Скачать 133.72 Kb.
|
Министерство Министерство экономического развития образования Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики (Санкт-Петербургский филиал) Программа дисциплины "Церковное (каноническое) право" для студентов специальности 021100 «юриспруденция” (2-я ступень высшего профессионального образования) Согласовано УМО Одобрена на заседании Зав.отделом кафедры____________ _____________ Зав.кафедрой «__»___________2005 г. _____________ «__»_________ 2005 г. Утверждено Советом Факультета __________ Председатель _____________ «__»_________ 2005 г. Санкт-Петербург 2005 Учебная программа дисциплины “Церковное (каноническое) право” составлена на основании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемых к уровню подготовки выпускников вузов по специальности «юриспруденция” (021100) Составитель: к.ф.н., доц. Евсеев А.В. СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка.................................................................................3 II. Содержание тем и разделов........................................................................5 III. Учебно-методическое обеспечение курса ...............................................6 IV. Тематический план………………………………………………………..10 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевая установка. Современная концепция высшего образования в Российской Федерации (РФ) исходит из того, что выпускник высшего учебного заведения юридического профиля должен быть всесторонне подготовленным для корректного решения как актуальных теоретических вопросов, так и вновь возникающих практических задач в ходе своей профессиональной деятельности. В условиях реформирования отечественной правовой системы от него безусловно требуется глубокое овладение базовых знаний по основным разделам российского законодательства и международного права. Более того, нужна постоянная готовность к пересмотру старых юридических норм и к усвоению новых правовых принципов и нормативных актов. В целом же дипломированного специалиста-юриста должна отличать широкая правовая культура в ее эффективном применении к реальным ситуациям. Курс «Каноническое право» принадлежит к таким учебным дисциплинам, которые нацелены на формирование действенной правовой культуры у студентов, обучающихся по юридическим и иным социо-гуманитарным специальностям в условиях, когда актуальным для российского общества является задача согласования собственного религиозного (церковного) права и права, установленного гражданским обществом и государством. Основными целями предлагаемого курса являются: - знакомство студентов с историческими условиями, источниками, основными принципами и проблемами, характерными для мировых религий; - развитие у студентов способности к самостоятельному анализу и обоснованным оценкам различных правовых явлений как в сфере внутрицерковных отношений, так и отношений, складывающихся между различными конфессиями, государством и обществом. Учебные задачи и требования. В ходе изучения данного курса студент должен: - получить знания о специфическом предмете и методологических возможностях этой дисциплины; - усвоить ее базовые темы, проблемы и идеи; - иметь общие представления об основных видах и типах правового регулирования, сложившегося в истории мировых церквей; - понимать место и значение канонического права в развитии и функционировании правосознания и права в целом; - получить навыки анализа и оценок в отношении специфических теоретических дискуссий и коллизий юридической практики в современных церквях и конфессиях. Полноценное изучение содержания курса и успешная сдача по нему зачета предполагают наличие у студентов необходимых (на уровне вузовской программы) знаний по общей и отечественной истории, а также определенного минимума знаний по общей философии, культурологии и логике. Формы и методы проведения учебных занятий. Занятия по курсу проводятся в форме лекций и семинаров в течение одного семестра (модуля) по утвержденной рабочей программе. Лекции знакомят студента с основными разделами учебной дисциплины, одновременно определяя логику освоения изучаемого материала, которой придерживается лектор. Содержание и логика курса могут в некоторой степени отличаться от известных учебников и учебных пособий по курсу "Каноническое право". Семинары предполагают публичное обсуждение ключевых вопросов из тем курса - с целью практического закрепления полученных знаний и достигнутых навыков. Такое обсуждение может проходить как на основе вопросно-ответного метода, так и в форме представления заранее подготовленных докладов (рефератов, эссе) с последующим их содержательным анализом, оценкой и дискуссией. Основой подготовки к семинарским занятиям, консультациям и зачету является - наряду с лекциями - самостоятельная работа студента по темам и вопросам данного курса. Важнейшей формой текущего контроля за работой студента по освоению им учебного материала является проверка посещаемости, проведение контрольной работы, тестирование, а также консультирование по вопросам, относящимся к данной учебной дисциплине.и рецензирование его эссе по одной из предложенных тем. Организация самостоятельной работы студентов. Планами прохождения курса "Церковное (каноническое) право" предусматривается значительное количество часов для самостоятельной работы студентов, посвященной более глубокому изучению тем и вопросов данного курса. Эта работа включает в себя также сбор материалов и написание реферата (эссе), подготовку докладов и ответов на отдельные вопросы (в ходе работы на семинарах). Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель знакомит студентов: а) с графиком своих консультаций; б) со списком тем эссе; в) со списком основной учебной и методической литературы по курсу; г) с порядком написания и графиком представления рефератов и эссе; д) с темами очередных лекций; е) с темами и вопросами предстоящих семинарских занятий; ж) со списком вопросов для подготовки к зачету. Для обеспечения самостоятельной работы студентов преподаватель проводит учебные консультации по содержанию курса и темам, выбранным учащимися для своей индивидуальной работы. В целях контроля за самостоятельной работой студентов преподаватель может проводить (на семинарских занятиях или во время консультаций) тестирование, а также устный опрос студентов с учетом выбранной ими темы. Формы контроля знаний. Характер учебного материала и структура его прохождения предусматривают обязательное участие (посещение и активная работа) студентов по всех видам учебных занятий. Поэтому в рамках данного курса вводятся различные формы контроля: 1) текущий контроль учебной работы и знаний студентов (учет посещаемости, оценки за выступления и доклады на семинарских занятиях, консультирование); 2) промежуточный контроль знаний студентов (контрольная работа; тестирование, проверка эссе); 3) итоговый контроль (проверка знаний по всей программе курса). При выставлении итоговой оценки («зачет-незачет») учитываются результаты, полученные в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов исходя из следующих посылок: при расчете итоговой оценки (как средней величины) «вес» зачетной оценки составляет 40%, оценок, полученных на семинарских занятиях – 20%, контрольной работы – 20%, эссе – 20%. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Специфика канонического права
Тема 2. История церковного (канонического) права 1. Иудейское право. 2. Западно-христианское право (католичество, реформация). 3. Восточно-христианское право (Византия, Россия) 4. Мусульманское право (шариат). 5. Индуистское право. Тема 3. Современные проблемы канонического права 1. Проблема реформирования внутрицерковного права. 2. Межконфессиональные проблемы в области права. Современный экуменизм. 3. Проблемы взаимоотношения церкви и государства (историко-правовой аспект). 4. Позиция церкви по современным правовым дискуссиям (смертная казнь, аборт, терроризм, амнистия, помилование и т.д.). III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основной список
Дополнительный список
Специальный список
2. Планы семинарских занятий Семинар 1. Тема: Специфика канонического права.
Семинар 2. Тема: Основные проблемы в современном церковном праве.
3. Темы эссе
4. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Терминология. Особенности канонического права. Предмет, метод и функции церковного права. 2. История канонического права в иудаизме (этапы, источники, принципы, характерные нормы, особенности реализации и применения). 3. История канонического права в западном христианстве (этапы, источники, принципы, характерные нормы, особенности реализации и применения). 4. История канонического права в восточном христианстве (этапы, источники, принципы, характерные нормы, особенности реализации и применения). 5. История канонического права в индуизме (этапы, источники, принципы, характерные нормы, особенности реализации и применения). 6. История канонического права в исламе (этапы, источники, принципы, характерные нормы, особенности реализации и применения). 7. Современные проблемы в церковном праве. IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (распределение часов по темам и видам учебных занятий)
Автор ……………. Евсеев А.В. |
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |