Скачать 273.62 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» Утверждаю зав. кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _____ «___» ___________2010 г. Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Специальность: Журналистика – 021400 Третий уровень высшего профессионального образования Составитель – И.В. Жилавская, доцент факультета журналистики Москва-2010 Введение. Основное содержание программы (Выписка из ГОС):
Пояснительная записка Деятельность специалиста по специальности 021400 – журналистика направлена на обеспечение потребностей общества в разнообразной, оперативной, полной и достоверной информации, анализ актуальных социальных проблем, выражение и формирование общественного мнения. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются материалы для печатных изданий, радио- и телепередач, информационных и фотоагентств, служб рекламы и pablic relations. Требования к студентам Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – 4 курс специалиста. Аннотация Цель Формирование у студентов системного подхода к процессам, происходящим в современном российском медиапространстве. Задачи:
Учебная задача дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен обладать новейшей информацией в области актуальных проблем современности и журналистики:
Место и роль данной дисциплины, как составной части высшего профессионального образования. Данный курс является обобщающим, итоговым курсом для освоения темы «Система средств массовой информации», обязательным для всех выпускников факультета журналистики. Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность специалиста. Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:
Данной программой предусматривается выполнение самостоятельных работ:
Тематический план учебной дисциплины
Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов и курсовых работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. Формы контроля
30% - подготовка доклада; 20% - участие в обсуждениях на семинарах; 20% - результаты теста; 30% - реферат по темам. Содержание программы Тема 1. Российские средства массовой информации: исторический экскурс. Базовые понятия курса: медиа, информация, масс-медиа, коммуникация. Определения, функции, современные особенности. Российские СМИ в историческом контексте. Принципиальные сходства и различия советской и российской медиасистем. Вектор трансформации российских СМИ. Факторы, повлиявшие на медиапроцессы: экономические, социальные, политические, технологические. Смена информационной модели. Изменение роли и функций журналиста и аудитории. Роль журналистики в перспективном развитии страны, формировании гражданского общества и правового государства. Литература: Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Дж. П. Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети // Русский журнал, 07.04.1999 / http://russ.ru Тюгашев Е.А. Термин «информация» в контексте классической метафизики: Мартин Хайдеггер - Николай Кузанский - Платон. Современное терминоведение Сибири. Язык. Культура. Теория познания. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. Тема 2. Основные характеристики медиасистемы: компоненты, их взаимодействие, свойства. Системный подход к изучению средств массовой информации. Признаки медиасистемы: компоненты числом более 2-х, их взаимодействие, системное качество. Средства массовой информации как элемент инфраструктуры. Компоненты медиасистемы. Формы их взаимодействия. Основные свойства медиасистемы (статические, динамические, синтетические). Статические свойства: целостность, открытость, внутренняя неоднородность, структурированность. Динамические свойства: функциональность, стимулируемость, изменчивость во времени, существование в меняющейся среде. Синтетические свойства: эмерджентность, интегративность, целесообразность. Литература: Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Блауберг И.В. Целостность и системность. – В кн. Системные исследования. М., 1977г. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. – М.: Экономика, 1989г. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Тема 3. Модели медиасистемы. СМИ и медиапредприятие. Социальная и экономическая медиасистемы – СМИ и медиапредприятие. Сущностные характеристики: элементы, управление системой. Цели, определяющие целостность медиасистемы, ее единство. СМИ- служение обществу, медиапредприятие – получение прибыли. Структура медиасистемы. Государственное и рыночное регулирование СМИ: взаимосвязь понятий. Обратные связи в системе СМИ и медиапредприятий. Саморегулирование медиаорганизаций: социальная ответственность и экономические законы рынка. Формирование позитивного имиджа, лояльной аудитории. Информационная открытость. Маркетинговые технологии СМИ. Литература: Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Уч. пособие. М.: РИП-холдинг. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003. Дзялошинский И.М. Интегративные процессы в современных российских медиасистемах, или Что происходит в российском информационном пространстве. В кн.: Мы-сограждане. Изд. «Бонфи», 2002 Тема 4. Эволюция медиасистемы: от специальных приложений до информационно-промышленных концернов. Формирование медиарынка России. Западный опыт. Большинство редакций российских СМИ стали предприятиями, деятельность которых определяется законами рынка и нацелена на получение прибыли и обеспечение экономической самостоятельности. Этапы концентрации СМИ, которые сменялись новыми для России формами работы медиаорганизаций. Выпуск специальных приложений. Организация Издательских домов. Создание Информационно-издательских компаний. Медиахолдинги. Информационно-промышленные концерны. Литература: Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003. Дзялошинский И.М. Дефицит на рынке информационных продуктов. Журнал «Профессия-журналист», №3 2002. Тема 5. Виды стратегий медиасистемы. Виды стратегий медиасистемы. Информационные стратегии. Западная модель информирования. Оценка объективности СМИ. Роль личности журналиста в информационной стратегии сводится к бесстрастному сообщению фактов, сведений, трансляции чужих мнений. Манипулятивные стратегии. Пропаганда. Виды и способы использования манипулятивных технологий. Классификация манипулятивных уловок. Манипуляция посредством управления информационными потоками. Использование особенностей мышления человека. Использование механизмов социального контроля. Диалоговые стратегии. Диалог как эффективная форма коммуникации. Стратегия участия. Высшая форма коммуникации в СМИ. Объединение целей, интересов, ресурсов. Деятельностный подход в медиасистеме. Медиаактивность, которая приводит к активизации гражданского общества. Литература: Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук. 2000. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии и масс-медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. №1. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. Тема 6. Глобальные трансформации СМИ. Актуальные проблемы, стоящие перед мировой цивилизацией в современный период. Роль журналистики в их освещении и решении. Основные современные проблемы в развитии России (в области государственного строительства, экономики, формировании гражданского общества, социальной и культурной сферах, области национальных отношений и т.п.). Функции журналистики по отношению к различным сферам социальных отношений. Предпосылки и причины глобальных трансформаций СМИ. Новые медиа. Новые способы передачи информации, новые виды контента и его трансляции. Социальная, экономическая и технологическая обусловленность появления новых медиа. Аудитория и журналистика. Смена вещательной модели на партнерскую. Децентрализация СМИ. Информальное поведение аудитории, информальные медиа. Отличия информальных СМИ от традиционных. Блогерство. Язык блогосферы. Конвергенция СМИ. Взаимосвязь журналистики и современных футурологических концепции. Возможные сценарии развития. Литература: Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003. Тема 7. Личность в современной медиасистеме. Психологические особенности современного медиатизированного человека. Проблемы информационного шума. Многозадачность. Способ восприятия медиатекстов. Клиповое сознание. Визуализация. Журналист в новой социально-психологической среде. Отношение общества к представителям СМИ. Претензии и ожидания. Саморефлексия журналиста. Творец или ремесленник? Аудитория: коллективное и индивидуальное сознание. Субъектность и неоднородность аудитории. Интерактивное и информальное поведение. Психология сети. Литература: Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Нескрябина О.Ф. Медиапсихология. Красноярск. 2009. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук. 2000. Тема 8. Моделирование современных медиаорганизаций. Модель медиаорганизации: от замысла до конкретного плана действий. Пошаговая инструкция для разработки собственного медиапроекта. Литература: Дж. П. Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети // Русский журнал, 07.04.1999 / http://russ.ru Тюгашев Е.А. Термин «информация» в контексте классической метафизики: Мартин Хайдеггер - Николай Кузанский - Платон. Современное терминоведение Сибири. Язык. Культура. Теория познания. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. Блауберг И.В. Целостность и системность. – В кн. Системные исследования. М., 1977г. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. – М.: Экономика, 1989г. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Система средств массовой информации России. Уч. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс. Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. Отв. редактор М.В. Шкондин. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс 2003. Нескрябина О.Ф. Медиапсихология. Красноярск, 2009. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук. 2000. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии и масс-медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. №1. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. Основные понятия
Лабораторный практикум не предусмотрен Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература: Базовое учебное пособие
Основная литература:
|
Современные тенденции развития системы специального образования Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:... | Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Программа дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой... | ||
Конкурс для муниципальных библиотек «современные тенденции в обслуживании... «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Курсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Международные образовательные семинары современные проблемы нейробиологии... Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Тема мировое хозяйство и его структура. Современные тенденции развития... Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | ||
Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные... Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную... | Радиофизический факультет Содержание курса направлено на ознакомление студентов с математическими основами теории шифрования, историей развития криптографии,... | ||
Психотерапия и современные тенденции ее развития Охватывает надприродное, историческое в человеке Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность"... | Планы семинарских занятий по дисициплине «маркетинг» Тема Сущность современного маркетинга Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. №1. – С. 3... | ||
Календарно-тематическое планирование. 11 класс Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические... | За отчетный период В основе всего образовательного процесса лежат современные тенденции, основополагающие принципы столичного образования (Центр реализует... |