Современные тенденции развития системы специального образования





НазваниеСовременные тенденции развития системы специального образования
страница1/18
Дата публикации08.03.2016
Размер2.91 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет


Психолого-педагогический факультет

Кафедра коррекционной педагогики

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

материалы региональной

научно-практической конференции

17-18 ноября 2005 года

Нижний Новгород

2005
Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ


Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции.-Н.Новгород:. НГПУ, 2005.- 189 с.

Сборник материалов научно-практической конференции посвящен актуальным проблемам развития российской системы специального образования. В сборнике представлены тезисы, раскрывающие психологические аспекты реабилитационной помощи лицам с отклонениями в развитии и современные тенденции подготовки кадров в области специального образования. В материалах сборника уделяется внимание социокультурным аспектам современного обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии. Анализируются возможности инновационных технологий в обучении инвалидов.
Материалы конференции печатаются в авторской редакции
Редакционная коллегия:

Каштанова С.Н.– зав. кафедрой коррекционной педагогики, канд. психол. наук, доцент

Медведева Е.Ю. - канд. психол. наук, доцент

Ольхина Е.А. - канд. психол. наук, доцент (ответственный редактор)


Современная система специального образования в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы поиска новых идей, переосмысления принципов и подходов в обучении и воспитании лиц с отклонениями в развитии. Решение этих вопросов требует консолидации всех специалистов системы специального образования.

Наиболее эффективным путем организации плодотворного сотрудничества и взаимодействия, по мнению сотрудников кафедры коррекционной педагогики НГПУ, является регулярное проведение мероприятий, направленных на обобщение накопленного опыта и выработку стратегии развития образовательного пространства для лиц с отклонениями в развитии. В связи с этим знаковым событием для системы специального образования Нижегородской области стало проведение региональной научно-практической конференции «Современные тенденции развития системы специального образования» (17-18 ноября 2005 г.), организованной на базе Нижегородского государственного педагогического университета.

Первоочередными задачами научно-практической конференции стали:

1. Анализ актуальных проблем развития системы специального образования в России.

2. Обобщение опыта становления и развития системы образования лиц с проблемами в развитии: традиции, проблемы и инновации.

3. Изучение перспектив развития системы специального образования лиц с отклонениями в развитии.

4. Развитие сотрудничества ученых и практических специалистов специального образования.

5. Выработка стратегии партнерства общественных и государственных структур и специалистов, занимающихся проблемами обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии.

Проблематика конференции нашла широкий отклик среди различных научных школ, занимающихся проблемами специального образования, а также практических специалистов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. География участников конференции охватывает представителей специального образования различных регионов РФ (Астрахань, Барнаул, Вологда, Самара, Саранск, Екатеринбург, Великий Новгород, Рязань, Шуя, Москва и др.).

Публикация сборника материалов конференции стала закономерным итогом обсуждения актуальных вопросов, касающихся общей стратегии развития специального образования в России, совершенствования кадровой политики в сфере образования лиц с проблемами в развитии, создания оптимальных условий успешного процесса интеграции, адаптации и социализации лиц данной категории в современном обществе, анализа достижений науки и практики в деле создания инновационных технологий диагностической, коррекционно-развивающей работы и реабилитационной помощи.

Редакционная коллегия

Раздел 1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Развитие системы специального образования в республике Беларусь

Варенова Т.В.,

БГПУ, Минск

Современная система специального образования – это не только сеть учебно-воспитательных учреждений, где осуществляется процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Это система коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями в целом на разных возрастных этапах, обеспечивающая общее образование, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Также специальное образование – это область, где необходим междисциплинарный подход, осуществление профилактики отклонений в развитии, раннее вмешательство, широкий обмен информации на международном уровне.

В настоящее время на территории бывшего Советского Союза наблюдается расширение предмета и объекта изучения дефектологии. Очевидно, что проблемы врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений и последствий, вызванных ими, не исчезают в связи с завершением периода детства. Порой они даже усиливаются после окончания специальной школы. Следовательно, расширение объекта дефектологии (коррекционной педагогики) имеет место за счет увеличения возрастного диапазона охватываемого контингента: не только дети, но и подростки, взрослые. Расширение предмета детерминируется изменением условий жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств коррекции.

Отмечается переименование дефектологии в коррекционную (специальную) педагогику и психологию, так как основной акцент в этом термине делается на выявлении отклонений в развитии, а не на их устранении; на недостатках, а не на позитивных сторонах личности.

Активно развивается и третий вариант коррекционной педагогики, которая исходит не из классической дефектологии, а из проблем современной социальной психологии и педагогики (А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, Г.Ф. Кумарина, И.П. Подласый и др.).

Реформирование специального образования в Республике Беларусь проходит поэтапно с 1998 по 2010 годы по трем основным направлениям:

  • организационно-структурные преобразования;

  • обновление содержания специального образования;

  • совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

Развитие сети специальных учреждений в современных условиях идет двумя путями. Первый путь – это дифференциация и совершенствование существующей сети специальных учреждений, а также создание новых реабилитационных служб помощи детям с особенностями психофизического развития. Так, с 1992 года в Республике Беларусь широкое распространение получил новый тип учреждения – Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, количество которых в настоящее время уже насчитывается более 120. Значительно видоизменились функции бывших логопедических пунктов при массовых учреждениях, которые преобразованы в пункты коррекционно-педагогической помощи. В структуре специальной школы открываются отделения социальной адаптации и реабилитации, которые наряду с консультативными задачами, оказывает помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

Второй путь связан с интеграцией этих детей не только в общество, но и развитием моделей интегрированного обучения. Основой изменения системы специальной помощи является воплощение идеи ориентации не на дефект, а на потенциальные возможности ребенка, который является составной частью социума.

Основная идея интегративной педагогики: с интеграции в школе – к интеграции в обществе. Совместное обучение не только призвано гарантировать право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от основной массы (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», статья 27), но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров. Главный принцип интегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

Реализация идеи интеграции в Беларуси начала осуществляться с 1995-1996 учебного года на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития по следующим организационным формам:

Классы интегрированного обучения. Наполняемость класса составляет 20 человек. В классе может быть не более 3 учащихся с тяжелой патологией однородного характера или не больше 6 человек с однородными неглубокими нарушениями. Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями 2–4 человека (2 с тяжелой патологией или 4 с неглубокой, но не больше двух типов нарушений). В классе работает два учителя: основной и учитель-дефектолог. При этом обучение может осуществляться по двум моделям: полный класс, в котором интегрируется от 3 до 6 учащихся в зависимости от тяжести патологии и неполный, меньше указанной нормы.

Специальные классы в общеобразовательной школе в соответствии с установленной для каждой категории наполняемостью класса – от 6 до 12 человек в зависимости от характера и степени выраженности нарушения с организацией внеклассной работы на интегрированной основе.

Коррекционно-педагогическое консультирование, как специально организованная форма обучения, охватывает детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, которые не успевают и нуждаются во временной помощи (от 4 до 8 часов в неделю в зависимости от степени выраженности нарушения) вследствие перенесенной продолжительной болезни, которая обусловила устойчивые функциональные изменения.

Всего по республике интегрированным обучением охвачено около 50 % учащихся с особенностями психофизического развития. Избранная форма и вариант специального образования может изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка, его физической и психической работоспособности, пожеланий родителей: специальная школа, интегрированное обучение, дистанционное и индивидуальное обучение на дому, а также в условиях стационарного лечебного учреждения. В Концепции реформирования специального образования определяется четыре оптимальных варианта по цензовости /нецензовости образования. Среди них выделяется абилитационное образование.

Современные правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования закреплены Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», принятом Палатой представителей в мае 2004 года.

В целом можно сделать следующие выводы:

  • специальное образование – это неотъемлемая часть массового образования с тремя основными звеньями: дошкольным, школьным и профессиональным;

  • специальное образование находится в постоянном развитии;

  • занимает приоритетную позицию в государственной образовательной политике;

  • создаются новые подходы к взаимодействию между массовой и специальной школой;

  • осуществляется охват обучением всех учащихся;

  • предоставляется возможность выбора форм обучения;

  • налаживается психолого-медико-педагогическая служба раннего выявления нарушений в развитии.

Принципиально важным является обеспечение условий для эволюционного развития системы специального образования в качестве открытой, действующей в соответствующей правовой среде с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий.

В качестве перспективных направлений развития системы специального образования можно назвать следующие:

  • Создание службы педагогического патронажа для детей раннего возраста.

  • Расширение информационно-консультационных служб.

  • Использование в общественной практике альтернативных средств коммуникации.

  • Оптимизация содержания образования (в том числе построенного на предметно-комплексной основе, а также исходя из субъекта обучения).

  • Индивидуализация учебных программ, соответствующих образовательным стандартам.

  • Совершенствование системы контроля и оценивания деятельности, учащихся с особенностями психофизического развития.

  • Компьютерная поддержка учебно-методических комплексов.

  • Обеспечение многоуровневого обучения при более широкой внешней и внутренней дифференциации.

Проблемы и перспективы развития специального образования

в Алтайском крае

Вахрушева А.С., Чуешева Н.А.,

БГПУ, Барнаул

Развитие специального образования в России является одним из приоритетных направлений современной науки и практики. Государственная система специального образования в Алтайском крае сформировалась в 70-х годах 20 века и, не смотря на значительные достижения в этой области, до сих пор имеется ряд проблем и недостатков, устранение которых требует комплексного участия представителей различных административных, образовательных, медицинских и социальных структур.

В крае сложилась система специального образования, преимущественно соответствующая существующим требованиям к организации специального обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Обучение, воспитание и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии осуществляется в 91 дошкольном и 33 школьных образовательных учреждениях Алтайского края. Кадровое обеспечение осуществляется ведущими специалистами средне-специальных и высших учебных заведений края. В структуре дошкольного образования работают 93 учителя-дефектолога и 253 учителя-логопеда. Сеть специальных дошкольных учреждений является достаточно дифференцированной: в крае работает 64 СДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи, 13 СДОУ компенсирующего и комбинированного видов для детей ЗПР, 4 СДОУ для детей с нарушениями интеллекта, 5 СДОУ для дошкольников с нарушениями зрения, 1 учреждение для детей с нарушениями слуха и 4 СДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На базе дошкольных специализированных учреждений в рамках опытно-экспериментальной деятельности осуществляется коррекционная помощь детям с эмоциональными нарушениями и их родителям.

В последние годы в крае увеличивается число организаций и служб, осуществляющих помощь в воспитании и реабилитации детей-инвалидов. Как правило, эти службы организуются при комитетах социальной защиты населения городов и края. Успешно реализуются комплексные краевые программы «Дети-сироты» и «Семья. Женщины. Дети».

Необходимость создания и реализации подобных программ обусловлена тем, что семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, не всегда могут получить необходимую квалифицированную психологическую и педагогическую помощь. Система психологической помощи и консультирования в общеобразовательной практике развита широко, однако, налицо недостаточная работа системы психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Достаточно часто такие семьи сталкиваются с ситуацией безучастия общества к своим проблемам, с невозможностью получить квалифицированную помощь педагога-психолога и дефектолога, что приводит к изоляции такой семьи от социума. Эта проблема связана, в первую очередь, с недостаточным количеством учителей–дефектологов и психологов – практиков в системе специального образования. В Алтайском крае, до недавнего времени, ни в одном учебном учреждении не готовили специалистов такого профиля. Сегодня ведется подготовка специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии в Барнаульском государственном педагогическом университете по специальности «Специальная педагогика и психология (дошкольная)». Подготовку осуществляют преподаватели различных кафедр, профилирующей из которых является кафедра специальной педагогики и психологии.

Кроме этого, большая часть детей дошкольного возраста воспитывается дома, поэтому дети впервые попадают в поле зрение специалистов лишь в школьный период, что существенно осложняет как диагностику, так и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. В результате нарушается процесс их социализации.

К сожалению, для нашего региона характерно отсутствие адекватного образовательного пространства, соответствующего потребностям аномального ребенка. В рассмотрении этой проблемы можно выделить ряд аспектов:

  1. Процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не всегда динамичен. Это проявляется в отсутствии единой системы ДОУ-школа, позволяющей осуществлять адекватный перевод ребенка из одной образовательной системы в другую. Кроме того, раннее выявление отклонений в развитии, в основном, осуществляется специалистами медицинского профиля, что зачастую не всегда адекватно отражает образовательные способности и потребности детей. В результате ребенок либо не получает специализированной помощи, либо получает ее не в полном объеме (упускается образовательный компонент).

  2. Несовершенство системы специализированного обучения и воспитания. Означает, что далеко не все категории детей с отклоняющимся развитием охвачены системой специального образования. Особенно это касается детей с нарушениями эмоционального развития и детей со сложными и множественными нарушениями в психофизическом развитии.

  3. Значительные финансовые затруднения в организации специализированной помощи. Большинство специализированных учреждений имеют скудную материально-техническую базу, не имеют возможности осуществления технических контактов с другими учреждениями и организациями края и города, например, в форме организации конференций, печати публикаций и др.

  4. Отсутствие единого научно-образовательного пространства в подготовке специалистов и разработке комплексных и индивидуализированных программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Это проявляется в разнице подходов к организации обучения и воспитания детей, отсутствии единой научной школы и недостаточности научного взаимодействия учебных заведений края, участвующих, как в подготовке специалистов, так и в повышении квалификации уже практикующих педагогов.

Исходя из вышеизложенного, приоритетными направлениями развития специального образования в Алтайском крае можно считать следующие:

1. Осуществление максимально ранней дифференцированной диагностики и коррекции нарушений в психофизическом развитии при участии не только специалистами медицинского профиля, но и работниками образования.

  1. Интенсификация ранней помощи (создание служб, осуществляющих коррекционную, консультативную и социальную помощь проблемным детям младенческого возраста).

  2. Создание более широкой сети консультативных пунктов, где родители смогут получать медицинскую, психолого-педагогическую помощь в диагностике психического развития, по вопросам коррекционной работы с ребенком в семье, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

  3. Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа.

  4. Научная поддержка и обоснование при разработке индивидуальных программ обучения и воспитания проблемного ребенка.

  5. Расширение образовательного пространства и развитие интеграционных процессов в системе специального образования.

  6. Оптимизация и гуманизация образовательного процесса.

  7. Пропаганда дефектологических знаний через развитие дифференцированной сети диагностических, консультативных пунктов (кабинетов), через внедрение научных разработок в данной области знаний, через средства массовой информации.


Система сопровождения участников коррекционно-развивающего образовательного процесса

Головинская Е.Ю.,

СГПУ, Самара

Общий смысл целей, сформулированных в концептуальном документе МОиН РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (9.12.2004) заключается в том, что система образования должна обеспечить равные возможности для детей с различным стартовым уровнем. Это определяет направление развития системы на всех ступенях: от ранней диагностики, «предшкольного образования» – до подготовки специалистов, способных обеспечить достижение поставленных целей. Ориентация новой концепции образования отражает меняющиеся ориентиры. С одной стороны, экономическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе, негативные тенденции состояния здоровья россиян привели к увеличению детей с особыми образовательными потребностями1. По достижении 18-летнего возраста они более чем в 80% случаев попадают в категорию граждан, нуждающихся в поддержке государства; чаще несостоятельны в семейной жизни, не могут воспитать здоровых детей. Сохранение таких тенденций опасно, как для граждан данных категорий, так и для общества в целом. С другой стороны, существующая система специального образования не устраивает социального заказчика образовательных услуг: закрытость, возможность обучения детей с отклонениями в развитии только в специальных учебных заведениях, недостаточный охват нуждающихся, невозможность получения коррекционной помощи в условиях сельских малокомплектных ДОУ и школ при нормативном финансировании; устранение родителей из процесса обучения, ориентация на ЗУНы, стандарт в ущерб личностному, социально-эмоциональному развитию детей.

Назрела объективная потребность переосмысления целей, методов, средств и организационных форм специального образования в соответствии с новым социальным заказом. Это возможно только при постановке перед системой образования целей развития личности. Очевидно, что необходима ориентация на эту цель и государства, и педагогов, и родителей. Таким образом, модернизация системы образования касается всех участников образовательного пространства: воспитанников, обучающихся, родителей, студентов, педагогов, структур управления образованием и повышения квалификации.

Для выявления и апробации механизмов преодоления сложившегося противоречия был разработан проект «Система образования детей с отклонениями в развитии: проблемы социализации» (диплом победителя ярмарки социальных и культурных проектов Нижний Новгород – 2003; грантовая поддержка фонда «Евразия»).

Цель проекта – создание комплекса условий для обновления содержания образования, обеспечивающего решение проблем обучения детей с особыми образовательными потребностями, профилактику и преодоление асоциального поведения, создание открытой образовательной среды, независимо от формы получения образования (дифференцированная, интегрированная).

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

  • апробация системы непрерывного повышения квалификации различных категорий педагогов, работающих с детьми с отклонениями в развитии (семинары, консультации – в различных формах: традиционной, дистанционной, электронной), «круглые столы» с ведущими учёными – дефектологами;

  • определение условий создания безбарьерной образовательной среды:

    • разработка и апробация педагогического инструментария, предусматривающего своевременную диагностику рисков, профилактику и коррекцию трудностей в обучении детей с отклонениями в развитии;

    • разработка и апробация инструментария диагностики профессиональных потребностей педагогов (технологические карты, анкеты);

    • разработка модели кадрового маркетинга, позволяющей обеспечить перераспределение имеющихся ресурсов;

    • разработка, апробация, внедрение вариативных форм педагогической помощи: школа-интернат – организационно-методический центр округа по сопровождению участников образовательного процесса (детей с особыми образовательными потребностями и их семей, педагогов, работающих с детьми с отклонениями в развитии и их семьями); ДОУ комбинированного вида – консультативно-методический центр района; психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ) как инструмент методического сопровождения участников образовательного процесса.

Педагоги образовательных учреждений всех типов и видов сталкиваются с проблемами, которые раньше являлись специфичными для школ коррекционных. Для их решения необходимо владеть коррекционно-развивающими технологиями, уметь на основе педагогической диагностики разработать индивидуальный образовательный маршрут, организовать развивающую среду. Находясь под прессингом цензового образования, ЕГЭ, в условиях нормативно-правового нигилизма они опасаются работать с такими детьми (и родителями) не только из-за отсутствия специальных знаний, сколько из-за боязни «снизить процент успеваемости», не пройти аттестацию. Отсутствие специалистов-дефектологов, воспитателей и учителей, подготовленных к работе с интегрированными детьми, осложняет организацию коррекционно-развивающего сопровождения. Этим продиктована необходимость расширения функций ныне действующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В них сосредоточен основной кадровый потенциал специалистов. Создание консультативно-методических центров на базе СКОУ для оказания специализированной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии (по профилю учреждения), несмотря на то, что ребенок обучается за его пределами – в общеобразовательном учреждении является одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки кадров как общеобразовательных, так и СКОУ. Цель подготовки педагогов общеобразовательных учреждений – овладение ими специальными знаниями и педагогическими технологиями обучения детей с особыми образовательными потребностями. Работа с учителями СКОУ ориентирована на их подготовку к работе в условиях организационно-методических центров.

Для обучения максимально возможного числа педагогов технологии коррекционно-развивающей работы использовались различные формы:

    • модульные курсы с учётом уровня методической психологической готовности педагогов («Организация системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса»; «Технология диагностики причин школьных трудностей»; «Формирование единого развивающего пространства образовательного учреждения на диагностической основе»);

    • дистанционный курс «Формирование информационной компетентности при работе с учебным текстом как универсальной дидактической единицей» /разработан в рамках минигранта Южно-Иллинойского университета/;

      • постоянно действующие семинары («Технологии сопровождения участников образовательного процесса»; «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо как инструмента социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями»);

      • методические рекомендации по организации сопровождения интегрированных детей с особыми образовательными потребностями.

Эффективность социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии невозможна без коррекции отношений и обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для этого в образовательном пространстве на основе междисциплинарного взаимодействия должна функционировать диагностико-консультативная инфраструктура. Основным ядром этой системы являются создаваемые на базе ресурсных центров территориальных управлений образования службы ранней диагностики и уже функционирующие ПМПк ОУ, обеспечивающие специализированную помощь, психолого-педагогическую поддержку и динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка

По результатам работы подготовлены видеоматериалы для психолого-педагогического практикума, электронные слайд – фильмы. Опыт представлен на областном образовательном форуме – 2004; использован в системе повышения квалификации Приволжского федерального округа (Самарская, Оренбургская области, Татарстан). Апробируется модель подготовки студентов факультета начального образования (специальности «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Социальная педагогика») к работе с детьми с особыми образовательными потребностями через систему дисциплин педагогического цикла.
Актуальные проблемы специального образования

в Нижегородской области

Каштанова С.Н., НГПУ, г.Н.Новгород

В настоящее время перед системой специального образования в России стоят задачи ее модернизации, ориентированные на совершенствование кадровой политики, создание оптимальных условий успешного процесса интеграции, адаптации и социализации лиц с проблемами в развитии, расширение системы социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с разными формами отклоняющегося развития. Решение данных вопросов может быть осуществлено через реконструкцию законодательной базы специального образования.

Пристальное внимание к научно-практическим проблемам коррекционной педагогики и психологии обусловлено постоянным увеличением количества детей с отклонениями в развитии. Общий рост числа детской популяции с недостатками в развитии в настоящее время по клинико-статистическим данным обусловлен рядом причин:

  1. Улучшение условий родовспоможения, качества дородовой диагностики и работы различных служб охраны здоровья, которые позволили сократить число летальных исходов среди новорожденных и увеличить количество детей с отклонениями в развитии.

  2. Увеличение случаев алкоголизации, наркотизации и курения, будущих матерей.

  3. Общая динамика ухудшения экологической ситуации, которая провоцирует различные мутации – первопричины наследственных форм нарушений развития.

  4. Общий рост числа пороков у новорожденных, являющихся основой для различных форм отклонений в развитии и др.

Нижегородский регион в решении выше обозначенных вопросов сталкивается с рядом общих и специфических проблем. Система специального образования в нашей области представляет собой разветвленную сеть учреждений, различающихся по типам, видам, наполняемости, национальному составу и месту расположения.

Для детей школьного возраста с отклонениями в развитии открыты и функционируют 53 образовательных учреждения (по данным Министерства образования Нижегородской области за 2004-2005 учебный год): для неслышащих – 2, слабослышащих и позднооглохших – 2, незрячих –1, слабовидящих –1, с тяжелыми нарушениями речи – 1, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 2, с ЗПР – 4, с умственной отсталостью – 40. Кроме того, в области функционируют специальные классы при массовых общеобразовательных школах для умственно отсталых детей, детей с ЗПР, детей с физическими недостатками развития, а также единичные классы для неслышащих и невидящих детей школьного возраста.

Для детей дошкольного возраста открыты дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида (212 учреждений) и учреждения, имеющие группы компенсирующего вида. Таких групп на момент начала 2005 года насчитывалось 630 с охватом 8251 детей третьего года жизни и старше. Из них: для детей с нарушением слуха – 4 группы (70 детей), с нарушениями речи при сохранном слухе – 171 группа (4298 детей), с нарушением зрения – 12 групп (528 детей), для умственно отсталых – 6 групп (205 детей), с нарушением функций опорно-двигательного аппарата – 19 (999 детей) и др.

Кадровое обеспечение специальных учреждений педагогическими кадрами значится в системе модернизации образования на одном из первых мест. В середине 90-х годов XX столетия Нижегородская область столкнулась с проблемой недостатка специалистов образовательной сферы, способных на профессиональной основе выполнять задачи специального обучения и воспитания. Нижегородский государственный педагогический университет с 1995 года осуществляет подготовку студентов по специальности «Олигофренопедагогика». Но до сих пор данная проблема не снята, несмотря на ежегодное пополнение специальных образовательных учреждений квалифицированными специалистами. Как показывают результаты трудоустройства достаточно большой процент выпускников (в среднем 70%) идут работать по специальности, но сталкиваются с большим количеством неразрешимых социальных проблем. Подготовка студентов по специальности «Олигофренопедагогика» востребована также в связи с тем, что среди общего числа учащихся в системе учреждений специального образования (6770 – по данным 2004-2005 года) самую многочисленную группу составляют дети и подростки с недостатками интеллектуального развития: умственно отсталых – 5327, детей с ЗПР – 559 человек.

Очень остро стоит проблема подготовки унифицированных кадров для обучения детей с отклонениями в развитии в условиях интегрированной системы. Статистические данные по нашей области указывают на наличие большого количества умственно отсталых детей и детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах при массовых школах. Общее число классов для детей с недостатками развития в Нижегородской области – 490, в них обучается 4885 учащихся. Для детей с умственной отсталостью открыто 128 классов, где численность учащихся составляет 768 человек. Для 4087 детей с ЗПР организовано 358 классов. Данная проблема отвечает задачам создания вариативной системы специального образования, обеспечивающей свободный выбор типа образовательного учреждения и формы обучения.

Требуется государственная поддержка образовательной политики на селе. Решение проблемы может быть достигнуто через целевую подготовку специалистов в высших учебных заведениях с обязательным трудоустройством на селе с перспективой получения доступного жилья. На сегодняшний день в нашей области обеспеченность образовательных учреждений специалистами, имеющими профильное образование на селе следующая: учителя специальных коррекционных школ и классов – 11 человек по сравнению с городом, где их 206 (данные на 2004-2005 учебный год); психологов в данных учреждениях на селе – 69, а в городе - 401; учителей-логопедов логопунктов в сельской местности –14, в городе – 107. Данный дефицит остро ощущается в связи с тем, что общее число детей с отклонениями в городских и областных учреждениях приблизительно одинаково.

Важным этапом модернизации специального образования является создание условий для преемственности образования, начинающегося на ступени дошкольного детства, продолжающегося в школе и выходящего на другой уровень. Сквозное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с отклонениями в развитии в образовательной среде позволяет решать на первоначальных этапах задачи ранней диагностики и коррекции недостатков нервно-психического развития. Использование периодов раннего и дошкольного возраста как оптимальных для предупреждения и коррекции вторичных нарушений в развитии позволяет снизить число дезадаптивных проявлений у детей на начальных этапах обучения. Система обучения и воспитания в школе должна быть ориентирована на формирование основ жизненной компетенции и выработку социально-нормативных форм поведения. Это может быть достигнуто также через формирование адекватных представлений в обществе о потенциальных возможностях детей с недостатками психофизического развития.

Социально-психологическое сопровождение детей в постшкольный период приобретает особую актуальность в условиях социального сиротства. Большинство лиц, имеющих отклонения в развитии имеют статус инвалидности, что снижает возможности их трудоустройства. Большой процент молодых людей попадает в асоциальные сообщества. Поэтому остро стоит проблема квотирования рабочих мест для лиц с отклонениями в развитии и поддержание этих начинаний на федеральном и региональном уровнях.

Выше обозначенные аспекты составляют далеко не полный перечень перспективных проблем специального образования, но могут рассматриваться как стартовая площадка в вопросах модернизации образовательной политики.

Современные тенденции преподавания специальной психологии

Трошин О.В.,

НГПУ, Н.Новгород


Известно, что специальная психология изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. В настоящее время специальная психология обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течение всей жизни. При этом она носит психодиагностическую и психокоррекционную направленность, а также исследует возможности реабилитации, адаптации и интеграции детей с различными вариантами социально-психологической дезадаптации в обществе (Лубовский В.И., Пузанов Б.П., Ульенкова У.В., Петрова В.Г., Усанова О.Н., Кручинин В.А. и др.). В этом и заключаются основные функции специальной психологии.

Задачи специальной психологии:

1.Исследование психологических механизмов нарушений у детей с отклонениями в психическом развитии.

2.Диагностика психофизических, индивидуально-психологических и социально-психологических расстройств.

3.Разработка программ психологического консультирования, социально-психологической реабилитации и интеграции.

4.Внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей с отклонениями психического развития.

Специальная психология способствует развитию у данной категории детей адаптивных навыков общения, познавательной креативности, коррекции деструктивных форм поведения и эмоциональных нарушений. Причем важным аспектом ее деятельности является помощь детям в условиях возрастных и динамических кризисов психологического развития, когда отмечается или первичное проявление или обострение имеющихся нервно-психических отклонений. Исследование кризисной дезадаптации является одним из наиболее перспективных подходов - кризологическим направлением специальной психологии.

Поэтому кафедра специальной психологии НГПУ (зав. кафедрой - проф. О.В.Трошин) с 1996 г. занимается научной разработкой общекафедральной тематики: «Многоуровневое исследование форм психологической дезадаптации у детей с отклоняющимся развитием в условиях возрастных кризисов». В этой комплексной научно-исследовательской работе принимают участие преподаватели кафедры, аспиранты, докторанты, практические сотрудники специальных образовательных учреждений и студенты старших курсов отделений «специальная психология» и «олигофренопедагогика» в рамках подготовки курсовых и дипломных работ.

Однако независимо от исходного уровня поражения в условиях новой социальной ситуации развития все отклонения проявляются общей социально-психологической дезадаптацией индивидуальности. Это обеспечивает возможность единого подхода к психодиагностике и психокоррекции девиаций, независимо от наличия традиционных типов отклонений в развитии.

Специальная психология тесно взаимодействует, с одной стороны, с возрастной психологией (исследующей стадийность нормативного развития нервно-психических функций у условно здоровых детей); и с медицинской /клинической/ психологией (изучающей особенности патологического нервно-психического развития у больных детей), с другой стороны. Т.е. отклоняющееся развитие является переходной формой онтогенеза между нормативной и патологической, объединяя их.

И действительно невозможно исследовать девиации без сопоставления их с контрольными группами нормы и патологии. В этом заключается синтологический подход к специальной психологии, раскрывающий ее методологическое единство с возрастной и медицинской психологией (Трошин О.В., 1994).

Несмотря на то, что специальная психология как научная отрасль знаний имеет давние традиции, ее практическая служба начинает складываться в России только в течение последнего десятилетия. Раньше она входила как составная часть в организацию специальных служб олигофренопедагогики, логопедии, тифлопедагогики, сурдопедагогики. Поэтому в настоящее время специальная психология еще не имеет самостоятельной методологической базы, что задерживает ее практическое внедрение, несмотря на значительные потребности образовательной сферы.

В связи с этим и организуются в настоящее время кафедры специальной психологии при педагогических университетах, которые возглавляют научно-исследовательскую работу, направленную на создание психодиагностической и психокоррекционной базы для специалистов данного профиля. Дифференцированная подготовка специальных психологов в условиях пятилетнего дневного обучения в Волго-Вятском регионе осуществляется пока только на кафедре специальной психологии НГПУ. 2005 г. является для кафедры юбилейным – отмечается 10 лет совместной с кафедрой коррекционной педагогики (зав. кафедрой – доц.С.Н.Каштанова) продуктивной деятельности.

В соответствии с ГОС по специальности 031900-специальная психология (2000) выпускник должен владеть:

1.Умением проводить психологическое обследование с целью определения особенностей психического развития, соответствия возрастным нормам; методами дифференциальной диагностики для определения типа отклонений; умением сформулировать психологическое заключение.

2.Методами психологического консультирования детей и взрослых с отклонениями в психическом развитии, а также их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, социального и профессионального самоопределения.

3.Методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

4.Умениями и навыками разработки, реализации коррекционно-образовательных программ; методами психологической коррекции; знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способам защиты от неблагоприятных влияний социальной среды.

5.Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.

6.Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы в специальной психологии.

Предполагаемые места работы выпускников:

1.Общеобразовательные учреждения (школы, детские сады).

2.Коррекционные учреждения (спец. школы и сады, реабилитационные, психологические центры).

3.Диагностические учреждения (психолого-медико-педагогические консультации, больницы).

4.Психологические консультации (бизнеса, маркетинга и т.п.).

В целом, научно-исследовательская (НИР) и практическая работа в сфере специальной психологии должна сегодня решать следующие актуальные задачи:

1.Выработка интегральной системы междисциплинарных понятий, категориального аппарата для обозначения особенностей отклоняющегося развития у детей.

2.Создание единой классификации, типологии отклонений в развитии с учетом существующих в специальной и медицинской психологии.

3.Акцентирование исследований на умеренных девиациях (отклонениях психического развития), особенно в форме различных вариантов психологической дезадаптации.

4.Изучение психологической микроструктуры возрастных и динамических кризисов, являющихся информативной моделью формирования дезадаптивных проявлений.

5.Разработка интегрированных технологий психодиагностики и психокоррекции кризисных дезадаптаций.

6.Создание системы ранней абилитации и интеграции детей с проблемами развития, особенно в возрасте до 3 лет.

7.Результатом комплексной НИР должно быть адекватное методологическое обеспечение создаваемой практической службы специальной психологии, осуществляемое на новом уровне научных знаний.

8.Исследования ближайшего десятилетия в специальной психологии позволят создать теоретико-методологическую парадигму специальной психологии 21 века.

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

В РАЗВИТИИ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные тенденции развития системы специального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охарактеризуйте структуру системы образования РФ. Назовите основные тенденции развития образования в России. Опишите актуальные проблемы...
Современные тенденции развития системы специального образования iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Современные тенденции развития системы специального образования iconУчебное пособие для системы повышения квалификации специалистов системы...
Учебное пособие предназначено для работников социальной сферы, специального образования, административного управления, представителей...
Современные тенденции развития системы специального образования iconСовременные тенденции развития медиа в контексте основных концепций...

Современные тенденции развития системы специального образования iconЗа отчетный период
В основе всего образовательного процесса лежат современные тенденции, основополагающие принципы столичного образования (Центр реализует...
Современные тенденции развития системы специального образования iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический...
...
Современные тенденции развития системы специального образования iconАнализ учебной работы за 2009 2010 учебный год
Федерации в области общего и специального образования, реализующего основные принципы и положения концепции о поэтапном реформировании...
Современные тенденции развития системы специального образования iconИнформационные технологии в графической подготовке студентов. Интернет:...
Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития...
Современные тенденции развития системы специального образования iconКонкурс для муниципальных библиотек «современные тенденции в обслуживании...
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Современные тенденции развития системы специального образования icon1. История формирования и современная база развития мирового рынка...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Современные тенденции развития системы специального образования icon1. История формирования и современная база развития мирового рынка...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Современные тенденции развития системы специального образования iconКурсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Современные тенденции развития системы специального образования iconМеждународные образовательные семинары современные проблемы нейробиологии...
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Современные тенденции развития системы специального образования icon«Институт семьи в контексте демографического развития Республики...
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Современные тенденции развития системы специального образования iconТема мировое хозяйство и его структура. Современные тенденции развития...
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Современные тенденции развития системы специального образования iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск