МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра политической экономии Программа учебной дисциплины
История экономических учений
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
(указываются код и наименования направления(ий)
подготовки (специальности (ей)) Квалификации (степени) выпускника - бакалавр экономики
Москва 2010
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса истории экономических учений ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии и содержании основных работ выдающихся ученых-экономистов, об основных течениях, тенденциях развития экономической теории. Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли, показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки, содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс истории экономических учений – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микро- и макроэкономики, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории (микро- и макроэкономики, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др.), а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.
Курс история экономических учений представляет систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. История экономических учений это наука о закономерностях и этапах развития экономических знаний. Изучение ее помогает понять внутреннюю логику, эволюцию и взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций. Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.
Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, выяснить их связи с происходящими изменениями в реальной экономике.
Изучение истории экономической мысли способствует развитию умения объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11);
способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);
(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
этапы становления экономической науки, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, Л.Канторовича) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.
характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости;
Уметь:
на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.
ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;
оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.
Владеть:
понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 54 / 1,5
|
|
|
|
| В том числе:
| -
|
|
|
| -
| Лекции
| 36/1
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 18/0,5
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54 / 1,5
|
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
|
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
|
|
|
|
| Реферат
| 18/0,5
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
| 36/1
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| экзамен
|
|
|
|
| Общая трудоемкость 108 часов
3 зачетных единиц
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Экономические учения доклассического периода
| 1.1: Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья
1.2: Экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений
| 2.
| Эпоха классической политической экономии
| 2.1: Создание теоретических предпосылок классической школы
2.2: Английская классическая политическая экономия
2.3: Политическая экономия К.Маркса.
2.4: Германская историческая школа как альтернатива классической политэкономии
| 3
| Неоклассическая школа и современный мэйнстрим
| 3.1: Маржиналистская революция
3.2: Неоклассическая школа
3.3. Кейнсианство и неоклассический синтез
3.4. Американский неоконсерватизм
| 4
| Альтернативы неоклассической школе
| 4.1: Посткейнсианство и новое кейнсианство
4.2. Германский неолиберализм и неоавстрийская школа
4.3. Институционально-социологическое направление
|
Раздел 1. Экономические учения доклассического периода
|