Основы гражданского права





Скачать 195.57 Kb.
НазваниеОсновы гражданского права
Дата публикации25.02.2015
Размер195.57 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения


Красноярск

СФУ

2012

УДК 347(07)

ББК 67.404я73

О-753

Составитель Высоцкая, Н.В.
Основы гражданского права: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н.В. Высоцкая. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 16 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

методические указания

для подготовки к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям – это часть самостоятельной работы студентов. Систематическая подготовка к каждому семинару и активная работа на семинарах – залог успешной сдачи зачета по дисциплине. Для лучшего понимания вопроса следует изучать и те монографии и статьи, которые не включены в список литературы. Для этого удобно пользоваться в компьютерных классах свободного доступа информационными правовыми базами данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс».


  1. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Тема 1. Понятие гражданского права.


  1. Предмет, метод и принципы гражданского права.

  2. Понятие, состав и содержание гражданско-правовых отношений.

  3. Юридические лица: понятие, правосубъектность.

  4. Виды юридических лиц.

  5. Образование и прекращение юридических лиц.



Тема 2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.


  1. Гражданская право- и дееспособность. Эмансипация.

  2. Ограничение дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным.

  3. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим.

  4. Представительство, доверенность.

  5. Акты гражданского состояния.



Тема 3. Основные положения права собственности.


  1. Понятие права собственности.

  2. Содержание права собственности.

  3. Возникновение права собственности.

  4. Прекращение права собственности.



Тема 4. Основные положения обязательственного права.


  1. Понятие обязательственного права.

  2. Стороны обязательств.

  3. Основания возникновения обязательств.

  4. Основания прекращения обязательств.



Тема 5. Гражданско-правовая ответственность.


  1. Ответственность за нарушение обязательств.

  2. Ответственность за вред, причиненный недееспособными и несовершеннолетними, ограниченно дееспособными.



Тема 6. Понятие и виды сделок.


  1. Понятие сделки.

  2. Виды сделок.

  3. Форма и государственная регистрация сделок.

  4. Понятие и виды недействительных сделок.

  5. Последствия недействительности сделок.



Тема 7. Понятие, цели опеки и попечительства. Назначение опекунов (попечителей).


  1. Понятие, цели опеки и попечительства.

  2. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями.

  3. Сведения, предоставляемые лицом, выразившим желание стать опекуном или попечителем.

  4. Исполнение обязанностей при множественности опекунов (попечителей).

  5. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан.


Тема 8. Установление опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).





  1. Назначение опекунов (попечителей). Предварительные опека и попечительство.
  2. Установление опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).




Тема 9. Права, обязанности, опекунов (попечителей, доверительных управляющих).


  1. Объем прав опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  2. Обязанности опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  3. Правовой режим имущества подопечных.

  4. Договор о доверительном управлении имуществом

  5. Распоряжение имуществом подопечных.

  6. Особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного. Охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности.



Тема 10. Права, обязанности, ответственность опекунов (попечителей, доверительных управляющих) и органов опеки и попечительства.


  1. Отчет опекуна или попечителя.

  2. Ответственность опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  3. Права и обязанности органов опеки и попечительства.

  4. Ответственность органов опеки и попечительства.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ



Самостоятельная работа студентов включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям;

  • выполнение контрольной работы на предложенную тему;

  • решение задач.

Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Основы гражданского права», в библиотеке на студенческом абонементе, в электронной библиотеке СФУ, в сети Интернет.

Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу.

Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной.

В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является самокорректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу. Кроме того, необходимо, чтобы связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети Интернет, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах.

При подготовке к семинарскому занятию студенту прежде всего необходимо просмотреть список вопросов для самоконтроля, и уже затем приступать к изучению и анализу литературы и других имеющихся по теме материалов. При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроляэто и есть в данном случае цель самостоятельной работы студента.

При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:

  • найти в текстах, словарях и т.д. и изучить термины;

  • проанализировать основные характеристики понятий, связанных с темой семинара;

  • изучить историю вопроса;

  • осуществить поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, примеров и т.д.

В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается в случае: дословного цитирования, обзора существенных положений, наличия разных точек зрения на одну проблему. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у исследователя меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.


    1. Вопросы для самоконтроля



  1. Предмет, метод и принципы гражданского права.

  2. Понятие, состав и содержание гражданско-правовых отношений.

  3. Юридические лица: понятие, правосубъектность.

  4. Виды юридических лиц.

  5. Образование и прекращение юридических лиц.

  6. Гражданская право- и дееспособность. Эмансипация.

  7. Ограничение дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным.

  8. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим.

  9. Представительство, доверенность.

  10. Акты гражданского состояния.

  11. Понятие права собственности.

  12. Содержание права собственности.

  13. Возникновение права собственности.

  14. Прекращение права собственности.

  15. Понятие обязательственного права.

  16. Стороны обязательств.

  17. Основания возникновения обязательств.

  18. Основания прекращения обязательств.

  19. Ответственность за нарушение обязательств.

  20. Ответственность за вред, причиненный недееспособными и несовершеннолетними, ограниченно дееспособными.

  21. Понятие сделки.

  22. Виды сделок.

  23. Форма и государственная регистрация сделок.

  24. Понятие и виды недействительных сделок.

  25. Последствия недействительности сделок.

  26. Понятие, цели опеки и попечительства.

  27. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями.

  28. Сведения, предоставляемые лицом, выразившим желание стать опекуном или попечителем.

  29. Исполнение обязанностей при множественности опекунов (попечителей).

  30. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан.

  31. Назначение опекунов (попечителей).

  32. Предварительные опека и попечительство.
  33. Установление опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).


  34. Объем прав опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  35. Обязанности опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  36. Правовой режим имущества подопечных.

  37. Договор о доверительном управлении имуществом

  38. Распоряжение имуществом подопечных.

  39. Особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного

  40. Охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности.

  41. Отчет опекуна или попечителя.

  42. Ответственность опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  43. Права и обязанности органов опеки и попечительства.

  44. Ответственность органов опеки и попечительства.



2.2. Решение задач
Самостоятельное решение задач направлено на формирования навыков применения полученных теоретических знаний в практической деятельности. При решении задач необходимо внимательно прочитать условия и вопросы к задаче, затем изучить соответствующую специальную литературу и нормативные правовые акты по данному вопросу. Дополнительных данных вводить не следует. Ответ на задачу должен быть полным, логичным, аргументированным. Со ссылкой на статьи закона.
Задача № 1
При замене паспорта старого образца на паспорт нового образца инспектор паспортно-визовой службы допустила ошибку в написании фамилии гражданина Иваненко, указав, что он – Иващенко. При получении паспорта Иваненко не обратил на это внимание. Через некоторое время умерла его мать – Иваненко Н.Р., и он обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако нотариус отказал в принятии данного заявления, поскольку в соответствии с представленным паспортом, гражданин, обратившийся с заявлением, является Иващенко, и родственную связь с умершей Иваненко Н.Р. подтвердить не смог.

Верно ли поступил нотариус? Каково правовое значение имени гражданина? В каком порядке регистрируется имя гражданина?
Задача № 2
Родители 15-тилетнего Рудакова погибли в автомобильной аварии, и он стал проживать у своей тети Кузнецовой (сестры погибшей матери). Через полгода после аварии Кузнецова решила, что поскольку в квартире Рудакова никто не проживает, ее необходимо сдать в аренду. Это, по мнению Кузнецовой, существенно облегчило бы ее и Рудакова материальное положение, поскольку размер ее заработной платы не большой, а мальчик еще учится в школе, своего дохода не имеет.

Имеет ли Кузнецова сдать квартиру своего племянника в аренду?

Кто имеет право распоряжаться недвижимым имуществом несовершеннолетнего, утратившего родительское попечение, и нести обязанности по охране этого имущества? В каком порядке?
Задача № 3
Престарелый Аникеев проживал со своим сыном Федоровым и его семьей. Сын заметил, что отец часто ведет себя неадекватно: не узнает родственников, не ориентируется во времени, полученную пенсию может отдать незнакомому человеку и т.п. Участковый врач посоветовала Федорову признать отца недееспособным.

В каком порядке Аникеев может быть признан недееспособным? Каковы правовые последствия признания его недееспособным?
Задача № 4
Осипов и его сестра Махова получили в наследство от своей бабушки однокомнатную квартиру. В унаследованной квартире они не проживали, Махова квартиру не посещала, а Осипов приезжал туда редко, чтобы «отдохнуть с друзьями». За состоянием квартиры ни Махова, ни Осипов не следили. Из-за неисправности кухонного крана горячей водой оказалась залита квартира этажом ниже, в которой недавно был сделан ремонт. Пострадавшие соседи обратились к Осипову и Маховой с требованием оплатить ремонт. Однако Махова заявила, что она в этой квартире не бывает, и «ничего там не ломала», поэтому платить не будет. Осипов заявил, что у него нет денег.

Кто должен возместить пострадавшим ущерб?
Задача № 5
Сын Васильевой был избит группой подростков, получил серьезные травмы, потребовавшие длительного лечения, которое потребовало значительных расходов. Васильева обратилась к родителям несовершеннолетних, избивших ее сына, с требованием о возмещении понесенных расходов. Родители 12-ти летнего Н. отказались возмещать вред, ссылаясь на то, что их сын не достиг возраста уголовной ответственности. Родители 15-летнего У. также отказались от выплат, поскольку считают, что сын должен сам отвечать за свои поступки. Родители 17-летнего М. порекомендовали Васильевой обратиться к дедушке и бабушке М., поскольку они фактически воспитывали внука с раннего детства, следовательно, они виновны в том, что он вырос хулиганом.

Обоснованы ли эти возражения? Кто должен возместить затраты Васильевой?

Задача № 6
Тимофеева, злоупотреблявшая распитием спиртных напитков, не выполняла обязанностей по воспитанию 15-летнего сына Ивана, он проводил много времени в компании более старших подростков, школу не посещал. В марте 2009 г. Иван совместно с 18-летним Кировым, совершил угон а/м «Тойота», принадлежавшего Полеву, взломав ворота гаража. Управляя угнанной а/м, Иван не справился с управлением и врезался в угол жилого дома. Автомашина была сильно повреждена, по оценке эксперта стоимость ремонта составляет 200 000 рублей. Ремонт гаражных ворот обошелся Полеву в 3000 рублей.

Кто и в каком объеме должен нести ответственность и возместить Полеву причиненный в результате угона и ДТП ущерб?

2.3. Темы контрольных работ


  1. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

  2. Понятие и содержание права собственности.

  3. Возникновение и прекращение права собственности.

  4. Общие положения обязательственного права.

  5. Стороны обязательств.

  6. Основания возникновения и прекращения обязательств.

  7. Ответственность за нарушение обязательств.

  8. Ответственность за вред, причиненный недееспособными и несовершеннолетними, ограниченно дееспособными.

  9. Общая характеристика института опеки и попечительства в РФ.

  10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями, и их назначения.
  11. Установление опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).


  12. Права и обязанности опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  13. Правовой режим имущества подопечных.

  14. Договор о доверительном управлении имуществом

  15. Распоряжение имуществом подопечных.

  16. Ответственность опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  17. Права, обязанности и ответственность органов опеки и попечительства.


Выбор темы контрольной работы производится студентом самостоятельно из предложенного списка. Выполнение работы следует начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала по теме. Рекомендуемая литература ко всем темам приводится далее.

Содержание работы должно демонстрировать умение студента пользоваться рекомендованными источниками, нормативным материалом. Излагая тему, необходимо проанализировать имеющиеся в литературе точки зрения на дискуссионные вопросы, критически их оценить и высказать собственное мнение, обосновав его. Следует сохранять логическую последовательность и грамотность изложения.

Творчески осмысливая первоисточники, необходимо обязательно делать ссылки на использованную литературу и нормативный материал (указывая автора, наименование работы, место и год издания, номера страниц; образец оформления различного вида источников можно взять у методиста кафедры или на сайте СФУ). Сплошное дословное переписывание учебников и монографий без соответствующих ссылок влечет возвращение работы с отметкой о том, что он не допущен к защите.

Работа, выполненная только на базе учебника, т.е. без использования рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов и таким образом лишенная элементов самостоятельности, оценивается неудовлетворительно. Такую же неудовлетворительную оценку влечет и несоответствие контрольной работы требованиям, предъявляемым к оформлению письменных работ.

Примерный объем контрольной работы составляет 20 страниц форматом А-4. Реферат выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14; интервал полуторный; сноски должны быть постраничные, шрифтом Times New Roman, кегль 10 или 12, интервал одинарный. Должен быть выставлен автоматический перенос, текст выровнен по ширине, заголовки – по центру, выделяются жирным шрифтом, допускается выполнение заголовков 16 кеглем. Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 25 мм, снизу – 25 мм. Номера страниц выставляются вверху страницы справа или по центру, на первой (титульной странице) номер страницы не ставится. На второй странице контрольной работы приводится его содержание, после параграфов приводится заключение, содержащее собственные выводы студента по изученной теме, затем – список использованной литературы (в список включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте контрольной работы). В начале списка приводятся нормативно-правовые акты в порядке убывания юридической силы в последней редакции, затем – специальная литература (монографии, статьи, учебники и т.д.) в алфавитном порядке. В книгах указывается общее количество страниц, в статьях – страницы, на которых она расположена. В конце списка приводятся интернет-ресурсы: должны быть указаны автор и название материала и сайт, на котором он помещен.

Сдача контрольной работы производится минимум за две недели до начала сессии, после чего она в течение двух недель проверяется преподавателем, оценивается по системе «зачет» / «не зачет». Проверенная работа студенту не возвращается, хранится на кафедре. О результатах проверки контрольной работы студент узнает у методиста кафедры по истечении срока, отведенного для проверки. Преподаватель вправе назначить защиту контрольной работы в определенный им день и время (например, в случае сомнений в самостоятельности написания контрольной работы).


  1. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в практических занятиях, оценку глубины их знаний по итогам самостоятельного решения задач. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов и умения творчески применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.


Вопросы к зачету


  1. Предмет, метод и принципы гражданского права.

  2. Понятие, состав и содержание гражданско-правовых отношений.

  3. Юридические лица: понятие, правосубъектность.

  4. Виды юридических лиц.

  5. Образование и прекращение юридических лиц.

  6. Гражданская право- и дееспособность. Эмансипация.

  7. Ограничение дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным.

  8. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим.

  9. Представительство, доверенность.

  10. Акты гражданского состояния.

  11. Понятие права собственности.

  12. Содержание права собственности.

  13. Возникновение права собственности.

  14. Прекращение права собственности.

  15. Понятие обязательственного права.

  16. Стороны обязательств.

  17. Основания возникновения обязательств.

  18. Основания прекращения обязательств.

  19. Ответственность за нарушение обязательств.

  20. Ответственность за вред, причиненный недееспособными и несовершеннолетними, ограниченно дееспособными.

  21. Понятие сделки.

  22. Виды сделок.

  23. Форма и государственная регистрация сделок.

  24. Понятие и виды недействительных сделок.

  25. Последствия недействительности сделок.

  26. Понятие, цели опеки и попечительства.

  27. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями.

  28. Сведения, предоставляемые лицом, выразившим желание стать опекуном или попечителем.

  29. Исполнение обязанностей при множественности опекунов (попечителей).

  30. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан.

  31. Назначение опекунов (попечителей).

  32. Предварительные опека и попечительство.
  33. Установление опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).


  34. Объем прав опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  35. Обязанности опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  36. Правовой режим имущества подопечных.

  37. Договор о доверительном управлении имуществом

  38. Распоряжение имуществом подопечных.

  39. Особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного

  40. Охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности.

  41. Отчет опекуна или попечителя.

  42. Ответственность опекунов (попечителей, доверительных управляющих).

  43. Права и обязанности органов опеки и попечительства.

  44. Ответственность органов опеки и попечительства.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Основная и дополнительная литература
Нормативно-правовая база:


  1. Конституция РФ : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ . Часть первая.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ . Часть вторая.

  4. Об опеке и попечительстве: федер.закон РФ от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ.

  5. Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском Крае: закон Красноярского Края от 22.10.1997 года N 15-590.

  6. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья: Закон Красноярского Края от 6 марта 2008 года N 4-1385.

  7. О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432

  8. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Пост. Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423.

  9. О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432.

  10. О мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних: постановление Администрации города Красноярска от 19.01.2004 г. N 14.



Основные учебники и учебные пособия


  1. Гражданское право : учебник / под общ. ред. С.С. Алексеев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. . – М. : Проспект, 2010 . - 528 с.

  2. Гражданское право : в 2 частях: практикум / отв. ред. Н.Д. Егоров, А.П. Сергеев . - 4-е изд., перераб. и доп.. – М. : Проспект, 2010 . 182 с.

  3. Российское гражданское право: в 2 томах : учебник / отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2010 . Том 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права , 2010 . - 957 с. :

  4. Российское гражданское право: в 2 т.: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов. – М. : Статут, 2010 . Том 2. Обязательственное право, 2010 . - 1207 с.



Дополнительная литература:

  1. Конституция Российской Федерации : научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев . − М. : Юстицинформ, 2007. − 614 с.

  2. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. – 1240 с.

  3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первая − третья. С постатейными материалами / Под ред. Е.Л.Забарчук . − М. : Экзамен, 2009. − 956 с.


4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
1. Электронная презентация «Состав гражданских правоотношений» (составитель Н.В. Высоцкая).

2. Электронная презентация «Институт собственности по российскому гражданскому праву» (составитель Н.В. Высоцкая).

3. Электронная презентация «Обязательственное право» (составитель Н.В. Высоцкая).

4. Электронная презентация «Понятие и виды сделок» (составитель Н.В. Высоцкая).

Учебное издание
Составитель Высоцкая Наталья Витальевна
Основы гражданского права
Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ

Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова
Подписано в печать 19.03.2012 г. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать плоская.

1усл. печ. л.

Тираж 50 экз. Заказ 6525
Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а

Нормативные правовые акты необходимо изучать в действующей редакции, для чего следует пользоваться правовыми базами данных «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», либо обращаться на официальный сайт органа, принявшего документ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы гражданского права iconЗаконодательство РФ тема Основы Гражданского права РФ основные положения...
Перечислите источники гражданского права. Какое место среди источников занимает Гражданский кодекс РФ ?
Основы гражданского права iconПрограмма дисциплины «Теория государства и права и основы гражданского...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров, изучающих дисциплину...
Основы гражданского права iconВопросы к экзамену по гражданскому праву (общая часть): Понятие гражданского...
Понятие гражданского правоотношения. Структура (элементы) гражданского правоотношения
Основы гражданского права iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...
Основы гражданского права iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...
Основы гражданского права iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью дисциплины является знакомство студентов с современными теоретическими проблемами гражданского права и процесса; обучение студентов...
Основы гражданского права iconВысшего профессионального образования «удмуртский государственный...
В связи с принятием Третьей части Гражданского Кодекса РФ и увеличением числа правовых норм, регулирующих отношения наследования...
Основы гражданского права iconВысшего профессионального образования «удмуртский государственный...
В связи с принятием Третьей части Гражданского Кодекса РФ и увеличением числа правовых норм, регулирующих отношения наследования...
Основы гражданского права icon1. Предмет гражданского процессуального права
Получение студентами глубоких знаний в области гражданского процессуального права является необходимым условием формирования квалифицированного...
Основы гражданского права iconВопросы к экзамену по второй части гражданского права 98 Тематика...
Пояснительная записка (введение) и критерии оценки качества знаний выпускников 103
Основы гражданского права iconТема № «Предмет гражданского процесса»
Задание №3: подготовить рефераты: а. Соотношение гражданского процесса с другими отраслями права; б. Предмет и система науки гражданского...
Основы гражданского права iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины краснодар
Петров И. В., д э н., профессор, начальник кафедры гражданского права и гражданского процесса
Основы гражданского права iconРабочая программа дисциплины «правовые основы медиации в европе»
Принята на заседании кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса
Основы гражданского права iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 030900. 62 Юриспруденция
Петров И. В., д э н., профессор, начальник кафедры гражданского права и гражданского процесса
Основы гражданского права iconРабочая программа по дисциплине дс. 07 Основы адвокатуры
Курс «Основы адвокатуры» базируется на знаниях конституционного права, уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного процесса,...
Основы гражданского права iconА. В. Чекмарева к ю. н., доцент кафедры гражданского процессуального...
Из данного понятия следует, что принципы гражданского процесса одновременно являются и идеей, сформировавшейся в результате научного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск