Скачать 0.5 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ НАУКИ ЭКОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс для гуманитарных специальностей: 020100 - философия; 022200 - религиоведение; 020200 - политология; 021400 – журналистика; 021000 - музеология; 052400 - дизайн; 022800 – востоковедение и африканистика Москва 2007 ББК 20.1 Э40 ЭКОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Автор-составитель: доцент кафедры истории науки, канд. филос. наук М.З. Воробьёва Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры истории науки 10. 10. 2006, протокол № 10 (с) Российский государственный гуманитарный университет, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Программа курса Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Контрольные вопросы по курсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Методические указания к самостоятельной работе . . . . . . 18 Рекомендуемые темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Система текущего и итогового контроля знаний . . . . . . . . . 20 План семинарских занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Рабочая тетрадь студента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебно-методический комплекс (УМК) «Экология» разработан для организации самостоятельной работы при изучении данного предмета студентами гуманитарных специальностей дневного и заочного отделений РГГУ. УМК состоит из двух основных частей: программы курса и рабочей тетради студента (РТС). Программа курса отражает темы лекций и семинаров и соответствует требованиям государственного стандарта. УМК включает в себя списки источников и литературы, рекомендуемых тем рефератов, а также методические указания для самостоятельного изучения материала. РТС содержит восемь тем, охватывающих основное содержание лекционного курса и семинарских занятий. Ко всем темам даны краткие методические рекомендации по их изучению, списки литературы, контрольные вопросы и задания для проверки полученных знаний. ПРОГРАММА КУРСА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс “Экология” читается в РГГУ в рамках перечня математических и общих естественно-научных дисциплин для студентов следующих специальностей: Дизайн; Востоковедение; Журналистика; Музеология; Религиоведение; Политология; Философия. Курс является частью комплекса взаимосвязанных дисциплин «История науки» - «Концепции современного естествознания» - «Экология». Реальность экологической катастрофы для человечества на всех уровнях от локального до глобального стала к концу ХХ в. очевидной. Однако кажущаяся сегодня осведомленность об экологических угрозах на деле повсеместно является мнимой. Несмотря на рост числа исследований и поток публикаций эколого-социологического плана, экологическое воспитание новых поколений сильно отстает от требований, необходимых для сохранения здоровой среды обитания человека. Разрозненная экологическая информация обычно слабо влияет на поведение, производственную и бытовую практику людей как раз в тех направлениях, в которых можно было бы предупреждать, ослаблять, ликвидировать острые экологические ситуации не столько на основе данных естественных наук, сколько на историческом - социальном и экономическом - опыте. Переход от мрачных экологических прогнозов, выдвигаемых сегодня экологами-естественниками, к “экологически чистой” практике социально-экономического развития в будущем во многом тормозится отсутствием экологической составляющей в системе воспитания и образования. До сих пор можно говорить о слабости или вообще об отсутствии экологического взгляда на свой предмет во многих гуманитарных исследованиях, идет ли речь об истории и археологии, экономике и социологии, политологии и т.д. Экологическое образование на всех уровнях от школы до вузов становится необходимостью ради достижения насущной цели - снижения индивидуального и группового риска и обеспечения максимально долгого благополучия людей в меняющейся биосфере. В «идеальной модели» образования отдельный курс «Экология» может не существовать. Экологическая составляющая должна быть «растворена» в различных «специальных» предметах, являясь их неотъемлемой частью: при изучении истории, при решении математических задач, во время изучения иностранного языка и т.д. Такой подход представляется наиболее эффективным с точки зрения достижения целей экологического образования. Но, к сожалению, время для осуществления такой «идеальной модели» в полной мере еще не пришло. Курс «Экология» читается на многих факультетах для различных гуманитарных специальностей, не являясь профильным ни для одной из них. Таким образом, содержание курса, имеющее в основе обязательное ядро, варьируется, соответствуя специфике конкретных специальностей. Экологическое образование сталкивается с явлениями, разномасштабными в пространстве и времени: нередко требуется одновременно охватывать разноуровневые события от микроскопических до глобальных, при этом на протяжении десятилетий и веков. Современная экология давно воспринимается шире, чем одна из естественно-научных дисциплин. Это проблемно ориентированная система научных знаний о среде обитания живых организмов, в том числе и в первую очередь человека, что отражено в самом названии науки: экология - “наука о доме”. Экологическая проблематика требует философского осмысления. Один из ведущих современных экологов В.И. Данилов-Данильян высказал мысль, что “в экологии должен быть осуществлен беспрецедентный синтез научных дисциплин - биологии и геологии, физики и химии, географии и экономики, социологии и политологии, истории и математического моделирования, правоведения, культурологии и многих других”1. Предмет курса Экология как наука (ее предмет и задачи); биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитные технологии и техника; основы экологического права; профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; экологическое сознание человека и общества; проблемы экологического просвещения и образования; роль средств массовой информации и коммуникационных технологий в процессах экологического просвещения и реализации концепции устойчивого развития. Цель курса – формирование у студентов (на примере реальных современных острых ситуаций в системе «общество-природа») комплексного представления об экологии как науке, способной воплотить принцип взаимообогащения гуманитарной и естественнонаучной культуры для сохранения окружающей среды в интересах человечества. Данный курс готовит студента – будущего специалиста – к усвоению и принятию основных положений концепции устойчивого развития, с которой связаны надежды на бескризисное взаимодействие человечества с биосферой. Задачи курса Для реализации поставленной цели важно познакомить студентов с картиной современного состояния системы “природа-общество”, оказывающей непосредственное влияние на социальное и экономическое развитие; дать представление о новых теориях и подходах к изучению взаимодействия человечества с биосферой. Задачами курса являются: формирование у студентов системных представлений о месте человека в биосфере, обучение определять опасность «отсроченного риска» разрушения экосистем, выработка осознанных навыков личной и коллективной ответственности за сохранение жизнеобеспечивающих экосистем биосферы; понимания необходимости адаптации человечества к биосферным процессам в их сопряженной эволюции. Решение указанных задач обеспечивается усвоением всего материала курса. Изучив курс, студент должен знать: - историю возникновения экологии в ХIХ в. как науки о равновесии живого в природе, о понятии окружающей среды; - принципы взаимодействия живых существ между собой и с окружающей средой; - основные положения биологической экологии, принципы функционирования экологических систем и всей биосферы в целом; - основные положения социальной экологии, взаимоотношения в системе “общество-техника-природа” в историческом аспекте; - причины возникновения локальных и глобальных экологических кризисов; - современные экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; - современные основы экономики природопользования, достижения в разработке экозащитной техники и технологий; - проблемы воспитания в обществе экологического мировоззрения и понимания основ экологического права и экологической безопасности; - возможные пути выхода из экологического кризиса человечества; уметь: - пользоваться разнородными источниками информации (литературой, СМИ и Internet) для получения и использования данных мониторингов окружающей среды; - давать оценку получаемой информации о состоянии окружающей среды во всем мире и в России; - использовать в повседневной жизни полученные знания о видах загрязнений и их источниках для сохранения собственного здоровья; - воспринимать экологию как одну из основополагающих научно-мировоззренческих дисциплин современного и будущего общества; понимать: - необходимость формирования экологической составляющей в современных научных дисциплинах и направлениях; - неизбежность профессиональной и нравственной ответственности за сохранение стабильности системы «общество-природа» в любом виде деятельности; - остроту проблемы воспитания в обществе экологического мировоззрения; - основы экологического права и экологической безопасности; - значение современной экологической политики как отдельных государств и их объединений, так и мирового сообщества в целом; - проблемы экономического и социального характера в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Объем курса – 24 часа лекций и 10 часов семинаров для дневного и 12 часов лекций для заочного отделений. Формами контроля степени усвоения студентами учебного материала являются выступления на семинарах, контрольные работы в течение семестра по пройденным темам, заполнение «Рабочих тетрадей студента», написание рефератов, а также итоговая аттестация по всему курсу в конце семестра. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел I Общие вопросы экологии. Введение Тема 1 Основные этапы истории взаимоотношений человека и природы Экологическая составляющая в истории человечества (от первобытного общества до современности). Примеры отрицательных последствий отношения человека к природе как к “враждебной среде”, а затем как «неисчерпаемой кладовой ресурсов». Очаги цивилизаций - очаги экологических кризисов. Сравнительный анализ экологических последствий освоения территорий на разных континентах. Значение гуманитарной составляющей в экологии. Перспективы формирования нового типа отношения человека к природе. Экологическое сознание человека и общества. Роль СМИ и коммуникационных технологий в экологическом просвещении. Проблемы взаимовлияния экологической информации и экологического воспитания. Тема 2 Формирование экологического знания Идеи развития и взаимосвязанности природных явлений. ХIХ век в истории развития науки. Значение междисциплинарного подхода в науке. Предмет и задачи экологии как науки. Общее определение экологии и понятие экологических проблем. Многозначность современного понимания экологии. Разделение понятий «ecology» и «environmental sciences» в англоязычной научной традиции. Различие подходов к рассмотрению экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях. Особенности экологических проблем в России: своеобразие географического положения страны; экологические последствия идеологизации экономической и социальной политики в СССР; взаимосвязь и неразделимость экологических, экономических и социальных проблем. |
Контрольные вопросы по курсу Тематический план | Контрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым... Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «Первобытное общество» 6 | Тематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым... Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «Первобытное общество» 6 | ||
Контрольные вопросы по курсу Контрольный тест по курсу Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино – телефильмов, мультимедиа и т п | Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий «Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы... | ||
Юридический факультет утверждаю «Государственное и муниципальное управление». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной... | Высшего профессионального образования Пособие включает в себя тематический план, программу по курсу «Философия», вопросы к семинарским занятиям, а также методические рекомендации... | ||
Тематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения) Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,... | Контрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | ||
Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего Философские и исторические вопросы излагаются равномерно по всему курсу в прямой логической связи с текущим материалом и целью формирования... | Юридический факультет утверждаю «Иностранный язык» предназначена для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальности «таможенное дело». В программе представлен... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Факультет экономики, менеджмента и международного туризма Программа «Иностранный язык» предназначена для студентов 1-2 курсов, обучающихся по направлению «Менеджмент». В программе представлен... | Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине сд... ... |