Скачать 0.95 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сибирский федеральный университет современные проблемы и методы биотехнологии Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ИПК СФУ 2011 УДК 60(075) ББК 30.16я73 В67 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» подготовлен в рамках реализации Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ) на 2007–2010 гг. Рецензенты: Красноярский краевой фонд науки; Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дисциплин В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод. указания по самостоятельной работе/сост. : Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 88 с. – (Современные проблемы и методы биотехнологии : УМКД № 1323-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Волова). ISBN 978-5-7638-1867-3 (комплекса) Настоящее издание является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии», включающего учебную программу дисциплины, учебное пособие с электронным оптическим диском (содержит банк тестовых заданий и наглядное пособие «Современные проблемы и методы биотехнологии»), лабораторный практикум, организационно-методические указания. Приведены структура и содержание дисциплины, представлена методика различных видов самостоятельной работы, даны рекомендации по подготовке к выполнению и защите лабораторных работ, технические характеристики оборудования, представлена методика применения кридитно-рейтинговой системы, дан перечень контрольных вопросов. Предназначены для студентов направления подготовки магистров 020400.68 «Биология» укрупненной группы 020000 «Естественные науки». УДК 60(075) ББК 30.16я73 Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ ISBN 978-5-7638-1867-3 (комплекса) Сибирский федеральный университет, 2009 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Целью методических указаний по изучению курса «Современные проблемы и методы биотехнологии»является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов на основе усвоения материала курса лекций,выполнения лабораторных работ, подготовки рефератов и работы с литературой. Задачи настоящих методических указаний по изучению дисциплинывключают: –активизацию самостоятельной работы студентов; – содействие развитию творческого отношения студентов к учебе; – выработку умений и навыков рациональной работы с литературой; – обеспечение контроля за ходом самостоятельной работы студентов и ее результатами; – управление познавательной деятельностью студентов. Методические указания по самостоятельной работе составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 3-го поколения (ФГОС ВПО-3)по укрупненной группе020000«Естественные науки» направления 020400.68 «Биология» для подготовки магистров по магистерской программе «Микробиология и биотехнология». Актуальность и значимость учебной дисциплины «Современные проблемы и методы биотехнологии»при подготовкемагистров по направлению «Биология»основывается на том, что биотехнология –это новейшее направление,объединяющее достижения комплекса наук биологического и небиологического профиля и имеющее огромное значение для различных сфер хозяйственной деятельности человека – воспроизводства пищевых и лекарственных веществ, минерального сырья и энергетических ресурсов, рационального использования ресурсов биосферы и охраны окружающей среды. Подготовка специалистов-биотехнологов является приоритетомнаучно-образовательной политики всех развитых стран, в которых научно-технический прогресс общества и повышение качества жизни людей напрямую связывают с развитием биотехнологии. Задача дисциплины «Современные проблемы и методы биотехнологии» – дать знания о новейших достижениях, направлениях исследования и практической реализации биотехнологической науки XXI века и обеспечитьформирование у студентов представлений о революционных изменениях в областигенетической инженерии, геномики и протеомики, новейших достижений молекулярной биотехнологии. В результате изучения дисциплины студенты приобретают знания и умения вметодологии и компетенций современной биотехнологии, новейших технологиях получения и использования генетически модифицированных организмов и продуктов, базирующихся на достижениях молекулярной биологии и молекулярной биотехнологии, новейших методах генной диагностики и терапии, клеточных технологий, способах получения новых материалов, современных аналитических методах, применяемых в биотехнологии, и основах биоинженерии. Данный учебно-методический комплекс разработан таким образом, чтобы студент на базе имеющихся знаний сформировал современное представление о потенциале и перспективах использования разнообразных биологических объектов, возможностях, путях и способах их применения для высокого жизнеобеспечения человека, отвечающего уровню современного научно-технического прогресса. В результате освоения курса студенты приобретают следующее: знания: – научных основ молекулярной биотехнологии; – основных направлений получения и использования генетически модифицированных организмов различного уровня организации; – научных основ новейших направлений и технологий получения целевых генно-инженерных продуктов для различных областей применения; – научных основ генной диагностики и генной терапии; – понятия необходимости соблюденияэтических норм и стратегии риска при развитии биотехнологических технологий; – направлений исследований и стратегии применения новых безопасных материалов, получаемых биотехнологическими способами; – научных основсовременных методов аналитики важнейших клеточных макромолекул и целевых продуктов биотехнологии; – методологии биоинженерии органов и тканей; умения: – ориентироваться в современных направлениях и новейших методах биотехнологии (геномике, протеомике, генетической инженерии, биоматериаловедения и современной аналитике); – использовать знания по новейшим направлениям современной биотехнологии при изучении специальных дисциплин; – применять полученные знаниядля повышения качества жизни людей; – использовать полученные данные при написании рефератов, статей, научных проектов. Дисциплина «Современные проблемы и методы биотехнологии»формирует следующиекомпетенции магистров: общекультурные компетенции (ОК):
б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные:
в) в соответствии с видами деятельности:
Трудоемкость дисциплины: 2,0 зачетные единицы (72 часа). Для освоения данного курса необходимы базовые знания, которые студентыдолжны получить по биохимии, генетике, микробиологии, общей биотехнологии. В ходе освоения курса студентыприменяют знания и используют навыки, полученные в рамках обучения по программе большого практикума по общей генетике, биохимии, биотехнологии, лекционных курсов по Молекулярной биологии, генетике, введению в и соответствующих практикумов. Знания, получаемые по данной дисциплине, интегрируют приобретенные знания и умения в области цитологии,молекулярной биологии и молекулярной генетики, новейших направлений и методов биотехнологии, спецкурсовпо молекулярной генетике, протеомике, генетической и клеточной инженерии. Компоненты УМКД курса «Современные проблемы и методы биотехнологии» служитосновойдля освоения студентами дисциплины «Современные проблемы и методы биотехнологии»; подготовки магистерских диссертаций, тематика которых соответствует уровню науки и техники в новейших областях биотехнологии;получения фундаментальной основы, необходимой для проведения на высоком методическом уровне научно-исследовательских работ в области современной биотехнологии, а такжеподготовки высококвалифицированных специалистов для производственной деятельности на предприятиях микробиологической и биотехнологической промышленности. 1. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЫ 1.1. Структураи трудоемкость дисциплины «Современные проблемы и методы биотехнологии» Курс «Современные проблемы и методы биотехнологии»изучается в течение одного семестра (10-й) напервом курсе магистратуры. Объем дисциплины и виды учебной работы по курсу приведены в табл.1.1. Таблица 1.1
Объем дисциплины и виды учебной работы Учебной программой дисциплины «Современные проблемы и методы биотехнологии» предусмотрено 44,4 %объема времени отводить на самостоятельную работу студентов. Данный вид работы является обязательным. При самостоятельном выполнении различных видов заданий студент учится самостоятельно принимать решения, разбирать и изучать новый материал, работать с периодической научной литературой. 1.2. Структура учебно-методического комплекса «Современные проблемы и методы биотехнологии» Содержание учебно-методического комплекса соответствует государственным образовательным стандартам 3-го поколения (ГОС ВПО-3) по укрупненной группе020000«Естественные науки» направления020200.68«Биология» для подготовки магистров по магистерской программе«Микробиология и биотехнология». Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Современные проблемы и методы биотехнологии» содержит: – учебную программу; – теоретический материал (конспект лекций) в том числе и в электронном виде; – демонстрационную презентацию курса; – лабораторный практикум; – методическиеуказанияпосамостоятельнойработе; – организационно-методические указания; – контрольно-измерительные материалы(электронный банк тестовых заданий по каждой главекурса, список тем рефератов); – график учебного процесса и самостоятельной работы студентов; – календарный понедельный график самостоятельной работы студента по освоению дисциплины. 1.3. Структура самостоятельной работы по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» Самостоятельная работа по курсу «Современные проблемы и методы биотехнологии» включает: – самостоятельное изучение теоретического материала с использованием рекомендуемой литературы; – подготовку к выполнению и защите лабораторных работ; – написание и защиту рефератов; – самотестирование. По каждому виду работы студент должен выполнить задания, приведенные в настоящих методических указаниях и согласованные спреподавателем. Выполненные задания оформляются в соответствии с требованиями оформления студенческих текстовых документов и сдаются преподавателю в соответствии с графиком самостоятельной работы (см. прил. 3). Основные принципы изучения курса «Современные проблемы и методы биотехнологии» с помощью учебно-методического комплексавключают следующее:
2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 2.1.Рекомендации для самостоятельного изучения теоретического материала курса Теоретический материал осваивается студентами не только в ходе прослушивания лекций, но и в процессе самостоятельной работы. В программе дисциплины выделен модуль для самостоятельного изучения теоретического материала. Для этого по каждому модулю обозначены конкретные темы и дан список рекомендованной литературы. Самостоятельное изучение теоретического материала планируется по разделам курса 1–7, содержание и количество часов на освоение теоретического материала указаны в табл. 2.2. При самостоятельном изучении теоретического курса студентам необходимосделать следующее: 1. Самостоятельно изучить темы теоретического курса в соответствии с учебной программой дисциплины. 2. Подготовить устные ответы на контрольные вопросы, приведенные после каждой темы в методических указаниях по выполнению самостоятельной работы по курсу «Современные проблемы и методы биотехнологии». Таблица 2.2 Темы для самостоятельного изучения по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии»
Изучение теоретического материала проводится студентами по конспектам прослушанных лекций и разработанным конспектам лекций в электронном виде, представленным в качестве гипертекстового ресурса, который имеет сопровождение в виде демонстрационных презентаций для каждой главы и темы курса. Использование этих материаловнастоятельно рекомендуется при самостоятельном изучении разделов дисциплины«Современные проблемы и методы биотехнологии». Иллюстративный материалв виде слайд-лекции (презентации) содержитучебный материал в разнообразных формах и включает не толькоключевые тексты и формулировки, но итаблицы, графики, фотоматериалы; видео- и аудиоматериалы. Использование студентами слайд-лекции при самостоятельном изучении теоретического материалапозволяет получить более детальную информацию о предмете. Это создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала по курсу. После прочтения лекции студентам рекомендуется самостоятельно воспроизвести ее содержание в виде конспекта с необходимыми схемами, основными определениями и выводами формул. В комплектетестов в конце каждого раздела курса (модуля) приведены вопросы для самоконтроля усвоения материала, на которые студент должен ответить. После каждой темы помещены тестовые программы, отвечая на вопросы которых обучаемый легко сможет понять, какой из изученных параграфов требует дополнительной проработки. В конце семестра на консультациях основное внимание будет уделяться изучению наиболее сложных вопросов биотехнологии и теоретическому обоснованию основных понятий и подходов, используемых в биотехнологии. Студентам рекомендовано приходить на эти занятия подготовленными, предварительно изучив материал лекций и проработавосновную и дополнительную литературу. В ходе самостоятельной работы, если при прочтении лекции возникают вопросы, студент может проконсультироваться у преподавателя по электронной почте или на периодических очных консультациях. Рекомендуется проводить заочное общение спреподавателем(спомощьюэлектроннойпочты,форумов в образовательно-информационной среде на сайте ИФБиБТ СФУ - www.bio.sfu-kras.ru). Наиболее успешным и заинтересованным студентам,обучающимся по данной дисциплине, предоставляется возможностьвключиться в научные исследования в рамках выполнения курсовых, дипломных работ, подготовкидиссертаций бакалавров и магистров в лабораториях СФУ и академических институтов Красноярского научного центра, оснащенных новейшим научным оборудованием и приборами. 2.2.Работа с дополнительным информационно-справочным материалом Помимо основного материала компонентыучебно-методического комплекса «Современные проблемы и методы биотехнологии» позволяют получить дополнительную информацию, которая касается изучаемого предмета иметодико-организационных моментов обучения. Для этого в структуре УМКД дисциплины дан список основной и дополнительнойучебной и научной литературы, соотнесенной с конкретными разделами дисциплины. Длясамостоятельнойработыпо освоению теоретического материала также дансписок литературы по модулям дисциплины. Усвоение и закрепление знаний, полученных при изучении теоретического материала, осуществляется при самостоятельном изучении дополнительных источников информации, ссылки на которые даны в дополнительно используемых источниках.Однако приступать к ознакомлению с содержанием дополнительных информационно-справочных материалов следует только после изучения соответствующего материала лекций, а также демонстрационных презентаций соответствующих глав и тем курса. Изучение рекомендованной дополнительнойучебной и научной литературы позволит получить более полное представление о методологии и возможностях современной и новейшей биотехнологии; ознакомиться с описаниемимеющихся промышленных биотехнологий, рынком и областями применения биотехнологических продуктов. Самостоятельная работа способствует развитию таких необходимых навыков, как решение поставленной перед студентом задачи, сбор и аналитический анализ литературных данных, умение сделать обоснованное заключение. Самостоятельная работа должна способствовать развитию навыков работы с современными информационными ресурсами, а именно:
Основные базы данных и программное обеспечение в области молекулярной биологии, биофизики, биохимии и генетики приведены в табл. 2.3. Основные поисковые системы на основе семантических технологий web для доступа к научным публикациям приведены в табл. 2.4. Таблица 2.3
Таблица 2.4 Основные интернет-ресурсы для работы с публикациями различного формата
3. МЕТОДИКА ДРУГИХ ВИДОВСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3.1.Методические рекомендациипо самостоятельной подготовке к выполнениюи защите лабораторныхработ Теоретический материал, получаемый и усваиваемый студентами в ходе прослушивания лекций, самостоятельной работы с учебной и научной литературой, работы с электронными конспектами лекций,закрепляетсяпри выполнение лабораторных работ.Для данной дисциплины разработаны методические указания по выполнению лабораторных работ«Современные проблемы и методы биотехнологии», которые включают серию работ по различных модулям дисциплины. Целью практикума, сопровождающего лекционный курс «Современные проблемы и методы биотехнологии», является формирование у студентов представленийо возможностях и уровне биологических технологий и приобретение практических навыков в области основных направлений современной биотехнологии:генетической инженерии и молекулярном клонировании, новейших методах генетической диагностики, культуре растительных клеток и тканей, современныхметодах анализа целевых продуктов биотехнологии и ключевых принципах биоинженерии. Задачи цикла лабораторных работ предусматривают рассмотрение теоретических основ и методологии биотехнологии и обучение студентовпринципам и методам современной геномики ипринципам конструирования трансгенных организмов; основам молекулярной диагностики и терапии,методологии культур растительных клеток и тканей, современным аналитическим методам выделения и детекции целевых продуктов биотехнологии и основам биоинженерии. Самостоятельная работа по курсу «Современные проблемы и методы биотехнологии» включает также и подготовку к выполнению и защите лабораторных работ. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы... В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического... Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования» | Учебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Современные методы и аппаратура для измерения энергетических параметров машин ударного действия Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Современные методы коррекции и реабилитации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Западной Европы» Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является дисциплиной по выбору | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» Воронцова Оксана Юрьевна «Психологические проблемы дизонтогенза». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 28 с |