Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25»





Скачать 186.9 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25»
Дата публикации01.05.2015
Размер186.9 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Введение в биотехнологию
Специальность — 020201.65 Биология

Форма подготовки очная
Школа естественных наук

Кафедра клеточной биологии и генетики

Курс ___4____ семестр____7___

лекции _39__ (час.)

практические занятия____час.

семинарские занятия__10__час.

лабораторные работы ___час.

всего часов аудиторной нагрузки__49___ (час.)

самостоятельная работа __70____ (час.)

зачет ____7_____ семестр

экзамен__________семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ Гос.Рег. 89 ЕН/СП от 10 марта 2000 г.).

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии « 25 » ноября 2011 г., протокол № 5.
Заведующая (ий) кафедрой: проф. Э.Я. Костецкий

Составитель: проф. Г.Н. Челомина

Содержание УМКД:


  1. Аннотация УМКД

  2. Рабочая программа дисциплины

  3. Лекции

  4. Практические занятия и контроль знаний

  5. Контрольно-измерительные материалы

  6. Список литературы


Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Введение в биотехнологию»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в биотехнологию» разработан для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 020201.65 – Биология

в соответствии с требованиями ГОС по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Введение в биотехнологию» входит в число дисциплин специальности (ОПДФ) для студентов, выбравших специальность «Биология».

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 70 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (39 часов), семинары (10 часов) самостоятельная работа студента (21 час). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 семестре.

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: История биотехнологии, этапы ее развития как науки. Теоретическая база и основные направления развития современной биотехнологии. Промышленная биотехнология, биотехнология культуры клеток и тканей, клонирование животных, получение трансгенных организмов, технология рекомбинантных ДНК.

Дисциплина «Введение в биотехнологию» логически и содержательно связана с такими курсами, как биология (ботаники и зоологии, физиологии животных и растений), химия, генетика, биохимия и молекулярная биология.

Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника: овладение теоретическими знаниями, методами обработки, анализа и синтеза имеющейся информации в области биотехнологии для дальнейшего использования теоретических знаний на практике.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • рабочую учебную программу дисциплины;

  • конспекты лекций (в виде развернутых планов лекций);

  • материалы для практических занятий (задания для практических и лабораторных занятий);

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы (в том числе интернет-ресурсов);

Достоинством данного УМКД является то, что он содержит современную информацию по программе преподавания биотехнологии в вузах. Семинарские занятия дают дополнительную информацию, которая не вошла в лекционный объем. К наиболее методически разработанным разделам можно отнести раздел, посвященный истории и достижениям клонирования животных, генотерапии и трансгенным организмам.
Автор-составитель учебно-методического комплекса

д.б.н., профессор кафедры биохимии, микробиологии и

биотехнологии ШЕН ДВФУ, профессор Челомина Г.Н.

Зав.кафедрой биохимии, микробиологии и Биотехнологии Костецкий Э.Я.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение в биотехнологию
Специальность — 020201.65 Биология

Форма подготовки очная
Школа естественных наук

Кафедра клеточной биологии и генетики

Курс ___4____ семестр____7___

лекции _39__ (час.)

практические занятия____час.

семинарские занятия__10__час.

лабораторные работы ___час.

всего часов аудиторной нагрузки__49___ (час.)

самостоятельная работа __70____ (час.)

зачет ____7_____ семестр

экзамен__________семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ Гос.Рег. 89 ЕН/СП от 10 марта 2000 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии « 25 » ноября 2011 г., протокол № 5.
Заведующая (ий) кафедрой: проф. Э.Я. Костецкий

Составитель: проф. Г.Н. Челомина

Оборотная сторона титульного листа РПУД


    1. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «____21____» _______ноября__________2012____г. №_______3_______
Заведующий кафедрой ___________________________ ____________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



    1. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «________» _________________20_____г. №______________
Заведующий кафедрой ___________________________ ____________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ

Программа курса «Введение в биотехнологию» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности биология. Курс входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности (ОПД.Ф.8).

Целью курса «Введение в биотехнологию» является усвоение обучающимися знаний о биотехнологии как современной комплексной области научно-практической деятельности, сочетающей новые достижения современной генетики и молекулярной биологии с традиционными биотехнологиями, а также формирование базовых знаний, необходимых для освоения общепрофессиональных дисциплин. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в курсах: «Биохимия», «Биофизика», «Генетика» и «Микробиология с основами вирусологии». Освоение данной дисциплины необходимо для формирования у студентов научного мировоззрения и формирования знаний при изучении дисциплин профессионального и профильного циклов ФГОС.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

    Знать:

– научные основы биотехнологии;

– основные направления производства полезных веществ;

– основы инженерной энзимологии;

– методы и возможности генной и клеточной инженерии;

– основы технологической биоэнергетики и биологической переработки сырья;

– использование биотехнологии в медицине, промышленности и сельском хозяйстве;

– основы экологической биотехнологии;

- перспективные направления современной биотехнологии;

- традиционные и новые области использования биотехнологии;

- принципы основных биотехнологических методов, их возможности и ограничения;

- возможности и цели современных молекулярно-биологических подходов (генетическая инженерия) при создании штаммов микроорганизмов, сортов и пород с необходимыми и полезными свойствами, а также диагностики и лечения наследственных заболеваний у человека.

    Уметь:

- ориентироваться в современных направлениях и методах биотехнологии;

– использовать знания о биотехнологии при изучении специальных дисциплин;

– применять полученные знания в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды;

– использовать полученные данные при написании рефератов.

    Владеть

    - навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биотехнологии;



  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ (39 ч.)


Модуль 1 «Биотехнология как наука, направления развития, основные понятия»

Лекция 1. Этапы становления биотехнологии как науки, основные направления развития (2 часа). Предмет и задачи биотехнологии. Основоположники мировой и отечественной науки, их вклад в становление науки биотехнологии, этапы её развития, разработки её методологии. Значение работ Л. Пастера, А. Флеминга. Основные направления современной биотехнологической науки и проблемы, стоящие перед промышленной, сельскохозяйственной, клеточной и медицинской биотехнологией.
Модуль 2 «Промышленная биотехнология»

Лекция 2. Основные принципы промышленного осуществления биотехнологических процессов (2 часа). Промышленный биотехнологический процесс, в котором для производства коммерческих продуктов используют микроорганизмы, обычно состоит из трех ключевых этапов. Стадии биотехнологического производства; Технология приготовления питательных сред для биосинтеза; Поддержание чистой культуры; Ферментация; Общие принципы разделения веществ; Методы тонкой очистки и разделения препаратов; Получение товарных форм препаратов.
Лекция 3. Энергия и биотехнология (2 часа). Принципы производства высококачественного топлива на основе биотехнологии. Фотосинтез, интенсификация фотосинтеза методами биотехнологии. Источники и принципы получения энергии в лесном и сельском хозяйстве. Принципы и перспективы получения энергии в бесклеточных системах.

Лекция 4. Биотехнология в пищевой и медицинской промышленности (2 часа). Молочные продукты. Хлебопродукты и бродильные производства. Белковые продукты. Микробные белки. Пищевые добавки и ингредиенты. Ферменты, белковые препараты в медицине. Антибиотики и витамины. Новые системы доставки лекарственных препаратов.

Лекция 5. Химическая технология и биотехнология (2 часа). Производство растворителей и органических кислот. Производство аминокислот. Производство антибиотиков и стероидов. Биотрансформация. Получение ферментов. Иммобилизованные ферменты. Микробиологические факторы, влияющие на производительность и экономичность процессов. Технологические факторы, влияющие на производительность и экономичность процессов.

Лекция 6. Материалы и биотехнология (2 часа). Микробное выщелачивание. Превращение, накопление и иммобилизация металлов микроорганизмами. Биотехнология получения биополимеров. Биоповреждения материалов, способы защиты.
Лекция 7. Окружающая среда и биотехнология (2 часа). Принципы переработки отходов, биологический контроль систем микробиологической переработки отходов. Биологическая переработка бытовых отходов. Биодеградация органических соединений в окружающей среде. Биодеградация ксенобиотиков; Аэробные системы очистки сточных вод; Анаэробные системы очистки сточных вод; Показатели загрязненности сточных вод.
Лекция 8. Биотехнология в сельском хозяйстве (2 часа). Перспективы и методы выращивания ценных культур в контролируемых условиях. Биотехнология переработки отходов сельского хозяйства. Бактериальные энтомопатогенные препараты; Грибные энтомопатогенные препараты, Вирусные энтомопатогенные препараты; Бактериальные удобрения на основе клубеньковых бактерий; Технология получения азотобактерина; Технология получения фосфобактерина; Антибиотики для сельского хозяйства.

Модуль 3 «Культура растительных клеток»

Лекция 9. Культуры клеток высших растений (4 часа). Использование культуры растительных клеток; История метода; Культуры соматических клеток; Морфофизиологическая характеристика каллусных тканей; Суспензионные культуры; Культивирование отдельных клеток; Культуры гаплоидных клеток. Применение изолированных протопластов; Способы получения и культивирования протопластов; Способы слияния протопластов; Виды соматических гибридов.
Лекция 11. Клональное микроразмножение и оздоровление растений (2 часа). Преимущества микроклонального размножения перед традиционными способами размножения растений; История метода; Факторы, влияющие на процесс микроклонального размножения; Этапы микроклонального размножения; Методы клонального микроразмножения; Оздоровление посадочного материала от вирусов.
Лекция 12. Бесклеточные системы и методы сохранения генофонда (2 часа). Мембраны хлоропластов; Получение фотогальванических элементов с использованием бактериальных мембран; Бесклеточные белоксинтезирующие системы. Создание искусственных ассоциаций культивируемых клеток высших растений с микроорганизмами, водорослями, грибами и.т.д.
Модуль 3 «Культура животных клеток и тканей»

Лекция 13. Культивирование клеток и органов (2 часа). История метода; Введение клеток в культуру, их происхождение; Характеристика клеток, культивируемых in vitro; Питательные среды и условия культивирования; Системы культивирования клеток; Использование культуры клеток человека; Культивирование клеток и тканей беспозвоночных. Современные вакцины.
Лекция 14. Гибридизация животных клеток и моноклональные антитела (2 часа). История метода; Методы создания экспериментальных химер; Механизм слияния клеток. Функциональная структура антител; Получение моноклональных антител; Методы анализа на основе моноклональных антител; Применение моноклональных антител.
Лекция 15. Клонирование животных и регулирование воспроизводства сельскохозяйственных животных (4 часа). История клонирования, проблемы и перспективы. Методы трансплантации ядер; Клонирование млекопитающих. Криоконсервация; Регуляция пола; Трансплантация эмбрионов; Суперовуляция.
Модуль 4 «Генетическая инженерия»

Лекция 16. Введение в генетическую инженерию (3 часа). Возможности генной инженерии; Генная инженерия как наука, методы; История генетической инженерии; Надежды и опасения. Принципы создание рекомбинантных молекул ДНК. Методы получения генов, продуцирующих у микроорганизмов биологически активные соединения: инсулин, интерфероны, соматостатин.
Лекция 17. Введение генов в клетки млекопитающих и растений (4 часа). Получение трансгенных животных, их применение. Генотерапия. Диагностика заболеваний человека, перспективы коррекции наследственных болезней. Достижения генной инженерии растений. Проблемы биобезопасности ГМО продуктов.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА.



Самостоятельная работа (21 час)

  1. Работа с учебной литературой.

  2. Подготовка устного выступления по рефератам.


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ (10 часов)

1. Принципы и технологии, связанные с получением энергии на основе возобновляемых источников и биотехнология в пищевой и медицинской промышленности, БАВ (2 часа).

2. Биотехнология в промышленности, обогащения руд и отходов горнорудной промышленности и получения биополимеров (2 часа).

3. Биотехнологические принципы переработки промышленных и сельскохозяйственных отходов и токсичных органических соединений в окружающей среде и защиты материалов от повреждений, биотехнология сельского хозяйства (2 часа).

4. Перспективы и методы клонирования животных и выращивания культур клеток и тканей в контролируемых условиях (2 часа).

5. ГМО, принципы генной и клеточной инженерии и перспективы создания новых сортов растений и пород животных (2 часа).

III КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Производство высококачественного топлива на основе биотехнологии.

2. Источники и принципы получения энергии в лесном и сельском хозяйстве.

3. Фотосинтез, интенсификация фотосинтеза методами биотехнологии.

4. Биотехнология в пищевой промышленности

6. Белковые продукты, пищевые добавки и ингредиенты, получаемые

с использованием биотехнологии.

7. Производство растворителей и органических кислот.

8. Производство аминокислот.

9. Производство антибиотиков и стероидов.

10. Получение и области применения ферментов. Иммобилизованные ферменты.

11. Микробное выщелачивание. Превращение, накопление и иммобилизация

металлов микроорганизмами

12. Биотехнология получения биополимеров.

13. Биоповреждения материалов, способы защиты

14. Принципы переработки отходов, биологический контроль за системами

микробиологической переработки отходов.

15. Биологическая переработка промышленных отходов.

16. Биотехнология переработки отходов сельского хозяйства Биодеградация

органических и токсических соединений в окружающей среде.

17. Микробиологические факторы, влияющие на производительность и экономичность процессов.

18. Технологические факторы, влияющие на производительность и

экономичность процессов.

19. Перспективы и методы выращивания ценных культур в контролируемых

условиях.

20. Генно-инженерные методы в биотехнологии. Проблемы и перспективы.

21. Клеточная инженерия. Моноклональные антитела, принципы создания и применения.

22. Клонирование животных.

23. Получение трансгенных организмов.

24. Молекулярная диагностика заболеваний и генотерапия.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Образовательные технологии

Рабочая программа подразделяется на 4 модуля – лекции, которые могут быть представлены в мультимедийном варианте, пригодном для заочного и очного обучения.

Удельный вес интерактивных форм обучения составляет 60% аудиторных занятий, лекции составляют 80% аудиторных занятий.

2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При освоении дисциплины «Введение в биотехнологию» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет. Тестовые формы контроля знаний студентов предполагают использование компьютерного класса. Студенты могут самостоятельно при помощи лаборанта отрабатывать лабораторные занятия, использовать компьютеры для подготовки к семинарским занятиям. Для текущего контроля усвоения теоретического материала, изложенного на лекциях, подготовлен список вопросов, включающий все темы. Этот перечень служит основой для самоконтроля и проверки знаний. Ключевые и трудноусвояемые моменты обсуждаются на семинарах, также проводится устный опрос студентов. В теоретической части курса для осуществления текущего контроля предусмотрено выполнение домашних заданий (рефераты) по основным направлениям дисциплины. Для текущего контроля используются также сведения учета посещаемости и успеваемости по всем разделам дисциплины, размещенные на сайте ДВФУ.
3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

  1. Волова Т. Г. Введение в биотехнологию: учебное пособие / Т. Г. Волова. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 188 с.

  2. Биотехнология / под ред. Е.С. Воронина. М.: ГИОРД. 2008.- 704 с.

  3. Гуськов Е.П. Перспективы развития биотехнолдогии // Научная мысль Кавказа. 2004. №3. С. 41-48.

  4. Евтушенков А.Н. Введение в биотехнологию / А.Н. Евтушенков, Ю.К. Фомичев. Минск, БГУ, 2004.

  5. Егорова Т. А. Основы биотехнологии / под ред. Т. А. Егоровой, С.М. Клуновой, Е. А. Живухиной. – М.: Академия, 2003. – 208 с.

  6. Загоськина Н.В., Назаренко Л.В., Калашникова Е.А., Живухина Е.А. Биотехнология. Теория и практика. М.: Оникс. 2009.- 496 с.

  7. Кузнецов А. Е. Научные основы экобиотехнологии / А. Н. Кузнецов, Н. Б. Градова. – М.: Мир, 2006.

  8. Клунова С.М., Егорова Т.А., Живухина Е.А. Биотехнология. М.: Академия. 2010.- 256 с.

  9. Лутова Л.А. Биотехнология высших растений. СПб.: Изд-во СПб университета. 2010. 240 с.

  10. Сазыкин Ю.О., Орехов С.Н., Чакалева И.И. Биотехнология. Мю: Академия. 2008.- 256.


б) дополнительная литература:
1. Биология культивируемых клеток и биотехнология растений /под ред. Р. Г. Бутенко. – М., 1991.

2. Биотехнология: принципы и применения /под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж. Джонса. – М.: Мир, 1988.

3. Бутенко Р.Г. Биология клеток высших растений in vitro и биотехнологии на их основе. Учебное пособие. МГУ. М. ФБК-ПРЕСС, 1999. 160с.

4. Быков В. А. Производство белковых веществ / Биотехнология. Т. 5 / В. А. Быков, Тарасова Н. В, М. Н. Манаков, В. И. Панфилов, А. А. Свитцов / под ред. Н. С. Егорова и В. Д. Самуилова. – М., 1987.

5. Волова Т. Г. Полиоксиалканоаты – Биоразрушаемые полимеры для медицины / Т. Г. Волова, В. И. Севастьянов, Е. И. Шишацкая. – Красноярск: Группа компаний «Платина», 2006.

6. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение / Б. Глик, Дж. Пастернак. М.: Мир, 2002.

7. Змеева В.Н., Костецкий Э.Я. Учебно-методические указания к проведению лабораторных работ по биотехнологии. Владивосток, ДВГУ, 2001.

8. Картель Н. А. Биотехнология в растениеводстве/ Н.А.Картель, А. В. Кильчевский. Минск: Тэхналогiя, 2005

9. Квеситадзе Г. И. Введение в биотехнологию / Г.И. Квеситадзе, А. М. Безбородов: РАН. Ин-т биохимии им. А. Н. Баха. – М.: Наука, 2002.- 283 с.

10. Муромцев Г. С. Основы сельскохозяйственной биотехнологий / Г. С. Муромцев, Р. Г. Бутенко, Т. И. Тихоненко, М. И. Порофьев. – М.: Наука, 1990.

11. Прищеп Т.П. Основы фармацевтической биотехнологии. Учебное пособие / Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова. Ростов на Дону: Феникс; Томск: Издательство НТЛ, 2006.

12. Промышленная микробиология / под ред. Н. С. Егорова. – М.: 1989.

Louis Levine. Biotechnology. Microsoft® Encarta® Encyclopedia 2001. 1993-2000 Microsoft Corporation.

13. Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды/ А. Сассон, М.: Мир, 1987.

14. Сельскохозяйственная биотехнология / под ред. В.С. Шевелухи. М.: Высшая школа, 2003.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru

http://elementy.ru

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины



    Материальное обеспечение:

    Техническое обеспечение:

  1. Презентации лекций

Тесты по разделам курса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Контрольный экземпляр находится на кафедре биохимии, микробиологии и биотехнологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак Учебно-методический комплекс дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «25» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск