Психиатрия и наркология





Скачать 142.16 Kb.
НазваниеПсихиатрия и наркология
Дата публикации15.03.2015
Размер142.16 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой психиатрии Декан стоматологического

и клинической психологии факультета,д.м.н.

д.мн., профессор ________ _____________

А.Г. Соловьев А.С.Оправин

« » 2013 г. « » 2013 г.
Рассмотрено на заседании

кафедры

Протокол №


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Психиатрия и наркология
По направлению подготовки – 060201 «Стоматология»

Курс - IV (8 семестр)

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) - зачет

Кафедра - психиатрии и клинической психологии

Трудоемкость дисциплины - 108 (час.)/ 3(зач. ед.)


Архангельск, 2013


  1. Цели и задачи изучения дисциплины


Цель освоение студентами основ знаний, умений и навыков по своевременному распознаванию психических расстройств, адекватному применению организационных, правовых, этико-деонтологических и лечебных принципов в отношении этих больных, оказанию неотложной помощи при психиатрической патологии.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить с историей и современным состоянием мировой и отечественной клинической психиатрии, реорганизацией психиатрической службы, определить место психиатрических знаний в медицинском образовании врача;

  • изучить «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике;

  • на основе навыков беседы с больными и родственниками сформировать умение своевременно распознать и выявить психические расстройства – основные симптомы, формы психических заболеваний;

  • изучить основные методы лечения и профилактики психических расстройств, трудовой и социальной реадаптации и реабилитации

  • освоить на уровне умений способы оказания неотложной психиатрической помощи при наиболее тяжелых расстройствах (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, затяжная гипогликемическая кома, злокачественный нейролептических синдром, дискинезии и другие);

  • сформировать умение анализировать выявленного расстройства психики, организовать консультацию психиатра, грамотно оформить направление в психоневрологическое отделение.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Стоматология». Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: нормальная анатомия, патологическая анатомия, фармакология, физиология, патологическая физиология.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Коды

формируемых

компетенций

Компетенции

ОК-1

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ПК-3

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Студент должен знать:

  • «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  • Основные симптомы, синдромы и формы психических расстройств, принципы их диагностики.

  • Основные методы лечения и профилактики психиатрических заболеваний.

  • Основные принципы лечения и методы оказания неотложной психиатрической помощи


Студент должен уметь:

  • Используя навыки беседы с больным и родственниками своевременно распознать психическое расстройство, организовать консультацию психиатра.

  • Грамотно описать психическое состояние больного, составить направление в психиатрическое отделение – в соответствии с «Законом о психиатрической помощи…»

  • Оказать неотложную помощь при тяжелой психической патологии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус и другие).

  • Организовать адекватный режим наблюдения за больным с психическими расстройствами, удержание и транспортировку возбужденного больного.


Студент должен владеть:


  • - основными навыками диагностики и терапии психических расстройств, навыками оказания неотложной помощи психиатрического профиля (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования навыков).



4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия:

72

8

лекции

24

8

практические занятия

48

8

Самостоятельная работа

36

8

Общая трудоемкость

108

8

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общая психопатология

ТЕМА 1. Введение в психиатрию. Организация психиатрической помощи. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

ТЕМА 2. Ощущения, их расстройства. Расстройства восприятия.

ТЕМА 3. Расстройства мышления, памяти, внимания, интеллекта.

ТЕМА 4. Расстройства эмоций, воли, сознания

ТЕМА 5. Терапия, неотложная помощь в психиатрии

2

Частная психопатология

ТЕМА 1. Эпилепсия.

ТЕМА 2. Психические изменения при травмах мозга.

ТЕМА 3. Психические изменения при церебральном сифилисе и СПИДе.

ТЕМА 4. Психозы позднего возраста.

ТЕМА 5. Психические изменения при опухолях мозга. Симптоматические психозы.

ТЕМА 6. Психогении, реактивные психозы.

ТЕМА 7. Психопатии, акцентуации характера.

ТЕМА 8. Неврозы, невротические развития.

ТЕМА 9. Шизофрения.

ТЕМА 10. Сосудистые, старческие, инволюционные психозы.

ТЕМА11. Аддиктивные расстройства


5.2 Разделы дисциплин и виды занятий



Наименование раздела

дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

Общая психопатология

12

24

-

-

-

18

54

2

Частная психопатология

12

24

-

-

-

18

54


6. Интерактивные формы проведения занятий



Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность (час)

1

Общая психопатология

Дискуссии, круглые столы, учебный проект, консилиумы

11

2

Частная психопатология

Дискуссии, круглые столы, учебный проект, консилиумы

10







Итого

20







Итого (% от аудиторных занятий)

15%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование

Раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Общая психопатология

Задание тренировочного характера, доклад, разбор клинического случая, составление таблицы дифференциальной диагностики, сбор анамнезов, тренировочное назначение терапии.

-самоконтроль

-контрольные вопросы

-консультация преподавателя

2

Частная психопатология

Задание тренировочного характера, доклад, разбор клинического случая, составление таблицы дифференциальной диагностики, сбор анамнезов, тренировочное назначение терапии

-самоконтроль: составление плана содержания, тезисное конспектирование, вопросы по теме.

-контрольные вопросы и рецензирование материалов самоподготовки преподавателем.


8.Формы контроля

8.1 Формы текущего контроля

Формы контроля: опрос, доклады, рефераты.

Содержание контрольных мероприятий:

Примерные темы докладов:

    1. Маниакально-депрессивный психоз, ларвированные депрессии

    2. Олигофрении.

    3. Психопатологический аспект лобных опухолей головного мозга.

    4. Психотерапия в психиатрии.

    5. Шоковые методы лечения в психиатрии.

    6. Психосоматические расстройства, психиатрический аспект.

    7. Этиология и патогенез зависимости. Мезолимбическая система как субстрат аддикции.

8.2. Итоговый контроль

Формы контроля: зачет

Содержание контрольного мероприятия:


  1. Иллюзии, галлюцинации, их классификация.

  2. Пароксизмальные расстройства при эпилепсии.

  3. Основные принципы диагностики психических заболеваний.

  4. Общие сведения об этиологии и патогенезе психических заболеваний.

  5. Основные подходы к классификации психических расстройств в МКБ-10.

  6. Перечень основных диагностических рубрик МКБ-10.

  7. Основные положения Закона РФ «О психиатрической службе и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  8. Бредовые идеи, их формы.

  9. Количественные и качественные расстройства мышления.

  10. Нарушения памяти.

  11. Схизис и аутизм – основные симптомы шизофрении.

  12. Синдромы выключения сознания.

  13. Синдромы галлюцинозов.

  14. Делирий и онейроид.

  15. Галлюцинаторно-параноидальные синдромы.

  16. Аменция и сумеречное расстройства сознания.

  17. Синдром Кандинского – Клерамбо.

  18. Эмоциональные нарушения при психических заболеваниях.

  19. Приобретенное слабоумие-деменция.

  20. Оформление документации при освидетельствовании и госпитализации.

  21. Показания для госпитализации в психиатрический стационар.

  22. Значение психиатрических знаний в общем образовании врача.

  23. Психопатии.

  24. Купирование психомоторного возбуждения.

  25. Купирование дискинезий в процессе лечения психофармакотерапии.

  26. Формы шизофрении.

  27. Шизофрения в МКБ-10.

  28. Основные симптомы шизофрении.

  29. Гипертоксическая шизофрения.

  30. Истерические психозы.

  31. Психические изменения при СПИДе.

  32. Психические изменения при церебральном сифилисе.

  33. Психические изменения в остром периоде травмы мозга.

  34. Отдаленные последствия травмы мозга.

  35. Ларвированная депрессия.

  36. Психические изменения при лобных опухолях.

  37. Реактивные психозы.

  38. Психические изменения при церебральном атеросклерозе и гипертонической болезни

  39. Старческие психозы.

  40. Болезнь Альцгеймера и Пика.

  41. Олигофрении.

  42. Инволюционные психозы.

  43. Купирование эпилептического статуса.

  44. Применение солей лития при психических заболеваниях.

  45. Купирование маниакального и кататонического возбуждения.

  46. Основные принципы лечения больных эпилепсией.

  47. Злокачественный нейролептический синдром.

  48. Электросудорожная терапия.

  49. Клиника алкоголизма (принципы диагностики)

  50. Алкогольный синдром плода

  51. Основные принципы и методы лечения алкоголизма

  52. Алкогольный абстинентный синдром. Методы его купирования

  53. Подростковый и женский алкоголизм

  54. Алкогольный наркоманический синдром

  55. Алкогольные психозы

  56. Изменения личности при алкоголизме

  57. Особенности алкоголизма у народностей Крайнего Севера

  58. Стадии алкоголизма

  59. Этиология и патогенез алкоголизма

  60. Лечение острых алкогольных психозов

  61. Купирование «белой горячки»

  62. Психотерапевтические методы в психиатрии и наркологии

  63. Формы наркоманий

  64. Понятие наркомания и токсикомания, критерии наркотика

  65. Опийная наркомания

  66. Гашишная наркомания

  67. Наркомания от психостимуляторов, галлюциногенов.


9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. Учебное пособие. - Ростов на Дону. 2003 г.

3. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г., Яцков Л.П. Основы психиатрии с тестовым контролем (для студентов и врачей-интернов). - М-Владивосток: Дальнаука. 2003 г.

4. Коркина М.В., Цивилько М.А., Марилов В.В., Карева М.А. Практикум по психиатрии. - М. 2006 г.

5. Коркина М.В., Лакосина И.Д., Личко А.Е. Психиатрия. - М.: Медицина. 2006 г.

6. «Закон о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании».

9.2. Дополнительная литература

  1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных (руководство для врачей). М. 1988 г.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев. 1986 г.

  3. Жариков Н.М., Морозов Г.В., Хритинин Д.Ф. Судебная психиатрия. 2006.

  4. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. Л.: Медицина. 1985 г.

  5. Каннабих Ю.В. История психиатрии (репр. изд.) М. 1994 г.

  6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина. 1985 г.

  7. Карлов В.А. Эпилепсия. М.: Медицина. 1990 г.

  8. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика (руководство для врачей и студентов). М. 1997 г.

  9. Руководство по психиатрии (под ред. А.В. Снежневского): в 2-х томах. М. 1983 г.

  10. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М.Медицина. 1987 г.

11.Шелыгин К.В., Якушев И.Б. Общая психопатология. – Архангельск. 2007.

9.3 Программное обеспечение и интернет ресурсы

http://psyberia.ru/work/clinic

http://www.psyworld.ru/index.php

www/psychoshell.narod.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. мультимедийный проигрыватель
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Примерная анкета-отзыв на дисциплину «Психиатрия-наркология» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Авторы


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

доцент

Шелыгин К.В.





Рецензенты

Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ

профессор

Соловьев А.Г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психиатрия и наркология iconРабочая программа обязательной дисциплины «психиатрия-наркология»
Б1) «Педагогика»составлена на основаниифгос-3 впопо направлению подготовки (ординатура), утвержденного приказом Министерства образования...
Психиатрия и наркология iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности учебная программа...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации
Психиатрия и наркология iconПримерная программа дисциплины психиатрия и наркология для специальностей:...
Составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального...
Психиатрия и наркология iconРабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»...
«Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике
Психиатрия и наркология iconРабочая программа обязательной дисциплины «неврология»
Б1) «Педагогика»составлена на основаниифгос-3 впопо направлению подготовки (ординатура), утвержденного приказом Министерства образования...
Психиатрия и наркология iconРабочая программа подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Психиатрия»
Рабочая программа подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Психиатрия» составлена на основании Образовательного стандарта...
Психиатрия и наркология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии»
Дисциплина «Психиатрия с основами наркологии» относится к циклу дисциплин специализации
Психиатрия и наркология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Психиатрия и наркология iconВступление от
Наркотизация (мы употребляем этот термин в широком смысле, как употребление любых психоактивных веществ: алкоголя, табака, наркотиков...
Психиатрия и наркология iconРабочая программа дисциплины ф8 Судебная психиатрия

Психиатрия и наркология iconМетодические указания по подготовке контрольных работ в процессе...
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
Психиатрия и наркология iconРабочая программа дисциплины судебная медицина и психиатрия фтд. 03
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психиатрия и наркология iconПсихиатрия
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
Психиатрия и наркология icon«Судебная психиатрия» «Forensic psychiatry»
Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела
Психиатрия и наркология iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психиатрия и наркология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск