ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
Факультет права
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: сравнительное конституционное право»
Направление40.04.01. «Юриспруденция»
Магистерская программа «Публичное право»
Авторы программы – д.и.н., профессор С.Ю. Данилов; sdanilov@hse.ru
( в редакции к. ю. н. доцента Е.А. Мишиной; emishina@hse.ru)
Одобрена на заседании кафедры конституционного и муниципального права
« » 2014 г.
Зав. кафедрой проф. М.А. Краснов
Рекомендована ПК «Право» « » ______ 2014 г.
Председатель проф. А.С. Шаталов
Утверждена УС факультета права « » _____________2014 г.
Ученый секретарь С.А. Маркунцов
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умению студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция», обучающихся по магистерской программе «Публичное право» и изучающих дисциплину «Сравнительное правоведение (сравнительное конституционное право)».
Программа разработана в соответствии с:
. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) «Юриспруденция», утвержденным Приказом Министерства образования РФ N686 от 02 марта 2000 г.;
. Образовательной магистерской программой «Публичное право»;
. рабочим учебным планом НИУ ВШЭ подготовки магистра по магистерскому направлению «Публичное право», утвержденным в 2014 г.
2. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является подготовка специалиста к решению следующих задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:
А) правотворческая деятельность;
. разработка нормативных правовых актов;
Б) правоприменительная деятельность;
. обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
. составление юридических документов;
В) правоохранительная деятельность:
. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
. защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
Г) экспертно-консультативная деятельность:
.оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
.осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
Д) организационно-управленческая деятельность:
.осуществление организационно-управленческих функций
Е)научно-исследовательская деятельность:
. проведение научных исследований по правовым проблемам;
. участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
Ж) педагогическая деятельность:
. преподавание юридических дисциплин;
. осуществление правового воспитания.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения настоящей дисциплины обучающийся должен:
. знать основные действующие в современном мире конституционно-правовые акты, доктринальные труды, важнейшие конституционные конвенции и судебные прецеденты, регулирующие конституционно-правовые институты и отношения в различных странах;
. уметь использовать полученные знания на практике и на государственных экзаменах по публично-правовым дисциплинам.
. знать природу и предназначение сложившихся в различных странах и правовых системах институтов и отношений зрелого практического конституционализма;
. понимать специфику источников конституционного права в странах, принадлежащих к различным правовым системам;
. на фактическом материале упрочить знание теоретических аспектов конституционализма;
. уметь разбираться в факторах, посредством которых конституционная теория преобразуется в практический конституционализм;
. уметь анализировать содержание соответствующих нормативных правовых актов и практику их применения;
. приобрести опыт раскрытия причинно-следственных связей в развитии основных публично-правовых институтов и отношений в различных странах;
. научиться понимать соотношение общего и особенного в в организации и функционировании публично-правовых институтов различных стран;
. выработать твердые убеждения в позитивном значении и практической ценности принципа связанности институтов государственной власти и других публично-правовых институтов правом в той же степени, что и рядовых граждан.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ГОС
| Дескрипты- основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| Осознает социальную значимость своей будущей профессии; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-2
| Добросовестно исполняет профессиональные обязанности, соблюдает принципы этики юриста
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-3
| Совершенствует и развивает свой интеллектуальный общекультурный уровень
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-4
| Свободно пользуется русским и английским языками, как средством делового общения
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-5
| Компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| Разрабатывает нормативные правовые акты
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-2
| Применяет Нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализует нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-7
| Квалифицированно толкует нормативные правовые акты
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-8
| Принимает участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, дает квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-9
| Принимает оптимальные управленческие решения
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-10
| Воспринимает, анализирует и реализует управленческие инновации в профессиональной деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-11
| Квалифицированно проводит научные исследования в области права
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-12
| Преподает юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-15
| Эффективно осуществляет правовое воспитание
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и к блоку дисциплин, обеспечивающих федеральных компонент подготовки.
Для направления «Публичное право» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
.Теория права и государства
- Конституционное право России
.История государства и права
.Административное право
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
. знать основные нормативные документы в области конституционного права;
. уметь анализировать практику органов конституционного правосудия;
. обладать навыками работы с научной литературой и другими аналитическими материалами.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
. Уголовное право
. Политология
5. Тематический ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная
работа
| Лекции
| Семинары
|
|
| Тема №1.
Роль сравнительного конституционного права. Основные правовые системы. Источники сравнительного конституционного права. Принцип разделения властей.
| 20
| 4
| 4
| 12
|
| Тема №2. Сравнительный анализ конституционно –правового регулирования статуса личности в современном мире
| 22
| 6
| 4
| 12
|
| Тема №3.
Сравнительный анализ конституционных основ формы государства в современном мире. Политические режимы.
| 20
| 4
| 4
| 12
|
| Тема №4. Избирательное право, избирательные системы и политические партии в современном мире.
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Тема №5. Сравнительный анализ конституционных основ представительных (законодательных) институтов государственной власти в современном мире
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Тема №6. Сравнительный анализ конституционных основ института главы государства в современном мире
| 20
| 4
| 2
| 14
|
| Тема №7. Сравнительный анализ конституционных основ института правительства в современном мире
| 14
| 2
| 2
| 10
|
| Тема №8. Сравнительный анализ конституционных основ судебной власти в современном мире
| 20
| 4
| 4
| 12
|
| Всего часов
| 144
| 32
| 24
| 88
| 6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| Модули
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Текущий контроль
| реферат
|
| 3
|
|
| Письменная работа объемом 2 500 – 3 000 слов, выполненная в формате Word
|
|
|
|
|
|
| Итоговый контроль
| Экзамен
|
| *
|
|
| Устный экзамен из расчета 30 мин. на каждого студента
| 6.1. Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Оценки по всем формам итогового контроля выставляются по 5-ти и 10-ти балльной шкале.
Дистанционная поддержка при проведении всех форм текущего и итогового контроля не осуществляется.
6.1.1. Критерии оценки рефератов и курсовых работ
Количество баллов
| Критерии оценки
| 10 баллов
| реферат (курсовая) был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата (курсовая) строго соответствует выбранной теме;
логически обоснована структура реферата (курсовой);
четко просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата (курсовой) оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.).
| 9 баллов
| реферат (курсовая) был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата (курсовой) строго соответствует выбранной теме;
логически обоснована структура реферата (курсовой);
четко просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата (курсовой) оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе имеется не более 2 аккуратно сделанных исправлений.
| 8 баллов
| реферат (курсовая) был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата (курсовой) строго соответствует выбранной теме;
логически обоснована структура реферата (курсовой);
четко просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата (курсовой) оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе имеется от 3 до 5 аккуратно сделанных исправлений.
| 7 баллов
| реферат (курсовая) был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата (курсовой) строго соответствует выбранной теме;
структура реферата (курсовой) не имеет четкой выраженности и логической обоснованности;
просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата (курсовой) оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления, но не более 7.
| 6 баллов
| нарушаются установленные сроки принятия реферата (курсовой) на кафедру;
содержание реферата (курсовой) строго соответствует выбранной теме;
просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
в реферате (курсовой) есть отступления от темы; мысли, уводящие от выбранной темы, и т.п.;
текст реферата (курсовой) оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления, но не более семи.
| 5 баллов
| нарушаются установленные сроки принятия реферата (курсовой) на кафедру;
содержание реферата (курсовой) соответствует выбранной теме, но при этом есть отступления от темы; мысли, уводящие от выбранной темы, и т.п.;
просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, но при этом явно ощущается нехватка (ограниченность) в разнообразии используемой литературы;
умение автора логически мыслить проявлено недостаточно, не просматривается логическая цепочка рассуждений;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата (курсовой) оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления.
| 4 балла
| нарушаются установленные сроки принятия реферата (курсовой) на кафедру;
содержание реферата (курсовой) соответствует выбранной теме, но при этом использован материал не более трех научных источников;
отсутствует мнение студента и переработка им используемого материала;
текст реферата (курсовой) оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе есть аккуратно сделанные исправления.
| 3 балла
| содержание реферата (курсовой) соответствует выбранной теме, но при этом использован материал не более трех научных источников;
отсутствует мнение студента и переработка им используемого материала;
текст реферата (курсовой) оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.).
| 2 балла
| реферат (курсовая) подготовлен с использованием материала, содержащегося в одном или двух научных источниках либо явно просматривается плагиат;
текст реферата (курсовая) оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.).
| 1 балл
| реферат (курсовая) подготовлен с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике или налицо явный плагиат;
текст реферата (курсовой) оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.), при этом наличие библиографии свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся в реферате.
| 6.1.2. Критерии оценки на экзамене по сравнительному конституционному праву
Качество ответа
| Оценка по 10-балльной шкале
| Оценка по 5-балльной шкале
| Знания по предмету полностью отсутствуют.
| 1– неудовлетворительно
| Неудовлетворительно – 2
| Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях сравнительного правоведения (сравнительного конституционного права), не в состоянии раскрыть содержание основных конституционных терминов и понятий.
| 2 – очень плохо
| Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.
| 3 –плохо
| Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, при ответе затрагиваются посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других экзаменуемых. Базовая терминология сравнительного конституционного права в целом усвоена.
| 4 – удовлетворительно
|
Удовлетворительно – 3
| Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других экзаменуемых. Базовая терминология усвоена хорошо.
| 5 – весьма удовлетворительно
| Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Была удачнаяпопытка дополнить и уточнить ответы других экзаменуемых. По знанию базовой терминологии сравнительного конституционного права замечаний нет.
| 6 – хорошо
| Хорошо – 4
| Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Безупречное знание базовой терминологии сравнительного конституционного права. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют поставить «отлично».
| 7 – очень хорошо
| Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно.активное участие в дискуссии по отвеам другиъ экзаменуемых. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть содержание конституционных терминов и понятий.
| 8 – почти отлично
|
Отлично – 5
| На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами сравнительного конституционного права, особенно, поднимавшимися в лекционном курсе. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других экзаменуемых. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание конституционных терминов и понятий.
| 9 – отлично
| Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники, монографии и статьи. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам сравнительного конституционного права. Сделаны правильные дополнения и уточнения к ответам других экзаменующихся. Ответ отличает безупречное зание базовой терминологии сравнительного конституционного права, умение развернуть понятие в полноценный ответ по теме.
| 10 – блестяще
|
Настоящая программа является основой для преподавания курса сравнительного конституционного права в магистратуре на факультете права Национального исследовательского университета Высшей школы экономики
Предметом курса является изучение и сопоставление основ организации и деятельности национальных государственно-правовых систем.
Конституционное право принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей права. Серьезные изменения претерпевают такие его составляющие, как правовое регулирование статуса личности, территориальная организация публичной власти, институты народного волеизъявления и т.д. Изучение сравнительного конституционного права в наибольшей мере способствует выявлению достоинств и недостатков публично-правовых институтов, что в известной степени помогает определять вектор их развития и прогнозировать их перспективы.
Значение сравнительного правоведения особенно отчетливо видно в свете нарастающих процессов глобализации и информатизации, которые стали дополнительным стимулом активного взаимовлияния и взаимопроникновения элементов различных правовых систем.
От классических курсов конституционного права РФ и зарубежных стран данный курс отличается расширенным применением сравнительно-правового и сравнительно-исторического методов изучения, позволяющих отчетливее выявлять общее и особенное в современном состоянии и процессах развития конституционных институтов и правоотношений, особенно же в регулировании коллизий, возникающих в сфере конституционного права.
Основные нормативные правовые источники (сборники актов) и литература к курсу приведены в конце каждой темы и в конце программы. Источники и литература также могут быть рекомендованы преподавателем в ходе занятий и консультаций. Дополнительную информацию об источниках и литературе к спецкурсу студенты могут также почерпнуть из обычных и электронных каталогов библиотек, из библиографических справочников.
Программа дисциплины «Сравнительное конституционное право» предполагает изучение 8 тем. Предусматривается проведение лекционных занятий (32 часа) и семинарских занятий (24 часа), а также самостоятельное внеаудиторное изучение учащимися нормативно-правовых актов и рекомендованной литературы к курсу.
Задача учебного курса сравнительного конституционного права заключается в развитии и закреплении навыков освоения и осмысления как позитивных, так и негативных аспектов обширного и многообразного опыта реализации принципов конституционализма, накопленного наиболее развитыми современными государствами. На обширном правовом материале учащимся следует убедиться в том, что правовой подход и правовая культура лежат в основе конституционного государства, что устойчивые демократические институты и цивилизованное государство в целом становятся реальностью только в итоге постоянного совершенствования правосознания общества.
|