Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза»





Скачать 366.33 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза»
страница1/3
Дата публикации15.04.2015
Размер366.33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Утверждено

на заседании кафедры клинической психологии

от 23 октября 2009 г. Протокол №1

Зав.кафедрой клинической психологии

к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина ____________


Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Психологические проблемы дизотогенеза»


Автор: Воронцова Оксана Юрьевна

Москва

2009

Печатается по решению кафедры клинической психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Воронцова Оксана Юрьевна «Психологические проблемы дизонтогенза». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 28 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Воронцова Оксана Юрьевна 2009 г.
Содержание



  1. Программа курса




    1. Пояснительная записка …………………………………………………………..2

    2. Содержание курса

Раздел первый. Основные закономерности и параметры оценки дизонтогенеза.

Тема 1. Предмет и содержание курса

Тема 2. Клинические закономерности дизонтогенеза .

Тема 3. Психологические закономерности дизонтогенеза.

Тема 4. Психологические методы обследования ребенка с аномальным развитием.

Раздел второй. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте.

Тема 5. Психическое недоразвитие

Тема 6. Задержанное психическое развитие·.

Тема 7. Дефицитарное психическое развитие.

Тема 8. Искаженное психическое развтие.

Тема 9. Дисгармоничное психическое развтие.

3. План практических и семинарских занятий по курсу……………….8

·

4. Список литературы……………………………………………………….16

5. Глоссарий …………………………………………………………………..20


  1. Распределение часов курса по темам и видам работ……………………..22

  2. Организация самостоятельной работы студентов.…………………….23

  3. Темы рефератов и курсовых работ …………………………………………24

  4. Вопросы к экзамену ……………………………………………………………25

  5. Примечания



  1. Программа курса


1.1 Организационно–методический раздел

Цель курса

Ознакомление студентов с основными теоретическими и практическими направлениями в диагностике детей с различными видами аномалий развития.

Задачи курса

  • ознакомление с основными отечественными и зарубежными подходами к оценке аномального развития .

  • ознакомление с клиническими и психологическими типологиями дизонтогенеза.

  • Изучение теоретрических основ методов диагностики различных вариантов дизонтогенеза и обзор основных способов коррекции.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс имеет междисциплинарное значение, читается в рамках специализации "Клиническая психология".

Требования к усвоению содержания курса

Прослушав данный курс студенты должны

  • ориентироваться в теоретических проблемах нормального и аномального развития

  • овладеть знаниями необходимыми для диагностики различных вариантов структуры психических нарушений при аномальном развитии у детей.

  • Уметь формулировать гипотезу патопсихологического обследования, строить план обследования с использованием набора методических средств с учетом возрастных нормативов.



1.2 Содержание лекционного курса
Раздел первый. Основные закономерности и параметры оценки дизонтогенеза.

Тема 1. Предмет и содержание курса.
Практическое значение проблемы.Место дисциплины в ряду смежных дисциплин ( психологии нормального детства, дефектологии, детской психиатрии). Основные этапы развития изучения аномалий развития.

Тема 2. Клинические закономерности дизонтогенеза.
Этиология и патогенез дизонтогений. Генетические и соматические предпосылки психического онтогенеза.Cоотношение биологического и социального в возникновении психических заболеваний в детском возрасте. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка.Понятие преморбидной почвы (Г.Е. Сухарева). Уровни нервнопсихического реагирования в детском возрасте (В.В.Ковалев).
Тема 3. Психологические закономерности дизонтогенеза.
Стадии психического развития и критические возрастные периоды. Первичные и вторичные нарушения (Л.С.Выготский). Роль гетерохронии и ассинхронии в нормальном и патологическом системогенезе ВПФ. Основные симптомы ассинхронии развития ( ретардация, акселерация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс, изоляция). Типы ассинхроний развития. Классификация психического дизонтогенеза. Общее и частное в синдромах дизонтогенеза.
Тема 4. Психологические методы обследования ребенка с аномальным развитием
Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Нейро и патопсихологическое исследования. Экспериментальное обучение, как метод диагностики нарушений развития. Психологические тесты. Схема построения теста Векслера. Границы применения психометрических методов.Игра и рисование как диагностические методы. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического исследования.
Раздел второй. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте.
Тема 5. Психическое недоразвитие
Клиническая характеристика олигофрении. Этиология. Клинико-патогенетическая классификация. Особенности нейродинамики нервно-психических процессов. Клинико-психологические законы олигофрении (Г.Е. Сухарева). Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении. Степень тяжести умственного дефекта ( идиотия, имбецильность дебильность). Проблема соотношений аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.
Тема 6. Задержанное психическое развитие.
Клиническая характеристика детей с ЗПР. Особенности аффективной сферы детей с ЗПР. Структура интеллектуального дефекта. Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении, а так же органической деменции. Роль социального фактора в формировании ЗПР. Организация помощи детям с задержкой психического развития. Профилактика вторичных невротических образований возникающих в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.
Тема 7.Дефицитарное психическое развитие.
Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами. Динамика развития детей с сенсорными дефектами. Взаимоотношение первичных и вторичных нарушений. Влияние на развитие нарушений отдельных компонентов психомоторики. Типы аномального развития двигательной сферы у детей. Клинико психологическая характеристика развития детей с ДЦП. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП. Вопросы компенсации.


Тема 8. Искаженное психическое развитие.

Психологическая характеристика эмоциональных и познавательных процессов при синдроме РАН разного генеза. Тип ассинхронии. Виды коррекции. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией.
Тема 9. Дисгармоничное психическое развитие.

Психологическая характеристика отдельных видов психопатий. Роль темперамента, модель «хорошего соответствия» (Томас, и Чесс). Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании психопатической личности. Компенсаторные и псевдокомпенсаторные образования при различных видах психопатий. Виды патохарактерологического развития личности.

·

3. План практических и семинарских занятий по курсу
Курс включает 26 часов семинарских занятий и 6 часов комбинированного практико-семинарского занятия, проводимого в клинике НЦПЗ РАМН.
Практическое занятие № 1. По темам Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза . Методы обследования ребенка с аномальным развитием


    1. Слушание докладов по теме «Соотношение биологического и социального в дизонтогенезе» 1 час.

    2. Контрольная работа-тест по теме «Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза» 20 мин.

    3. Особенности психологического обследования ребенка

Роль возрастного фактора в выборе методов психологического исследования. |

Методы диагностики развития:

а) метод наблюдения

б) варианты опросников,. Сочетание опросов с наблюдением;

в) клинико-психологические методы исследования.

г) психометрические методы. Границы их применения;

д) проективные методы (КАТ, метод цветовых предпочтений)

Принципы комбинации разных методов.


  1. Обследование ребенка с реактивным неврозом 2 ак. Ч.

  2. Обсуждение и составление заключения совместно с преподавателем 1 ак.ч

В качестве домашнего задания студентам предлагается обследование одного самостоятельно найденного ребенка дошкольного возраста (6-7) с подробным заключением и рекомендациями для учителей и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

Основная.

Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.34-48.

Выготский Л.С. Диагностика развития и клиника трудного детства
// Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.257-322.

Гезелл А. Цикл умственного развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.1 С.206-248.

Давыдовский И.В. Внешние и внутренние факторы в этиологии. Этиология и фактор силы. Приспособительные основы патологии и нозологии человека // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. T.l. С.23—59. 4

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. С.55—61.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995. С. 13—25.

Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.1. С. 182—191.

Никитина Г.Н. Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. унта, 2002. Т.2. С.7—17.

Сухарева ГЕ. Несколько положений о принципах психиатрической диагностики // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. T.l. С.60—82.

Дополнительная.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.4.1. С.38-48.

Ушаков Т.К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973. С.75—80.

Шпиц Р. Три организатора психики // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.КБарды-шевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002.T.l. С.358—381.

Семинар по теме «Психическое недоразвитие»

1. Клиническая характеристика олигофрении.

2. Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении.

3.Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.

4.Вторичные невротические образования, возникающие в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.
Литература

Основная

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.231—256.

Заззо Р. Групповое исследование умственной отсталости // Психоло-
гия аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.В.Ле-
бединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-
та, 2002. Т.2. С.ЗЗЗ—360. |

Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка // Пси-
хология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред.
В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во
Моск. ун-та, 2002. Т.2. С.272—311.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: ИЦ «Академия», 2003. С.34—54.

Лурия Р.А. Изменение регулирующей роли речи при патологических
состояниях мозга // Психология аномального развития ребенка: Хрес-
томатия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо;
Высш.шк., 2002.Т.1.С.542—549.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.:
Просвещение, 1986. С. 150—191.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В Зт. М.: Медицина, 1965. Т.З. С.20-47, 60-71, 174-215.

Дополнительная

Вайзман Н.Л. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Аграф, 1997.

121с.

Исаев Д. Н. Дифференциальный диагноз психического недоразвития
у детей // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т.
/ Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.;
Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.2. С.368-385.

Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. С. 124—142.

Новодворская В.А. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.2. С.361—367. I В Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. ДЛэйна, Б.Стрэт-форда. М.: Педагогика, 1993. С. 103—250.

Семинар по теме «Задержанное психическое развитие»

1.Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.

2.Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.

3. Структура интеллектуального дефекта.

4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и олигофрении.

5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и органической деменции.

6.Вторичные психогенные образования, возникающие в неблагоприятных условиях обучения.

Литература

Основная

Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С.258—267.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: ИЦ «Академия, 2003. С.54—75."

Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. С.89—124.

Лусканова Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6—8-летнего возраста (модифицированная методика Векслера) // Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.ВЛебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 157—166.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М..: Компенс-центр, 1993. С.13-148.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В Зт. М.: Медицина, 1965. Т.З. С.238-279.

Дополнительная

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К. С Лебединской. М.: Педагогика, 1982. Гл.1—3.

Лубовский В.И., Переслени Л.И., Шошин П.Б. и др. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.ИЛубов-ского, Н.АНикашиной. М.: Просвещение, 1981. Гл.1, 5, 6.

Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. С.313—346.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психологические проблемы деятельности педагога»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы теории государства и права»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconН. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический...
Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск