Скачать 416.99 Kb.
|
На правах рукописи Швецова Галина Николаевна СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Ростов-на-Дону – 2007 Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук на кафедре социологии, политологии и права
Защита состоится « 24 » декабря 2007 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34). С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская 148). Автореферат разослан « 24 » ноября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета М.Б. Маринов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. За последние сто лет Российская Федерация переживает третью волну сиротства: последствия Первой мировой войны и революции, затем Великой Отечественной войны и в постперестроечной России. Если в 1945 г. в стране было около 678 тыс. детей-сирот, то к началу нового века их численность составляла: в 2000 г. – 662,8 тыс., а уже в 2001 г. – 685,2 тыс. человек1. Сегодня эта цифра превышает 700 тыс. детей, число которых растет ежегодно. Изменилась и основная социальная причина этого явления. Если послевоенное сиротство существовало по общеизвестным причинам, то на начало 2003 г. из всего числа детей, воспитывающихся в учреждениях государственной поддержки, только 10 % стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей. Сегодня появился и утвердился новый термин – «социальное сиротство», т.е. сиротство при живых родителях. В настоящее время оформилась значительная социальная группа детей, составляющих так называемую «группу риска». Они имеют серьезные отклонения в развитии, в основном психоневрологического характера. Как показывают исследования, воспитанники учреждений господдержки, как правило, отстают от обычных школьников по уровню здоровья и нервно-психическому развитию в 5 – 7 раз. В условиях депривации и неполной социализации таким детям весьма сложно адаптироваться в социуме. Проблема социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки (УГП) актуализировалась в наши дни, потому что непростая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в период ломки общественного строя и перехода к рыночной экономике, затруднила решение многих проблем сиротства. Сегодня для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблематичны внеочередное получение жилья, социальное обеспечение самым необходимым для нормальной жизни, реализация права на бесплатное образование, получение желаемой профессии. Несмотря на законодательные акты, издаваемые в целях обеспечения социальных гарантий воспитанников учреждений государственной поддержки, их положение остается крайне тяжелым; проблемы, связанные с процессом социальной адаптации этого контингента, нуждаются в скорейшем разрешении. Сложность социальной адаптации воспитанников учреждений УГП заключается и в их личностных особенностях. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они нередко повторяют судьбы своих родителей: попадают в криминальные структуры, страдают алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, занимаются проституцией, имеют суицидальные наклонности. Существует печальная статистика, констатирующая факты определения в детский дом детей бывших воспитанников. Причины этого явления объясняются их неумением адаптироваться к социальной действительности, стать полноценными гражданами нашего общества. Большое количество преступлений, совершаемых выпускниками детских домов и школ-интернатов за последние годы, убеждает в том, что эта проблема носит острый социальный характер и является актуальной для изучения. Учреждения государственной поддержки стремятся к созданию социальных и образовательных условий для полноценного развития детей этой высокоуязвимой социальной группы. Но даже в самых лучших, высокопрофессиональных коллективах, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, отмечается большой процент асоциального поведения выпускников. С одной стороны, это связано с известной закономерностью, на которую в свое время обратил внимание П. Сорокин, доказавший, что биологическое и умственное развитие детей прямо зависит от количества воспитывающей энергии и любви со стороны родителей1. С другой – специфические условия культурно-образовательного пространства самих учреждений недостаточно ориентированы на изменившиеся условия трансформированного социума. В связи с этим проблема социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки не теряет актуальности, и сегодня вызывает острую необходимость теоретического осмысления различных ее аспектов. Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что проблемы социализации периода становления личности всегда были одним из ведущих направлений гуманитарной науки. В частности, понятие адаптации и методологические основания ее исследования успешно разрабатывались в рамках структурно-функционального направления социологии, представителями которого являются видные американские социологи Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер и др. Значительный вклад в разработку проблемы социальной адаптации в рамках социализации внесли отечественные социологи, философы и психологи – К.А. Абульханова-Славская2, Б.Г. Ананьев3, А.Г. Асмолов4, Л. П. Буева5, И.С. Кон6, В.А. Ядов7 и др. В зависимости от уровня взаимодействия человека со средой тот или иной автор рассматривает различные виды адаптации. Физиологическая адаптация – перестройка соответствующих систем организма; психологическая адаптация – приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов; социальная адаптация – система овладения новыми общественными связями. Вопросы педагогического сопровождения подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни постоянно находились в поле зрения выдающихся российских ученых прошлых лет: В.П. Кащенко1, А.С. Макаренко2, В.А. Сухомлинского3, С.Т. Шацкого4 и др. Психологические механизмы саморегуляции человека, в том числе в экстремальных ситуациях, рассматривались в трудах Б.Г. Ананьева5, А.В. Петровского6, С.Л. Рубинштейна7. Изучение проблем социализации молодого поколения занимает значительное место в работах по социологии молодежи, в частности в трудах российских социологов – Ю.Г. Волкова8, Ю.А. Зубок9, Н.А. Свиридова10. Здесь же можно назвать работы, прямо посвященные проблемам социализации молодежи11. Проблемы, связанные с бесконфликтным вхождением ребенка в мир взрослых, активно разрабатывали зарубежные ученые: А. Адлер12, М. Айнсворз13, Дж. Боулби14, Ж. Пиаже15 и др. Особенности социальной адаптации в российских условиях перехода к рынку в той или иной мере нашли отражение в трудах современных социологов – Е.С. Балабановой1, Л.А. Гордона2, И.Ф. Дементьевой3, Ю.А. Левады4, Е.Г. Слуцкого5, М.А. Шабановой6. Особого внимания в рамках рассматриваемой проблематики заслуживают работы, в которых дается подробный анализ особенностей развития детей-сирот (М.К. Бардышевская7, П.Н. Бережнова8, В.С. Мухина9, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых10, Л.М. Шипицына11 и др.). Однако при всем обилии и многообразии научных разработок, посвященных проблемам социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно отметить, как минимум, три характерные черты, свидетельствующие о незначительной степени разработанности данной темы исследования в социологической предметности. Во-первых, большая часть всех имеющихся наработок лежит в предметности психологии и педагогики; во-вторых, они носят либо сугубо теоретический характер, либо в них рассматриваются отдельные фрагменты значимой социальной проблемы; в-третьих, результативность процесса социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки, так остро востребованная обществом и государством, еще очень далека от нормы. Таким образом, в теории и практике социологии сложилось противоречие между необходимостью управления процессом социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки и его недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением. Все это, с учетом возрастающей актуальности темы, позволяет утверждать, что проблема адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки, степень их готовности к активному позитивному включению в динамично изменяющийся социум настоятельно требуют своего научного осмысления в социологической предметности для последующего их решения в социальной практике. Целью диссертационного исследования является анализ состояния процесса подготовки к социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки, а также теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели культурно-образовательного пространства учреждения государственной поддержки, в условиях которой этот процесс будет осуществляться с более высокой степенью эффективности. Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
Объект исследования – социальная группа воспитанников учреждений государственной поддержки. Предметом исследования являются условия, при которых процесс социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки проходит наиболее эффективно. Гипотеза: образовательная среда учреждений государственной поддержки, формируемая на принципах реализуемой в практике образовательной стратегии, не дает возможности их воспитанникам эффективно адаптироваться в социуме в силу того, что в замкнутом пространстве этих учреждений действуют социально-образовательные механизмы, ограничивающие адаптационные возможности воспитанников лишь условиями ближайшей среды, что приводит к деформации личности, сохраняющей ощущение сиротства на протяжении всей жизни. К преодолению сложившейся ситуации может привести принципиальное изменение проектирования и построение культурно-образовательного пространства учреждений государственной поддержки и характера его взаимодействия с реальным социумом. Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные разработки классической социологии, в том числе: классификация основных социальных процессов американских социологов Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Смелзера, Р. Парка и Э. Берджеса; концепция П. Сорокина, зафиксировавшего усиление антиномичности моральных ориентаций и ценностей в условиях острого социального кризиса, оформленная им в «законе поляризации» индивидуального и массового поведения в момент кризиса общества и актуальная при исследовании современного общества в России. При анализе состояния культурно-образовательного пространства социализации воспитанников учреждений государственной поддержки применялись фундаментальные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Теоретическим основанием изучения процессов адаптации воспитанников стали личностно-деятельностный и системный подходы к проблеме социальной адаптации подростков (А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, В.С. Мухина, Г.М. Андреева). При разработке показателей результативности постинтернатной адаптации воспитанников были использованы теоретические подходы, обоснованные в работах И.И. Бобылевой, И.Ф. Дементьевой, О.В. Заводилкиной, Н.П. Ивановой, И.К. Кряжевой, Г.В. Семья, Ю.С. Смирновой. Эмпирическую базу исследования составили:
Научная новизна исследования:
|
Программа для учащихся 1-4 классов «Мы вместе» Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить... | Темы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки... Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с понятиями – социальный статус личности, социальная роль, социализация, социальная адаптация | Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная... Гоу «Завьяловский детский дом» открыт 28 июня 2001 года. За 7 лет своей деятельности это образовательное учреждение дало путёвку... | ||
О республиканской целевой программе государственной поддержки и развития... Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Горанская С. В., Волотовский С. А. Социальная работа с пожилыми людьми: гендерный аспект // Каталог Международного форума «Старшее... | ||
Отчет Службы постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот... Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений интернатного... | Социальная адаптация учащихся скоу Гусакова Валентина Васильевна, учитель русского языка и чтения гбс(К)оу школы интерната VIII вида | ||
Тема: «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья» ... | Для участия в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений для... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа посёлка Знамя Октября | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе | Доклад о ходе выполнения программных мероприятий ведомственной целевой... Ведомственная целевая программа государственной поддержки некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества... | ||
Гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки... Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной... | Конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации для... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Секция N1 Н. В. Богданова Алтайский край. Кгбс(К)оу «Завьяловская... «Социальная адаптация учащихся коррекционных школ 8 вида через уроки русского языка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из ведущих принципов персонального образования является принцип адаптивности. Понятие «социальная адаптация» трактуется отечественными... |