Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика»





НазваниеУчебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика»
страница1/4
Дата публикации30.03.2015
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»


Учебно-методический комплекс

Дисциплины

«Когнитивная лингвистика»


Направление: 031100 Лингвистика (магистратура)

Профиль 031115 Социолингвистика


Факультет филологический

Кафедра русского языка

магистратура

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

доц. Ерофеева Е.А.

Решение заседания

кафедры

Протокол № _1_

«__13_» ____августа_______2013г.
Составитель:

к.ф.н., доц. Феоктистова А.Б.


Москва, 2013

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«__13_» ____августа_______2013_г.

Рабочая программа дисциплины

«Когнитивная лингвистика»
Магистратура
Направление: 031100 Лингвистика

Профиль 031115 Социолингвистика

Составитель:

к.ф.н., доц. Феоктистова А.Б.

Москва-2013
Введение. Основное содержание программы
Пояснительная записка

Язык/речь на современном этапе – предмет интереса не только с точки зрения имеющих место структурно-системных отношений и их понимания/восприятия носителями языка и изучающими его как неродной, иностранный. В результате смены предмета, объекта исследовательского интереса меняется парадигма научных, в том числе лингвистических, социолингвистических исследований. Как собственно антропологическая парадигма, так и методы, принципы работы в её рамках отечественными и зарубежными исследователями понимаются и интерпретируются по-разному.

Современный магистрант должен иметь представление не только о классических традициях лингвистических исследований, но и о современных

теориях, концепциях, методах и принципах современных лингвистических исследований, изучению единиц языка, языковых явлений и процессов.

Данный курс по выбору при взаимодействии с общепрофессиональ-ными дисциплинами призван углубить лингвистические знания магистран-тов, проиллюстрировать действие социокультурных, этнокультурных факторов функционирования языка.

Основные цели и задачи курса
Цель: дать студентам представление о когнитивной лингвистике, современном её состоянии и перспективах развития.

Задачи: уметь видеть общие проблемы разных наук с позиций когнитивного подхода. В процессе освоение курса студент должен

знать – о связи языка и мышления,

- о взаимосвязи, взаимообусловленности процессов

понимания/интерпретации,

- основные направления когнитивной лингвистики,

- основные термины дисциплины,

- способы отражения ментальных процессов в языке, их описание,

моделирование.

уметь – проблемно мыслить,

- по-новому тематизировать предметное поле исследования, изучения,

- осуществлять когнитивно-ориентированные проекты со студентами,

специализирующимися в других областях.

владеть – навыками осознанного подхода к выбору исследовательских

стратегий,

- навыками установления междисциплинарных связей на основе

определенных методологических и теоретических предпосылок.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Содержательное наполнение дисциплины опирается на знания, полученные студентами на уровне обучения по лингвистическим дисциплинам по системе магистратуры: курс современного русского языка, истории русского языка, этнолингвистики, лингвокультурологии.

Основное содержание курса предлагается в виде лекций. На практические занятия, проводимые в форме семинаров, выносятся темы частного характера, дополняющие лекционный курс. Семинары предполагают подготовку докладов студентами, их обсуждение и обобщение темы преподавателем.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический

Магистратура по направлению Лингвистика

Когнитивная лингвистика

Лекции

10

44

4

Практические/семинарские

6

4

Лабораторные










Консультации










Курсовые










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен

Зачет

Государственный экзамен



4






4
4



Общий объем часов по дисциплине

16

44

60

Содержание дисциплины

1. Содержание разделов дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Тематический план

лекц.

практ

1.

Когнитивная лингвистика как наука

2




2.

Исследование процессов продуцирования и понимания в языке




2

3.

Исследование типов понятийных структур и их языковых соответствий.




2

4

Исследование когнитивно-семантических суперкатегорий.

2







Представление о человеке в сознании и в языке

2




5.

Основные направления когнитивной лингвистики

2




6.

Коммуникативно-когнитивная прагматика. Прагматика. Теория дискурса

2

2




Итого:

10

6




  1. Содержание разделов дисциплины

Тематический план лекций

I. Вводная часть

1. Предмет, объект, задачи когнитивной науки, лингвистических теорий с позиций когнитивной лингвистики.

2. Разделы когнитивной лингвистики

II. Исследование процессов продуцирования и понимании в языке

1. Исследование типов понятийных структур и их языковых соответст-

вий.

    1. Исследование когнитивно-семантических суперкатегорий.


III. Исследование типов понятийных структур и их языковых соответст-

вий.

1.Представление о человеке в сознании и в языке.

    1. Коммуникативно-когнитивная прагматика.



Основные понятия (глоссарий)


Знание. Информация. Когнитивная деятельность. Когниция. Категоризация.

Концепт. Концептуальная сфера. Репрезентация. Ментальный процесс. Фрейм. Слот. Узел. Сеть. Скрипт. Сценарий. Когнитивная метафора. Катего-ризация. Концептуализация.
2. Тематические план практических занятий

Занятие 1-2

Тема:

Когнитивная лингвистика. Исследование

процессов продуцирования и понимания

в языке

Темы докладов

1) антропологическая парадигма исследований и её специфика.

2) специфика когнитивного подхода к изучению языковых явлений. История возникновения и развития когнитивной лингвистики. Понятие фрейма.

3) концепт. Прототип. Направления когнитивной лингвистики. Экспериментальный подход современной теоретической лингвистики.

Литература

10. Chomsky N. Barriers. – Cambr. (Mass.); L.: MIT, 1986.

11. Cook W.A.S. Case grammar theory, 1982 // S. Hattori, K. Inoue eds. Proc. of the XIIIth International Congress of Linguists, August 29 – September 4, 1982, Tokyo. – Tokyo: Gakushuin U., 1983. 854-856.

12. Croft W. Grammatical relations vs. thematic roles as universals // CLS 1983, v.19: 76-94.

13.Croft W. Syntactic categories and grammatical relations: The cognitive organization of information. – Chicago; L.: U. of Chicago, 1991.

Занятие 3

Тема:

Коммуникативно-когнитивная прагматика

Темы докладов

  1. Речевое действие. 2)«Теория речевых актов». Действия и намерения. Направления исследований дискурса.

  2. теория речевых актов, 3)интеракциональная социолингвистика, этнография коммуникации, 4)прагматика.


Литература

Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в среде словообразования//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М., 2002. –Т.61, №1.

16. Рахилина Е. В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики// Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М.,2000. – Т.59, №3. –С.3-15.

17. Селиверстова О. Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки//Вопросы языкознания.- М., 2002. -№6.-С.12-26.

18. Чейф У. Л. Данное, контрастивность, определённость, подлежащее, топики и точка зрения. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XI. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. –М., 1982.

19. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981.

20. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. – М.: Наука, 1987.

21.Филлмор Ч. Дело о падеже / Пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая семантика. – М.: Прогресс, 1981. Вып.10. С.369-495.

22. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 1992.
Примерные вопросы к зачету

  1. Когнитивная лингвистика как наука. Антропологическая парадигма исследований и её специфика. Предмет, объект, задачи когнитивной лингвистики.

2. История возникновения и развития когнитивной лингвистики. Этапы

формирования когнитивной лингвистики.

  1. Понятие фрейма.

  2. Направления когнитивной лингвистики.

  3. Фреймовый подход к языку. Понятие фрейма.

  4. Разделы когнитивной лингвистики.

  5. Концептуальная организация: концептуализация, категоризация, метафора, рамочная семантика, иконичность.

  6. Когнитивная поэтика

  7. Исследование принципов языковой категоризации. Идеи Дж.Лакоффа и М.Джонсона. Теория «базовой метафоры».

  8. Понимание. Интерпретация. Категоризация. Концептуализация.

  9. Концептуальное структурирование представлений действительности.

  10. Распределение внимания. Фокус внимания (интереса). Фон и фигура.

  11. Понятие и его категории с позиций когнитивной лингвистики.

  12. Теории Р.Джэкендоффа и Р.Лэнекера.

  13. «Внешний мир». «Внутренний мир».

16. Базовые метафоры. Базовый список метафор. Метафора

как инструмент осмысления новых понятийных сфер.

  1. Изучение когнитивных процессов, связанных с эмоциональной

сферой человека.

18. «Экстралингвистические» факторы в языке.

19. «Теория речевых актов».

20. Коммуникативный процесс и его аспекты.
Учебно-методическое обеспечение: список основной и дополнительной литературы
Рекомендуемая литература

Основная

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. – М., «Языки русской культуры», 1999. - 896с

2. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М., 1997. – Т.56, №1.- С. 11-21.

3. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия // Д. Беркли. Сочинения. – М.: Мысль, 1978. С.149-246.

4. Демьянков В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

5. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода// Вопросы языкознания. – М., 1994. -№4.-С.17-33.

6. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. – М., «Прогресс», 1989. -312с.

7. Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике//Общее языкознание и теория грамматики. – Спб.,1998.

8. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 1992.

9. Кравченко А. В. Когнитивная лингвистика и новая эпистемология//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М., 2001. –Т.60, №5. –С.3-13.

10. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем//Язык и структуры представления знаний. – М., 1992. – С.4-38.

11. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в языке//Структуры представления знаний в языке. – М., 19941.- С.5-31.

12. Кубрякова Е. С. Парадигма научного знания в лингвистике и её современный статус//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М.,19942. –Т.53, №2. –С.3-15.

13. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука//Вопросы языкознания. – М., 19943. -№4.-С.34-47.

14. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения //Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М.,1997. – С.150.

15. Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в среде словообразования//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М., 2002. –Т.61, №1.

16. Рахилина Е. В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики// Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М.,2000. – Т.59, №3. –С.3-15.

17. Селиверстова О. Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки//Вопросы языкознания.- М., 2002. -№6.-С.12-26.

18. Чейф У. Л. Данное, контрастивность, определённость, подлежащее, топики и точка зрения. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XI. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. –М., 1982.

19. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981.

20. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. – М.: Наука, 1987.

21.Филлмор Ч. Дело о падеже / Пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая семантика. – М.: Прогресс, 1981. Вып.10. С.369-495.

22. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 1992.

23. Кравченко А. В. Когнитивная лингвистика и новая эпистемология//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М., 2001. –Т.60, №5. –С.3-13.

24. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем//Язык и структуры представления знаний. – М., 1992. – С.4-38.

25. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в языке//Структуры представления знаний в языке. – М., 19941.- С.5-31.

26. Кубрякова Е. С. Парадигма научного знания в лингвистике и её современный статус//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М.,19942. –Т.53, №2. –С.3-15.

27. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука//Вопросы языкознания. – М., 19943. -№4.-С.34-47.

28. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения //Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М.,1997. – С.150.

29. Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в среде словообразования//Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М., 2002. –Т.61, №1.

30. Рахилина Е. В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики// Изв.РАН.Серия литературы и языка. – М.,2000. – Т.59, №3. –С.3-15.

31. Селиверстова О. Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки//Вопросы языкознания.- М., 2002. -№6.-С.12-26.

32. Чейф У. Л. Данное, контрастивность, определённость, подлежащее, топики и точка зрения. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XI.

33. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. –М., 1982.

Дополнительная

Шрейдер Ю.А. Сложные системы и космологические принципы. – В кн.: Системные исследования. Ежегодник. М., 1976 (краткое популярное изложение: Шрейдер Ю.А. Эвристика, или 44 способа познать мир. – Химия и жизнь, 1979, № 1)
Шенк Р. и др. Обработка концептуальной информации. М., 1980
Чейф У.Л. 1982. Данное, контрастивность, определенность, подлежащее, топики и точка зрения. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XI. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. М., 1982
Прикладная лингвистика. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XII. М., 1983
Герасимов В.И. 1985 – К становлению «когнитивной грамматики». – В кн.: Современные зарубежные грамматические теории. М., 1985
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
Когнитивные аспекты языка. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXIII. М., 1988
Сергеев В.М. Искусственный интеллект: опыт философского осмысления. Будущее искусственного интеллекта. М., 1991
Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1992
Язык и интеллект. М., 1995
Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996
Паршин П.Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике XX века. – Вопросы языкознания, 1996, № 2
Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики. – Известия РАН. Сер. литературы и языка, т. 56, 1997, №1
Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике. – В сб.: Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Под ред. А.А.Кибрика, И.М.Кобозевой и И.А.Секериной. М, 1997
Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: история, персоналии, идеи, результаты. – Семиотика и информатика, вып. 36. М., 1998
Талми Л. Отношение грамматики к познанию. – Вестник МГУ, сер. 9. Филология.1999, №1

1. Albersnagel F.A. Cognition, emotion and depressive behavior: From learned helplessness theory to accessibility of cognitions theory. – Groningen: Rijksuniversiteit Groningen, 1987.

2. Arbib M.A. In search of the person: Philosophical explorations in cognitive science. – Amherst: U. of Mass., 1985.

3. Aylwin S. Structure in thought and feeling. – L.; N.Y.: Methuen, 1985.

4. Bechtel W. Philosophy of mind: an overview for cognitive science. – Hillsdale (N.J.) etc.: Erlbaum, 1988.

5. Bedell G. The arguments about deep structure // Lg. 1974, v.50, N 3: 423-445.

6. Bruner J.S. Acts of meaning. – Cambr. (Mass.); L.: Harvard UP, 1990.

7. Bühler A. Die Logik kognitiver Sätze: Über logische Grundlagen der Argumentation in den Geistes- und Sozialwissenschaften. – B.: Duncker & Humblot, 1983.

8. Carroll J.M. On fallen horses racing past barns // C.S. Masek ed. Papers from the parasession on language and behavior. – Chicago (Ill.): U. of Chicago Press, 1981. 9-19.

9. Chomsky N. Language and mind. – Enlarged ed-n. – N.Y. etc.: Harcourt Brace Jovanovich, 1972.

10. Chomsky N. Barriers. – Cambr. (Mass.); L.: MIT, 1986.

11. Cook W.A.S. Case grammar theory, 1982 // S. Hattori, K. Inoue eds. Proc. of the XIIIth International Congress of Linguists, August 29 – September 4, 1982, Tokyo. – Tokyo: Gakushuin U., 1983. 854-856.

12. Croft W. Grammatical relations vs. thematic roles as universals // CLS 1983, v.19: 76-94.

13.Croft W. Syntactic categories and grammatical relations: The cognitive organization of information. – Chicago; L.: U. of Chicago, 1991.

14. Daneš F. Cognition and emotion in discourse interaction: A preliminary survey of the field // W. Bahner, J.V.D. Schildt eds. Proceedings of the Fourteenth International Congress of Linguists: Berlin (GDR), August 10 – August 15, 1987. – B.: Akademie, 1990. 168-179.

15. Devitt M. A narrow representational theory of the mind // Mind and cognition: A reader / Edit. by W.G.Lycan. – Oxford: Blackwell, 1990. P.371-398.

1977

16. Linguistic gestalts // CLS 1977, v. 13, 236-287.

17. Lakoff G. Categories: An essay in cognitive linguistics // LiM ed. Linguistics in the morning calm: Selected papers from the SICOL-1981. – Seoul: Hanship, 1982. 139-193.

18. Lakoff G. Women, fire, and dangerous things: What categories reveal about the mind. – Chicago; L.: U. of Chicago, 1987.

19. Lakoff G., Thompson H. Introducing cognitive grammar // BLS 1975, v.1: 295-313.

20. Langacker R.W. The form and meaning of the English auxiliary // Lg. 1978, v.54, N 4: 853-882.

21. Langacker R.W. Space grammar, analysability, and the English passive // Lg. 1982, v.58, N 1: 22-80.

22. Langacker R.W. Foundations of cognitive grammar: V.1: Theoretical prerequisites. – Stanford (California): Stanford UP, 1987.

23. Langacker R.W. An overview of cognitive grammar // B. Rudzka-Ostyn ed. Topics in cognitive linguistics. – A.; Ph.: Benjamins, 1988. 3-48.

24. Le Pan D.The cognitive revolution in Western culture: V.1. The birth of expectation. – Houndmills; L.: Macmillan, 1989.

25. Eckardt B. von. What is cognitive science? – Cambridge(Mass.), 1993

26. Felix S. W., Kanngiesser S., Rickheit G. Vorwort//Sprache und Wissen: Studien zur Kognitiven Linguistik. – Opladen, 1990. –S.1-3.

1. Albersnagel F.A. Cognition, emotion and depressive behavior: From learned helplessness theory to accessibility of cognitions theory. – Groningen: Rijksuniversiteit Groningen, 1987.

2. Arbib M.A. In search of the person: Philosophical explorations in cognitive science. – Amherst: U. of Mass., 1985.

3. Aylwin S. Structure in thought and feeling. – L.; N.Y.: Methuen, 1985.

4. Bechtel W. Philosophy of mind: an overview for cognitive science. – Hillsdale (N.J.) etc.: Erlbaum, 1988.

5. Bedell G. The arguments about deep structure // Lg. 1974, v.50, N 3: 423-445.

6. Bruner J.S. Acts of meaning. – Cambr. (Mass.); L.: Harvard UP, 1990.

7. Bühler A. Die Logik kognitiver Sätze: Über logische Grundlagen der Argumentation in den Geistes- und Sozialwissenschaften. – B.: Duncker & Humblot, 1983.

8. Carroll J.M. On fallen horses racing past barns // C.S. Masek ed. Papers from the parasession on language and behavior. – Chicago (Ill.): U. of Chicago Press, 1981. 9-19.

9. Chomsky N. Language and mind. – Enlarged ed-n. – N.Y. etc.: Harcourt Brace Jovanovich, 1972.

10. Chomsky N. Barriers. – Cambr. (Mass.); L.: MIT, 1986.

11. Cook W.A.S. Case grammar theory, 1982 // S. Hattori, K. Inoue eds. Proc. of the XIIIth International Congress of Linguists, August 29 – September 4, 1982, Tokyo. – Tokyo: Gakushuin U., 1983. 854-856.

12. Croft W. Grammatical relations vs. thematic roles as universals // CLS 1983, v.19: 76-94.

13.Croft W. Syntactic categories and grammatical relations: The cognitive organization of information. – Chicago; L.: U. of Chicago, 1991.

14. Daneš F. Cognition and emotion in discourse interaction: A preliminary survey of the field // W. Bahner, J.V.D. Schildt eds. Proceedings of the Fourteenth International Congress of Linguists: Berlin (GDR), August 10 – August 15, 1987. – B.: Akademie, 1990. 168-179.

15. Devitt M. A narrow representational theory of the mind // Mind and cognition: A reader / Edit. by W.G.Lycan. – Oxford: Blackwell, 1990. P.371-398.

16. Linguistic gestalts // CLS 1977, v. 13, 236-287.

17. Lakoff G. Categories: An essay in cognitive linguistics // LiM ed. Linguistics in the morning calm: Selected papers from the SICOL-1981. – Seoul: Hanship, 1982. 139-193.

18. Lakoff G. Women, fire, and dangerous things: What categories reveal about the mind. – Chicago; L.: U. of Chicago, 1987.

19. Lakoff G., Thompson H. Introducing cognitive grammar // BLS 1975, v.1: 295-313.

20. Langacker R.W. The form and meaning of the English auxiliary // Lg. 1978, v.54, N 4: 853-882.

21. Langacker R.W. Space grammar, analysability, and the English passive // Lg. 1982, v.58, N 1: 22-80.

22. Langacker R.W. Foundations of cognitive grammar: V.1: Theoretical prerequisites. – Stanford (California): Stanford UP, 1987.

23. Langacker R.W. An overview of cognitive grammar // B. Rudzka-Ostyn ed. Topics in cognitive linguistics. – A.; Ph.: Benjamins, 1988. 3-48.

24. Le Pan D.The cognitive revolution in Western culture: V.1. The birth of expectation. – Houndmills; L.: Macmillan, 1989.

25. Eckardt B. von. What is cognitive science? – Cambridge(Mass.), 1993

26. Felix S. W., Kanngiesser S., Rickheit G. Vorwort//Sprache und Wissen: Studien zur Kognitiven Linguistik. – Opladen, 1990. –S.1-3.


Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Когнитивная лингвистика»


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Лингвистика профиль Социолингвистика

Когниивная

лингвистика как

наука

10

2

1




7,3

февраль

Исследование процессов продуцирования и понимания в языке

10

2

1




7,3

Февраль

Исследование типов понятийных структур и их языковых соответствий.

10

1

1




7,3

Март

Исследование когнитивно-семантических суперкатегорий.

10

2

1




7,3

Апрель

Основные направления когнитивной лингвистики

10

1

1




7,3

Апрель

Коммуникативно-когнитивная прагматика. Прагматика. Теория дискурса

10

2

1




7,3

май

Итого:

60

10

6




44





Методические указания по изучению дисциплины

Дисциплина по выбору читается в 4 семестре 2 года обучения в магистратуре. Рассчитана в общей сложности на 16 аудиторных часов и заканчивается зачетом. Зачет может проходить как в форме устного опроса, так и в форме устной защиты по темам рефератов, предложенных преподавателем.

Дисциплина по выбору «Когнитивная лингвистика» базируется на основных курсах филологических специальностей – «Теория языка» и «Современный русский литературный язык», «Этнолингвистика», «Лингвокультурология». Рекомендуется читать этот курс историку языка, а для адекватного восприятия новой интерпретации во многом известного материала требуется хорошее владение полученными знаниями за время обучения в бакалавриате или специалитете. Дисциплина по выбору читается параллельно с базовым курсом магистратуры «Социолингвистика» и опирается на основные понятия и содержание курса. Основная нагрузка спецкурса приходится на семинарские занятия и самостоятельную работу студентов, поэтому основной принцип: последовательная подготовка по темам семинаров, работа над указанной литературой и подготовка докладов.

Организация самостоятельной работы магистрантов
График самостоятельной работы магистрантов

Направление «Лингвистика»

Дисциплина по выбору «Когнитивная лингвистика»

направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

а «Лингвистика»

Когниивная

лингвистика как

наука

Доклады, рефераты













*










Исследование процессов продуцирования и понимания в языке

Доклады, рефераты













*










Исследование типов понятийных структур и их языковых соответствий.

Доклады, рефераты
















*







Исследование когнитивно-семантических суперкатегорий.

Доклады, рефераты



















*




Основные направления когнитивной лингвистики

Доклады,

рефераты



















*




Коммуникативно-когнитивная прагматика. Прагматика. Теория дискурса

Доклады, рефераты



















*





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Методические рекомендации для ППС по отдельным видам занятий

По проведению аудиторных занятий
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconРабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconПояснительная записка курс «Когнитивная лингвистика»
Автор: Учебная программа по специальному курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры...
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Когнитивная...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconПрограмма учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс дпп. Р. 02 Когнитивная психология
Цель ознакомление студентов с основами теоретических и эмпирических знаний в области когнитивной психологии
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
Межкультурная коммуникация и религия: Учебно-методический комплекс/Авт сост. Ереметова К. Ю. Спб.: Ивэсэп, 2011. – 46 с
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Видеокурс»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 035700-«Лингвистика»
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата...
Практикум по культуре речевого общения 1 иностранного языка (английский язык). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Направление подготовки – 031301. 65-теоретическая и прикладная лингвистика Квалификация подготовки –специалист Форма подготовки –...
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск