Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир»





Скачать 317.82 Kb.
НазваниеПрограмма формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир»
страница1/3
Дата публикации09.07.2014
Размер317.82 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3



Министерство образования и науки Амурской области

Государственное образовательное автономное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный Технический лицей № 2»


«ЗАВТРА БУДЕМ МАСТЕРАМИ»
ПРОГРАММА

формирования профессиональных компетенций выпускников НПО с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда

(профессия «Продавец, контролер - кассир»)




СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………3

ПРОФЕССИЯ «ПРОДАВЕЦ , КОНТРОЛЁР – КАССИР»: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………..7

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ТОРГОВОЙ

ОТРАСЛИ………………………………………………………………………………..13

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С УЧЁТОМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

ТРУДА……………………………………………………………………………………17

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………… 27


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях высокотехнологического производства предприятиям и организациям требуется не пресловутая рабочая сила, а квалифицированные, технически грамотные, профессионально подготовленные молодые специалисты.

Между тем, молодой специалист на этапе вхождения в профессиональную среду сталкивается с целым рядом противоречий: между потребностью функционирующего производства в профессионально самореализующейся личности и доминированием в учреждениях профессионального образования стандартизации процесса профессиональной подготовки; между индивидуальностью молодого специалиста и профессиональной системой, в которой недостаточное внимание уделяется его личности; между стремлением человека к творческой активности и отсутствием у молодого специалиста операциональных возможностей осуществления этого процесса; между комплексом реальных качеств личности (его способностями, одаренностью, мотивацией достижения) и требованиями конкретной профессиональной деятельности.

Среди вопросов образовательной политики, требующих первоочередного решения, оказываются не только реструктуризация подготовки специалистов в зависимости от реальных потребностей рынка труда, но и трудоустройство выпускников.

Канули в прошлое времена, когда трудоустройство выпускника было гарантировано распределением. Сейчас выпускник должен сам заботиться о своё рабочем месте. Поэтому ежегодно в службу занятости обращаются в поиске работы тысячи молодых людей, закончивших учреждения профессионального образования.

Задача снижения безработицы молодёжи не только чрезвычайно актуальна, она является долгосрочной в силу своего комплексного характера: сама эта проблема укоренена в ряде социальных, экономических и культурных факторов макро – и микроуровня.

Неудавшаяся в начале жизни профессиональная карьера может отрицательно сказаться на всей дальнейшей судьбе человека. Реальна угроза появления «потерянного поколения» - людей без практических навыков, опыта работы, желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.

Пребывание молодёжи в статусе безработных оказывает весьма негативное влияние на их профессиональную и личную жизнь: утрачиваются полученные в учебном заведении знания и навыки, снижается жизненный тонус, возникает ощущение ненужности, могут появиться иждивенческие тенденции в отношении самообеспечения. Большинство молодых людей, не имеющих работы, испытывают негативные переживания, которые проявляются в виде тревожного состояния, отсутствия уверенности в себе и в заниженной самооценке. Вышеуказанные проблемы говорят о необходимости специальной подготовки молодёжи к поведению на рынке труда.

Участие в решении проблемы занятости на уровне образовательного учреждения позволяет включить в процесс подготовки молодого специалиста информационные, коммуникационные и организационные компоненты, необходимые для формирования социальной компетенции, адаптации к рынку.

Разработка и внедрение программы профессионального сопровождения учащихся НПО – актуальное направление деятельности мастера производственного обучения, реализация которого позволит сделать процесс включения молодых специалистов, во-первых, управляемым и, во-вторых, направленным на реализацию их потенциальных возможностей в рамках социально-полезной деятельности.

Перед учреждениями профессионального образования стоит задача подготовки конкурентоспособного специалиста. Конкурентоспособность можно рассматривать в двух аспектах: 1 – наличие у специалиста высокого уровня профессионализма и компетентности, включающий определённый уровень знаний, умений, навыков, позволяющий состояться на профессиональном поприще высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым; 2- личностная готовность работать в условиях рынка и конкуренции.

Цель программы: формирование и развитие конкурентоспособного специалиста, самодостаточной личности с адекватной самооценкой, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, ответственность, способной к самопрезентации и эффективному взаимодействию с окружающими в современных рыночных условиях.

Задачи программы:

- изучить спрос и предложение на рынке труда по профессии «продавец, контролер – кассир» с целью выявления направлений подготовки необходимых предприятиям и организациям специалистов;

- уточнить требования работодателей к молодым специалистам торговой отрасли;

- на основе полученных данных разработать и поэтапно внедрять в учебный процесс мероприятия, направленные на формирование у учащихся лицея, обучающихся по профессии «продавец, контролер – кассир» ключевых компетенций профессионального самоопределения и успешной самореализации на рынке труда, обучение молодых людей навыкам трудоустройства и активного поиска работы, повышение конкурентоспособности будущих специалистов;

- совершенствовать содержание образования, организацию образовательного процесса, контроль качества обучения и реализации образовательных программ путем максимального приближения обучения к производственным процессам предприятий.

Новизна программы состоит в том, что разработка и реализация методических материалов определяется с учетом: личностно-ориентированного подхода - развития творческих качеств личности, раскрытия ее способностей, постоянного самосовершенствования, саморазвития, признания человека наивысшей ценностью, активным творцом собственной жизни, источником его самоопределения и самореализации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская); системно-деятельностного подхода - профессионального

развития в деятельности, состоящего из структурных компонентов: цели, мотива, проектирования, средств достижения результата (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Г. Афанасьев, В.А. Дмитриенко); дедуктивно-индуктивного мышления (Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов, P.C. Немов) - обобщения, систематизации и структуризации информации и представления ее крупными блоками (И.Ю. Соколова, Н.Ф. Тищенко, В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев).

Сроки реализации программы: 2010 – 2013 гг.

Технологии обучения: наглядно – практические, ситуационное обучение (методы ситуаций; ролевых, сюжетно- ролевых и деловых игр; поощрения, погружения в материально – пространственную среду; театрализованного разыгрывания ситуаций, практических работ; проведения экскурсий; многократного повторения и практического закрепления; усвоения одного и того же материала различными способами).

Вся работа проводится в ситуации «здесь и сейчас». При организации занятий предпочтение отдаётся активным формам обучения: мозговой штурм, ролевые игры, работа в парах и группах, развитие мнений через обсуждение, совместная подготовка буклетов и плакатов, групповые упражнения. Тренировочные упражнения построены таким образом, чтобы одновременно с познавательными процессами шло развитие навыков аргументированной дискуссии, делового командного взаимодействия.

Успешное практическое осуществление программы зависит от выделения реальных ресурсов на её проведение. Это означает, что закупаются и завозятся необходимые материалы и оборудование, приобретается учебная и методическая литература, оборудуются помещения, создаются условия для работы программы.

Ожидаемый результат: уникальная целостная личность обучающегося, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; конкурентоспособный специалист, осуществляющий процесс саморазвития и самосовершенствования для профессионального и карьерного роста, адаптированный к современным экономическим условиям.


ПРОФЕССИЯ «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР – КАССИР»:

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.

В Федеральной программе развития образования отмечено, что современная система образования не располагает требованиями к качеству и содержанию профессиональной подготовки, сформированными рынком труда. В первую очередь необходимо сформировать матрицу компетенций, которая объединит экономику и образование, позволит учащимся выбирать образовательную траекторию. Сопоставив перечень компетенций, необходимых специалисту (модель специалиста), с перечнем планируемых компетенций выпускника (модель выпускника), учебное заведение сможет целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда.

По результатам маркетинговых исследований рынка труда, потребностей работодателей и с опорой на государственные образовательные стандарты необходимо вести целенаправленную работу по разработке эталонной модели выпускника и на её основе рабочая учебно – программная документации.

На первом этапе работы в данном направлении мы, изучив требования стандартов к профессии «продавец» выяснили: профессия продавца не только интересная, но и достаточно сложная. Традиционно понятие «продавец» ассоциируется с лицом, реализующим продукцию, основной задачей которого является получение выгоды от акта купли-продажи. Именно продавец определяет мнение покупателя о продукции и компании-производителе в целом. Поэтому он должен иметь безупречный внешний вид и быть специалистом, хорошо знающим особенности своего товара.

Современный продавец – это квалифицированный специалист в области товароведения, консультант и помощник покупателя. Функция трудовой деятельности продавца заключается в обслуживании покупателей, продаже продовольственных и непродовольственных товаров, подсчёте стоимости покупки. Продавец обязан производить предложение и показ товаров, демонстрацию их в

действии, оказывать помощь в выборе товара, выписывать товарные чеки и оформлять паспорт на товар, имеющий гарантийные сроки использования.

Продавец производит получение товаров с их проверкой, оформлением соответствующих документов. Затем осуществляет подготовку товаров к продаже: проверяет наименование, количество, сортность, цены, распаковывает, собирает, комплектует, проверяет эксплуатационные свойства. Он также проверяет неисправность кассового аппарата, устраняет мелкие неисправности контрольно- кассовой машины.

В обязанности продавца входит оформление наприлавочных и внутримагазинных витрин, контролирование их состояния. Продавец при продаже продовольственных товаров производит нарезку, взвешивание и упаковку товаров, при продаже непродовольственных товаров – демонстрирует и упаковывает товар. При осуществлении покупки производит расчёт с покупателем. В конце своей рабочей смены производит подсчёт денег и сдачу их в установленном порядке; сверку суммы реализации с показаниями кассовых счётчиков; ведение кассовой книги и составление кассового отчёта.

Обслуживание покупателей требует от продавца умения общаться с различными категориями граждан, выдержки, доброжелательности, отзывчивости, приветливости, корректности.

Квалифицированный продавец должен знать: основы делового общения, технологию продаж, устройство и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования и контрольно – кассовых аппаратов, правили расчёта с покупателями, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, признаки платежеспособности денежных знаков, ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров, розничные цены на товары, имеющиеся в продаже, правила расшифровки артикулов и маркировок, приёмы подборки и комплектования изделий, основные виды сырья, идущего на изготовление товаров, признаки сортности, доброкачественности товаров, виды брака и правила бракеража.

Продавец должен уметь: работать на контрольно – кассовых аппаратах, весовом оборудовании, вести книгу кассира - операциониста, проводить комбинированные на микрокалькуляторе, обслуживать покупателей в режиме конструктивного общения, давать рекомендации, консультации, производить обмен товара надлежащего качества, возврат товара ненадлежащего качества, проводить приёмку товара по количеству и качеству, вести учёт и отчётность, составлять инвентаризационную опись и документы на реализацию товара.

Для привлечения клиента, совершения продажи и организации перспективного сотрудничества продавец должен уметь: как маркетолог - аналитик определить нужды покупателя и предложить соответствующий его запросам товар; как психолог вызвать доверие покупателя и расположить его к себе; как менеджер компании представить ее торговую марку и продукцию; как рекламист вызвать интерес к товару, продемонстрировав его особенности и преимущества; как аргументатор убедить клиента в преимуществах товара и необходимости покупки;

как продавец сформировать у клиента положительное представление о фирме и ее продукции и вызвать желание совершить повторную покупку.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: грамотная, краткая, выразительная речь, оперативность, хорошая память, развитое воображение, большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания, выдержка, артистичность.

Личностные качества, интересы и склонности: общительность, стрессоустойчивость, самоконтроль (умение управлять собой – эмоциями, поступками, поведением), терпение, снисходительность, ровное и спокойное отношение к людям, эмоциональная устойчивость, оперативность, расторопность, внимательность, ответственность, честность, доброжелательность, наблюдательность, умение убеждать.

Продавец должен быть человеком коммуникабельным, способным донести информацию до людей, внимательным, обходительным, честным, а также довольно стрессоустойчивым, вежливым, приветливым, энергичным, умеющим слушать и убеждать. Он должен разбираться в психологии и уметь прорекламировать вверенный ему товар. Продавец должен уметь быстро вести подсчет, уметь работать на кассовом аппарате и в зависимости от того где он работает, уметь пользоваться весами, холодильным оборудованием и т.д. Также он должен обладать знаниями правильной выкладки товара на витрину.

Спрос на профессию «продавец» был всегда. Но сейчас эта профессия востребована ещё больше. Торговля постоянно развивается, ежегодно появляются новые торговые предприятия. Вместе с тем, становятся более жесткими и требования к обслуживанию покупателей. Специальное образование дает будущим соискателям абсолютное преимущество при получении хорошей должности, но стать настоящим профессионалом в данной сфере, несмотря на наличие диплома об образовании может далеко не каждый.

Перспективы профессиональной самореализации продавцов - заведующий секцией, отделом, старший кассир, старший продавец, продавец – консультант, мерчендайзер, торговый агент, товаровед, администратор, менеджер по продажам, индивидуальный предприниматель.

Проанализировав данные службы занятости, выяснили: за 2009 - 2011 год доля граждан, имеющих диплом продавца и желающих трудоустроиться по данной профессии составила 5,5 – 9,4 % от общего числа граждан, находящихся в поиске работы.

Год

Количество граждан, обратившихся

в службу занятости


Количество трудоустроившихся

по профессии, % трудоустройства

Предприятия,

на которые трудоустроены граждане

2009

351

110 (31,3%)

МУП «Книги», ООО «Татьяна», ООО «Продлайн»,

ООО «Амурский регион»,

ООО «Дальневосточный Лунчан», ООО «Триумф», ИП Малеванная, ИП Зубакина, ИП Кудрявцева,

ИП Попова, ИП Чибышева,

ИП Михалицкая, ИП Сизков,

ИП Виноградов, ИП Шевченко, ИП Гончарук, ИП Лосева,

ИП Николаенко,ИП Цвигун


2010

204

67 (32,8%)

ООО «Райчихинский хлебокомбинат», ООО «Мосто – строительное управление», ООО «Мороженое», РФРТ ОАО «Амурснабсбыт»,

ООО «Импульс»,

ООО «Комфорт»,

МУП «Питание - торговля»,

ООО «Елена»,

ИП Давидчук, ИП Ташпалатов, ИП Алиев, ИП Моисеева,

ИП Рекунова, ИП Власюк,

ИП Филькова, ИП Стрелкова,

ИП Мирсанова, ИП Белова

2011

187

71 (37,9%)

ООО «Наш универсам»,

ООО СП «Сириус»,

ООО «Белый лотос»,

ООО «Ани»,

ИП Кохно И.В. Магазин «Мастер»,

ИП Сивцов, ИП Остапенко,

ИП Лазарян


Помимо трудоустройства непосредственно по профессии продавец (непродовольственных и продовольственных товаров), граждане трудоустраивались на вакантные места по профессиям торговый агент, упаковщик, кладовщик, кондуктор, киоскер, консультант, фасовщица, страховой агент, почтальон, кассир. 5 граждан занялись индивидуальной трудовой деятельностью, 3 из них открыли новые торговые предприятия (торговля продуктами питания - 2 и 1 - торговля техническими носителями информации).

Как отмечают специалисты службы занятости, спрос на продавцов стабилен. Однако данный факт объясняется в большей степени текучестью кадров, что вызвано, в первую очередь, несоответствием ожиданий работодателей к специалисту и реальными возможностями, способностями, уровнем развития профессионально – важных качеств и компетенций самого специалиста, с одной стороны, а также несоответствием ожиданий соискателей относительно уровня оплаты труда и требований работодателя к функциональным обязанностям на занимаемой должности с другой.

Между тем, рынок труда – это всегда две чаши весов. На одной чаше – образование и желание молодых людей работать. Но вторая, по требованию работодателя, должна быть наполнена умениями и навыками специалиста.

После окончания учебного заведения большинство выпускников трудоустраивается в регионе. Отсюда следует, что их профессиональные компетенции должны удовлетворять требованиям регионального рынка труда. В связи с этим на первый план выдвигается задача определения соответствия образовательных продуктов запросам рынка труда, формирование оптимальной структуры профессионального образования, нацеленной на конечный результат – подготовку профессионала востребованного работодателем.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconПрограмма профессионального модуля разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 100701. 01 «Продавец,...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconПрограмма профессионального модуля разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 100701. 01 «Продавец,...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconПрограмма учебной дисциплины история
Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16. 04. 2008 г...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconПрограмма рассмотрена утверждено: и одобрена заместитель директора по умр
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconАннотация рабочей программы оп. 01. «Основы деловой культуры»
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconЭкзаменационный материал по мдк 02. 01 Розничная торговля продовольственными...
Вопросы для подготовки студентов к экзамену по мдк 02. 01 «Розничная торговля продовольственными товарами»
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconСогласовано
«Физическая культура» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Советом с учетом потребностей регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconСогласовано
«Английский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconМетодическая разработка урока по учебной дисциплине: «Товароведение...
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconОбразовательная программа высшего образования бакалавриата, реализуемая...
Университет с учетом потребностей общероссийского и регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Ооп впо представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную в ано впо «Институт менеджмента, экономики и инноваций»...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconРуководство: Директор
«Контролёр сберегательного банка» предполагает освоение обучающимися основной профессиональной образовательной программы (опоп) с...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconФ. Ж. Берова Основные тренды развития современного регионального рынка труда и занятости
Выявлены современные особенности и основные тенденции в области регионального рынка труда и занятости. Трендовый анализ проведен...
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» iconПрограмма Межрегиональной конференции «Формирование общекультурных...
I. порядок применения правил землепользования и застройки городского округа лыткарино и внесения в них изменений
Программа формирования профессиональных компетенций выпускников нпо с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда профессия «Продавец, контролер кассир» icon1. История формирования и современная база развития мирового рынка...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск