МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ПРАВА КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Рабочая программа учебной дисциплины
Уголовное право. Модуль часть общая
Основная образовательная программа
030500 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) - бакалавр Форма обучения: заочная
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК 67.**
Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» составлена в соответствии с требованиями ООП: 030500 Юриспруденция на базе ГОС ВПО.
Составитель: В.И. Шульга, доцент кафедры публичного права, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник. Утверждена на заседании кафедры публичного права от __.05.2014 г., протокол № __.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права ВГУЭС.
© Издательство: Владивостокский
государственный университет
экономики и сервиса, 2014
© Шульга В.И.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина предназначена для ознакомления будущих юристов с основными криминологическими теориями, их понятиями и принципами построения, методами анализа и оценки состояния преступности, концепциями причин преступности и мер борьбы с нею, а также криминологической характеристики отдельных видов преступности. Особое внимание уделяется теории и практике предупреждения преступности и ее видов.
Изучение криминологии дает студентам определенные знания основных криминологических понятий и принципов; научить их умению оперировать основными криминологическими понятиями и категориями, юридически правильно и криминологически обоснованно оценивать факты и события, анализировать нормативно-правовые акты и практику их применения с целью выявления уровня их криминогенности, планировать деятельность по предупреждению совершения правонарушений и преступлений; овладеть ими юридической терминологией, методами статистических исследований, навыками криминологических исследований документов правового и иного характера
Учебная дисциплина «Криминология» является дисциплиной, обеспечивающей подготовку студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки 030500 Юриспруденция на базе ГОС ВПО.
Предназначена для студентов заочной формы обучения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
| Всего часов
| Общий объем дисциплины
| 144 часов
| Лекционные занятия
| 17
| Практические занятия
| 34
| Самостоятельная работа
| 93
| Текущий контроль
| Результаты выполнения теоретических, практических и самостоятельных видов работ
| Промежуточный контроль
| Результаты выполнения теоретических, практических и самостоятельных видов работ
| Зачет
| Тест СИТО
|
Содержание дисциплины и количество часов, отводимых на освоение отдельных тем
Наименование тем
| Общее количе-ство часов
| Аудито-рные занятия
| Самостоя-тельная работа
| Занятия в интеракт-ивной форме
| Планируе-мые встречи, мастер классы
| Модуль 1. Общая часть
|
|
|
|
|
| 1. Понятие, предмет, метод
и система криминологии
| 7
| 3
| 4
| -
|
| 2. Методология, методика и организация криминологических исследований
|
7
|
3
|
4
|
-
|
| 3. Уголовная, судебная
и пенитенциарная статистика
и криминология
|
8
|
3
|
5
|
-
|
| 4.Преступность и ее криминологическая характеристика
|
12
|
4
|
8
|
2
|
| 5.Причины и условия преступности
| 9
| 3
| 6
| 1
|
| 6. Личность преступника
| 9
| 3
| 6
| 1
|
| 7. Причины, условия и механизм индивидуального преступного поведения
|
8
|
3
|
5
|
1
|
| 8. Предупреждение преступности и профилактика преступлений
| 11
| 3
| 8
| 2
|
| Всего по Общей части:
| 71
| 25
| 46
| 7
|
| Модуль 2. Особенная часть
|
|
|
|
|
| 9. Насильственная преступность
| 6
| 2
| 4
| 1
|
| 10. Экономическая преступность
| 7
| 3
| 4
| 1
|
| 11. Организованная преступность
| 8
| 3
| 5
| 1
|
| 12. Рецидивная преступность
| 10
| 2
| 8
| 1
|
| 13.Профессиональная преступность
| 8
| 2
| 6
| 1
|
| 14. Экологическая преступность
| 7
| 1
| 6
| 1
|
| 15. Неосторожная преступность
| 8
| 2
| 6
| 1
|
| 16.Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
| 10
| 2
| 8
| 1
|
| Всего по Особенной части:
| 73
| 26
| 47
| 8
|
| ИТОГО
| 144
| 51
| 93
| 15
|
|
|
|
|
|
|
|
Система оценки успеваемости студентов
(рейтинговая оценка успеваемости студентов)
№
|
| Текущая аттестация
| Промежуточная аттестация
| Итого
| 1
| Теоретические знания
| 10
| 10
| 20
| 2
| Работа на практических занятиях
| 20
| 20
| 40
| 3
| Выполнение самостоятельной работы
| 10
| 10
| 20
| 4
| Зачет
|
| 20
| 20
| ИТОГО:
| 40
| 60
| 100
|
1 Организационно-методические указания 1.1. Цели освоения учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины «Криминология» является овладение студентами криминологическим мышлением, навыками теоретической и практической оценки криминальной ситуации, методами анализа статистики о преступности и разработки программ борьбы с преступностью, а также обучение студентов навыкам самостоятельной работы с криминологической литературой и статистической информацией как предпосылок криминологической оценки принимаемых управленческих решений и законодательных актов в дальнейшей практической деятельности.
Кроме того, освоение указанной дисциплины способствует подготовке бакалавра по направлению подготовки 03090062 Юриспруденция к таким видам профессиональной деятельности как: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Криминология создает фундамент для изучения явления преступности, и, как следствие, эффективной борьбы с ней. Дисциплина относится к профессиональному циклу и является вариативной. Изучается в 4 семестре. 1.2.1 Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП:
Дисциплина
| Семестр
| Цикл/ раздел ООП
| Теория государства и права
| 1/2
| Б.3
| Уголовное право часть общая
| 3
| Б.3
|
1.2.2 Освоение дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик по данному ООП:
Дисциплина
| Семестр
| Цикл/ раздел ООП
| Уголовное право часть особенная
| 4
| Б.3
| Международное право
| 5
| Б.3
| Первая производственная практика
| 6
| Б.5
| Вторая производственная практика
| 8
| Б.5
|
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Название ООП
| Цикл/
раздел
| Компетенции
| Знания/ умения/ владения (ЗУВ)
| Б-ЮП
| М.№
Б.3
| ПК-11
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
| Знания:
| основные кримиминологические понятия и принципы
- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права
- основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов,
- основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отрасли уголовного права
| Умения:
| - анализировать нормативно-правовые акты и практику их применения с целью выявления уровня их криминогенности - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения - выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений - выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения - планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений
| Владение:
| - методами статистических исследований - навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности - навыками криминологических исследований документов правового и иного характера
| Б.3
| ПК-12
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению
| Знания
| понятие и виды коррупционного поведения способы пресечения коррупционного поведения
| Умения
| выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений
| Владение
| методами статистических исследований навыками реализации норм материального и процессуального права навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности
| Б.3
| ПК-14
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
| Знания
| - основные положения криминологии, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений
| Умения
| - анализировать нормативно-правовые акты и практику их применения с целью выявления уровня их криминогенности - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы - осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов
| Владение
| - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности - юридической терминологией
|
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
1.4.1 Объем и сроки изучения дисциплины
Общая трудоемкость дисциплин составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Из них 34 часа – аудиторной работы, 38 часов – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 65 процентов аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация по курсу – зачет.
1.4.2 Виды, формы занятий и особенности изучения дисциплины
Используемые в процессе обучения дисциплине «Криминология» виды и формы занятий направлены оптимизацию и на повышение эффективности учебной работы студента в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций. Для достижения поставленных целей изучения дисциплины «Криминология» используется традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, при этом основными формами являются лекции и практические занятия. При изложении учебного материала используются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций. В частности, используются такие формы:
1. традиционная лекция
2. проблемная лекция.
3. лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизий.
Традиционная лекция подразумевает изложение преподавателем материала в логичной последовательности, с постановкой цели рассмотрения конкретной темы, плана лекции.
Проблемная лекция отличается от традиционной постановкой в начале занятия определенной проблемы, рассмотрение которой осуществляется на фоне изложения материала лекции.
Лекция с разбором конкретных ситуаций подразумевает рассмотрение теоретического материала на фоне конкретных жизненных примеров и судебной практики.
Практические занятия по учебной дисциплине «Криминология» проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и (или) в ходе самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, специальной и (или) дополнительной литературой, статистическими данными, выяснения сложных и дискуссионных вопросов правовой теории и практики. По темам практических занятий предусмотрено выполнение домашнего задания, которое представляет собой вид самостоятельной работы студентов и заключается в ознакомлении с соответствующей литературой по вопросам занятия, анализе ситуационных задач и др. Ситуационные задачи для самостоятельного разрешения – представляет собой проблемную ситуацию по применению конкретных норм права и выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления. Студенту необходимо ответить на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов. Решение задачи – это поиск обстоятельств, способствующих наступлению того или иного явления. Также предусмотрены дискуссии по темам практических занятий, доклады студентов, а в рамках развития библиотечно-информационной подготовка перечня статистических материалов по теме. Студентам также предлагается посещение консультаций, на которых им предлагаются ответить на контрольные вопросы по теме.
В рамках реализации компетентностного подхода в процессе обучения дисциплине «Криминология» предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий:
Деловая игра «Предупреждение насильственной преступности»,
Деловая игра «Выяви коррупционера»,
Деловая игра «Роль конкретной жизненной ситуации в механизме индивидуального преступного поведения»,
Подготовка статистических данных о преступности в Приморском крае и России,
Проведение анкетирования сотрудников прокуратуры и полиции,
Изучение литературы и нормативного материала по теме, конспектирование научных статей,
Составление подборки нормативно-правовых актов и судебных решений по заданной теме,
Решение обучающимся тестовых заданий,
Выступление обучающегося с научным докладом на конференции студентов,
Встреча с представителями МВД в Приморском крае.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Промежуточная аттестация по курсу – зачёт. Сдаётся в виде электронного теста СИТО ВГУЭС.
Текущий контроль осуществляется посредством выполнения обучающимися заданий для СРС, тестовых заданий, решения задач, а также кейсов для деловых игр, участия в дискуссиях, выступления с докладами в т.ч. научными, составления статистического отчёта..
Указанные оценочные средства имеют следующее расположение:
Виды оценочных средств
| Расположение
| Электронный тест
| Система тестирования СИТО ВГУЭС (http://cerber.vvsu.ru/cito/)
| Темы докладов, задания для СРС, тестовые задания, задачи, кейсы для деловых игр, темы для научных докладов
| Кафедра Публичного права (ауд. 2711)
| 2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Темы лекций
Раздел 1 Часть общая
|