Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»





Скачать 273.62 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
страница1/3
Дата публикации18.03.2015
Размер273.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Журналистика > Программа дисциплины
  1   2   3



Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _____

«___» ___________2010 г.
Программа дисциплины

«Современные тенденции развития медиасистемы»
Специальность: Журналистика – 021400

Третий уровень высшего профессионального образования

Составитель – И.В. Жилавская,

доцент факультета журналистики

Москва-2010

Введение. Основное содержание программы
(Выписка из ГОС):

СД.01.1

Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития России на современном этапе и роль журналистики, журналистика и современные футурологические концепции.


36

Пояснительная записка
Деятельность специалиста по специальности 021400 – журналистика направлена на обеспечение потребностей общества в разнообразной, оперативной, полной и достоверной информации, анализ актуальных социальных проблем, выражение и формирование общественного мнения. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются материалы для печатных изданий, радио- и телепередач, информационных и фотоагентств, служб рекламы и pablic relations.
Требования к студентам

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – 4 курс специалиста.
Аннотация

Цель

Формирование у студентов системного подхода к процессам, происходящим в современном российском медиапространстве.
Задачи:

  • Раскрыть логику формирования российской медиасистемы на постсоветском пространстве в экономическом, политическом, социальном и технологическом аспектах.

  • Помочь студентам разобраться в сложных процессах становления и развития российского медиарынка на современном этапе.

  • Привить навыки анализа существующих в России моделей медиаорганизаций с целью их системного изучения и эффективного использования.


Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен обладать новейшей информацией в области актуальных проблем современности и журналистики:

  • знать теоретические основы и исследовательские подходы к определению понятия «медиасистема», особенности ее развития в российском историческом контексте; основные виды современных коммуникативных стратегий медиасистемы;

  • владеть представлениями о наиболее актуальных глобальных проблемах, стоящих перед мировой цивилизацией в современный период, и о роли журналистики в их освещении и решении; об основных современных проблемах в развитии России и о функциях журналистики по отношению к различным сферам социальных отношений;

  • понимать роль журналистики в перспективном развитии страны, формировании гражданского общества и правового государства; взаимосвязи журналистики и современных футурологических концепций;

  • уметь различать виды коммуникативных стратегий, а также конструировать собственные модели медиасистемы; применять полученные знания при подготовке публикаций на соответствующие темы; обнаруживать манипулятивные технологии в реальной практике масс-медиа современной России; анализировать эффективность различных видов стратегий медиасистемы.


Место и роль данной дисциплины, как составной части высшего профессионального образования.

Данный курс является обобщающим, итоговым курсом для освоения темы «Система средств массовой информации», обязательным для всех выпускников факультета журналистики.
Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность специалиста.

Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:

  • практических журналистов в федеральных, региональных, муниципальных, районных, а также в корпоративных газетах, журналах, на телевидении и радио, в конвергентных редакциях, на цифровых порталах;

  • руководителей медиапредприятий и медиаменеджеров;

  • специалистов пресс-служб, департаментов информационной политики и PR-отделов государственных структур, некоммерческого сектора, а также предприятий и организаций различных форм собственности;

  • специалистов отделов рекламы, взаимодействующих со средствами массовой информации.


Данной программой предусматривается выполнение самостоятельных работ:

  1. контрольная работа в тестовом режиме

  2. устный доклад в виде защиты медиапроекта

  3. написание реферата на избранную тему (до 10 страниц)


Тематический план учебной дисциплины



п/п

Название темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Лекции

Семинары

1

Российские средства массовой информации: исторический экскурс.

Базовые понятия: медиа, информация, масс-медиа, коммуникация.

4

4




2

Основные характеристики медиасистемы:

элементы, компоненты, свойства.

4

4




3

Модели медиасистемы. СМИ и медиапредприятие.

6

4

2

4

Эволюция медиасистемы: от специальных приложений до информационно-промышленных концернов.

6

4

2

5

Виды стратегий медиасистемы.


10

4

6

6

Глобальные трансформации СМИ:

новые медиа, информальные медиа, конвергенция СМИ.

10

8

2

7


Личность в современной медиасистеме.

4

2

2

8

Моделирование современных медиаорганизаций.

10




10

ИТОГО:

54

30

24



Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов и курсовых работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
Формы контроля


  • Текущий контроль – 1 тест;

  • промежуточный контроль – выступления на семинарах, заслушивание и оценка устных докладов;

  • итоговый контроль – реферат.

  • Итоговая оценка (зачет) складывается:

30% - подготовка доклада;

20% - участие в обсуждениях на семинарах;

20% - результаты теста;

30% - реферат по темам.
Содержание программы
Тема 1. Российские средства массовой информации: исторический экскурс.

Базовые понятия курса: медиа, информация, масс-медиа, коммуникация. Определения, функции, современные особенности. Российские СМИ в историческом контексте. Принципиальные сходства и различия советской и российской медиасистем. Вектор трансформации российских СМИ. Факторы, повлиявшие на медиапроцессы: экономические, социальные, политические, технологические. Смена информационной модели. Изменение роли и функций журналиста и аудитории. Роль журналистики в перспективном развитии страны, формировании гражданского общества и правового государства.
Литература:

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Дж. П. Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети // Русский журнал, 07.04.1999 / http://russ.ru

Тюгашев Е.А. Термин «информация» в контексте классической метафизики: Мартин Хайдеггер - Николай Кузанский - Платон. Современное терминоведение Сибири. Язык. Культура. Теория познания. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004.
Тема 2. Основные характеристики медиасистемы: компоненты, их взаимодействие, свойства.

Системный подход к изучению средств массовой информации. Признаки медиасистемы: компоненты числом более 2-х, их взаимодействие, системное качество. Средства массовой информации как элемент инфраструктуры. Компоненты медиасистемы. Формы их взаимодействия. Основные свойства медиасистемы (статические, динамические, синтетические). Статические свойства: целостность, открытость, внутренняя неоднородность, структурированность. Динамические свойства: функциональность, стимулируемость, изменчивость во времени, существование в меняющейся среде. Синтетические свойства: эмерджентность, интегративность, целесообразность.
Литература:

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Блауберг И.В. Целостность и системность. – В кн. Системные исследования. М., 1977г.

Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. – М.: Экономика, 1989г.

Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
Тема 3. Модели медиасистемы. СМИ и медиапредприятие.

Социальная и экономическая медиасистемы – СМИ и медиапредприятие. Сущностные характеристики: элементы, управление системой. Цели, определяющие целостность медиасистемы, ее единство. СМИ- служение обществу, медиапредприятие – получение прибыли. Структура медиасистемы. Государственное и рыночное регулирование СМИ: взаимосвязь понятий. Обратные связи в системе СМИ и медиапредприятий. Саморегулирование медиаорганизаций: социальная ответственность и экономические законы рынка. Формирование позитивного имиджа, лояльной аудитории. Информационная открытость. Маркетинговые технологии СМИ.
Литература:

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Уч. пособие. М.: РИП-холдинг.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003.

Дзялошинский И.М. Интегративные процессы в современных российских медиасистемах, или Что происходит в российском информационном пространстве. В кн.: Мы-сограждане. Изд. «Бонфи», 2002
Тема 4. Эволюция медиасистемы: от специальных приложений до информационно-промышленных концернов.

Формирование медиарынка России. Западный опыт. Большинство редакций российских СМИ стали предприятиями, деятельность которых определяется законами рынка и нацелена на получение прибыли и обеспечение экономической самостоятельности. Этапы концентрации СМИ, которые сменялись новыми для России формами работы медиаорганизаций. Выпуск специальных приложений. Организация Издательских домов. Создание Информационно-издательских компаний. Медиахолдинги. Информационно-промышленные концерны.
Литература:

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003.

Дзялошинский И.М. Дефицит на рынке информационных продуктов. Журнал «Профессия-журналист», №3 2002.
Тема 5. Виды стратегий медиасистемы.

Виды стратегий медиасистемы. Информационные стратегии. Западная модель информирования. Оценка объективности СМИ. Роль личности журналиста в информационной стратегии сводится к бесстрастному сообщению фактов, сведений, трансляции чужих мнений. Манипулятивные стратегии. Пропаганда. Виды и способы использования манипулятивных технологий. Классификация манипулятивных уловок. Манипуляция посредством управления информационными потоками. Использование особенностей мышления человека. Использование механизмов социального контроля. Диалоговые стратегии. Диалог как эффективная форма коммуникации. Стратегия участия. Высшая форма коммуникации в СМИ. Объединение целей, интересов, ресурсов. Деятельностный подход в медиасистеме. Медиаактивность, которая приводит к активизации гражданского общества.
Литература:

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук. 2000.

Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии и масс-медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. №1.

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.
Тема 6. Глобальные трансформации СМИ.

Актуальные проблемы, стоящие перед мировой цивилизацией в современный период. Роль журналистики в их освещении и решении. Основные современные проблемы в развитии России (в области государственного строительства, экономики, формировании гражданского общества, социальной и культурной сферах, области национальных отношений и т.п.). Функции журналистики по отношению к различным сферам социальных отношений. Предпосылки и причины глобальных трансформаций СМИ. Новые медиа. Новые способы передачи информации, новые виды контента и его трансляции. Социальная, экономическая и технологическая обусловленность появления новых медиа. Аудитория и журналистика. Смена вещательной модели на партнерскую. Децентрализация СМИ. Информальное поведение аудитории, информальные медиа. Отличия информальных СМИ от традиционных. Блогерство. Язык блогосферы. Конвергенция СМИ. Взаимосвязь журналистики и современных футурологических концепции. Возможные сценарии развития.
Литература:

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003.
Тема 7. Личность в современной медиасистеме.

Психологические особенности современного медиатизированного человека. Проблемы информационного шума. Многозадачность. Способ восприятия медиатекстов. Клиповое сознание. Визуализация. Журналист в новой социально-психологической среде. Отношение общества к представителям СМИ. Претензии и ожидания. Саморефлексия журналиста. Творец или ремесленник? Аудитория: коллективное и индивидуальное сознание. Субъектность и неоднородность аудитории. Интерактивное и информальное поведение. Психология сети.
Литература:

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Нескрябина О.Ф. Медиапсихология. Красноярск. 2009.

Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук. 2000.
Тема 8. Моделирование современных медиаорганизаций.

Модель медиаорганизации: от замысла до конкретного плана действий. Пошаговая инструкция для разработки собственного медиапроекта.
Литература:

Дж. П. Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети // Русский журнал, 07.04.1999 / http://russ.ru

Тюгашев Е.А. Термин «информация» в контексте классической метафизики: Мартин Хайдеггер - Николай Кузанский - Платон. Современное терминоведение Сибири. Язык. Культура. Теория познания. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004.

Блауберг И.В. Целостность и системность. – В кн. Системные исследования. М., 1977г.

Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. – М.: Экономика, 1989г.

Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.

Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс.

Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003.

Нескрябина О.Ф. Медиапсихология. Красноярск, 2009.

Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук. 2000.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии и масс-медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. №1.

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.

Основные понятия


  • Медиа, масс-медиа, информация, информационный шум, коммуникация, медиатекст.

  • Медиасистема, эмерджентность, интегративность,

  • Информальные медиа, информальная журналистика, информальные авторы, блог, блогерство, интерактивность, web 2.0.

  • Манипулятивные технологии, диалоговые коммуникации, медиаактивность.

  • Новые медиа, конвергенция, глобализация, контент.

  • Многозадачность, клиповое сознание, визуализация.



Лабораторный практикум не предусмотрен
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература:

Базовое учебное пособие





  1. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. – М., 2002.


Основная литература:


  1. Блауберг И.В. Целостность и системность. – В кн. Системные исследования. М., 1977 г.

  2. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. – М.: Экономика, 1989г.

  3. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.

  4. Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002.

  5. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин.

  6. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003.

  7. Нескрябина О.Ф. Медиапсихология. Красноярск, 2009.

  8. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации / Г.Г. Почепцов. -. М.: Центр, 1998.

  9. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

  10. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии и масс-медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. №1.

  11. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconСовременные тенденции развития системы специального образования
Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconСовременные тенденции развития медиа в контексте основных концепций...

Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)»
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconПрограмма дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconКонкурс для муниципальных библиотек «современные тенденции в обслуживании...
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconКурсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconМеждународные образовательные семинары современные проблемы нейробиологии...
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconТема мировое хозяйство и его структура. Современные тенденции развития...
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconРадиофизический факультет
Содержание курса направлено на ознакомление студентов с математическими основами теории шифрования, историей развития криптографии,...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconПсихотерапия и современные тенденции ее развития
Охватывает надприродное, историческое в человеке Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность"...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconПланы семинарских занятий по дисициплине «маркетинг» Тема Сущность современного маркетинга
Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. №1. – С. 3...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconКалендарно-тематическое планирование. 11 класс
Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» iconЗа отчетный период
В основе всего образовательного процесса лежат современные тенденции, основополагающие принципы столичного образования (Центр реализует...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск