Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр





НазваниеИнститут комплексных социальных исследований ран исследовательский центр
страница1/20
Дата публикации20.04.2015
Размер3.61 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Право > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
А. Г. ЗАЛУЖНЫЙ

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Москва - 2004


ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

“РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ”

ФОНД ПОДДЕРЖКИ УЧЕНЫХ “НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА”

А. Г. ЗАЛУЖНЫЙ


ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Москва - 2004


Залужный А. Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. М.: Институт комплексных социальных исследований РАН Исследовательский центр “Религия в современном обществе”. Фонд поддержки ученых “Научная перспектива”. - 2004. - 244 с.
ISBN 5-94952-009-2

Монография посвящена широкому кругу вопросов, связанных с проблемами формирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, правовым регулированием в сфере соблюдения прав граждан на свободу совести, организацией и методикой надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, внедрением правового механизма реализации законов, направленных на противодействие экстремистской деятельности. Настоящее издание подготовлено при поддержке Межрегионального общественного фонда поддержки ученых “Научная перспектива”.
Рецензенты : Малахов В. П. – Начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Пиголкин А. С. – Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.

ISBN 5-94952-009-2 © - Залужный А. Г., 2004
Введение
Современный мир, при всех существующих в нем противоречиях, многообразии составляющих его социальных, экономических и политических систем, расовых, этнических, религиозных, культурных и других различиях народов, представляет собой общность людей, для которых взаимопонимание и сотрудничество, основанное на принципах добра, справедливости и ненасилия, являются важнейшим условием сохранения и развития человеческой цивилизации. Игнорирование этих принципов, отсутствие взаимопонимания и стремления к учету взаимных интересов ведет к нарушению сложившегося баланса в отношениях между членами мирового сообщества, создает иллюзию возможности достижения односторонних преимуществ с помощью силовых методов без серьезных последствий для всей системы международных отношений.

Несмотря на завершение периода “холодной войны” и снятие непосредственной угрозы широкомасштабного ядерного конфликта, проблемы безопасного развития цивилизации остаются актуальными, так как обостряются глобальные проблемы, связанные с использованием сырьевых ресурсов, экологией, энергетикой, демографическими процессами и другие, в частности, проблема международного терроризма. В этой связи осознание религиозными и общественными деятелями того, что взаимозависимость в сегодняшнем мире приобрела глобальный характер, открывает путь к решению общечеловеческих проблем, который проходит через объединение миротворческих усилий государственных и общественных институтов, всех конфессий.

Российская Федерация - многонациональное и поликонфессиональное государство. Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества являются логическим продолжением коренных изменений в отношениях государства с религиозными объединениями с конца 80-х годов до настоящего времени и характеризуются вполне определенными тенденциями развития государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений.

Упразднение в начале 90-х годов прошедшего столетия ограничений права граждан на свободу вероисповедания, признание общественной и экзистенциальной ценности религии, а также значимости церковного служения создало в России новую ситуацию. Хотя изменения в гораздо большей степени сфокусировались на социальном, чем на индивидуальном уровне, религия стала играть все более важную роль в жизни общества, а восстановление религиозно-институциональной структуры положительно сказалось и на росте личных обращений. Социальное разочарование конца 80-х неспособностью тогдашнего руководства разрешить многочисленные обостряющиеся проблемы возродило надежду на неофициальные, не связанные с государством институты, наиболее структурированными и мобильными среди которых оказались именно религиозные организации. Уровень доверия к ним со стороны населения оказался наивысшим.

В этой связи необходимо констатировать не только бесспорный факт значительного роста граждан, относящих себя к верующим, но и многократное увеличение в 90-х годах количества зарегистрированных в качестве юридических лиц религиозных организаций, быстрое формирование их конфессионального многообразия. Так за семь лет действия Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” количество религиозных организаций увеличилось вдвое и на момент вступления в силу Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”1 по данным Государственного реестра в Российской Федерации было зарегистрировано 16017 религиозных организаций, а сегодня - уже свыше 21600 порядка 70 различных конфессий.

Происшедшие изменения нашли воплощение во вступившем в силу 1 октября 1997 года Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях”, преамбула которого отдает дань уважения Православию, а также в порядке, установившемся в религиоведческой литературе, перечисляет мировые и национальные религии, последователи которых веками жили в России и внесли существенный вклад в формирование духовных и культурных ценностей народов нашей страны. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Очевидно, что в современных условиях сотрудничество государства и церкви должно носить публично-правовой характер, основываться на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях” и отдельных правовых договорах, заключенных между государством и религиозными организациями. Поскольку Русская Православная Церковь является самой влиятельной религиозной организацией в России, ее взаимоотношения с другими конфессиями предполагают следование компромиссам и духу толерантности. На это нас нацеливает и постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 № 629 “О федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001- 2005 годы)”2, предполагающей внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Как представляется, соблюдение вышеназванных принципов в практической деятельности государственных органов и религиозных организаций помогло избежать в процессе коренных преобразований 90-х годов серьезных конфликтов, имеющих конфессиональную окраску.

Модель государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации представляет собой систему взаимодействия данных институтов, базирующуюся на ценностях, безусловно признаваемых и уважаемых всеми цивилизованными государствами. Этими ценностями являются гарантированные государством свобода совести и свобода вероисповедания, право не только исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, но и свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Каждому человеку (а не только гражданину той или иной страны) гарантируется равенство перед законом вне зависимости от его религиозных убеждений, а право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В то же время дальнейшее продвижение по пути формирования гражданского общества и укрепления правового государства предполагает глубокое осмысления проблем взаимодействия религии и права в прошлом и настоящем, осознание важности инструментальной роли права в формировании общественных отношений в современном государстве, определение основных направлений совершенствования правовых механизмов реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания с одновременным обеспечением соблюдения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Поэтому предлагаемое исследование в определенной мере должно восполнить недостаток специальной юридической литературы, посвященной решению правовых вопросов, связанных с выработкой современных подходов к формированию государственно-конфессиональных отношений, на принципах, установленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.
I. ПРАВОВЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1.1. Диалектика взаимодействия правовых и религиозных норм.

Происшедшие в нашей стране социальные перемены, в частности, “создание не существовавших ранее в России правовых и политических предпосылок для свободной деятельности религиозных организаций, позволили им активно вторгаться в общественную жизнь, представлять и отстаивать свое видение по самому широкому кругу сугубо светских проблем – от политики, культуры, науки, образования до межнациональных и международных отношений”.3

Изменение роли религии и религиозных организаций в жизни страны придало актуальность и проблеме соприкосновения норм светского законодательства и религиозных канонов, регламентирующих жизнь верующих и составляющих основу внутренних установлений их объединений.

Религиозные нормы, т. е. установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих правила, содержатся в канонизированных текстах (Библия, Коран, Талмуд и др.), в решениях церковных соборов, и т. д., в произведениях руководителей конфессий, а в качестве норм канонического права выступают своеобразными регуляторами религиозной деятельности.

В то же время история права изобилует примерами, когда религиозные нормы носили характер юридических предписаний и служили единственным регулятором государственно-политических, гражданско-правовых, брачно-семейных и даже процессуальных отношений.

Все без исключения системы древнего писаного права в той или иной мере включали в себя имеющие религиозные корни предписания. Генетически предшествуя праву, религия самым существенным образом влияет на его возникновение и формирование. Между правовым и религиозным сознанием первоначально существует тождественная связь, проявляющаяся в совпадении понятий “греховного” и “преступного”; источником правовых норм выступают нормы религиозные, а у истоков правосудия, как правило, стоят священнослужители и нет опаснее преступления, чем посягательство на религию.4

Особенно ярко видна степень влияния норм религии на правовые регулятивные механизмы на примере индусского права, представляющего собой одну из самых древних правовых систем и впитавшего в себя как основные нормы, так и сам дух индуизма. В этой связи статья 7 главы 2 Законов Ману гласит, что вне зависимости от того, какой и для кого объявлен закон, он “весь изложен в Веде”.5

Исследователи древней культуры также приходят к выводу, что принимаемым властью Египта и Вавилона законам (и самой власти как таковой) приписывалась божественная предопределенность.

Отдельное место среди наиболее ранних правовых систем наряду с индусским занимает основанное на Законе Моисея иудейское право, ставшее источником современного христианского церковного права. Изложенные в 20-й главе книги Исход Ветхого Завета десять заповедей, уже в следующей главе трансформируются в правовые нормы, сохраняя при этом черты норм религиозной морали6.

Определенное влияние религиозные верования оказали также на формирование нормативных правовых систем Греции и Рима. Однако взаимосвязь здесь намного сложнее и, как представляется, именно особенности взаимодействия правовых норм и религиозных предписаний в данном регионе мира послужили самым ощутимым толчком для рождения права в его нынешнем понимании. У древних греков и римлян, как и у других народов, “закон входил в состав религии. Древние кодексы гражданских общин были собранием обрядов, священных постановлений, молитв и вместе с тем законодательных распоряжений”.7 Но в дохристианскую эпоху здесь отсутствовала не только монополия какой-то одной религии, но даже сколь-нибудь серьезное преобладание одного религиозного культа над другими, что в значительной степени ускорило “дифференциацию и трансформацию социальных норм”8. Поэтому, несмотря на то, что в законах Двенадцати Таблиц еще содержатся предписания относительно религиозных обрядов, в этих собраниях и у Солона уже видна совершенно другая природа закона. Из предписаний религии он превращается в результат труда законодателя, меняя, таким образом, свою Божественную природу на волю если и не всего народа, то, во всяком случае, его части. “Отсюда, - по мнению Фюстеля-де-Куланжа, - вытекают два следствия. Прежде всего, закон перестает быть неизменяемой и неоспоримой формулой… Закон уже не священное предание, mos; он простой текст, lex, а так как он установлен человеческой волей, то та же самая воля может его и изменить. Другое следствие следующее. Закон, который составлял раньше часть религии и вследствие этого был родовым наследием священных семей, сделался отныне общим достоянием всех граждан”.9

Существует мнение, что христианство, став государственной религией в Римской империи, предоставило праву полную свободу. Как представляется, если это и произошло, то далеко не сразу. В частности, тесное переплетение религиозных и правовых норм ярко проявилось в каноническом праве, отдельные правила которого (некоторые декреты вселенских соборов, и часть декреталий пап) регулировали именно светские отноше­ния или даже получали государственную поддержку10.

Однако в процессе совершенствования канонического права произошло его расслоение. Развитие светского начала происходило под эгидой государства, а к компетенции собственно церковного права отошли проблемы регулирования внутрицерковных отношений; его же положения легли в основу принципов межконфессиональных отношений.

В период буржуазного переустройства Европы и Америки теологическая монополия сменилась подавляющим преобладанием идеи “юридического мировоззрения”, которая захватила широкие слои наиболее социально активной части общества. Получает всеобщее признание созидательная роль права, его универсальность как исцеляющего средства в вопросах обеспечения гармоничного развития общества.11

В России, тем не менее, до 1917 года ряд признаваемых и установленных православной церковью норм (напр. брачно-семейных) непосредственно входил в правовую систему. Данные нормы перестали быть правовыми после отделения церкви от государства (в отдельных районах Средней Азии и Кавказа некоторое время еще допускалось применение норм мусульманского права).

По другому пути пошли страны, население которых исповедует ислам. В этой связи необходимо подчеркнуть, что единство правовых и религиозных предписаний играет очень важную роль для нормативного регулирования жизни исламских государств, построенной чаще всего на принципах шариата - свода норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванных охватить всю жизнь мусульман.

Шариат основывается на Коране и Сунне, однако вопросы догматики и культа всегда были только частью рассматриваемых им проблем. Если проанализировать содержащийся в шариате свод правил поведения, то напрашивается вывод о том, что “нормативная сторона – это не просто некое дополнение к исламской догматике и этике, а в практическом отношении, его важнейшая часть, своего рода стержень”.12

Сегодня взаимосвязь права и религии определяется необходимостью совместного сосуществования. В восточных правовых системах их взаимодействие часто выражено в проникновении религиозных норм в правовые, а европейское право, как правило, находит опору в нравственных принципах, которые выработало человечество за несколько тысячелетий своего существования.

Таким образом, религия и право как регулятивные системы тесно связаны. Их воздействие на социальное развитие несомненно является совокупным, а во многом и согласованным, так как направления регулирования ими общественных отношений практически совпадают. При этом в ряде случаев возникает ситуация, когда “социально необходимое поведение людей обеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы”13.

Требования и правовых, и религиозных норм строго регламентированы и подчинены силе внешнего побуждения. Однако, их содержание, механизм и средства обеспечения регуляционного воздействия на общественное и индивиду­альное сознание, а также системы контроля за реализацией этих норм серьезно отличаются.14

Различия правовых и религиозных норм явственно проявляются также при постановке вопроса о применимости норм права к жизни Церкви. Так православные авторы сходятся на том, что за два тысячелетия существования христианства “в Церкви непрерывно существует правовой строй и кажется не видится никаких признаков его всеобщего разрушения даже и в отдаленном будущем...”15

В то же время имеющиеся существенные отличия религиозных норм от собственно правовых норм порождают принципиальные разногласия среди представителей различных христианских конфессий в вопросе о том, совместимы или не совместимы церковь и право. Так, например, в сознании протестантских теологов церковное предание, включающее в себя Апостольские правила, решения Вселенских и Поместных Соборов, установления, содержащиеся в трудах Отцов церкви и др., ассоциируется с отступлением от Евангельского учения и представляется простым продуктом человеческой деятельности. В то же время для православных и католиков оно имеет вполне определенный “церковно-юридический характер”16 и с точки зрения религиозного авторитета и догматичности считается равноценным Священному Писанию.

Однако многовековые попытки конкретизации места религиозных норм в системе права выявляют лишь многочисленные различия во мнениях как у правоведов, так и у теологов (порой даже принадлежащих к одному вероисповеданию).

Одни из них, руководствуясь существовавшим еще в Древнем Риме делением на jus publicum (публичное право) и jus privatum (частное право), причисляли каноническое право к одной из указанных ветвей или даже делили само церковное право на публичное и частное. Другие (католические теологи) в отдельных случаях вообще относили каноническое право к международному праву, усматривая, таким образом, в церкви своего рода самостоятельное государственное образование и полагая возможным и необходимым использовать изложенные в международном праве принципы для построения государственно-церковных отношений.

В соответствии с современным подходом, в частности, служителей Русской Православной Церкви церковное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву, так как в Церкви сегодня действует особое, основанное на Божественном откровении право – каноническое. Церковь считает, что если отдельные нормы канонического права в соответствии со своей природой могут стать частью светского права, то христианское право в целом принципиально является надсоциальным. В этой связи оно “непосредственно не может быть частью гражданского законодательства”.17

Мусульманское право также тесно связано с религиозными установлениями, как и каноническое, однако его соотношение со светским правом и его системой правового регулирования представляется совершенно иным.

По мнению известного исламоведа Л. Р. Сюкияйнена, исследователи мусульманского права обычно обращают вни­мание на две его характерные и взаимообусловленные особен­ности - религиозное происхождение (Божественную природу) и тесную (для некоторых - неразрывную) связь юриди­ческих предписаний с мусульманской догматикой (богослови­ем), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные ученые исламских стран отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к Божественному открове­нию.

Исходя из универсального характе­ра ислама и его нормативных предписаний, ими делается вывод о том, что ислам - это одновременно “вера и государство”, а му­сульманское право (фикх) выступает не только правом, но и религией (Мухаммад Йусуф Муса; Субхи Махмасани). Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусуль­манского права, отмечая, что для мусульманско­го права характерен дуализм религии и государства (И. Шахт); что мусульманское право - это прежде всего религия, затем - государство и культура (Р. Шарль); что ислам, - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, Божественную природу (Р. Давид).

На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе веры и государства, религии и права многие исследователи из исламских стран приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология),
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconУчреждение российской академии наук институт прикладной физики (ипф ран)
Обеспечение центром коллективного пользования научным оборудованием комплексных исследований в области использования микроволнового...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconУчреждение российской академии наук институт прикладной физики (ипф ран)
Обеспечение центром коллективного пользования научным оборудованием комплексных исследований в области использования микроволнового...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconУчреждение российской академии наук институт прикладной физики (ипф ран)
Обеспечение центром коллективного пользования научным оборудованием комплексных исследований в области использования микроволнового...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconИсследовательский центр проблем качества подготовки специалистов...
Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад /Под науч ред д-ра...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconБремя преждевременной смертности на украине сквозь призму потерь лет потенциальной жизни
Научно-практический центр профилактической и клинической медицины Государственного управления делами, Институт демографии и социальных...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconКошкарев А. В., Медведев А. А., Атаева О. М., Серебряков В. А., Теймуразов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconТ. К. Юрковская, Ботанический институт им. В. Л. Комарова ран, Санкт-Петербург
Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconКризисные явления, возможности и пути их преодоления в социально-экономических...
Биробиджан. Институт комплексного анализа региональных проблем дво ран. Амурский государственный университет. Тихоокеанский институт...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconФедеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение...
Главный научный сотрудник отдела комплексных проблем исследования культуры, д-р истор наук, профессор
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconА. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы
Учреждение российской академии наук региональный центр этнополитических исследований дагестанского научного центра ран
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оргкомитет конференции: Академик ран а. О. Чубарьян, директор иви ран (Россия) – сопредседатель; И. А. Альтман (Центр «Холокост»,...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconРоссийской Академии Наук Институт проблем нефти и газа со ран министерство...
Председатель – Александр Федотович Сафронов, чл корр. Ран, председатель Президиума Якутского научного центра со ран, директор ИПНГ...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconИсламо-христианский диалог в России в новейший период Силантьев Р. А
Учреждение российской академии наук региональный центр этнополитических исследований дагестанского научного центра ран
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconУважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в конференции
Дво ран, фгбун биолого-почвенный институт дво ран и Автономная некоммерческая организация «Центр по изучению и сохранению популяции...
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconИнститут биофизики сибирского отделения российской академии наук (ибф со ран)
Аннотированный перечень важнейших результатов исследований по «базовым проектам», выполненных в 2013 Г
Институт комплексных социальных исследований ран исследовательский центр iconИнститут биофизики сибирского отделения российской академии наук (ибф со ран)
Аннотированный перечень важнейших результатов исследований по «базовым проектам», завершенных в 2012 Г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск