ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра международных экономических отношений
МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ
Мурманск
2011
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра международных экономических отношений
МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ
Методические указания к самостоятельной работе для студентов очной формы обучения специальности
030701.65 "Международные отношения"
Мурманск
2011
УДК
ББК
Составитель – Ирина Зеноновна Щетинская, канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой международных экономических отношений МГТУ
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой, протокол № 4 от 29 декабря 2011 года. Рецензент – М.Н. Чечурина, канд. техн. наук, профессор, декан ФМЭ и МО Мурманского государственного технического университета
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 13
Тема 1. История формирования и современная база развития мирового рынка труда 13
Тема 2. Современные тенденции в занятости и формировании мирового рынка труда 15
Тема 3. Институциональная система регулирования мирового рынка труда 17
Тема 4. Демографические аспекты формирования мирового рынка труда 18
Тема 5. Транснационализация бизнеса и ее роль в формировании мирового рынка труда 20
Тема 6. Международная торговля и занятость 21
Тема 7. Роль технологий и инноваций в становлении мирового рынка труда 22
Тема 8. Глобальные миграции и их региональные последствия 24
Тема 9. Миграционная политика по привлечению студентов и высококвалифицированных специалистов 25
Тема 10. Международная трудовая миграция женщин: тенденции и социально-экономические последствия 27
Тема 11. Нелегальная трудовая миграция: понятие и особенности 28
Тема 12. Континентально-страновая специфика развития мирового рынка рабочей силы 30
ТЕМЫ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 32
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 33
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания по дисциплине "Мировой рынок труда и международная миграция" для студентов очной формы обучения факультета Мировой экономики и международных отношений разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030701.65 –"Международные отношения" и в соответствии с действующими учебными планами.
В программе курса "Мировой рынок труда и международная миграция" дается достаточно четкое и комплексное рассмотрение всех важнейших теоретических и практических аспектов формирования и развития мирового рынка труда и международной миграции рабочей силы, современная их интерпретация.
В условиях широкого делового рыночного общения, особенно международного, требуются твердые знания и немалое умение в налаживании и поддержании устойчивых взаимовыгодных партнерских контактов. Известная и весьма важная предпосылка этого для современного специалиста состоит в усвоении и применении на практике положений и ситуаций, рассматриваемых в рамках настоящего курса. Данная методическая разработка может способствовать решению этой задачи.
Целью дисциплины "Мировой рынок труда и международная миграция" является создание системного представления о процессах и изменениях, которым подвергается мировой рынок труда на современном этапе развития. В этой связи конечной целью обучения является формирование теоретических знаний о эволюции мирового рынка труда, механизмах его формирования на современном этапе и основных институционально- правовых инструментах его регулирования, а также практических навыков анализа сложных явлений в международных миграциях в условиях глобализации мирового хозяйства.
Задачи изложения и изучения дисциплины – в процессе изучения дисциплины " Мировой рынок труда и международная миграция" решаются следующие задачи:
- осмысление процесса эволюции мирового рынка труда;
- уяснение теоретических системных представлений о мировом рынке труда;
- обобщение знаний о механизмах его формирования на современном этапе;
- выработка системного подхода к анализу мирового рынка труда, как к индикатору развития мировой экономики на каждом конкретном этапе;
- использование информации о состоянии отдельных сегментов мирового рынка труда для принятия соответствующих управленческих решений и оценки их эффективности.
Требования к уровню подготовки специалиста в рамках данной дисциплины.
В процессе изучения дисциплины "Мировой рынок труда и международная миграция" студенты приобретают фундаментальные экономические знания о эволюции мирового рынка труда, а также овладевают практическими навыками анализа сложных явлений в международных миграциях в условиях глобализации мирового хозяйства.
В результате изучения дисциплины "Мировой рынок труда и международная миграция" студенты должны:
Знать:
-сущность миграционных процессов и их воздействие на мировое хозяйство,
- современные тенденции в занятости и формировании мирового рынка труда,
- особенности институционально-правовой системы регулирования мирового рынка труда;
- основные проблемы, связанные с нелегальной трудовой миграцией;
Уметь:
- сформулировать базовые понятия, объяснить смысл терминов и определений, встретившихся в процессе изучения;
- дать количественную и качественную оценку основных явлений и тенденций мирового рынка труда;
- аргументировано изложить собственную точку зрения по проблемам, сформированным в программе дисциплины;
- использовать систему знаний о современных тенденциях международной миграции для выявления степени ее воздействия на страны, экспортирующие и импортирующие рабочую силу;
Обладать навыками:
- работы в области сбора и обработки статистической информации для проведения исследования и оценки зарубежных рынков труда;
- анализа и обобщения статистических данных, относящихся к развитию миграционных процессов и их влиянию на мировую экономику в целом, ее отдельные регионы и страны;
- составления документов справочно-аналитического характера по общим проблемам мирового рынка труда, так и по его отдельным региональным и национальным сегментам.
В ходе изучения дисциплины студенты должны усвоить:
- теоретическую основу формирования мирового рынка труда;
- основные факторы развития миграционных процессов в мировом хозяйстве,
-механизмы регулирования международной трудовой миграции,
- последствия миграции для стран экспорта и импорта рабочей силы в условиях глобализации,
- континентально-страновую специфику развития мирового рынка рабочей силы.
Перечень дисциплин, и их разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины:
Мировая экономика и международные экономические отношения – общие понятия мирового хозяйства, современные тенденции и закономерности его развития, ресурсы мирового хозяйства, его отраслевая структура, основные формы международных экономических отношений, сущность международной трудовой миграции, ее основные виды и направления.
Страноведение – общие закономерности и отличия, существующие в разных странах в силу исторических, культурных и социальных особенностей.
Для студентов дневной формы обучения характер изучения данной дисциплины имеет свою специфику, поскольку большой акцент приходится на самостоятельную работу. С целью максимального облегчения самостоятельного изучения ряда тем, в данной работе приводится детализированный план изучения каждой темы, список основной и дополнительной литературы, а также перечень контрольных вопросов для подготовки к зачету. Предлагаемые методические рекомендации для самостоятельной работы позволят студентам более детально и творчески усвоить каждый конкретный раздел тематического плана.
В силу того, что количество аудиторных занятий при очной форме обучения недостаточно для полного изучения курса, все темы, представленные в данном тематическом плане обязательны для самостоятельной проработки, и включены в контрольные вопросы для оценки качества освоения данной дисциплины.
|