Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации





НазваниеСовременные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации
страница1/8
Дата публикации22.02.2015
Размер1.2 Mb.
ТипДипломная работа
100-bal.ru > Информатика > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра новых медиа и теории коммуникации
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ТОРОНТСКОЙ ШКОЛЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Дипломная работа
студентки V курса дневного отделения
Я. Ю. КОЛОМИЕЦ
Научный руководитель:
зав. каф.
Новых медиа и теории коммуникации,
доцент, к.ф.н.
И.И. ЗАСУРСКИЙ

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТОРОНТСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 8


§1.Гарольд Иннис 9

1.Time-biased и space-biased media 10

2. Равновесие time-biased и space-biased media 15

§2.Маршалл Маклюэн 17

1. Переход от устности к ранней письменности 19

Medium is the message, Ухо и глаз

2. Переход от письменности к печати 23

Нарциссический наркоз

3. Эпоха электричества 27

Расширение центральной нервной системы, Глобальная деревня

§3.Уолтер Онг …. 31

1. Мышление человека в эпоху устности 32

2. Secondary Orality 38

§4.Инструментарий Торонтской школы теории коммуникаций в

исследованиях Мануэля Кастельса 40
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИА 44

§1. Web 2.0. Новый уровень: «культура участия» 46

§2. Интернет как всемирный банк знаний: «культура ремикса» 52

§3. Информатизация. Информационная перегрузка: «за что боролись» 58

§4. Персонификация: высокая культура медиапотребления 63

§5. Социализация: «Из какого ты племени?» 68

§6. «Конвергенция»: человек плюс медиа 75

§7. «Мобилизация»: «вне времени, вне пространства» 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91

Введение

Стремительное развитие информационных технологий и повсеместное использование сети Интернет как основного средства массовой коммуникации является причиной мощных изменений во всех сферах человеческой жизни.

Современные технологические инновации способствуют существенному усовершенствованию системы коммуникации и выводят её на качественно новый уровень. Основополагающее значение коммуникации в развитии истории сегодня становится всё более очевидным, и ученые всё чаще обращаются к идее о том, что коммуникация влияет на социум в большей степени, чем экономика или какая-либо другая сфера.

Значительные изменения в сфере медиа, произошедшие за последние несколько лет, повлекли за собой очередную интеллектуальную революцию1, которая поставила перед исследователями современной действительности новые задачи.

На данном этапе развития коммуникации ключевыми являются следующие направления развития медиа: конвергенция, использование сети Интернет, распространение мобильной связи и рост её ключевых функций. Они провоцируют смещение, а иногда полное стирание границ не только между различными технологическими площадками для размещения контента, но и между видами и формами самого контента.

Мощный скачок в развитии технических средств коммуникации дал возможность объединять сегодня текст, звук, графику, фото и видео в единый мультимедийный продукт на одной цифровой площадке, которая может являться и персональным компьютером, и ноутбуком, и планшетом, и даже смартфоном. Повсеместная дигитализация обусловила специфику современного коммуникационного процесса, особенностью которого стало многократное увеличение объемов информации, бесконечное повышение скорости создания и распространения, а также существенное упрощение способов её передачи. Всё это повысило степень проникновения технических средств массовой коммуникации в повседневную жизнь современного человека и усилило влияние информационных технологий на его образ жизни и мышление.

В развитии медиа произошел качественный сдвиг, спровоцировавший серьезные изменения поведенческих паттернов современного человека и, как результат, повлекший изменения на всех уровнях общественной жизни.

Данные изменения заслуживают особого внимания научного сообщества, так как без исследования и интерпретации влияния новых информационных технологий на образ жизни и мышление людей, представляется невозможным не только дальнейшее исследование информационных технологий, но и выработка практических рекомендаций в сфере развития технических средств массовой коммуникации.

Изучение качественных изменений в системе коммуникаций под воздействием инновационных медиа началось в середине XX века. Первым исследователем и разработчиком темы стал руководитель отдела политической экономии Торонтского университета Гарольд Иннис. Будучи историком экономики, Иннис сначала попробовал связать историю развития цивилизаций с различными стадиями развития экономики. Однако вскоре он пришел к выводу, что экономические критерии не могут в полном объеме объяснить исторических закономерностей. Посредством подробнейшего анализа обширного исторического материала Иннис пришел к идее о существовании связи между развитием цивилизации и средствами коммуникации, использующимися в ней. В своих дальнейших исследованиях Иннис обращался непосредственно к анализу коммуникации. На основе его исследований огромный вклад в осмысление процессов коммуникации внёс Маршал Маклюэн. А дополнены и развиты концепции Маклюэна были в трудах его последователя Уолтера Онга.

Разработки этих исследователей являются незаменимым теоретическим базисом, а научные метафоры – эффективными инструментами для понимания, описания и интерпретации современной действительности.

Масштаб изменений, произошедших в XXI веке под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий, по-настоящему велик и требует серьезного подхода. Однако на данный момент изучение коммуникации в России носит междисциплинарный характер и не всегда может объяснить те явления, которые происходят в личности и обществе благодаря изменениям и развитию в медиапространстве. Поэтому гипотезой данного дипломного сочинения выступает предположение, что явления современной действительности можно описать, проинтерпретировать и осмыслить, используя инструментарий Торонтской школы теории коммуникаций. Объектом исследования выступают новые медиа, предметом – современные тенденции развития медиа и их влияние на образ жизни и мышление человека.

Учитывая скорость развития современных информационных технологий, вероятно, в будущем процессы в сфере коммуникации будут настолько быстрыми, что осмыслить новую реальность представится возможным только полностью сфокусировавшись на самой коммуникации и посвятив ей отдельную академическую дисциплину. Это не представляется возможным без определенных технологий изучения данной дисциплины. Научная значимость данного исследования заключается в попытке верифицировать инструментарий Торонтской школы для дальнейшего изучения коммуникации.

Целью данной дипломной работы является научное исследование и описание современных процессов, протекающих в сфере массовой коммуникации, а также анализ последствий влияния новых информационных технологий на социокультурные и психологические паттерны современного человека.

Для достижения поставленной цели автором настоящего исследования был сформулирован ряд задач:

1) рассмотреть историю развития коммуникации в контексте развития информационных технологий

2) выявить основной методологический инструментарий Торонтской школы теории коммуникации

3) изучить современные тенденции развития медиа, используя методы исследования Торонтской школы теории коммуникаций

4) рассмотреть специфику процесса взаимодействия человека с современными медиа

5) выявить последствия влияния новых информационных технологий на различные сферы общественной жизни

6)обозначить проблематику изменений в образе жизни и мышления современного человека под воздействием трансформации средств массовой коммуникации

Для осуществления данного исследования были выбраны методы: аналогии, наблюдения и сопоставления.

Дипломная работа состоит из введения, двух частей: теоретической и практической, заключения и библиографического списка. В теоретической части описывается история развития медиа-коммуникации в концепциях представителей Торонтской школы теории коммуникаций: Гарольда Инниса- в первом параграфе, Маршала Маклюэна во втором и Уолтера Онга в третьем, что позволяет автору работы определить основной инструментарий Торонтской школы и использовать его для исследования ключевых тенденций развития медиа, результаты которого представлены во второй главе дипломного сочинения, а выводы по работе – в заключении.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Исследователи Торонтской школы Г. Иннис, М. Маклюэн и У. Онг рассмотрели историю развития человечества от древних времен до середины XX века с точки зрения влияния на неё изменений  технологий коммуникации.

  2. Сформулированные учеными Торонтской школы метафоры являются актуальными аналитическими инструментами, с помощью которых представляется возможным понять современные процессы, протекающие в сфере коммуникации. Исследование современных медиа и описание основных механизмов их функционирования позволило автору выделить семь основных тенденций развития и влияния современных медиа на человека, общество и культуру:

  • Использование сети Интернет в качестве основного средства коммуникации включает «активную» модальность поведения человека, что ведет к формированию «культуры участия».

  • Логичным следствием формирования в обществе «культуры участия» становится развитие «культуры ремикса».

  • Возможность дигитализации данных и конвергенция обуславливают ускорение доступа к информации, одновременно облегчая способ публикации материалов, что ведет к формированию новых коммуникационных практик, которые можно условно обозначить как «новую устную» культуру коммуникации.

  • Рост объемов информации обуславливает развитие тенденции персонализации контента, которая формирует высокую культуру медиапотребления.

  • Расширение органов чувств и памяти человека в медиум на данном этапе развития средств коммуникации ведет к эволюции отношений человека и медиа, а также к образованию нового типа социальной инфраструктуры, который можно условно назвать «нервной системой человечества».

  • Появление и развитие социальных сетей стало причиной увеличения возможностей коммуникации, и способствовало возникновению новых сообществ и групп по интересам и новой информационной культуры, в которой принадлежность к тому или иному «информационному племени» является одной из главных характеристик, что, по утверждению некоторых учёных, возвращает часть практик и атрибутов из прошлого человечества.

  • «Мобилизация» медиа не только облегчила связь между людьми, но и сделала устойчивыми, практически непрерывными, существующие социальные связи, что способствовало установлению коммуникации в режиме реального времени.

  1. В данном исследовании были изучены тенденции развития медиа, а тенденции, как известно, всегда предполагают дальнейшее развитие, что так же говорит о том, что выявленные последствия влияния новых информационно-коммуникационных технологий на человека, культуру и общество на данный момент находятся на своем начальном этапе.

  2. Оказывая мощное воздействие на человека, общество и культуру, новейшие тенденции развития медиапространства формируют новый образ современной коммуникационной системы, функционирующей по принципу «коллективного разума». И, несмотря на то, что с точки зрения оптимизации коммуникационной инфраструктуры и насыщения информацией, необходимой для реального решения актуальных проблем, он находится на начальной стадии своего развития, можно говорить о том, что он уже справляется с постановкой задач и перепроверкой результатов работы социальных институтов, органов власти, бизнеса и научного сообщества.




ГЛАВА I
ТОРОНТСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Торонтская школа теории коммуникаций – это школа научной мысли в теории коммуникаций, принципы которой были разработаны главным образом учеными из Торонтского университета: Гарольдом Иннисом, Маршаллом Маклюэном и Уолтером Онгом. Они рассмотрели влияние средств массовой коммуникации на развитие цивилизации от первобытного общества до последней четверти ХХ века.

В своих научных трудах исследователи излагают концепции, общей идеей которых является то, что основной двигатель исторического процесса - новые информационные технологии, которые кардинально меняют образ жизни и мышления людей.

По мнению Деррика де Керхова, профессора Торонтского университета и до 2008 года руководителя программы изучения наследия Маклюэна, представители Торонтской школы предложили не просто новую теорию коммуникаций, а радикальную идеологию, сравнимую с марксистской и фрейдистской моделями, объясняющими устройство мира.2

В данной дипломной работе рассматриваются исследования трех представителей Торонтской школы: Гарольда Инниса, Маршалла Маклюэна и Уолтера Онга, потому как понятия, сформулированные в их концепциях, на современном этапе развития средств массовой коммуникации приобретают новую актуальность.
§1 Гарольд Иннис: time biased и space biased медиа
«Иннис стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий и сопровождающий появление средств массовых коммуникаций.»

Герберт Маршалл Маклюэн3
Гарольд Иннис занимает особое место среди ученых XX века. Его труды не сразу были поняты научным сообществом. Однако теперь, когда понимание современной действительности напрямую зависит от осмысления процессов коммуникации и все больше философов, политологов, культурологов и социологов обращается к исследованиям медиа, работы Инниса приобретают особый интерес.
Гарольд Иннис первым взглянул на процесс развития коммуникационных технологий, как на ключевой процесс, определяющий историческое развитие. В отличие от современников, в своих исследованиях ученый отошел от изучения исключительно экономической детерминанты и обратился к исследованию более важного, на его взгляд, двигателя исторического процесса – технологий, формирующих потоки знаний и информации.

Основываясь на глубоком анализе обширного исторического материала, Иннис поместил в центр своего исследования цивилизаций массовую коммуникацию.

Он одним из первых начал систематическое изучение связи между типом медиа и видом социального устройства.

Проанализировав историю формирования и развития различных цивилизаций, Иннис пришел к выводу, что каждый исторический период сопровождается решением определенных проблем, связанных с монополизацией средств массовой коммуникации властной элитой. Решением такого рода проблем, как правило, становится появление нового типа медиа, которое ведет к кардинальным изменениям в культуре и социальной структуре общества.
1. Time-biased и space-biased media
Иннис полагал, что именно тип медиа, посредством которого хранится и передается значимая информация, определяет вид социального устройства цивилизации. Так, согласно его концепции, все средства массовой коммуникации делятся на два типа: временные (time-biased) и пространственные (space-biased).

К временным медиа Иннис относил «тяжелые», долговечные и дорогостоящие материалы. Например, такие, как камень и глина. Так как их трудно перемещать, они не способствуют территориальной экспансии, но, в силу своей долговечности, хорошо подходят для трансляции знаний через поколения и «расширения» империи во времени. Как правило, такие медиа использовались для передачи небольшого объема значимой информации.

Пространственные медиа, согласно Иннису, «легкие», портативные и нетрудные в обработке, как бумага или папирус. Они не сложны в изготовлении и беспроблемно могут быть транспортированы на огромные дистанции.

Иннис проследил связь между типом медиа, преобладающим в государстве, и типом самого государства. Так, согласно его концепции, все государства, как и средства массовой коммуникации, можно разделить на временные и пространственные. Такое разделение позволило исследователю объяснить многие события, произошедшие в истории различных цивилизаций.

Иннис заметил, что использование временных средств коммуникации делает значимую информацию недоступной для широких масс, способствует монополизации знания, строгой социальной иерархии и преемственности власти. «Временные медиа способствуют централизации государственного управления, сакрализации знания и, как следствие, единству религиозной и светской власти»4, как, например, в Древнем Египте.

Использование пространственных медиа, напротив, способствует доведению больших объемов общественно-важной информации до широкой аудитории на огромные территории и, как результат, формированию крупных территориально-политических объединений – империй.5

Задумываясь, при каких условиях общество может поддерживать стабильность (при этом стабильность понимается как способность политики и экономики адаптироваться к изменяющимся условиям, и как способность поддерживать единство и преемственность культурных ценностей, ключевых для цивилизации)6, Иннис обратился к анализу недостатков использования того или иного типа медиа. (См. Табл. 1)

Так, среди недостатков временных медиа он выделил сложность технологии изготовления и транспортировки. Создание монументальных архитектурных сооружений, песен, эпоса требовало колоссальных усилий и омрачалось трудностью, а иногда невозможностью передать важную информацию на большие дистанции. Основным недостатком пространственных медиа стала их недолговечность и, как результат, неспособность обеспечить историческую сохранность информации.

Однако главную причину нестабильности культуры Иннис увидел в том, что, монополизируя контроль над средствами коммуникации, властные структуры той или иной цивилизации, неизменно отдают предпочтение одному из типов медиа.

Тип медиа

Достоинства

Недостатки

Пространственные (папирус, бумага, Интернет)

  • Удобство хранения, мобильность

  • Простая техника создания

  • Небольшая стоимость изготовления

  • Территориальная экспансия

  • Недолговечность

  • Краткосрочность влияния информации

  • Не предполагают историческую сохранность данных




Временные (пергамент, архитектурные памятники, УНТ)

  • Долговечность

  • Высокая степень важности информации

  • Предполагают историческую сохранность данных



  • Трудность распространения на большие расстояния

  • Сложная техника создания

  • Высокая стоимость изготовления

  • Не предполагают расширение цивилизации в пространстве

Таблица

Использование понятия временных и пространственных медиа в качестве инструмента при изучении истории развития таких цивилизаций, как Египет, Рим, Греция и Вавилон, позволило Иннису вывести определенные закономерности взаимодействия средств массовой коммуникации и властной элиты государства. Рассмотрим один из примеров, к которому Иннис обращается в книге «The Bias of Communication»7.

На заре становления цивилизации знание письменности позволяло египетским жрецам делать подсчеты и предсказывать точное время разлива Нила. Это давало возможность избегать различных трудностей, связанных с наводнениями. Изобретение в 4241 году до н.э. календаря с точными датами религиозных празднований еще сильнее упрочнило властные позиции государственной церкви и привело к монополизации ею средств коммуникации. Египетские жрецы, будучи ориентированными на трансляцию информации следующим поколениям, использовали процесс создания мумий как своеобразный способ увековечить идею бессмертия и продемонстрировать контроль над временем.

Таким образом, Иннис заметил, что тот, в чьих руках сосредоточена государственная власть, контролирует медиа и определяет направление, в котором развивается империя.

По мнению редактора книги Инниса «Empire & Communication» Дэвида Годфри,8 Иннис выделял две модели государства. Первая модель – милитаристская: политическая элита в данном случае нацелена на завоевание территорий. В такой модели, безусловно, преобладают пространственные средства коммуникации. Цель правителей: расширении империи в пространстве, следовательно, они заинтересованы в сокращении территориальных ограничений и трансляции общественно важной информации на длинные дистанции.

Вторая модель – теократическая, предполагающая заинтересованность политической элиты в расширении империи во времени. Для данной модели характерно преобладание в государстве временных средств коммуникации, так как именно они обеспечивают надежность трансляции религиозного знания через поколения. В качестве примера, Иннис приводил Египет – как временно ориентированное государство с огромным количеством временных медиа, некоторые из которых (пирамиды, мумии) дошли и до наших времен. Пространственно-ориентированным, по мнению Инниса, был Рим с его повсеместной документацией всех событий и хорошо отлаженной системой управления обширными территориями.

Таким образом, разделение медиа на пространственные и временные позволило исследователю увидеть, что по типу используемого медиа можно судить о культуре, политике и социальном устройстве государства на определенном историческом этапе.

Также Иннис обратил внимание на то, что новые медиа появляются не случайно, а для удовлетворения интересов политической элиты. Так, некоторые цивилизации с начала своего существования и вплоть до падения тяготеют к одному типу средств коммуникации, а другие постоянно меняют тип преобладающего медиа. Иннис заметил определенную закономерность в том, что при смене власти в государстве меняется доминирующий тип медиа.

Ученый считал, что изменения в материалах и технологиях коммуникации способствуют, а иногда являются главной причиной крупных преобразований в культуре.

Например, после того, как в 2000 году до н.э. крестьяне, ремесленники и книжники Египта получили религиозные и политические права, произошел переход от использования камня как главного средства коммуникации к использованию папируса. Этот переход от временного медиа, демонстрирующего престиж власти, к пространственному медиа, упрощающему и делающему систему правления более эффективной, сделал хорошо образованных книжников частью привилегированного общества. Таким образом, переход от использования камня к использованию папируса стал переходом от абсолютной монархии к более демократичной организации общества.9

Или, например, переход от глиняных табличек и клинописи к радикально упрощенной системе письма - Финикийскому алфавиту на пергаменте и папирусе подорвал священническую монополию на знания в Вавилонии10 и существенно усовершенствовал систему сообщения между торговыми городами.

При переходе в Средние века от использования пергамента к использованию бумаги произошли изменения в социальной структуре средневекового общества. Так, латинские тексты, написанные на пергаменте, средстве коммуникации христианской церкви, были смещены светским письмом на разных европейских языках, зафиксированном на бумаге11, что привело к объединению светской и религиозной власти.

Подробнейший анализ изменений, происходящих в государстве под воздействием инновационных технологий, позволил Иннису вывести формулу «идеального государства».
2. Равновесие time-biased и space-biased медиа
В ходе своего исследования Иннис заметил, что на протяжении развития разных цивилизаций шла постоянная борьба разных общественных структур за монополию на использование средств массовой коммуникации. Властная элита государства, захватившая контроль над медиа, прилагала все усилия, чтобы сохранять его до тех пор, пока это возможно (до появления нового средства коммуникации, меняющего акценты).

Иннис верил, что изобретение новых средств передачи информации зависит от тех, кто находится на периферии. С того момента, как люди «на задворках» изобретают свои собственные средства коммуникации, происходит укрепление их позиций в обществе. Новые медиа помогают развивать и укреплять силу, что, в конечном счете, позволяет людям с окраин конкурировать с властным центром.

Однако Иннис объективно оценивал желание политических элит сохранить власть и контроль над средствами коммуникации, поэтому особое внимание он уделял изучению процесса монополизации знания. Ограничение доступа к знанию провоцирует разделение общества на невежественные массы и властелинов значимой информации, что ведет к централизации власти. Политическая элита, в свою очередь, устанавливает контроль над средствами массовой коммуникации и использует их в соответствии с реализацией своих интересов, которые неизменно связаны с расширением империи либо во времени, либо в пространстве. Такое явное предпочтение одного направления и пренебрежение другим, по мнению Инниса, и стало причиной падения многих могущественных империй.

Исследователь высоко оценивал культуру Древней Греции в ее классическом периоде. По его мнению, на переходном этапе от устной коммуникации к письменной грекам удалось найти то равновесие между временными и пространственными медиа, которое обеспечило стабильность культуры и обусловило расцвет Греческой цивилизации. В частности, самым главным достижением греков, по его мнению, было сочетание устной традиции с успешной адаптацией финикийского алфавита. Появившаяся в Древней Греции письменность на начальных этапах своего существования не вытеснила устной традиции живого слова, однако способствовала созданию эффективной системы управления государством. Такой же баланс, по мнению Инниса, должен быть найден и для стабилизации Западной культуры.12 Ученый был крайне обеспокоен отсутствием баланса между временными и пространственными медиа и утверждал, что правители должны задумываться не только о завоевании обширных территорий, но и о сохранности собственного культурного наследия во времени.
Таким образом, Гарольд Иннис был первым исследователем, обратившим свое внимание на то, что основным двигателем истории являются изменения информационных технологий. Они ведут к трансформации способа коммуникации и серьезным изменениям в личности, культуре и обществе.

Долгие годы ученый находился в поиске метода, с помощью которого представилось бы возможным описать и проинтерпретировать исторические события, которые не поддавались осмыслению с экономической точки зрения - парадигмы мышления, присущей в 40е годы XX века подавляющему большинству научного сообщества. Отследив на обширном историческом материале основные закономерности изменений в способах коммуникации и общественном устройстве, Иннис создал метафоры «временных» и «пространственных» медиа, которые и стали главным методом объяснения исторического развития и легли в основу теоретической мысли Торонтской школы теории коммуникаций. Они позволили исследователю не только создать целостную картину мира и вывести формулу «идеального» государства, но и описать и проинтерпретировать события современной ему действительности, которые ранее объяснить было невозможно.

Иннис заложил прочный методологический фундамент, на базе которого так же создал свои революционные теории знаменитый канадский футуролог Маршалл Маклюэн.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconФормирование новой массмедийной культуры в контексте идей развития теории коммуникации

Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconСовременные тенденции развития системы специального образования
Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconКурсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации icon«Институт семьи в контексте демографического развития Республики...
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconРадиофизический факультет
Содержание курса направлено на ознакомление студентов с математическими основами теории шифрования, историей развития криптографии,...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории...
Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconРеферат статьи
В статье представлен анализ динамики развития теорий межличностной коммуникации. Причем акцент делается именно на коммуникативные...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconЗадания для самостоятельной работы студентов
Тенденции развития британского варианта английского языка в контексте модификации произносительной нормы
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconI всероссийской научно-практической конференции
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconИстория экономических учений
Цель изучения дисциплины – дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconМежвузовский сборник научных статей иц «Наука» 2013
Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов V международной Интернет-конференции «Иностранные языки...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии...
Современные тенденции развития медиа в контексте основных концепций торонтской школы теории коммуникации icon«Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности....
Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния совре­менной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск