А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы





Скачать 138.99 Kb.
НазваниеА. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы
Дата публикации03.07.2013
Размер138.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
А.А. ЯРЛЫКАПОВ
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ*
Мусульманство в России, в частности, в Дагестане, имеет достаточно длительную и самобытную историю. Ислам является одним из ведущих компонентов этнической самоидентификации представителей большинства народов республики. Здесь не делают особого различия между мусульманским и народным; и то, и другое воспринимается как нечто, присущее своей этнической культуре. Знатоки религии (муллы), ученые люди (алимы, эфенди) всегда пользовались традиционно высоким авторитетом в северокавказском обществе. Этот авторитет не смогли пошатнуть даже долгие десятилетия господства насаждавшегося сверху атеизма. Следовательно, в Дагестане система исламского образования во все времена имела высокий социальный престиж, была востребована обществом, играла в нем заметную роль. Еще больше она усилилась в последние 10-15 лет, когда были уничтожены путы атеистической идеологии и появилась возможность не только спокойно отправлять культ, но и открыто готовить грамотных и образованных служителей культа. Возрождение системы исламского образования является сегодня одной из актуальнейших проблем, стоящих перед мусульманами региона.

Значительная роль исламского образования в северокавказском обществе выявилась также вследствие того, что здесь произошла заметная конфронтация между воспитанниками различных образовательных традиций: местной и зарубежной. Некоторые из тех, кто вследствие недостаточно высокого уровня местных религиозных учебных заведений обучался за рубежом, оказались заражены экстремистскими, социально опасными идеями, которые привели к конфликту внутри самого мусульманского общества. К сожалению, рассуждая о причинах этого конфликта, многие исследователи упускают из вида или преуменьшают роль различных образовательных традиций, воспитавших его участников.

Тесно связан с вышеуказанным и другой аспект проблемы. Радикально настроенные круги все громче озвучивают требования немедленного установления здесь шариатского правления. При этом они также придают большое значение развитию системы религиозного образования. Однако то, как она развивается в регионе, их не устраивает, они активно ищут альтернативные пути строительства системы исламского образования. Проблемам развития системы исламского образования в Дагестане и посвящена предлагаемая статья.

Исламское образование в Дагестане играло большую роль с первых веков проникновения сюда мусульманской религии до наших дней. К XVIII-XIX вв. здесь сложилась стройная и успешно функционировавшая система исламского образования, состоявшая из последовательных ступеней: коранической школы, мектеба, медресе и индивидуального обучения у известных ученых. Основная масса населения довольствовалась низшей ступенью, но те, кто продолжал свое обучение, добивался высоких результатов и известности не только в регионе, но и в других странах. Ученые дагестанцы были известны в Йемене, Сирии, других странах мусульманского мира.

В 1928-1930 гг. Советская власть предпринимает решительное наступление против ислама, и в результате предпринятых запретительных мер здесь в 1930-х гг. практически перестала существовать сеть религиозных мусульманских школ. Их закрытие сопровождалось физическим устранением тех, кто мог бы преподавать исламские науки. Например, в 1928 г. из Дагестана в районы Коми АССР и Архангельской области были высланы свыше 800 исламских деятелей1. Это было только начало тех гонений, которые методично в течение около 10 лет проводились новой властью.

Государственные мероприятия, конечно же, в значительной мере достигли своих целей; однако в горных и предгорных районах Дагестана, несмотря на все меры властей, религиозное обучение не прекращается. Уцелевшие после репрессий алимы при негласном одобрении местного населения продолжают тайно набирать к себе учеников и преподавать им курс исламских наук. Некоторые из этих ученых остались в селениях Акуша, Губден, Кумух, Урада, Хунзах, Хуштада и т.д.2 Помимо этого практически повсеместно продолжала существовать домашняя кораническая школа при муллах, которая пополняла ряды неофициальных служителей культа. Здесь уже ко второй половине XX в. произошло беспрецедентное падение уровня обучения. В некоторых случаях муллы обучали чтению молитв и сур Корана, написанных по-арабски, но кириллическим шрифтом. Но в условиях резкого сокращения количества служителей культа даже подготовленные таким образом “муллы” оставались востребованными. Иными словами, хотя жители Дагестана уже не ставили под сомнение тот факт, что современная светская система образования обеспечивает их самыми необходимыми и востребованными знаниями, даже те жалкие остатки былой системы исламского образования, еле-еле функционировавшие в регионе, воспринимались ими в целом положительно. О человеке, умеющем читать и писать по-арабски, здесь всегда отзывались уважительно.

Постепенное ослабление контроля государства за религией, наблюдавшееся с начала т.н. “перестройки”, позволило мусульманам Дагестана приступить к возрождению исламского образования в регионе. Быстрее всего выросло число мектебов, которые открывались при мечетях с одной целью: поднять уровень элементарной религиозной образованности мусульман. В самом начале 1990-х гг. именно из этих воссозданных мектебов вышли муллы, которые стали активно участвовать в возрождении ислама в регионе. Интересно, что мектебы открываются и закрываются в зависимости от потребностей религиозной общины. Например, если в июле 1995 г. в Дагестане было зафиксировано 650 школ при мечетях3, то к маю 2000 г., когда первоначальный спрос был удовлетворен, их осталось всего 2034. К августу 2002 г. в Дагестане действовало 327 мектебов, в которых обучалось свыше 4,2 тыс. чел.5 Тут, как и прежде, нет строгого времени начала занятий, как и нет определенных сроков обучения. Как и прежде, в мектебах учат арабской азбуке, чтению Корана и молитв, а также порядку проведения различных обрядов. Во многих мектебах региона изучение Корана ограничивается наиболее употребительными в культе сурами. Редко кто выучивается читать весь Коран, а наизусть его могут читать вообще единицы.

Восстанавливалась также деятельность следующей ступени исламского образования - медресе. В Дагестане произошел скачкообразный рост их численности: если к апрелю 1998 г. в республике действовало 25 медресе6, то к августу 2002 г. их было уже 131, и в них обучалось более 5,7 тыс. чел.7 Однако уровень обучения в этих учебных заведениях заметно ниже достигнутого здесь в дореволюционные годы. В основе учебного процесса в местных медресе лежит изучение сохранившихся в местных собраниях рукописей8. Также как и прежде, медресе располагаются в отдельных зданиях. Здесь появляются классные комнаты, сохраняются прежние традиции, когда прямо здесь же оборудуется общежитие для иногородних учащихся. Медресе существуют в основном за счет добровольных пожертвований, спонсорской поддержки, а кое-где и разовой финансовой поддержки властей. Некоторый рост материальной оснащенности медресе, к сожалению, пока не сказывается на росте уровня преподавания в них. Преподаватели медресе в подавляющем большинстве не имеют соответствующей подготовки. Учебники, как уже отмечалось, используются устаревшие, либо сохранившиеся рукописные, либо изданные в самом начале прошлого века в типографии М. Мавраева. Светские предметы не преподаются. Казалось бы, этот факт не должен вызывать большой тревоги, однако если учитывать то, что в некоторых селениях Дагестана медресе фактически заменяют средние школы9, то повод для беспокойства будет несомненный. Отрыв от налаженной светской системы образования чреват серьезными осложнениями как для государства в целом и республики в частности, так еще более для самих молодых людей.

Совершенно новым явлением для Дагестана можно считать открытие здесь так называемых исламских вузов - институтов и университетов. Называю их “так называемыми” по двум причинам. Во-первых, традиционно в исламе высшим учебным заведением считается медресе. Во-вторых, открытые на Северном Кавказе исламские вузы по уровню никак не превосходят медресе, отличаясь от них только названием. Исламские институты в 1990-х гг. были открыты в г. Нальчике (Кабардино-Балкария), г. Грозном (Чечня), станице Орджоникидзевской (Ингушетия) и г.Черкесске (Карачаево-Черкесия). Лидерство и тут оказалось за Дагестаном, где число местных исламских вузов росло довольно быстро: апрель 1998 г. - 9; май 2000 г. - 12 (плюс еще 33 филиала); август 2002 г. - 16 (плюс 49 филиалов). Во всех 16 вузах Дагестана образование получали 2,9 тыс. чел., а если к ним прибавить еще и тех, кто обучался в филиалах, то получится довольно внушительная цифра - 5730 студентов10. До недавнего времени наиболее сильными вузами Дагестана, готовившими кадры для Духовного управления, считались Исламский университет им. Сайфуллы Кади в Буйнакске и Кизилюртовский исламский институт11. В Исламском университете им. Сайфуллы Кади обучается 830 мутаалимов, а в 7 филиалах этого вуза проходит обучение еще 600 чел. С 2002 г. в г. Махачкале полноценно действует Северо-Кавказский Исламский университет им. М. Арипа12, который должен, видимо, стать ведущим исламским вузом не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа.

Столь большое количество вузов, конечно же, заставляет сомневаться в соответствии их заявленному уровню. Ведь прошедших чуть более двух десятков лет было очень мало для того, чтобы подготовить грамотных людей, способных преподавать в учебном заведении, именуемом высшим. Именно поэтому даже в середине 1990-х гг. значительное число мусульманской молодежи предпочитало получать религиозное образование в зарубежных исламских странах. Например, в 1996 г., только по официальным данным, около 1,5 тыс. молодых дагестанцев училось в исламских учебных заведениях различного уровня за рубежом13. Сколько еще молодых людей выехало на учебу за рубеж неофициально, никто не подсчитывал.

Исламские институты и университеты трудно назвать высшими учебными заведениями по целому ряду параметров. Рассмотрим для примера старейший вуз Дагестана - Дагестанский исламский университет им. имама аш-Шафии. Он открылся в 1990 г. вначале как медресе, в 1991 г. стал институтом, а с 1993 г. считается университетом. Он зарегистрирован в Минюсте Республики Дагестан и имеет лицензию. Студенты набираются сюда по результатам собеседования, на котором определяется уровень знаний абитуриента. По результатам собеседования происходит зачисление, причем могут зачислить сразу на второй или третий курс, если беседовавший преподаватель решит, что абитуриент показал соответствующие знания. В университете два факультета: арабского языка и исламского права. Большинство используемых учебников – те, которыми пользовались еще в начале прошлого века. Из современных учебников используется только 5-ти томный учебник арабского языка, изданный в Саудовской Аравии. Обучение идет только по мазхабу аш-Шафии, уделяется внимание также и изучению суфизма по книгам шейхов Ильяса Цудахарского, Абдурахмана ас-Сугури, Джамалуддина Казикумухского. Если принять во внимание, что здесь не преподается ни одного светского предмета, то приходится признать, что указанная программа обучения вполне соответствует уровню обычного медресе. Кстати, эта проблема хорошо известна представителям властных структур республики. В интервью газете “Дагестанская правда” Председатель Комитета Правительства РД по делам религий А.М. Магомедов отмечал: “без преподавания общеобразовательных предметов общий уровень образования (в исламских вузах. - А.Я.) не может быть приравнен к высшему”14. В данном вопросе с мнением чиновников согласны также и видные преподаватели известных исламских учебных заведений. Например, профессор Малайзийского Международного Исламского университета Рошани Хашим считает, что “методы преподавания религиозных наук в университете должны определенно отличаться от школьных методов преподавания, тем более что в наше время студенты университетов более зрелые и способны к критическому мышлению. Таким же образом, студентам, занимающимся совершенствованием в области религии, необходимо ввести в программу солидный объем предметов из других областей знания, а именно, естественные, социальные и гуманитарные науки”15.

Факультет арабского языка университета им. имама аш-Шафии готовит преподавателей арабского языка и переводчиков. Однако его выпускники испытывают большие трудности с трудоустройством, поскольку не могут выдержать конкуренции со стороны выпускников государственных вузов, в частности, Дагестанского государственного университета. Факультет исламского права готовит имамов и прочих служителей мечетей, но и с этими кадрами уже наблюдается явный переизбыток. Серьезного богословского образования ни один из исламских вузов Северного Кавказа на сегодня дать, видимо, не в состоянии.

Большинство исламских вузов мотивирует отсутствие светских предметов в своих программах финансовыми проблемами. Действительно, они не имеют государственного финансирования. Средства они черпают за счет частных пожертвований, от закята, там, где он собирается, а также аренды помещений там, где есть что сдавать под аренду; кроме того, студенты содержатся за счет садаки (добровольных пожертвований), собираемой по пятницам или по случаю различных праздников и т.д. Однако при подаче заявки на лицензирование учебные заведения, претендующие на звание вуза, включают в свою программу массу светских предметов, за счет которых им и разрешают именоваться «институтами» и “университетами”. На практике же ни один светский предмет не изучается. Этот факт весьма неприятен, ведь, как совершенно справедливо отмечает А.В. Малашенко, выпускники исламских учебных заведений “со временем станут оказывать заметное влияние на духовную и нравственную ориентацию российского мусульманства, и прежде всего в глубинке”16.

Однако светские науки в реальном преподавании отсутствуют не только из-за проблем с финансированием. Наверное, при желании хоть какие-то светские науки можно было бы преподавать в исламских вузах. Здесь проблема в мировоззренческих подходах преподавательского состава. Так сложилось, что многие исламские деятели Дагестана превозносят «вечные» исламские и вообще религиозные науки (называемые “ильму-д-дин”), с которыми, по их мнению, не могут сравниться светские, или «мирские» науки (“ильму-д-дунья”). При таком подходе светские науки обретают репутацию «никчемных», на которые не стоит тратить драгоценное учебное время.

Отсутствие светских предметов в программе исламских вузов – только одна из проблем современного исламского образования на Северном Кавказе. Другой проблемой является однобокость изучения исламских наук. По мнению дагестанского религиоведа Омарасхаба Амирханова, окончившего тунисский исламский университет аз-Зайтун, в дагестанских исламских учебных заведениях “уделяется мало внимания исламской идеологии, вероубеждению, философии. Шариатские науки, которые у нас в основном изучаются, занимают значительное место в жизни мусульман, но для того, чтобы у людей было осознанное вероубеждение, необходима акида17 и другие науки, связанные с ней. Слияние этих двух направлений в образовательном процессе… может дать самый лучший результат”18.

Такой перекос учебной программы в исламских образовательных заведениях Дагестана также имеет глубокие корни. Мне часто приходилось слышать от моих собеседников в Дагестане, занимавших не последнее место среди исламских деятелей республики, мнение о том, что тут сохранился ислам в самой чистой, самой совершенной форме. Они утверждали, что, якобы, с Дагестаном в этом плане ни в какое сравнение не идут ни другие традиционно мусульманские российские регионы, ни зарубежные исламские страны. В таком случае дагестанцам остается держаться “проверенных” образовательных стандартов, не обращая внимания на то, что происходит в окружающем исламском мире. Так происходит консервация образовательных подходов, преподаватели и руководители исламских учебных заведений с большим подозрением относятся ко всему чужому, ко всем попыткам перенять чужой опыт и расширить программу за счет наработок коллег из других регионов. Нереформируемость системы исламского образования в Дагестане, установившаяся, по крайней мере, на обозримую перспективу, представляет собой, на мой взгляд, большую проблему для республики.

Проблемы усугубляются тем, что исламские учебные заведения весьма популярны среди значительной части дагестанской молодежи. Действительно, здесь отсутствует взяточничество, процветающее в государственных вузах. При поступлении в исламский вуз студент руководствуется исключительно своими познаниями, а материальные возможности его родителей не имеют никакого значения. Это, вместе с, несомненно, более высоким нравственным уровнем исламских учебных заведений, естественно, привлекает сюда молодых людей определенного круга, становящихся в условиях указанных недостатков системы религиозного образования оплотом консервативных клерикальных представлений и идей.

Итак, подведем итоги. Уже к началу XX в. стало ясно, что система исламского образования в регионе исчерпала свой ресурс роста. Передовые люди того времени ясно видели необходимость изменения устаревших схоластических методов преподавания и перечня преподаваемых наук. Для того чтобы система образования отвечала требованиям времени, необходимо было также пересмотреть перечень не менявшихся веками учебников. Однако идеи джадидизма, да и вообще хотя бы небольшого обновления мектебов и медресе, пропагандировавшиеся Абусуфьяном Акаевым, Али Каяевым и другими передовыми мусульманскими деятелями, так и не получили широкого распространения.

Разрушенная за годы Советской власти система исламского образования получила шанс возродиться с конца XX в., когда в России произошла либерализация государственного строя. Однако становление системы исламского образования идет не без проблем. Одна из них состоит в том, что возрождается та система, которая существовала здесь в самом начале XX в. К сожалению, новые условия, в которых сегодня развивается республика, не оказывают практически никакого влияния ни на методы, ни на состав преподаваемых предметов. Появившиеся в 1990-х гг. исламские вузы практически остаются на уровне медресе, хотя они, скорее всего, в первую очередь должны быть проводниками нового в складывающуюся систему исламского образования в регионе. Качество образования остается главной проблемой исламских учебных заведений Дагестана. Односторонность учебной программы, неприятие внешних влияний, отсутствие квалифицированных преподавательских кадров, способных обеспечить современный уровень религиозного образования - все это, несомненно, свидетельствует о назревшей необходимости реформирования системы исламского образования в Дагестане. Но трезвый взгляд на проблему приводит к неутешительному выводу: сами дагестанские исламские деятели считают существующий порядок вещей идеальным. Иными словами, они считают реформы не только не нужными, но и очевидно вредными. Получается, что внутреннее реформирование системы исламского образования в Дагестане в обозримом будущем невозможно. Тем более, что невозможно внешнее реформирование, поскольку единственная сила, способная это сделать - государство, а оно сегодня не занимается проблемами религиозного образования. Получается замкнутый круг, разорвать который в силах только сами дагестанцы. Быть может, следующее поколение мусульман Дагестана придет к этому. Если нет, то перспективы развития системы исламского образования в республике видятся весьма туманными…

___________________________

Примечания:

** Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант №03-06-80455).

11 Какагасанов Г.И. Религиозные мусульманские (примечетские) школы Дагестана // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001. - С. 132.

22 Бобровников В.О. Дагестан // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. - М., 1998. - С. 32.

3 Шихсаидов А.Р. Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. №4. - С. 109.

3


44 Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.,2001. - С. 91.

55 Данные Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религии по уточненным сведениям городских и районных администраций на 1 августа 2002 г. Автор благодарит начальника отдела по связям с администрациями Комитета Правительства РД по делам религии И.Р. Шихзадаеву за любезно предоставленные сведения.

66 Шихсаидов А.Р. Указ. раб. - С. 109.

77 Данные Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религии на 1 августа 2002 г.

88 Бобровников В.О. Указ. раб. - С. 32.

99 Состояние дел приняло настолько угрожающие размеры, что даже стало предметом обсуждения на совместном заседании Государственного Совета и Совета безопасности Республики Дагестан 16 октября 2002 г. Председатель Госсовета РД М. Магомедов упрекнул на нем глав местных администраций за “отсутствие с их стороны контроля за деятельностью исламских учебных заведений, где допускается обучение детей, не закончивших основную школу (9 классов) и отсутствуют светские дисциплины”. - См.: Эльдаров У. Очередная мобилизация? // Северный Кавказ. - 2002. №42.

1010 Данные Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религии.

1111 В целях распространения Ислама (интервью муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдуллаева газете “Ассалам”) // http://www.assalam.dgu.ru/html5/a5_9.html

1212 Здесь с осени 2002 г. действует женский филиал. См.: Ассалам. 2002. №16 (август).

1313 Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. - М., 2000. - С. 5.

1414 Дагестанская правда. - 2001. 2 октября.

1515 Рошани, Хашим. Исламизация учебной программы // http://islamUA.net/islam_ua/todae/curiculum.shtml

1616 Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998. - С. 81.

1717 Акида - символ веры, вероубеждение, воззрение. Так называется обычно сочинение, содержащее в себе сжатое и четкое изложение позиции определенного толка или автора в вопросах догматики и права.

1818 Исламское образование в Дагестане и за рубежом (Беседа М. Гамзатова с Омарасхабом Амирхановым) // Исламский вестник (интернет-издание) // http://www.islam.dgu.ru/i24-1.html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconРабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки...
Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии»
В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы...
В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconКонцепция магистерской программы
Европы. И в настоящее время исламское право представляет собой одну из ведущих правовых семей современного мира, оказывает серьезное...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconКонспект урока тема: «Районирование России. Поволжье» «Герои и проблемы современной литературы»
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconВысшая школа экономики в нижнем новгороде современные проблемы
Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук: материалы...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconРабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики»
Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconКонкурс Место и время проведения Примечание Награждение «Первые шаги в науку»
В рамках Всероссийской конференции «наука и профессиональное образование: современные теоретические проблемы и практический опыт»...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы политической философии»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconРабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль...
Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности»
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconСовременные проблемы петрологии
Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных...
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconЛекция по теме 1 Современные проблемы борьбы с преступностью и методы её оценки
Доказательства и проблемы доказывания по делам о преступлениях, связанных с хищением и угоном автомототранспорта
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconБюджетное право российской федерации: современные проблемы томск – 2005 удк
Зуев В. М. Бюджетное право Российской Федерации: современные проблемы. – Томск: Изд-во нтл, 2005. –326 с
А. А. Ярлыкапов исламское образование в дагестане: современные проблемы iconКонкурс для муниципальных библиотек «современные тенденции в обслуживании...
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск