 8. Система и виды наказаний (Доклад. Дискуссия. Презентации)
Практическое занятие 1 Уголовный кодекс и его действие (Решение задач. Дискуссия)
Практическое занятие 2 Объект и объективная сторона состава преступления (Решение задач. Дискуссия)
Практическое занятие 3 Субъект и субъективная сторона (Решение задач. Дискуссия)
Практическое занятие 4 Приготовление и покушение (Решение задач. Дискуссия)
Практическое занятие 5 Формы соучастия (Решение задач. Дискуссия)
Практическое занятие 6 Необходимая оборона и крайняя необходимость (Решение задач. Дискуссия)
Практическое занятие 7 Назначение наказаний по совокупности преступлений и приговоров (Решение задач. Дискуссия)
Практическое занятие 8 Назначение наказания несовершеннолетним (Решение задач. Дискуссия)
2.4 Перечень тем для выполнения письменных рефератов Основные направления современной уголовной и уголовно-правовой политики в России. Проблемы в Общей части российского уголовного права. Научные методы исследования уголовно-правовых явлений. Цели и задачи уголовного права как отрасли права. Построение системы уголовного права и его содержание. Предмет и метод уголовного права как отрасли права. Назначение и роль принципов уголовного права. Обратная сила уголовного закона и пределы ее действия. Понятие, виды и приемы толкования уголовно-правовой нормы. Понятие времени и места совершения преступления. Значение состава преступления для квалификации. Соотношение актов толкования уголовно-правовой нормы и реализации уголовной ответственности. Добровольный отказ и деятельное раскаяние: понятие, значение и различие. Предмет, орудия и средства объективной стороны состава преступления. Значение потерпевшего при анализе объективной стороны состава преступления. Факультативные признаки объективной стороны состава преступления. Специальный субъект преступления. Смешанная форма вины. Уголовно-правовая ошибка и ее виды. Эксцесс исполнителя при соучастии. Понятие и виды единичных преступлений. Уголовная ответственность при мнимой обороне. Цели и задачи уголовного наказания. Давность привлечения к уголовной ответственности и применения наказания. Роль иных мер уголовно-правового характера и их применение. Особенность положений Общей части российского уголовного права. Основные положения общей части уголовного права и законодательства Японии, КНР, КНДР и Республики Корея. Основные положения общей части уголовного права и законодательства США и Англии. Основные положения общей части уголовного права и законодательства Франции и ФРГ. Основные положения общей части уголовного права и законодательства стран СНГ и Балтии. 3 Образовательные технологии 3.1 Виды образовательных технологий
3.2 Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов Для участия в дискуссии обучающийся осуществляет самостоятельную подготовку по теме практического занятия, основываясь на выделенных дидактических единицах. Составление подборки нормативно-правовых актов и судебных решений по заданной теме, обеспечивается предоставлением соответствующих ресурсов библиотеки ВГУЭС, в частности таких баз законодательства как «Консультант плюс», «Гарант», посредством использования иных полнотекстовых баз данных Доклад готовится обучающимся после тщательной проработки темы практического занятия, использования как учебной литературы, так и нормативно-правовых актов, судебных актов. Решение задач обучающимися производится темам, в том числе вопросам, вынесенным на самостоятельное изучение. Задачи предоставляются обучающимся после прохождения соответствующей темы. Для лучшего усвоения обучающимися материала во время проведения лекций любого вида используется мультимедийное оборудование. Обучающиеся посещают консультации с целью получения помощи в подготовке научного доклада. Взаимодействие с научным руководителем осуществляется также посредством электронной почты. Научный доклад готовится с учётом изученных тем во время лекций и практических занятий, а также вопросов для самостоятельного изучения. Для проведения промежуточных аттестаций в форме деловых игр используется Учебный зал судебных заседаний ВГУЭС. Студенты разбиваются на группы, каждая группа получает своё задание (ситуацию) и самостоятельно осуществляет её подготовку для представления на контроль. При проведении экзамена используются компьютеризированные аудитории ВГУЭС и электронный тест СИТО.
4.1 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины. |
Кафедра публичного права Рабочая программа по учебной дисциплине «Криминология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030900. 62 Юриспруденция на... | Кафедра публичного права Рабочая программа по учебной дисциплине «Криминология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030900. 62 Юриспруденция на... | ||
Кафедра публичного права Рабочая программа по учебной дисциплине «Криминология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030900. 62 Юриспруденция на... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 68 «Управление персоналом»,... | ||
Кафедра публичного права Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030500... | Кафедра публичного права Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030500... | ||
Программа курса «Римское частное право» 1 Тема 1 Понятие и история развития римского права. Отличия частного права от права публичного | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рима. Источником всего публичного и частного права считаются законы XII таблиц. Классическое разграничение публичного и частного... | ||
Вопросы для подготовки к зачету по международному частному праву Понятие, содержание, специфика мчп. Проблема соотношения мчп (международного частного права), вп (внутригосударственного права),... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие, предмет, природа, методы, система международного частного права. Соотношение международного частного и международного публичного... | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Формирование общего представления о системе и понятиях публичного права, места избирательного права в процессе политического воспроизводства... | Кафедра международного права вопросы к итоговому государственному... Теории соотношения международного права и национального права. Прямое действие норм международного права в Российской Федерации | ||
А. И. Зенкевич Консультант отдела международного права и анализа... Аспирантка кафедры Международного публичного права Государственного университета – Высшей школы экономики | Рабочая программа По дисциплине: Теория государства и права Для специальности:... | ||
Лекции по новому арбитражно-процессуальному кодексу Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права | Вопросы к гэк для магистрантов Гражданский процесс Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права |