Реферат реферат





Скачать 255.7 Kb.
НазваниеРеферат реферат
Дата публикации28.03.2015
Размер255.7 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Православие и российская государственность
«Духовный подвиг Отцов Церкви»

Реферат

Реферат подготовил:

Кузнецов Александр Сергеевич,

Учащийся 8 класса МОУ СОШ №2

г. Нефтегорска

Самарской области
Научный руководитель: Пожидаева

Мария Николаевна, библиотекарь

МОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска

Самарской области

Нефтегорск, 2008

Духовный подвиг отцов церкви.

Священное писание именует нас всех детьми; и не только детьми, а и неопытными младенцами. У нас есть Великий Учитель, а имя ему Иисус. Но иногда Он называет себя и пастырем и говорит: «Я есмь пастырь добрый». Поэтому, раскрывая образы духовных пастырей, я на первое место ставлю нашего сына Божьего Иисуса Христа. Ведь все люди – это заблудившиеся овцы, и им необходим пастырь. Все человечество нуждается в Иисусе Христе. А ведь стоит только захотеть, и высокую мудрость святейшего Пастыря и Педагога, Вседержителя и Отчего Слова мы можем узнать из слов, в которых образно Он называет себя пастырем овец. Великий пастырь пришел, что бы собственной своей жизнью нас спасти. Он принес с собой людям спасение и человеколюбие, захотев быть человеком и назвавшись братом людей; хотя мог быть им Господом. До такой степени он благ, что за нас Он даже умер. Но уже на земле Он подготавливает нас к будущей жизни,- когда мы ни в чем не будем нуждаться. Для нашего поколения очень важен образ высочайшего жизненного идеала, образец мудрости, святости. Наш Великий Учитель вручил нам великие заповеди. Заповеди - это дорожки. И если мы будем ходить по верным, проторенным путям, мы спасем себя и от неверных поступков, и ото лжи, и от лицемерия. Так своим учением Иисус Христос направляет нас на благородный образ жизни, прививает красоту желаний и стремлений. Наш Великий Пастырь изобрел духовные лекарства в интересах их здоровья и спасения. Он охраняет их благобытие, указывает на вред, на причины страстей; это Он отсекает корни неразумных желаний, предписывает воздержание, назначает больным спасительные противоядия. Спасение человечества - вот подлинно величественнейшее, истинно царственное слово Божье… Пример жизни Христа настолько значим и велик, что ставит на этот путь людей, которые искренне верят во Христа, уподобляются его образу жизни. И эти люди тоже зовутся духовными пастырями, так как по силе их молитвы исчезают болезни, они наставляют на путь истинный, примером своей благочестивой жизни духовно поднимает общество на определенную высоту. Эти люди совершили свой духовный подвиг. Вот о них я бы и хотел рассказать, поделиться своими мыслями и впечатлениями, узнав о великих деяниях Великих Святых.

.

Духовный подвиг Отца Сергия.

Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересмотри ваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты.

В.О. Ключевский.-

Один из самых почитаемых на Руси Святых - Сергий Радонежский. Его житие написано Епифаном Премудрым в начале 15 века, через двадцать лет после смерти Сергия. Я узнал об этом святом перед поступлением в школу. Мне рассказали, что Отец Сергий помогает в учении. И если кому-то плохо дается учение, молятся именно этому святому. В детстве ему самому давалось тяжело учение, и усердно молясь Богу, Сергий получил благодать. Господь услышал и помогал справляться с учением.

Отца Сергия называет Преподобным потому, что путь его к святости прошел через монашеское служение, во многом был подобен пути Иисуса Христа. После кончины родителей, следуя завету Христа: « Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах» Сергий оставил свое имущество, дом и ушел в уединение, в лесную глушь. Для обычного человека расставание со своим добром и богатством очень трудно дается. А в наше время особенно. Капиталы копят люди неблагочестивые, неверующие в душе, порой переступая закон. Лесная пустынь Сергия подобна той евангельской пустыне, куда был возведен Христос перед началом своего служения. В испытаниях физических и духовных укрепляется Сергий.

Стали приходить к отшельнику люди, оставались в обители Преподобного Сергия. Первое время иноков было двенадцать, по числу учеников Христа. Когда после долгих уговоров братии Преподобный Сергий стал игуменом – главным в монастыре, управлял обителью по заветам Иисуса, следовал Его примеру - был самым нищим из неимущих и всем слугою. Ходил в самой ветхой одежде и трудился, не покладая рук – работал в огороде, носил воду, строил кельи для братии.

Случилось, в монастыре несколько дней не было хлеба, и начали роптать иноки, игумен Сергий поучал не размышлять о хлебе насущном и не просить милостыни у крестьян, а усердней молиться, оттого что помнил евангельский урок, как накормил Бог чудесным образом тысячи людей. Вот и иноки Троицкой обители получили хлеб чудесным и невиданным образом.

И другие испытания проходит Сергий, следуя заветам Христа. Когда его старший брат Стефан захотел занять место игумена, преподобный Сергий не осудил того, не стал спорить с ним, не возмутился, а смиренно ушел из монастыря, уступил брату свое место. Лишь после просьб братии и митрополита вернулся.

Так сильна молитва, вера святого, что получил он от Бога силу творить чудеса. Как и Христу, ему подчиняются силы природы, бесы, даже смерть. Он молитвой изводит из земли источник, изгоняет бесов из вельможи, воскрешает умершего мальчика.

По прошествии нескольких лет, как гласит житие, Бог вложил в сердце нескольким благочестивым монахам прийти к Сергию, чтобы и они могли просветиться от него. Преподобный сначала не хотел принимать их, так как боялся, что не смогут они терпеть трудностей жизни в пустыни: голод, жажду, всякие лишения. И только после их настоятельных просьб и уверений, что вытерпят они все, разрешил им остаться. Новые монахи, оставшись с отшельником, стали «жить там,- как говорится в житии, - для Бога, глядя на преподобного Сергия, ему по мере сил подражая», они все вместе валили лес, строили вокруг избы-кельи, обносили их частоколом. Так возник на Маковке монастырь. Сурова была жизнь в этом монастыре, к которому не было ни дорог, ни троп через непроходимые дебри, где над кельями шумел девственный лес, и прямо между ними, среди неубранных пней и колод, разрабатывалась земля под огород, чтобы вырастить какую – нибудь зелень. И все тяготы этой жизни не просто делил с остальными Сергий, но, по словам жития, «служил братии» как некий купленный раб: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил.

Новому монастырю нужен был игумен, и вся братия единодушно хотела, чтобы им был Сергий. Отец Сергий по настоянию епископа Афанасия принял сан и стал игуменом Троицкого монастыря. Монастырь прославлен и существует сейчас. Это – Троице -Сергиева лавра под Москвой. Став игуменом, Сергий неуклонно руководил монастырской братией, побуждая ее к подвигу великому «в борьбе с врагом невидимым» Но, как я прочитал в житии, он мало говорил, а больше делал, подавал пример своими делами. Неустанен был преподобный в молитве, тверд в посте. Обретя сан, ежедневно служил он литургию, творил утреннюю и вечернюю службу. Глава братии, он сохранил все свое кроткое смирение, по- прежнему исполнял много самой трудной черной работы.

И под началом игумена Сергия сохранялась в монастыре полная молитвы, труда, исполненная суровой простоты жизнь. Сюда продолжала стекаться братия. Никого из тех, кто приходил к нему, желая стать монахом, Сергей не прогонял – ни старого, ни юного, ни богатого, ни бедного, хотя сразу не постригал их. Ласково приняв пришедших, он оставлял их пожить год в монастыре, привыкнуть к монастырской жизни, к ее обиходу. Лишь после этого, уверившись, что усвоили они монастырские правила, решили добровольно подчиниться им, преподобный Сергий, совершал над ними обряд пострижения.

Со временем монастырь стал общежительным. Сергий ввел в нем древний, известный домонгольской Руси, но забытый после нашествия устав, который предписывал «ничего своим не звати… но все обща имети». Совет о введении общежительства передали Сергию послы константинопольского патриарха, и Троицкий игумен сумел возродить и поддержать древнюю, глубоко христианскую традицию. Монастырь, сам терпевший во многом нужду, принимал нищих, убогих, больных, и чудесными исцелениями прославился его игумен.

Часто в церкви вместо свечей горели лучины, священные книги переписывались на бересте, а сам игумен ходил в заплатанной рясе. К Сергию, в его бедный монастырь, затерянный в глухих лесах шли и шли простолюдины, бояре, князья. Вокруг пустыни вырастали села и деревни. За советом и утешением обращался к Сергию великий князь Дмитрий Иванович Донской. Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, который находился под татарским игом. Сергий Радонежский своим авторитетом усмиряет враждующих князей; склоняет к миру с Москвой ее старого недруга рязанского князя Олега. Великим событием стало благословление Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую первой вехой освобождения от татарского ига. Народ прямо связывал победу с Сергиевым благословлением. Благословив Дмитрия, Сергий дал ему двух своих воинов-иноков, Пересвета и Ослябю. И, как написано в Житие, во все время битвы он молился, предрекая ее исход и провидчески указывая ход событий. Такую великую роль исполнял отец Сергий в государстве, не имея при этом никаких полномочий. Не имел он и большой церковной власти. Сергий отказался от предложения митрополита Алексея стать его преемником. Отец Сергий попросил у владыки прощения и сказал, что в юности не носил золота, а «в старости особенно хочет в нищете жить».

Житие Сергия Радонежского рассказывает о чудесах, окружавших жизнь игумена и видимых только ближайшим его ученикам. Силу свою он черпал в близости к Богу. Однажды видели они, как некто в белом помогал Сергию служить литургию,- и старец открылся им, что давно уже, невидимый другим, помогает ему служить ангел. Видели они и чудесный огонь, сходящий во время служения на жертвенник. Согласно житию, три его ученика стали свидетелями явления Сергию Радонежскому самой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном, сказавшей, что его молитва услышана и процветет обитель Сергия. Подтверждая духовную силу Сергия Радонежского, рассказывает житие о многочисленных основанных учениками старца и с его благословления монастырях: о московском Спасо-Андронникове монастыре, первым игуменом которого стал по просьбе митрополита Алексея любимый ученик преподобного Андроник; о Симонове монастыре, основанном племянником и пострижеником Сергия Феодором; о построенном в честь победы над Мамаем, Успенском монастыре на реке Дубенке в московских пределах; о голутвинском Богоявленском монастыре, в который, умоленный Дмитрием Донским, Сергий дал в игумены своего ученика Григория; о Высоцком монастыре близ Серпухова, куда, по мольбе серпуховского князя пришел Сергий, благословил место, и оставил игуменом своего ученика, «мужа чудна» по имени Афанасий. Житие повествует, что предчувствуя кончину, старец избрал из братии себе преемника и умер в благочестивой беседе с братией, причастившись перед самой кончиной. Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы этого удивительного святого, пастыря, инока, ушедшего от мира и этим мир преобразившего.

Имя Сергия Радонежского из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Оно сохранило силу непосредственного нравственного впечатления. При имени Сергия народ вспоминает свое духовное возрождение, всегда обращается к нему в переломные, трудные моменты своей истории. Силу непосредственного нравственного впечатления несут и образы Сергея Радонежского, созданные древнерусским искусством.

Мое знание об этом чудесном пастыре делает мою жизнь светлее и чище. Не только в монастыре, но и в миру можно вести истинно духовную жизнь, совершать ежедневный духовный подвиг. У себя дома я тоже могу служить своим бабушке и дедушке, которые меня воспитывают. Ведь если даже Великий Сергий был «рабом» своих монахов, то что же мне гордиться? У меня мечта - я очень хочу когда-нибудь прикоснуться к святыням Троице- Сергиевой лавры.

Святой Николай Чудотворец.

А теперь я постараюсь прикоснуться к образу настолько любимому в народе, настолько почитаемому и строгому, настолько чудесному, что и имя ему Святой Николай Чудотворец. Святой Николай принадлежит к святым святителям, которые при жизни были святителями- епископами, митрополитами, занимавшими высшие должности в иерархии православной Церкви, и обрели святость в служении ей. Этот тип святости сложился тогда, когда христианская религия получала все более широкое распространение и прославлялись ее церковные иерархи, когда из гонимого учения христианство становилось главенствующей религией в Римской империи и широко распространилось за ее пределы.

Именно на это время приходится жизнь святого Николая. Он был свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла христианская церковь при императоре Константине Великом. Он был епископом в городе Миры Ликийские ( отсюда и его имя ), чудотворцем, т.е. творившим чудеса, угодником Божьим, как говорили о нем на Руси.

Все жития Николая-Чудотворца сходятся в том, что родился он в городе Патаре в Малой Азии у родителей достаточных, но не богатых: обладая истинным благочестием, они не гнались за большим богатством. Довольствовались необходимым. Николай был первым и единственным ребенком у своих родителей. Жития указывают на знаки, предрекавшие чудесную судьбу новорожденного: младенец встал в купели во время крещения, отказывался от материнского молока во время поста. Так он рос, усваивая добрые нравы частично от родителей, а частично, как тучная земля, сам порождал их и взращивал. Заметив достоинства ,ставшего юношей, Николая, архиерей города Мир рукополагает его в пресвитеры (священники), предсказав, что будет он «благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия».

И действительно, Николай, став священником, стяжает славу своей помощью бедным, благочестием, он посещает Святую землю, поклоняется Гробу Господню. Его, скромного, избегающего славы пресвитера, избирают епископом города Миры в Ликии, где он живет. В это время начинаются гонения на христиан, и Николая, не желающего отречься от своей веры, заточают в тюрьму. Но мирликийский епископ переживает своих гонителей. При его жизни воцаряется император Константин Великий, благоволивший к христианам, а затем сам принявший крещение. Николай выходит из заточения.

Но церкви, освободившейся от внешних гонений, грозила другая опасность – ересь (учение, противостоящее основному учению Церкви), связанная с именем священника Ария, отрицающая единство Троицы, равносущность Бога Сына Богу Отцу. И в городе Нике был собран собор, посвященный разбору арианской ереси, в котором принял участие и Николай Мирликийский. Жития рассказывают, что на соборе Николай твердо отстаивал единство Троицы, опровергал арианскую ересь. Николай, возмущенный словами Ария, дал ему пощечину. За это, хотя собор и отвергал положения Ария, Николая решено было лишить сана епископа. Но случилось чудо. Явившиеся Иисус Христос и Богородица вручили ему атрибуты епископского сана: Иисус Христос – Евангелие, а Богородица – омофор, часть епископского облачения.

Жития рассказывают о творимом святым Николаем добре, о свершенных ради людей с помощью обретенной Божьей благодати чудесах. В рассказах о свершенных святым Николаем добрых поступках твердо звучит мысль, очень мудрая для христианства: добро должно совершаться не в ожидании награды, не для удовлетворения самолюбия, а из подлинной любви к ближнему; лучше всего творить его безымянно, оставаясь неузнанным. А ни это ли духовный подвиг?

Жития нам ведают, что в Мирах, где жил Николай разорился один человек, прежде бывший вполне достаточным. Нищета его достигла таких пределов, что он решил трех своих дочерей, обладавших чудной красотой, сделать блудницами, чтобы они этим зарабатывали себе на хлеб. Замуж девушек по их бедности никто не брал. Узнавший об этом святой Николай трижды ночью подходил к дому этого человека и метал ему в окно узелки с золотом, быстро уходя, чтобы остаться неизвестным. Найденное золото помогло человеку спасти дочерей от блуда, выдать их замуж. Два раза он находил золото в своем доме под утро, а в третий раз сумел проследить ночью бросавшего в окно узелок святого Николая, к которому бросился с благодарностью. В ответ на его благодарность святой заповедал ему молчать о содеянном. А ведь в основном сделает кто- либо доброе дело и трезвонят на всю округу: «вот, мол какой я». Это значит, не от души человек помогает, а для виду. А поступать надо так, как наши добрые пастыри. Как ведь полезно читать жития святых, они всегда подадут пример доброго поступка, правильного отношения к своему же поступку.

В рассказах житий Николай выступает твердым и бесстрашным защитником невинно осужденных. В городе Миры правителем были несправедливо приговорены к смертной казне несколько мужей, ни в чем не повинных. Жители города в слезах пришли с этим известием к святому Николаю, и он, тогда уже старец, спросив их, где должна совершаться казнь, следует туда. Он успевает добраться к месту казни, когда приговоренные уже склонили головы, а жестокий палач занес меч. Святой ничего не сказал на это «дерзкого и злого», а подбежал к палачу и, напрягая силы, вырвал у него меч, бросил его на землю и освободил приговоренных. Никто из присутствующих, как говорит повествователь, «не восприпятствовал его самовластному поступку, так как все знали его великую добродетель и чтили любовь к справедливости». С его поступком не только согласился, но и принес ему покаяние правитель Евстафий, который будучи подкупленным, осудил невинных.

Из рассказов о жизни святителя Николая я узнал, что он помогал и пленникам. У христианина по имени Агрик сарацины угоняют в плен сына, мальчика Василия. По молитве Николая мальчик чудесно возвращается, святой вводит его вновь под отчий кров, в родную семью. Святой Николай выступает защитником людей от бесов, от разбушевавшейся стихии, особенно страшной для людей стихии водной. Еще в молодые годы святой Николай отправляется в Палестину, чтобы поклониться Гробу Господню. А по дороге на корабле, который ведут ничего не ведающие моряки, он видит беса, который перерубил матчу и канаты. После этого святой пророчествует трудный путь. Действительно, подымается страшная буря, и в страхе обращаются к святому Николаю моряки, сумевшему предсказать бедствие. Он успокаивает их, и вскоре наступает великая тишь, за которую путники благодарят Бога и его слугу святого Николая. Наслышанные о его помощи моряки, попавшие в ужасную бурю, обращаются к нему с молитвой, и он является на их корабле и спасает всех. Он спасает тонущего юношу по имени Димитрос. Есть специальный рассказ «Чудо о корабельщиках» - о том, как сброшенные разбойники с корабля корабельщики по молитве святого Николая спаслись, их «исплюнула» на остров заглотнувшая их огромная рыба.

Жития повествуют, что уже при жизни облик святого Николая говорил о его святости, указывал на на свершившееся в нем преображение. «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божьей. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева (по Библии, лик Моисея просиял после того, как он получил от Бога скрижали Завета).

Святость мирликийского епископа, согласно житиям, подтверждает и его смерть. Когда пришло ему время умирать, он распевал отходные песнопения и радостно ждал отшествия в мир иной. Когда тело его было принесено в городской храм, оно стало источать миро; и после его смерти на могиле происходили исцеления.

Известные на Руси жития упоминают и событие, свершившееся через несколько столетий после смерти святого. Малая Азия, в том числе и город Миры, где был погребен святой Николай, в 8 веке были завоеваны арабами- мусульманами. И в 1087 году итальянским купцам удалось перевезти останки святого – его мощи в христианскую землю, а Италию, где они были погребены в соборе города Бари, и где им до сих воздается должное почитание.

Широкую народную любовь обрел святой Николай-Чудотворец на Руси, многочисленны здесь его храмы. И в этой любви, в глубоком постижении личности мудрого и кроткого Чудотворца из Мир Ликийских большую роль сыграли его глубокие, яркие образы, созданные древнерусским искусством.

Иконы святого Николая на Руси высоко чтились, о некоторых из них создавались сказания. Возникали своеобразные литературные произведения. Так, был любим рассказ о «Николае Зарайском»- древнем, привезенном из греческого города Корсунь образе, при котором «зразилась», самоубилась вдова убитого татарами рязанского князя. Или, например, почиталась икона « Николы Великорецкого»- по широко распространенной легенде она чудесно явилась на реке Великой.

В память святого Николая было установлено два праздника: 6(19) декабря в честь его преставления – кончины. Этот праздник по-русски обычно называют «Никола зимний».

9 (22) мая, в честь перенесения его мощей в «Бар-град» - праздник называется «Никола Вешний» В песнопениях этих праздников в формы ясные и точные отлилось то, что рассказали жития о святом. «Правилом веры и образом кротости» именуют песнопения святого Николая, называя его «скорым в помощах» угодником Божьим. Я очень уважаю святого Николая Чудотворца. Очень люблю молиться ему. Ведь он также как и Сергий Радонежский помогает во всех наших делах.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

В начале 4 века, при императоре Константине Великом, прекратились преследования, общины верующих воссоединились во Вселенскую церковь. В эту пору строились первые христианские храмы, слагались молитвы и песнопения. Правители и полководцы шли теперь к христианским епископам за советом и благословлением. Для пастырей той эпохи подвиг мученичества сменился подвигом долгого и неустанного труда. Они должны были стать образом и образцом чистоты, честности, трудолюбия для сотен людей, вчерашних язычников, новых христиан, - что шли в белых одеждах принять крещение… Величайших пастырей той эпохи мы называем Отцами и Учителями Церкви

Большое впечатление произвели на меня рассказы из жизнеописаний о трех святителях - Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Это величайшие христианские святые, святые святители, иерархи церкви, обретшие святость как ее служители.

Все три святителя жили в 4 веке новой эры, во времена, когда христианство обретало положение господствующего вероучения, и все трое прославились глубоким вкладом в развитие этого вероучения, укреплением положения Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст входят в число святых, которых также называют отцами Церкви. О жизни всех трех святителей сохранились достоверные, восходящие к самым разным историческим источникам сведениям. Принадлежавшие к одному времени, прославившиеся на одном поприще, они и в судьбах своих имеют много общего.

Святитель Василий, еще при жизни прозванный Великим, молоазиайский грек, родился около 330 г. В Кессарии Каппадокийской в родовитой семье и получил хорошее греческое образование. Он учился в Константинополе, а затем в Афинах; вернувшись на родину, был ритором, писал судебные речи. Но затем в жизни его случился перелом, который характерен для многих его современников: он принял крещение. Приняв крещение, Василий Великий объехал существовавшие уже к тому времени монастыри Египта и Сирии, приобщился к тем формам аскетизма, духовного труда и внутреннего самосовершенствования, которые выработало монашество, и сам основал монашескую общину в Малой Азии. Василий Великий соединил свои познания философии, ее методику с вопросами христианского богословия. Со временем Василий Великий становится епископом Кессарии. Облеченный этим саном, он много делает для своей епархии, разворачивает грандиозное строительство благотворительных учреждений. Но еще больше, может быть, делая для всей Церкви в целом. В это время возникшая в ней арианская ересь грозила нарушить столь важное для христианского вероучения представление о единстве Троицы, вносила пагубный раскол. Всю силу своего ума, своей философской и богословской образованности направил Василий Великий на опровержении ереси. Василий Великий оставил огромное литературное наследие, интерес к которому был очень велик, как в средневековье так и в наше время. Его главное творение – это создание чина литургии. Литургия (та главная служба христианской церкви, центром которой является таинство причастия), как считалось, была основана самим Иисусом Христом, причастившим апостолов во время Тайной вечери благословенным хлебом и вином. Эти причащения повторялись на трапезах первых христиан, сопровождаясь чтением отрывков из Ветхого и Нового Завета, молитвами, пением псалмов. Василий Великий облек свое творение в письменную форму, и «Литургия Василия Великого» в главных чертах сохранилась до наших дней. Василий после крещения отправился в странствие, был в Египте, Палестине, Месопотамии. Вернувшись на родину. Он основал монашескую обитель в лесах, среди гор, возле чистой реки Ирис. Он молился и писал, читал древних мудрецов, корчевал леса вокруг обители. Разбивал на берегах реки Ирис плодоносные сады. Но уединение стало тяготить его, потому что Василий понимал – среди людей он сможет сделать больше доброго. Вскорости он стал епископом города Кесарии. В ту пору епископ получил родительское наследство. И скоро остался неимущим, потому что выстроил на все деньги больницы, приюты для сирот, странноприимные дома. И никогда не спрашивали служители странноприимных домов, больниц, приютов, кто к ним пришел за помощью и исцелением: христианин, язычник, иудей. Помогали всем равно, с любовью. Так повелел епископ Василий.

Святитель Григорий Богослов, родившийся в 329г. В Назианзе в Малой Азии, был другом Василия Великого. Они одновременно изучали философию в Афинах, так же как Василий Великий, Григорий Богослов принял крещение, так же соединил философскую эрудицию с требованиями и задачами принятого им вероучения. Он принял епископский сан, и его труд был направлен на борьбу с арианской ересью, тем самым на созидание единства Церкви. В произведениях прозаических и поэтических раскрывал он суть православного учения о Боге, за что и наречен Богословом. Василий Великий и Григорий Богослов оба росли в знатных, почитаемых семьях. Оба были воспитаны в христианской вере. Оба получили блестящее образование в Афинах – великом городе поэтов, философов и художников. Их школьная дружба стала дружбой на всю жизнь. Они были очень разными людьми: властный, деятельный, суровый Василий и задумчивый Григорий, тихий стихотворец. Но тем более любили и уважали друг друга, понимая: у каждого человека свой склад души, свой дар, своя часть общего духовного подвига подтверждения веры и строительства Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст принадлежал по существу той же эпохе, хотя и был несколько моложе Василия Великого и Григория Богослова: он родился около 350г. Получивший также блестящее образование, специально изучавший ораторское искусство и преуспевший в нем, он, по выражению его наставника в этом искусстве, был «похищен христианством». После изучения ораторского искусства Иоанн Златоуст занимается у лучших знатоков христианского богословия, а затем отправляется в расположенные в пустыне монастыри. Вернувшись и получив сан, он стяжает известность своими трудами по толкованию Священного Писания и своими проповедями. В этих проповедях, исторгавших слёзы у слушателей, Иоанн Златоуст много внимания уделял тем отношениям, которые складываются между людьми на основе христианства, отношениям им внутри семьи, и вне её; развивал в них мысли о человеческом равенстве перед Богом. Со временем Иоанн Златоуст становится константинопольским патриархом. Записанные слушателями-«скорописцами» проповеди Иоанна, как и многие другие его письменные произведения, остались в веках, заслужив ему у потомков имя Златоуста. Прославило Иоанна Златоуста и то, что он продолжил труд Василия Великого по созданию литургии. Несколько сократив чин, написанный Василием Великим, он написал свой вариант литургии, которая под именем Литургии Иоанна Златоуста до сих пор является наиболее часто употребляемой литургией православной церкви. Великое множество трудов оставил после себя Иоанн Златоуст. Часто говорил святитель о таком грехе, как гнев: «В гневе мы безрассудству предаемся, наносим нередко тяжкие раны сердцу ближнего, и Бога прогневляем, и своему здоровью вредим. Да и мало ли вообще зла от гнева?» Иоанн Златоуст учит, как уберечься от гнева и как усиленно кротости учиться. А для этого должны чаще обращаться к святым и у них учиться от гнева отставать и кротости навыкать. Золотые слова говорит Иоанн Златоуст о том, что гнев имеет свойство, что если человек его в себе не укрощает, то он все более и более разгорается. И наоборот, когда к огню дров не подкладывать, то он скоро прекращается, как и гнев. Самые лучшие уроки дают нам великие святые, своей жизнью, своим духовным подвигом

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были канонизированы Церковью как святые, признаны стяжавшими благодать своими трудами по христианскому просвещению, укреплению Церкви. Были написаны их жития, учреждены в их честь праздники, посвященные каждому из них, и праздник, посвященный им всем троим. По преданию, он возник после того, как в церковных кругах начали спорить о том, кто из трёх святителей более важен. В чудесном явлении, которое было одному из спорящих иерархов, было подтверждено, что три святителя равны друг другу, что равно своими трудами служили они Богу. Всех троих «просвещающих землю своим божественным осиянием», прославляет посвященная им служба, чтит православный мир.

Образы Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста появляются на Руси сразу после принятия христианства. Их изображения есть уже в мозаиках Св. Софии Киевской. Они изображены здесь с Евангелиями в руках, в святительских одеждах, указывающих на тип их святости, на то, чем было прославившее их земное служение.

Заключение

На примере земной жизни этих великих духовных пастырей можно сделать заключение, что духовный подвиг, который совершили великие святые, делает их настолько приближенными к Богу, что и после своей смерти они молятся за нас всех, заступаются за нас перед Богом. Но и мы сами должны чтить своих духовных пастырей, помнить о них, славить их в дни их праздников, и тогда они обязательно наставят и на путь истинный, и помогут в учении, и во всех добрых делах. Но надо помнить, что наши духовные пастыри всегда наставляли молиться за своих ближних. Эта молитва всегда считалась важной, ведь за других молиться очень тяжело, скорее просят Бога, чтоб Он помог именно себе. Да, много мыслей возникает при прочтении житии. Я восхищаюсь, преклоняюсь перед духовными подвигами преподобных. Знание об этих чудесных людях поможет мне на моем жизненном пути. Я верю.

Список используемой литературы.


  1. Святое Евангелие. М.: Советский писатель, 1990.

  2. Воздвиженский П. Моя первая Священная История. – СПб.- М.:1993.

  3. Детская библия. М.: Астрель, 2003.

  4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. М.: МИРОС. 1992. – 256с.: ил.

  5. Подвиг в миру. Размышления подвижников благочестия и советы святых отцов о благоустроении жизни христианина по спасительным заповедям Божьим. М.:2002.

  6. Житие и жизнь Сергия Радонежского: Сб./ сост. В.В. Колосова.-М.: Современная Россия, 1991.

  7. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.- Воронеж: НПО, 1999.-64с.


8. Родина. 1992, №5. с.8 – 11., с.36 – 44.

9. Духовно-нравственное воспитание. 2007г. №1-6, 2008г. №1

10.Ладомир: Книга для чтения по православной культуре. Том 2./ Авторы-сост. А.Е. Шишкин, Н.П. Шишкина.- Самара: ООО «Книга».2004.-498с.

Оглавление:

1.Введение. Образ Христа – пример духовного подвига.

2.Духовный подвиг Отцов Церкви:

Сергий Радонежский

Николай Чудотворец

Василий Великий, Григорий Богослов. Иоанн Златоуст.

3.Заключение.

4.Приложения. Иллюстративный материал.

Тезисы
У нас есть Великий Учитель, а имя ему Иисус. Он называет себя пастырем и говорит: «Я есмь пастырь добрый». Поэтому, раскрывая образы духовных пастырей, я на первое место ставлю нашего сына Божьего Иисуса Христа. Все человечество нуждается в Иисусе Христе. Для нашего поколения очень важен образ высочайшего жизненного идеала, образец мудрости, святости. Наш Великий Учитель вручил нам великие заповеди. И если мы будем ходить по верным, проторенным путям, мы спасем себя и от неверных поступков, и ото лжи, и от лицемерия. Наш Великий Пастырь изобрел духовные лекарства в интересах их здоровья и спасения. Пример жизни Христа настолько значим и велик, что ставит на этот путь людей, которые искренне верят во Христа, уподобляются его образу жизни. Эти люди совершили свой духовный подвиг. Вот о них я бы и хотел рассказать, поделиться своими мыслями и впечатлениями, узнав о великих деяниях Великих Святых.

Отца Сергия называет Преподобным потому, что путь его к святости прошел через монашеское служение, во многом был подобен пути Иисуса Христа. После кончины родителей, следуя завету Христа: « Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах» Сергий оставил свое имущество, дом и ушел в уединение, в лесную глушь. В испытаниях физических и духовных укрепляется Сергий.

И все тяготы этой жизни не просто делил с братьями Сергий, но, «служил братии» как некий купленный раб: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил.

Сергий ввел в монастыре древний, известный домонгольской Руси, но забытый после нашествия устав, который предписывал «ничего своим не звати… но все обща имети». Монастырь, сам терпевший во многом нужду, принимал нищих, убогих, больных, и чудесными исцелениями прославился его игумен.

Великим событием стало благословление Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Основаны учениками старца с его благословления монастыри: московский Спасо-Андронников, Симонов монастырь, Успенский монастырь. Имя Сергия Радонежского из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа.

Святой Николай принадлежит к святым святителям, которые при жизни были святителями- епископами, митрополитами, занимавшими высшие должности в иерархии православной Церкви, и обрели святость в служении ей, он был свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла христианская церковь при императоре Константине Великом. Он был епископом в городе Миры Ликийские (отсюда и его имя), чудотворцем, т.е. творившим чудеса, угодником Божьим, как говорили о нем на Руси.

Церкви, освободившейся от внешних гонений, грозила другая опасность – ересь (учение, противостоящее основному учению Церкви), связанная с именем священника Ария, отрицающая единство Троицы, равносущность Бога Сына Богу Отцу. И в городе Нике был собран собор, посвященный разбору арианской ереси, в котором принял участие и Николай Мирликийский. На соборе Николай твердо отстаивал единство Троицы, опровергал арианскую ересь.

Жития рассказывают о творимом святым Николаем добре, о свершенных ради людей с помощью обретенной Божьей благодати чудесах. В рассказах о свершенных святым Николаем добрых поступках твердо звучит мысль, очень мудрая для христианства: добро должно совершаться не в ожидании награды, не для удовлетворения самолюбия, а из подлинной любви к ближнему; лучше всего творить его безымянно, оставаясь неузнанным. А ни это ли духовный подвиг?

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - Это величайшие христианские святые, святые святители, иерархи церкви, обретшие святость как ее служители.

Все три святителя жили в 4 веке новой эры, во времена, когда христианство обретало положение господствующего вероучения, и все трое прославились глубоким вкладом в развитие этого вероучения, укреплением положения Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст входят в число святых, которых также называют отцами Церкви. О жизни всех трех святителей сохранились достоверные, восходящие к самым разным историческим источникам сведениям. Принадлежавшие к одному времени, прославившиеся на одном поприще, они и в судьбах своих имеют много общего.


Ф.И.О.(полностью) Кузнецов Александр Сергеевич
Место учебы (класс, школа, район) 8 А, МОУ СОШ№2 г. Нефтегорска
Ф.И.О. научного руководителя Пожидаева Мария Николаевна. Библиотекарь

МОУ СОШ №2 г. Нефтегорска.
Тема доклада «Духовный подвиг Отцов Церкви»
Почтовый адрес, телефон 446600 г. Нефтегорск. Самарская обл. Школьн

ая,9. МОУ СОШ № 2. 8 846 70 21719

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат реферат iconКак писать реферат реферат
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до...
Реферат реферат iconРеферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать»
Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении какого-либо учебного курса является реферат
Реферат реферат iconРеферат Основные требования к реферату
Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе...
Реферат реферат iconРеферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам...
Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем
Реферат реферат iconРеферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам...
Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем
Реферат реферат iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»
Реферат реферат iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»
Реферат реферат iconРекомендации по написанию реферата реферат
Реферат должен быть составлен так, чтобы, ознакомившись с ним, можно было бы получить чёткое и ясное представление о содержании реферируемого...
Реферат реферат iconАвтономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
Поступающий в аспирантуру представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре научных специальностей,...
Реферат реферат iconУчебный реферат реферат
Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение,...
Реферат реферат icon1. Назначение и область применения
Поступающий в аспирантуру (далее – претендент) представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре...
Реферат реферат iconРеферат а реферат по дисциплине «История и философия науки»
Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по...
Реферат реферат iconРеферат а реферат по дисциплине «История и философия науки»
Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по...
Реферат реферат iconШкольный реферат: каким он должен быть?
Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием...
Реферат реферат iconПамятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат
Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на...
Реферат реферат iconРеферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов...
Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск