Психотерапия и современные тенденции ее развития





Скачать 293.61 Kb.
НазваниеПсихотерапия и современные тенденции ее развития
страница1/2
Дата публикации14.12.2014
Размер293.61 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2

Реферат на тему: Психотерапия и современные тенденции ее развития.

Врач-психотерапевт С.В.Акопов
ГБОУ ВПО КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНЕСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ ФПК и ППС

Краснодар 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

  1. Современные определения понятия психотерапии и предполагаемые тенденции ее развития

  2. Личность и духовность в синергийной парадигме.

  3. Психотерапия как научный метод и духовная практика.

Заключение

Использованная литература и материалы
Введение.

В конце прошлого века психотерапевтический мир был пестрой картиной, где представители множества методов, школ, направлений не могли договориться друг с другом по самым фундаментальным основам, не могли выработать общего языка. По некоторым подсчетам, количество различных школ достигало шестисот, по другим – ста пятидесяти.

В начале 21 века, опираясь на концепции современного естествознания, наметился переход к созданию всеобщей психотерапии, что отражается в теоретических изысканиях, в развитии интегративных, мультимодальных, процессуальных, системных направлениях и психотерапевтических методах применяемых практическими психологами, но мало признанными академической психотерапией (например, расстановки по Б.Хелленгеру в семейной системной психотерапии). По моему мнению, на наших глазах осуществляется переход к новой, духовно-ориентированной методологии психологической науки.

Все мы живем во времена стремительных перемен. Человек катастрофически не успевает к ним внутренне приспособиться. Традиционная "кабинетная" психотерапия не успевает помогать людям адаптироваться и принять все перемены. Психотерапия с клиническими корнями, пожалуй, все чаще сталкивается с собственным ограничением в этом добром деле. А изменения к лучшему нужны многим. И умение помогать изменениям необходимы сегодня не только в кабинете психотерапевта, но и в семье, классе, на улице.

В этом году исполнилось 25 лет после окончания мной Кубанского медицинского института, мне исполнилось 50 лет. По-видимому сочетание этих цифр и повышение квалификации по психотерапии заставило меня попытаться осмыслить и оценить опыт моей клинической практики, теоретические основания, психологические методы, философско-мировоззренческие системы, повседневные алгоритмы бытия, паттерны восприятия-реагирования, и способы общения с людьми (пациентами, клиентами), оказавшимися в эти годы в сфере психотерапевтического со-бытия со мной, и себя в со-бытии с ними.

Все многообразие философских концепций, психологических теорий и психотерапевтических школ, знание о которых мы получаем в вузе, становится только основой для самостоятельной практической работы с людьми.

На первых этапах своей практики попытки вспоминать теорию, классификации и академические рекомендации (подход умненького студента) разбиваются о реальность личности и своеобразного ее бытия. Быстро приходит понимание невозможности втиснуть индивидуальность в рамки схем и алгоритмов, если твоей задачей является лечебный эффект, а не правильно сформулированный диагноз для оправдания социальных санкций (больничный лист, определение группы инвалидности). Возникает потребность найти мировоззренческую опору для собственных клинических подходов и начинается изучение опыта пишущих практических психологов, психотерапевтов. Это Э.Фромм, К.Г.Юнг, Дж.Хилман, Э.Берн, И.Ялом, Т.Лири, В.Леви, В.Жикаренцев, Э.Цветков, А.Свияш, Л.Хейли, Л.Виилма, О.Гадецкий и мн.др. Изучаются мировые источники идей дающие опору бытия - Библия, Бхагават Гита, Тибетская книга мертвых, живая этика и т.п.; философов и ученых – Н.Лосский, Н.Бердяев, П.Д.Успенский, Н.П.Бехтерева, В.Ротенберг и т.п.; эзотерика и мифология – Д.Андреев, К.Кастанеда, Шри Раджниш, А.Подводный, и т.д.; практически хорошо работающие системы – Симорон, Холодинамика, Трансерфинг и пр.

Постоянные пробы новых идей и методов на практике, отбор успешных и анализ неудач. Разворачивание собственной жизни и осваивание роли жены, матери, переоценка ценностей вслед за перестройкой политического строя, и жизненный опыт развода, перемены места работы и адаптация к постоянно меняющейся повседневности и экономической неопределенности…

В какой-то момент становится необходимым извлечь мудрость из уроков жизни. Наступает период индивидуального синтеза знаний, умений, навыков и жизненного опыта. Для дальнейшего пути необходим смысл, а не цель. Тот системообразующий смысл, который поможет не только принять экзистенциальные данности существования, но и жить дальше в счастье полноты бытия, не смотря на возраст и издержки здоровья. Цель быть психотерапевтом, обретает смысл дела жизни и требует великодушия и одухотворенности от профессионала.
1. Современные определения понятия психотерапии и предполагаемые тенденции ее развития.

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты. Единого, снискавшего всеобщее признание определения психотерапии не существует до сих пор. В зависимости от того, на какую именно теорию или концепцию ориентируется специалист, психотерапию можно понимать как интерперсональное убеждение, психосоциальное просвещение, профессионально тренируемое самоизменение, поведенческую технологию, форму перевоспитания, приобретение дружеских отношений, современную разновидность шаманизма, лечение и многое другое. Недостаточная четкость определений объясняется тем, что психотерапевты работают в условиях, благоприятствующих разнообразию подходов и увлечению их числа.

В психиатрическом словаре 2013 дается следующее определение [5].

Психотерапия – это 1) особая дисциплина из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; 2) метод лечения, влияющий на психическое и соматическое состояние пациента\клиента; 3) специфический метод воздействия, детерминирующий повышение качества процесса научения; 4) метод инструментальной манипуляции, применяемый с целью осуществления социального контроля.

Более короткое определение дается в справочнике 2010г. «Психиатрия и психотерапия» [2]: «Психотерапия объединяет в лечении психических и соматических расстройств и заболеваний психологические методы целенаправленного психического воздействия при сознательном использовании отношений между врачом и пациентом». Далее в этом справочнике выделяется следующее, на мой взгляд, важное замечание: «В настоящее время наблюдается тенденция ухода от «психотерапевтических школ» к созданию общего психотерапевтического учения, а также к специфической психотерапии определенных расстройств».

Приемлемое определение психотерапии с токи зрения Дж.Прохазки и Дж.Норкросса (2005г), должно отвечать нескольким требованиям: 1) определение должно оперировать более-менее конкретными клиническими феноменами; 2) оно должно быть теоретически и, насколько это возможно, семантически нейтральным; 3) оно должно быть беспристрастным, в самой его формулировке не должно высказываться никакого предпочтения одной концепции в ущерб другой; 4) в итоге это должно быть определение, которое не вызовет разногласий у психотерапевтов различных школ и убеждений, но, наоборот, получит у них безоговорочное одобрение. Ими предлагается следующее определение: «Психотерапия – это информированное и целенаправленное применение клинических методов и интерперсональных установок, выведенных из установленных психологических принципов, с целью помогать людям модифицировать их паттерны поведения, когниции, эмоции и/или другие личностные характеристики в том направлении, которое участники считают желательным».

Изучив комплексные оценки признанных экспертов в области психотерапии Дж.Прохазки и Дж.Норкросса предполагают, что «в плане теоретических ориентаций расцветут когнитивная, когнитивно-поведенческая, мультикультурная, интегративная, эклектическая и системная школы… в плане методов и модальностей психотерапия, по общему мнению, станет более директивной, психообразовательной, технологичной, сфокусированной на проблеме и краткосрочной… психотерапевты все чаще привносят в лечение духовное и религиозное содержание» [4].

Для меня близким по существу оказалось определение психотерапии как «лечение душой». Основная цель этого подхода, не только помочь человеку избавиться от психического расстройства, но направить процесс исцеления на становление сознания и личности, при котором, у обратившегося за помощью, будет формироваться модель сознания ориентированная на внутреннего психотерапевта (учителя, мудреца, истинное Я, Бога). Этот подход дает возможность человеку наблюдать происходящее разотождествляясь с ним, понимать, осознавая свои переживания, принимать происходящее, отпуская (не зацикливаться), прощать себе свои несовершенства и доверять себе, миру и высшему началу мироздания (Абсолюту, Богу, Дао, своему Высший Полный Потенциалу).

Здесь уместно вспомнить теория архетипов К.Г. Юнга. Архетипы, как первичные врожденные идеи, предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом; это предрасполагающие факторы под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия. Воплощением целостности Я, единства и зрелости личности является Самость, Мудрец, Бог [8].

Рассмотрение психотерапии как «лечения душой» требует глубокого знания современных концепций, школ, методов и применения своих методик к себе, тогда полученные на собственном опыте знания, умения и навыки становятся эффективным инструментарием такого вида психотерапии.

Прогресс психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке, новых методов, но и в попытке синтеза концепций и технических приемов, поиска более гибкой интегративной психотерапевтической парадигмы. Время покажет, насколько возможно создание такой интегративной модели. Однако одной из существенных предпосылок ее развития является изучение общих факторов психотерапии, характерных для ее различных направлений, форм и методов.

Актуальность определения и исследования общих факторов психотерапии признается большинством исследователей и практиков в области психотерапии. Этому способствовал, во-первых, поиск общих базовых процессов для всех направлений психотерапии; во-вторых, все большее признание того, что различные методы психотерапии могут иметь больше сходств, чем различий; в-третьих, констатация примерно равной эффективности лечения в отдаленном периоде (непосредственные результаты лечения могут иметь значительные расхождения) независимо от формы психотерапии; в-четвертых, представления об особой значимости взаимоотношений «психотерапевт-пациент» в рамках практически всех психотерапевтических подходов.

Изучение и анализ процесса психотерапии предполагает рассмотрение взаимосвязей между характеристиками пациента, психотерапевта и лечебного метода. Поэтому и поиск общих факторов психотерапии тоже связан с анализом того, что происходит с пациентом при использовании самых разнообразных психотерапевтических подходов, что объединяет поведение психотерапевтов вне зависимости от их теоретической ориентации, какие общие этапы характерны для психотерапевтического процесса.

В качестве общих факторов психотерапии, с точки зрения того, что происходит с пациентом, обычно указывают:

  1. обращение к сфере эмоциональных отношений;

  2. самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом;

  3. предоставление и получение информации;

  4. укрепление веры больного в выздоровление;

  5. накопление положительного опыта;

  6. облегчение выхода эмоций.

Перечисленные факторы по сути совпадают с механизмами лечебного действия психотерапии и отражают когнитивные (2, 3), эмоциональные (1, 4, 5, 6) и поведенческие (5) процессы, способствующие успешности психотерапии и в большей или меньшей степени представленные практически во всех психотерапевтических системах [9].

Сегодня психотерапия имеет большую силу. Она продолжает распространяться, занимая многие ниши в социальной жизни человека. В своем росте психотерапия почти не встречает препятствий, вот почему предлагаемые определения ее сущности остаются неудовлетворительными. Психиатрия начала свое существование как неврологическая дисциплина и породила психотерапию. Затем психотерапия проникла в другие дисциплины, включая психологию, социальную работу и образовательный консалтинг. В самое последнее время психотерапия проникла в бизнес и даже в средства массовой информации. Кроме того, психотерапия захватила другие экологические ниши и слилась с совершенно отличными от нее дисциплинами, что привело, например, к созданию телесно-ориентированной психотерапии, музыкальной терапии и арт-терапии. Произошло слияние психотерапии с разными школами философии, в первую очередь с экзистенциализмом и конструктивизмом. Психотерапия вторглась и в сферу духовности, создав здесь трансперсональные подходы. Изменились также требования к подготовке, они стали менее строгими. Некоторые специалисты проводят тренинги с парапрофессионалами и непрофессионалами, которые потом занимаются психотерапией. Существует несметное количество групп самопомощи. Так маленькое зернышко дало росток, и вот уже психотерапия занимает ведущее место в той экосистеме, где сосредоточены профессии, представители которых оказывают людям помощь. Психотерапия перестала быть чем-то неведомым, она стала признанной частью постындустриальной культуры.
2. Личность и духовность в синергийной парадигме.

Своеобразие духовной сферы состоит в том, что в ней человек оказывается максимально открытой системой, ибо дух – область синергии, взаимовлияния и взаимопроникновения. Заразительность идеологем, влиятельность общественного мнения, глубина воздействия высоконравственных поступков – примеры того, как легко личностно-духовное становится всеобщим. Можно также предположить, что наследственными являются не только психические задатки, но и родовой дух. "Народ" как понятие оказывается здесь не просто неким внешним социальным образованием, а единым духовным организмом, несущим общие смысловые энергии. "Клеткой" такого духовного "организма" можно было бы назвать семью, обладающую ценностно-смысловой устремленностью, формирующую духовные установки личности. Подлинным субъектом воспитания оказывается тогда духовная общность, спаянная единым духовным устремлением, будь то семья, дом, род на ранних этапах развития ребенка, или школьная, студенческая семья – на последующих. В определенной степени сформировавшийся человек избирает себе духовную среду по закону "духовного сродства" – входит в то общество, в котором интуитивно угадывает импонирующие его духу установки и ценности. Таким образом, мы подходим к проблеме личностной позиции.

Личность есть преимущественно духовная категория, почему и столь трудно найти общезначимое ее определение на психологическом уровне. Фундаментальность личностного бытия, глубина свободы самоопределения как духовной интенции настолько превосходят поверхностные и даже интимные психические процессы, что психологи теряются в выражении этой всеобщей интуиции [1].

С открытостью духовной сферы тесно связана также такая важная характеристика личностного бытия, как уникальность. Личность уникальна не в силу своего своеобразия, а, наоборот, ее своеобразие есть следствие ее онтологически данной уникальности. Настоящий, глубинный межличностный контакт возможен при наличии духовного центра у каждого из собеседников. При этом для личности нет никакой необходимости в самоутверждении, в оригинальности – она всегда самоценна и уникальна, по причине самой своей внутренней свободы и бесконечности. Человеку только надо постичь собственную глубину.

Мы находимся в начале построения новой философии, новой картины мира, иной парадигмы – "синэргийной", которая меняет статический, субстанциональный подход на динамический. Под этим углом зрения "личность" – фундаментальная динамическая характеристика человека, точнее, выражение динамического, информационно-энергетического способа его бытия. Иными словами, личность не есть качество, приобретаемое на определенной ступени психической жизни, но фундаментальная категория, выражающая способ собственно человеческого образа бытия; она есть носитель интенций личностного (индивидуального) духа, центр информационно-энергетической активности [3].

Всякое существо, в отличие от вещи, имеет энергийный характер бытия, то есть имеет изнутри исходящую активность. На уровне развитых форм психической жизни (высшие животные и человек) эта энергия обеспечивает целевое (телеологическое) воплощение бытийственных потенций. В чем состоит энергийная особенность человека? Есть разные энергии – физическая, химическая, психическая, духовно-смысловая. Хотя они и выстраиваются в определенную иерархию, в христианской картине мира все эти энергии едины. Их общий источник – Божественный Логос. Энергия человеческая является энергией направляемой разумной. В человеке мы обнаруживаем новую уровневую способность – разумного самоопределения, которую теперь можно определить как эйдетическое регулирование имеющегося в наличии "энергийного образа". Человек выбирает (на сверхсознательном уровне), чем вдохновляется его воля, – либо Божией волей, либо волей самости (истинного Я, высшего полного потенциала). Происходит избрание человеком своего бытия. Сориентировав свой внутренний мир устремленным к Богу, человек выступает уже в качестве со-творца, призванного к со-работничеству (по-гречески, это и есть коренное значение термина "синергия") с Богом. Человек не только способен разумно управлять своими энергиями, но, что еще важнее, определять основной уровень своих энергий – жить ли ему на уровне животных инстинктов и страстей, в какой бы облагороженной форме они ни выступали, или же принимать участие в духовном созидании. Итак, сфера самосознания есть управление энергией психической, а личностное самоопределение, избрание жизненной позиции (подчас мучительное, длящееся всю жизнь и завершающееся, может быть, в последние минуты этой жизни) – "управление" своей духовной энергией. "Управление" взято в кавычки, потому что точнее здесь было бы выразиться иначе. Если учесть открытость сверхсознательной сферы, то правильнее говорить о причастии, приобщении личности объективно существующей сфере Высших духов-смыслов. В терминологии восточно-христианской традиции для этого есть выражение "облагодатствование", просвещение Божественной благодатью [3].

Интуиции сверхэмпирического, надприродного начала личности всегда присутствовали в психологии, особенно в отечественной. Л.С.Выготский в своей работе "История развития высших психических функций" отмечает, что "личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке... Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность" есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения. В этом смысле коррелятом личности (степени проявленности личностного начала) будет отношение примитивных и высших реакций..." [1].

Синергийное понимание личности преобразует методологию исследования высших психических функций, которые наиболее близки к личностному ядру духовной жизни. М.М.Бахтин в своих литературоведческих трудах фиксировал два предела в научной методологии: "вещь" и "личность". Чем ближе к личностному пределу, тем неприложимее становятся формализующие методы объективной науки. Личность характеризуется духовностью, свободой, поэтому установка на овладение ею (хотя бы и в познании) – противоличностна. Критерием постижения личности становится не точность познания, а "глубина проникновения". Проникнуть во внутренний мир личности посредством "безучастного нейтрального анализа" невозможно, лишь общение человека с человеком может способствовать его свободному раскрытию. Методом познания духа человеческого становится диалог, "спрашивание и беседа", а это всегда – творческий акт. Диалогический метод, внимательное, обоюдозначимое собеседование оказываются главными инструментами познания личности как ее понимания [3].

Возможно ли описание духовно-нравственной жизни в категориях психологии? Наиболее перспективным представляется подход, при котором духовность понимается иначе, чем просто культурно-исторический способ существования человека, и вместе с тем иначе, чем сфера узко-религиозных интересов, отношений и сознания. Духовная жизнь связана с глубинными личностными процессами, протекающими на границе сознания и сверхсознания, и требуются немалые внутренние усилия и нравственная чистота для того, чтобы они открылись внутреннему взору.

Сфера духа может быть представлена как самостоятельная онтологическая ступень бытия многоуровневого целостного человеческого существа. В силу этой цельности, духовная жизнь, в ее интенциях, оказывает преображающее влияние на все нижележащие уровни человеческого бытия, определяя его психическую и физическую специфичность. Здесь заложены новые методологические подходы к решению многих проблем психологии и психотерапии – не от элементарного к производному, а от высшего (целостного) к низшему (частному) [1].

Необходима тщательная разработка синэргийно-личностной парадигмы, имеющей иные методологические принципы, чем современный субстанционально-статический подход, оперирующий с константными сущностями. Думается, что такой подход позволит подвести основания под многие этические категории и явления, обогатив описание сокровенных процессов нравственного самоопределения и личностного выбора. Основанием для такого оптимизма являются: 1) выявление особых закономерностей духовной сферы – ее открытости-синэргийности, ненаблюдаемости для поверхностного самосознания, принципиальной свободы; 2) различение двух типов (способов) существования – природного (по необходимости, индивидуальности) и личностного (по духовно обоснованной свободе); 3) опора на психодинамическую модель [3].

В итоге намечается многоуровневая система онтологических (бытийственных) характеристик человека, которая может быть соотнесена с категориями психологии. Мы имеем, прежде всего, триаду: Данное бытие (как источник потенций) – Энергия (как сила, реализующая потенции) – Осуществление (как актуализация потенций). "Данное бытие" раскрывается в сфере метафизического анализа, – взгляды на него материалистов, спиритуалистов и теистов различны. "Осуществление" есть развертывающийся в нашей реальности процесс воплощения духовно-нравственных ориентации, процесс борьбы высшего и низшего начал в отдельном человеке и добра и зла в человечестве и духовном мире в целом. Характеристика "осуществления", благодаря духовно-разумной способности человека приобретает характер воплощения эйдоса, идеала, то есть становится креативным, творческим выявлением человеческих потенций, личностным регулированием реализации энергий [1, 3, 9].
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психотерапия и современные тенденции ее развития iconСовременные тенденции развития системы специального образования
Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconСовременные тенденции развития медиа в контексте основных концепций...

Психотерапия и современные тенденции ее развития iconКонкурс для муниципальных библиотек «современные тенденции в обслуживании...
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconКурсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconМеждународные образовательные семинары современные проблемы нейробиологии...
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconТема мировое хозяйство и его структура. Современные тенденции развития...
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconРадиофизический факультет
Содержание курса направлено на ознакомление студентов с математическими основами теории шифрования, историей развития криптографии,...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconПланы семинарских занятий по дисициплине «маркетинг» Тема Сущность современного маркетинга
Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. №1. – С. 3...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconКалендарно-тематическое планирование. 11 класс
Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические...
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconЗа отчетный период
В основе всего образовательного процесса лежат современные тенденции, основополагающие принципы столичного образования (Центр реализует...
Психотерапия и современные тенденции ее развития icon1. История формирования и современная база развития мирового рынка...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психотерапия и современные тенденции ее развития icon1. История формирования и современная база развития мирового рынка...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психотерапия и современные тенденции ее развития iconУчебно-методический комплекс по курсу «групповая психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Групповая психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 42 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск