Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания





Скачать 163.71 Kb.
НазваниеПрограмма по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания
Дата публикации25.08.2014
Размер163.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное казенное образовательное учреждение

Новомайзасская средняя общеобразовательная школа

Кыштовского района Новосибирской области

«Согласовано»

Руководитель МО:___________
«___»____________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР:

__________
«____»_____________2013г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ
__________
«_____»_____________2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет: «Мое профессиональное самоопределение потребности рынка труда Новосибирской области»
Класс: 9
Учитель: Пирогов Э.М.
Срок реализации программы: 2013-2014 г.

2013 год

Пояснительная записка



Рабочая программа создана на основе примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» для 9 класса, разработанной И.Ю. Мельниковой, С.С. Лузан и Е.В.Царевой на кафедре ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО в 2008 году.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением.

Период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и выбираемого будущего), отношения к людям (дифференциация на эмоционально-ценностной основе), отношения к миру и к различным видам деятельности (в том числе – избирательно-ценностное ориентирование в профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего).

Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня зависит путь и перспективы развития нашего общества.

Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения.

На реализацию содержания программы согласно региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Новосибирской области отводится 34 часа (1 час в неделю).

Тематику и содержание проведения данного курса определяет специфика и организация потребностей рынка труда Новосибирской области, включая общие вопросы ориентации в современных социально-экономических условиях социума. Профориентационная направленность данного курса, расширяет аспекты учебной программы 8 класса, углубляет изучение сквозных содержательных линий.

Результатом профессиональной ориентации в системе основного общего образования является профессиональное самоопределение школьника и осознанный выбор профиля обучения на старшей ступени общего образования в условиях рыночной экономики с учетом требований рынка труда Новосибирской области.

Содержание программы направлено на достижение следующей цели: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.

Реализация данных целей предполагается посредством решения следующих задач:

  • активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;

  • вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;

  • формирование представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;

  • формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Структура содержания программы представлена тремя разделами:

    1. Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Новосибирской области.

    2. Рынок труда и профессий Новосибирской области.

    3. Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование.

Каждый раздел состоит из двух частей – теоретической и практической. Предусмотрено использование диагностических и развивающих методических процедур, направленных на изучение, анализ индивидуальных психологических качеств учащихся и обеспечение их психологического развития.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, пресс-конференция, семинар, круглый стол, диспут, деловая и сюжетно-ролевая игры, конкурс, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, описание профессий, сочинение, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Для контроля знаний и умений рекомендуется текущая оценка посредством устного и письменного опроса, выполнения тестовых и практических заданий. Курс завершается подготовкой и защитой индивидуального проекта «Профессиональное самоопределение», в котором должен быть отражен индивидуальный профессиональный путь учащегося как итог освоения учебного материала курса.

Содержание программы




Раздел 1. Профессиональная деятельность и самоопределение личности в новосибирской области

(20 часов)


Тема 1.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе

1.1.1 Внутренний мир человека и возможности его познания

Основные теоретические сведения

Сходства и различия между людьми. Биологические характеристики человека (возраст, пол, облик, состояние здоровья, особенности нервной системы, органические потребности); социально-типические качества личности (чувства, воля, интеллект); индивидуально-психологические качества личности (черты характера, социальные особенности, эмоциональные проявления, убеждения, индивидуальный познавательный стиль).

Личность, направленность, структура, потребности личности. Уникальность и неповторимость личности каждого человека: многообразие личностных особенностей, профессиональная деятельность как способ реализации личности. Способы описания структуры личности, приемы анализа индивидуальных особенностей личности.

Практическая работа

Составление «дерева» психологических качеств личности.

Диагностические процедуры

Методика «Ценностные ориентиры».

1.1.2 Представление о себе и проблема выбора профессии

Основные теоретические сведения.

Представление человека о самом себе, о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная), ее проявления в учебной деятельности и межличностных отношениях. Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Диагностические и развивающие процедуры в самопознании, самоописании, самооценке личности.

Диагностические процедуры

Методики «Кто «Я?», «Самооценка личности»

Практическая работа

Сочинение «Произвольное самоописание» (с учетом модификации “Я” в глазах другого).

Тема 1.2 Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития

Основные теоретические сведения

Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности. Общие и специальные способности. Самооценка индивидуальных способностей.

Диагностические процедуры

Методика ДДО.

Тест на определение способностей и склонностей.

Тема 1.3 Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности часа

1.3.1 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Основные теоретические сведения

Свойства нервной системы и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности. Темперамент: понятие, его типы и свойства, психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.

Строение и функции нервной системы, способы реагирования человека на сигналы внешней среды (процессы возбуждения и торможения); основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Диагностические процедуры

Тест «Каков Ваш характер».

Методика «Опросник Айзенка».

Развивающие процедуры

Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа

«Я и мой характер» (эссе, рисунок, рассказ и т.д.)

1.3.2 Эмоциональные состояния личности

Основные теоретические сведения.

Эмоции, чувства, настроения. Основные виды эмоций (радость, злость, испуг, страх, удивление, печаль). Различные виды классификации эмоций (по качеству, интенсивности, глубине, осознанности, воздействиям на организм, по психическим процессам, с которыми они связаны; по предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее). Многообразие чувств человека (любовь, ненависть, зависть, дружба и т.д.). Средства выражения эмоций (речь, мимика, пантомимика). Способы распознавания, контролирования и соотнесения эмоциональных состояний человека с требованиями профессии. Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. Необходимость самоконтроля эмоциональных состояний человека в профессиях, связанных с повышенной моральной и материальной ответственностью. Роль эмоций в профессиональной творческой деятельности человека.

Диагностические процедуры

Методика Басса-Дарки «Тест эмоций»

Развивающие процедуры

Методики «Способы работы с агрессией»

Тема 1.4 Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности

Основные теоретические сведения

Сущность понятий «восприятие», «внимание», «память», «мышление». Характеристика этапов развития восприятия, внимания, памяти, мышления человека. Роль восприятия, внимания, памяти, мышления в профессиональной деятельности человека. Профессионально важные качества. Методики, используемые для определения показателей интеллектуальной деятельности человека. Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии. Аспекты оценки индивидуального интеллекта: показатели интеллектуальной продуктивности, своеобразие интеллектуальной деятельности.

Развивающие процедуры

Психотехнические игры. Психогимнастика.

Раздел 2. Рынок труда и профессий новосибирской области



Тема 2.1 Рынок труда и профессий Новосибирской области

Основные теоретические сведения

Рынок труда Новосибирской области. Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий Новосибирской области.

Спрос работодателей на различные виды профессионального труда на рынке труда Новосибирской области. Структура рынка труда. Состояние занятости населения на рынке труда, общие статистические сведения по Новосибирской области.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Конкуренция на рынке труда в Сибирском регионе и Новосибирской области.

Высвобождение рабочей силы, причины безработицы в Новосибирской области. Вакансии на рынке труда Новосибирской области по данным статистики. Профессионально важные качества востребованных профессий в Новосибирской области.

Практическая работа.

Сравнительный анализ данных службы занятости населения об уровне восстребованности той или иной профессии в Новосибирской области за последние три года (работа в микро-группах, профессия - по выбору учащихся)

Тема 2.2 Региональный рынок образовательных услуг

Основные теоретические сведения.

Пути получения профессионального образования в Новосибирской области. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Новосибирской области. Виды и формы получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования Новосибирской области.

Развивающие процедуры

Деловая игра-дискуссия «Личный профессиональный план».

Практическая работа

  1. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства в Новосибирской области. Варианты дальнейшего образования (работа со справочником «Абитуриент»).

  2. Обоснование выбора учебного заведения.


Раздел 3. Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование
Тема 3.1 Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов

Основные теоретические сведения.

Проект, проектная деятельность: понятие, классификация, этапы выполнения. Роль проектной деятельности в профессиональном самоопределении.

Тема 3.2 Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации

Основные теоретические сведения

Экзистенциальное проектирование: понятие (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы), этапы выполнения. Требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, оформлению и защите проекта. Критерии оценки защиты проекта.

Практическая работа

  1. Разработка учебных проектов «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей.

  2. Подготовка и защита проекта «Профессиональное самоопределение».

Тема 3.3 Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения

Основные теоретические сведения.

Саморефлексия. Самопроектирование. Методы, приемы, способы решения жизненных проблем. Самообразование и его значение в профессиональном самоопределении.

Практическая работа.

Определение оценки способности школьников к выбору профессии.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Сибирском регионе и Новосибирской области.

16

1.1

Внутренний мир человека и система представлений о себе

4

1.2

Профессиональные интересы и склонности.

Способности, условия их проявления и развития.

4

1.3

Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности.

4

1.4

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности.

4

2

Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области

8

2.1

Рынок труда и профессий региона.

4

2.2

Рынок образовательных услуг.

4

3

Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование.

8

3.1

Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов.

2

3.2

Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации.

4

3.3

Защита проекта

2

3.4

Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения.

2




Итого:

34


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения курса «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» по разделу «Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Новосибирской области» ученик должен:

знать/понимать

  • психологические характеристики человека; понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности; приемы анализа индивидуальных особенностей личности; роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности; сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности; природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности; ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы; роль эмоций в профессиональной деятельности человека; понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте; понятие о специальности и квалификации работника; требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности; характеристику профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства в Новосибирской области; понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.

уметь

  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности в Новосибирской области;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самоанализа и адекватной самооценки и коррекции своих профессиональных планов.

По разделу «Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области» ученик должен:

знать/понимать

  • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; конъюнктуру рынка труда и профессий Новосибирской области; средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Новосибирской области; виды и формы получения профессионального образования; виды учреждений профессионального образования в Новосибирской области; способы работы с каталогом образовательных услуг по Новосибирской области.

уметь

  • находить информацию из различных источников о региональном рынке труда, о вакансиях на рынке труда Новосибирской области и образовательных услугах, об учреждениях профессионального образования Новосибирской области (города, поселка) и о путях получения профессионального образования и трудоустройства по месту жительства;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики согласно требованиям рынка труда Новосибирской области (города, поселка).

В результате изучения раздела «Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование» ученик должен:

знать/понимать

  • понятие о проекте, проектной деятельности; классификацию, структуру проекта; понятие об экзистенциальном проектировании, этапы выполнения проекта; требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, к оформлению документации, защите проекта. Критерии оценки защиты проекта; понятие о саморефлексии, самопроектировании (профессионального); методы, приемы, способы решения жизненных проблем, самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению;

уметь

  • разрабатывать учебный проект «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осуществления самостоятельной учебно-познавательной (исследовательской и проектной) деятельности, для осознанного выбора профиля обучения с учетом возможностей личности и профессиональных потребностей, а также требований рынка труда Новосибирской области.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

 Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

 Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

 Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный,

несвязный.

 Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

 Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания


 Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

 Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

 Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

 Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

 Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерий оценки контрольных работ

Отметка «5»: ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Отметка «4»: ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов. Отметка «3»: ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов. Отметка «2»: ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы. Отметка «1»: ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Литература:

1.Выбор профессии: оценка готовности школьников 9-11 классы С.О. Кропянская , П.С. Лернер. М.Вако .2009 г.

2.Твоя провессиональная карьера: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко Под. ред. Чистяковой. М. Просвещение 2005г.

3.Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconМеждународное разделение труда в алмазно-бриллиантовом комплексе
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconЕ. Л. Линева организации труда персонала методические указания и задания
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconРазвитие разделения и кооперации труда работников предприятий электротехнической промышленности
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconДоклад о состоянии условий и охраны труда на территории Новосибирской...
Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, фгу «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области», органов...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области (16 ч)
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconТемы практических занятий по дисциплине «Экономика и социология труда»...
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconРабочая учебная программа Учебный предмет профессиональное самоопределение
Цель курса:- формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconПостановление От 13 февраля 2012 г. N 86-п об учреждении премии "почетный...
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconПредмет: Основы менеджмента Форма экзамена
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconУчебно-практическое пособие ббк 65. 011
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconАннотация по дисциплине б 14 «Историческая география» Цель дисциплины
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconРабочая программа по технологии 10-11 класс учителя технологии
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconРазвитие территориального разделения труда в животноводстве российской...
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconРабочая программа по элективному курсу «профессиональное самоопределение» в 9-х классах
Задача которого – создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconПешкова анна Викторовна эффективность производства продукции органического сельского хозяйства
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основе Минимума содержания  iconСредства бизнеса науке Тревожной тенденцией назвал Президент РФ владимир Путин «выдавливание»
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск