Скачать 311.92 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Общеуниверситетский факультатив Программа дисциплины Институты власти в средневековой Руси Автор д.и.н. Столярова Любовь Викторовна Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой _____________________________ Васильев Л. С. «_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г. Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ (Проректором ГУ-ВШЭ) _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Аннотация: Настоящий учебный курс призван сформировать у студентов базовые представления о развитии государственного аппарата в средневековой России. История государственных учреждений (= властных структур) находится на стыке исторических и правоведческих дисциплин. Это – часть отечественной истории, с которой ее объединяет историзм в объяснении закономерностей и явлений, связь истории государственных учреждений с конкретной исторической обстановкой, использование для исследования многообразия исторических источников и прежде всего – архивных материалов. С правовыми науками историю государственного аппарата объединяет известное единство объекта изучения – политические и правовые институты, использование при исследовании наряду с другими источниками нормативного материала (законы). Предметом данного курса является внутренняя организация государственного аппарата средневековой Руси, а также значение и место каждого учреждения в государственном аппарате. При этом следует иметь в виду, что государственные учреждения появились в России с конца XV – cередины XVI в., когда уже сформировались подчинение друг другу учреждений и должностных лиц, бюрократический централизм, бумажное делопроизводство. До этого времени можно говорить лишь о зачатках властных структур, великокняжеской протоканцелярии. В стадии формирования находилась и сама государственность средневековой Руси. Следует иметь в виду, что проблема формирования власти и власных структур в средневековой Руси является спорной и дискуссионной, поэтому необходимо иметь представление об общих направлениях исследований по этой теме. Учебная задача курса. В результате изучения курса «Институты власти в средневековой Руси» студент должен: - получить представления об этапах и особенностях развития социально-экономической, политической и культурной жизни Руси вплоть до начала XVIII в. - получить представления об основных направлениях в историографии истории государственных учреждений средневековой России. - получить представления об источниковой базе истории государственных учреждений средневековой России. - освоить учебный материал, предусмотренный данной программой и уметь оперировать полученными знаниями. - иметь представления о работе со справочно-библиографическими изданиями по отечественной истории, сформировать навыки самостоятельной работы в библиотеках, способах поиска информации исторического характера. - при написании эссе сформировать и проявить навыки самостоятельной реферативной и научно-исследовательской работы. Студент должен уметь: 1. Знать историю России в пределах школьной программы. 2. Иметь общие представления о периодизации истории России и о ее развитии в контексте всемирной истории. 3. Иметь общие представления об особенностях социально-экономической истории России с древнейших времен, понимать особенности и закономерности формирования государственного аппарата в условиях средневековья. 4. Иметь общие представления об особенностях складывания государственного аппарата в средневековой России. Знать определение внешних и внутренних функций государства, определение того, что есть государство и государственные учреждения 5. Иметь общие представления о формах осуществления государственным аппаратом средневековой России своих функций (законодательство, управление, правосудие). 6. Уметь самостоятельно работать с научной, справочной и учебной литературой и ориентироваться в ней. 7. Уметь работать с географической картой. 8. Обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать свои мысли. 9. При написании письменной работы (эссе) проявить навыки оформления научно-справочного аппарата. Базовый учебник по курсу: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. Тематический план учебной дисциплины: Курс составляет 96 аудиторных часов. Он рассчитан на два модуля и включает лекционные (64 час) и семинарские занятия (32 часа). Самостоятельная работа студентов состоит из написания рефератов, а также занятий на семинарах На самостоятельную работу студентов отводится (не считая семинарских занятий) 64 часа. Третий модуль завершается сдачей зачёта.
|
Белинцева И. В., Бутырский М. Н Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить учащихся с основами вероучения – христианство; необходимость принятия новой религии на Руси, как происходило крещение... | ||
Экзаменационный тест по дисциплине «Отечественная история» Время расцвета Киевской Руси Принцип «отчиности» в новых правилах организации власти на Руси, принятых в 1097 г в Любече означал | Система взаимодействия власти и общества Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные... | ||
Письменная культура средневековой руси Также в богослужении Св. Софии были особые молитвы, привязанные к месту их прочтения — к одному их пределов этого храма. В греческой... | 4. Экономические институты и собственность в рыночной экономике. Институты Институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов,... | ||
Темы контрольных работ Формирование механизма государственной власти на Руси в послеордынский период и его особенности | Вопросы к экзамену по дисциплине "История " Приход к власти Рюрика в Новгороде и несостоятельность норманнской теории происхождения Руси | ||
1. История пирогов на Руси Пироги на Руси начали печь очень давно. Пироги приготовляли и употребляли на Руси вначале исключительно по праздникам | Тема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв» Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении... | ||
Муниципальные институты представительной демократии в российской федерации Охватывает муниципально-властные институты, формирующиеся на выборной основе. При этом понятие «система муниципальных институтов... | Урок в 10 классе. Тема урока: Культура Руси Оборудование урока: Кабинет информационных технологий, омс диск №56 Культура Киевской Руси и Расцвет культуры домонгольской Руси | ||
Великое княжество Литовское В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые... | Программа дисциплины Финансовые рынки и институты для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»,... | ||
Куртуазная поэзия и лирическая традиция средневековой литературы Куртуазная поэзия и лирическая традиция средневековой литературы. Что же такое куртуазная поэзия? Откуда она пошла? Что в нее входит?... | Темы рефератов Образование Древнерусского государства. Принятие христианства на Руси Восточнославянская государственность в XI-XII веках (Усобица на Руси и ее причины) |