Скачать 0.82 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСККИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР») КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Ижевск 2011 Авторы: Войтович В.Ю., профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России Кравченко С.Ю., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России Рецензенты: Мухин А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых основ государственной и муниципальной службы ИПСУБ ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Пустовалов А.Р., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к зачету, вопросы для самостоятельной работы, тестовые задания. УМК рассчитан на студентов очной и заочной форм обучения. УМК обсужден и одобрен кафедрой государственно-правовых дисциплин (протокол №4 от 22.04.2011) и рекомендован Учебно-методическим советом Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России для студентов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). ©Ижевский юридический институт (филиал) РПА Минюста России,2011. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Учебный курс, посвященный проблемам теории государства и права, предназначен для студентов Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России в качестве дисциплины вариативной части профессионального цикла. Учебной целью дисциплины проблемы теории государства и права является: - закрепление в учебном процессе базовых положений теории государства и права; - обобщение и углубление общетеоретических знаний о государстве и праве и их роли в жизни современного общества; - рассмотрение на более высоком теоретическом уровне наиболее значи-мых проблем теории государства и права; - систематизация знаний по теории государства и права и помощь в подготовке к государственному экзамену по теории государства и права. Воспитательной целью дисциплины является формирование специалистов нового поколения с высоким уровнем правового сознания. Учебная дисциплина призвана формировать высококвалифицированных специалистов в области государства и права. Ее назначение состоит в том, чтобы обучающиеся могли овладеть знаниями методологического характера, которые послужат им своего рода ключом в решении задач как познавательного, так и непосредственно практического характера. Основными задачами изучения дисциплины являются: - закрепление знаний о фундаментальных выводах правоведения; - познание проблемных положений теории государства и права; - осмысление проблем методологии теории государства и права; - расширение представлений о юридических категориях и конструкциях; - дальнейшее овладение терминологическим аппаратом юриспруденции; - совершенствование правового мышления; - формирование мировоззренческой позиции, адекватной состоянию сов-ременного общества и интересам России; - приобретение дополнительных навыков, необходимых в практической деятельности юриста. Студенты должны приобрести знания, умения, навыки, соответствующие требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионалъного образования по программе дипломированного специалиста по специальности «Юриспруденция». Учебная дисциплина «Проблемы теории государства и права» дает знания, имеющие руководящее, методологическое значение как для практики познания, так и для обретения навыков правоприменения и законодательной деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: - проблемы понятийной характеристики права и государства; - важнейшие юридические конструкции; - проблемные вопросы сущности права и государства; - проблемы теории функций права и государства; - теоретические проблемы строения права и государства; - соотношение права и закона; - типы и формы права и государства; - проблемы современного правопонимания; - проблемы построения в обществе демократического социально-правового государства. Студенты, изучившие данную дисциплину, должны уметь: - использовать полученное знание общей теории права и государства в методологических целях - для решения тех или иных теоретических задач; - применять полученные знания в познании проблем отраслевых юридических дисциплин; - применять знания по теории права для восполнения пробелов в законодательстве в процессе правоприменения; - эффективно использовать способы толкования нормативно-правовых актов; - грамотно пользоваться приемами юридической техники; - активно включаться в формирование гражданского общества и правового государства. Студенты, изучившие данную дисциплину, должны понимать: - процессы самопознания теории государства и права; - каковы общие черты права и государства любого типа и любой социальной системы; - каковы общие закономерности генезиса (происхождения) права и государства; - закономерности развития и функционирования права и государства; - закономерности взаимных связей права и государства; - принципы и механизмы правового регулирования поведения; - закономерности взаимодействия права и государства с другими общественными явлениями и процессами. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Проблемы теории государства и права» представляет собой дисциплину вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б3), читаемых на последнем курсе обучения. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе освоения данной дисциплины бакалавр формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); - способен толковать различные правовые акты (ПК-15); В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1. Бакалавр должен знать: - проблемы предмета и метода ТГП (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-4, ПК-5); - теоретические подходы к проблемам происхождения государства и права (ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-12, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-13, ПК-14); - проблемы реализации и применения права ОК-4, ОК-5 ОК-8, ОК-11, ПК-2, ПК-4, ПК-6,ПК-14); - особенности соотношения системы права и законодательства (ОК-4, ОК-5 ОК-8, ОК-11, ПК-2, ПК-4, ПК-6,ПК-14); - виды систем разделения властей (ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-15, ПК-16); - проблемы разновидностей форм правления (ОК-1, ОК- 2, ОК-3, ОК-4, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-15); - проблемы разновидностей форм государственного устройства ОК-1, ОК- 2, ОК-3, ОК-4, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-15); - проблемы организации политического режима (ОК-1, ОК- 2, ОК-3, ОК-4, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-15). 2. Бакалавр должен уметь: - применять нормы нормативных правовых актов при решении проблемных задач (ОК-1, ОК- 2, ОК-3, ОК-4, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-15); - проводить сравнительно-правовой анализ источников права (ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-14 ПК-15, ПК-16); - дать правовую оценку качеству источников права (ОК-4, ОК-5 ОК-8, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6,ПК-14). 3. Бакалавр должен владеть: - навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере организации политической системы общества (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-14); - навыками работы с информационными правовыми системами (ОК-11, ОК-12). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ Учебная дисциплина изучается студентами всех форм обучения, получающих высшее профессиональное образование по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Преподавание учебной дисциплины осуществляется кафедрой государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России. УМК подготовлен на базе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Различия в методике преподавания, обусловленные неодинаковым количеством аудиторных занятий для студентов разных отделений, отражены в тематических планах и рекомендациях по организации самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. Студенты не имеют права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к зачету. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов - внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студентов; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по государственно-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений. Текущий и промежуточный контроль. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы. Промежуточный контроль проводиться в форме теста. Один из вариантов контрольного теста содержится в данном учебно-методическом комплексе. Итоговый контроль. Изучение дисциплины заканчивается зачетом, проводимым по всему ее содержанию. Форма зачета может быть различной: собеседование по всему курсу; ответ по билету; защита реферата. К зачету допускаются студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре; показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. УМК по дисциплине «Проблемы теории государства и права» учитывает сложившуюся в юридическом образовательном процессе логическую структуру теории государства и права и в то же время включает в себя ряд тем и вопросов, отражающих новые закономерности и тенденции в развитии современных государств и их правовых систем. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется. Время и место самостоятельной работы (аудитории Ижевского филиала, библиотека) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельная работа по изучению основных источников и активное участие в ней являются основными критериями для учета текущей успеваемости студентов. Студенты, как правило, участвуют в подготовке рефератов. Реферат - это самостоятельная письменная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка реферата - вид исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение широкого круга философских первоисточников, монографий, статей; обобщение личных наблюдений. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять философские знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем, Объем реферата 10-15 станиц машинописного текста (через полтора интервала). На титульном листе указываются: принадлежность к Ижевскому филиалу РПА Минюста России; тема реферата; фамилия, имя, отчество автора, курс, учебная группа, год написания. На втором листе помещается план реферата, включающий введение, основные вопросы, заключение. В конце реферата приводится список изученной литературы в алфавитном порядке с полным и точным указанием авторов, названий публикаций, места и года издания. Обязательно ставятся подстрочные сноски на использованную литературу. Основной вид работы студента-заочника - самостоятельная работа, которая включает изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя. Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий, затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем. Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данной программе. Следует тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его суть. В соответствии со смыслом вопроса, необходимо составить план ответа. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ (тематические планы) Очная форма обучения (4 года)
Заочная форма обучения (4 года) для лиц со средним (полным) общим образованием
Заочная форма обучения (3 года) для лиц со средним профессиональным образованием, для лиц с высшим профессиональным образованием
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы теории государства и права» | Учебно-методический комплекс по проблемам теории государства и права... Проблемы теории государства и права: учеб метод комплекс / Р. Х хажипов. – Уфа : багсу, 2007. – 83 с | ||
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «теория государства и права» (для бакалавров) Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических... Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы теории права» Проблемы теории права Специальность 030501. 65 Юриспруденция Форма подготовки очная | Реферат по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Методология... Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной методологии теории государства и права | ||
Программа курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика... Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права | Учебно-методический комплекс москва 2011 федеральное государственное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлен на основе требований Федерального... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Москва 2009 умк 1 Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы общей теории государства... Цель дисциплины “Актуальная проблемы общей теории государства и права” состоит в получении магистрами общетеоретических знаний о... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Проблемы теории государства... Проблемы теории государства и права [Текст]: рабочая учебная программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция» очной и заочной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геополитика» для специальности... Рассмотрено на заседании кафедры Теории и истории государства и права 24 октября 2008 г. Протокол №2 | Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | ||
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | М. В. Кричевцев История государства и права зарубежных стран Учебно-методический... «История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического... |