Скачать 204.84 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич «_____» _____________________________20___ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДПП.Р. 02 Когнитивная психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цель и задачи дисциплины Цель - ознакомление студентов с основами теоретических и эмпирических знаний в области когнитивной психологии. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен 1) знать:
2) уметь:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Тематический план
4.2. Разделы дисциплины Раздел 1. Введение в когнитивную психологию. Общие положения. Истоки и история когнитивной психологии.Определение, предмет исследования, цели, задачи и проблемы когнитивной психологии. Широкое и узкое понимание термина «когнитивный». Общая панорама основных направлений исследований в когнитивной психологии. Взаимосвязь когнитивной психологии с другими науками. Вопросы человеческого познания в Древнем Египте и Древней Греции. Взгляды Платона, Аристотеля на человеческое познание и источники знаний. Представления теологов и ученых эпохи Возрождения, Нового и Новейшего Времени. Развитие когнитивной психологии в русле рационализма, эмпиризма и нативизма. Значение исследований Гельмгольца Г., Фехнера Г.Д., Вундта В. для развития когнитивной психологии. Теории репрезентации знаний ХIХ в. Влияние концепций необихевиорального подхода (Толмен Э.); субъективного бихевиоризма (Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К.); гештальт-психологии (Барлетт Ф., Келлер В., Вертгеймер М.) на развитие когнтивной психологии.. Развитие когнитивной психологии в трудах отечественных ученых (Лурия А.Р., Выготский Л.С.). Когнитивная психология как последняя научная школа XX в. Теория обнаружения сигнала Шеннона К. Информационный подход в становлении когнитивной психологии. Эпоха научно-технических открытий и развития электронно-вычислительной индустрии. Когнитивная «революция». Компьютерная метафора и человеческое познание. Раздел 2. Методология и методы исследования в когнитивной психологии. Концептуальные теории когнитивной психологии. Философско–методологические аспекты когнитивной психологии. Философская теория познания. Теория критического рационализма Карла Поппера. Когнитивная парадигма как результат когнитивной «революции» в середине ХХ в. Основные теории и концепции, оказавшие влияние на развитие когнитивной психологии. Концепция информационной обратной связи Бродбента Д. Коннекционизм. Модель параллельно-распределенной обработки информации Румельхарта Д. и Мак-Клелланда Дж. Теория универсальных грамматик Хомского Н. Теория когнитивного диссонанса Фестингера Л. Нейрокогнитивная парадигма XXI в. Символический, коннекциональный и экологический подходы в современной когнитивной психологии. Классификация основных исследовательских подходов в когнитивной психологии: экспериментальный подход и подход «гипотетическая модель». Когнитивные модели. Когнитивная модель переработки информации. Нейробиологические модели познания. Традиционные и нейрокогнитивные методы исследования (ОМР, ПЭТ, ЭЭГ, КАТ). Анализ микроструктуры когнитивного психологического процесса как основной метод исследования. Новые методы и старые проблемы психологии. Раздел 3. Сфера основных исследований когнитивной психологии. Перспективы развития когнитивной психологии. Когнитивная нейронаука (когнитология). Современные перспективные тенденции в развитии когнитивной науки. Нейробиологическая модель познания. Проблемы сознания. Исследование и картирование мозга: Результаты новейших исследований познавательных процессов в когнитивной психологии. Эволюционная когнитивная антропология. Исследование закономерностей эволюционного и онтогенетического развития функциональных систем мозга, их связи с феноменами сознания и познавательной активности. Три основных градиента эволюционного развития человеческого мозга. Гипотезы «охотника» и «хранительницы очага». Концепция модульного мозга в эволюционной антропологии. Метафора «швейцарский армейский нож». Межфункцианальная асимметрия головного мозга. Индивидуальный профиль латеральности. Стратегии переработки информации и организация мозга. Специализация полушария в процессе индивидуального развития человека. Понятие «когнитивный стиль». Психологическая характеристика основных когнитивных стилей. Исследование деятельности мозга при измененных состояниях сознания. Психология познавательных процессов. Сенсорно-перцептивные процессы. Функциональная структура памяти. Память: кодирование и хранение. Виды памяти. Виды долговременной памяти по Тульвингу Э.: процедурная память, семантическая память, эпизодическая память. Имплицитная и эксплицитная виды памяти. Дифференцированная схема процессов долговременной памяти Тульвинга Э. Модели памяти. Репрезентация знаний. Репрезентация знаний, основанная на значении. Репрезентация знаний, основанная на восприятии. Репрезентация пространственного окружения. Мышление: формирование понятий, логика и принятие решений. Фреймы решений. Язык и мышление. Исследования структуры языка. Психологические теории развития речи. Искусственный интеллект. Искусственный интеллект и человеческий разум. Изучение поискового адаптивного поведения человека и высших животных как направление в создании и исследовании искусственных организмов (аниматов). Искусственный интеллект и творчество. Виртуальные формы жизни. «Век одухотворенных машин»? Перспективы развития когнитивной психологии. Раздел 4. Когнитивный подход в психологии развития. Когнитивные способности и их развитие.Психология когнитивного развития и ее направления: нейрокогнитивное развитие, сравнительное развитие, когнитивное развитие. Нейрокогнитивное (нейробиологическое) развитие человека в процессе онтогенеза. Стадии пренатального развития мозга. Периодизация развития мозговых зон у ребенка. Сензитивный период формирования синапсов у ребенка. Функциональная проверка синапсов: селективная выборка и упрочнение. Когнитивные процессы и старение. Проблема определения человеческого интеллекта. Понятие «интеллект». Исследование генезиса интеллекта. Основные подходы к изучению интеллекта и механизмов его развития. Тестологические теории интеллекта. Когнитивные теории интеллекта. Понятие общего интеллекта по Чарльзу Спирмену. Теория множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера. Три формальных прототипа интеллектуального поведения: вербальный интеллект, решение сложных проблем, практический интеллект. Психометрическое исследование когнитивной сферы.Общая характеристика способностей с позиций когнитивной психологии. Понятие «когнитивные способности», типология и характеристика. Когнитивное развитие. Половозрастные особенности развития когнитивных способностей Роль когнитивных способностей в формировании и развитии интеллекта. Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Культурно-историческая концепция развития высших психических функции Льва Семеновича Выготского. Закономерности познавательного развития детей в теории Брунера Д.С. Проблема когнитивного развития детей. Обучение как овладение системами кодирования и категоризации информации.Раздел 5. Когнитивный подход в психологии социального познания. Концепции Брунера Д. С, Найссера У. Категоризация и представление знаний. Теория перцептивных гипотез. Теории когнитивного соответствия. Когнитивные схемы как универсальный способ хранения и структурирования информации. Теория схем. Свойства когнитивных схем. Эвристики. Понятия «когнитивная карта», «скрипт», «фрейм», «прототип». Социальная перцепция и оценочные суждения. Когнитивные ошибки и иллюзии. Оправдание трудного решения, ошибка ретроспекции и склонность к подтверждению. Эффект ореола. Контрфакты. Оценка отсроченного вознаграждения. Субъективная оценка выигрышей и потерь. Раздел 6. Когнитивный подход в теории личности. Определение личности с позиций когнитивной психологии. Келли Дж. А. и когнитивная теория личности. Философские основания теории личностных конструктов. Основные положения о природе человека. Основной постулат и выводы из него. Понятие «личностный конструкт». Типы и свойства личностных конструктов. Терапия фиксированной ролью. Стадии метода. Техника репертуарных решеток. Диагностика индивидуальных особенностей социальной перцепции. Семантический анализ системы личностных конструктов. Техника графического представления значимых связей между конструктами. Модификации Реп-тестов. Реп-тест для детей. Как дети конструируют личность. Возрастные изменения системы личностных конструктов по форме и содержанию. Когнитивно простые и когнитивно сложные системы конструктов. Возможности использования методики в научно-исследовательских и консультативных целях; применение методики в индивидуальном и семейном консультировании. Современные методики диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности. Раздел 7. Прикладные аспекты когнитивной психологии. Общая характеристика. Практическая когнитивная психология: в образовании, в юриспруденции, реабилитации людей с повреждением мозга; разработке компьютерных систем, когнитивной эргономике и роботике. Ошибки памяти и свидетельские показания. Практическая когнитивная психология в психотерапии.Когнитивная терапия (определение, модель поведения, принципы проведения). Цель и теория когнитивной терапии. Сфера применения. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Цель, основные положения и принципы. Сфера применения. Методы диагностики и основные техники. Рационально-эмотивная терапия. Основные принципы. Терапевтическая стратегия, основные приемы проведения РЭТ. Понятие о когнитивной дискуссии. Роль и место домашних заданий в РЭТ. Возможности РЭТ в индивидуальном и семейном консультировании.Когнитивно-аналитическая психотерапия как синтез когнитивного и психоаналитического подходов. Теоретические предпосылки формирования данного направления психотерапии. Основные понятия. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература
б) дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Библиотечный фонд ТГПУ. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран. 8. Методические рекомендации по изучению дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателей Рекомендуется при проведении семинарских занятий в группе:
8.2. Методические указания для студентов Для освоения дисциплины студенты должны выполнить основной объем самостоятельной работы, написать 2 реферата по предложенным темам. Для качественной работы над материалом дисциплины студенты могут пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в Учебно0методическом комплексе по дисциплине на кафедре. Студенты могут пользоваться методическим пособием по курсу «Когнитивная психология». Перечень вопросов для самостоятельной работы, для зачета, перечень тем для рефератов и докладов прилагаются. В процессе самостоятельной деятельности студенты изучают и конспектируют рекомендуемую готовят доклады, выполняют практические и представляют письменные отчеты о проделанной работе. При изучении курса студенты ориентируются на самостоятельное изучение психологических источников, их обсуждение на теоретических занятиях. В самостоятельном освоении отдельных вопросов и проблем (на основе рекомендуемой, а также путем осознавания проблем дисциплины в процессе их анализа на семинарских занятиях) студентам необходимо понять сущность современной психологии, особенности деятельности педагога-психолога, обратить особое внимание на ее прикладные возможности. В итоге студенты должны иметь четкие представления о теоретическом и прикладном характере изученной дисциплины и возможностей применения знаний в образовательной практике. 8.2.1. Перечень вопросов для самостоятельной работы
8.2.2. Перечень тем для докладов, рефератов
8.2.3. Вопросы к экзамену
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ В.А. Постоева (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 7, Дпп. Ф. 07, Дс. 2 «детская психология» Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... |