Скачать 306.07 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Психологический факультет Кафедра клинической и специальной психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОПАТОЛОГИЯ» для студентов психологического факультета Специальность 050717, квалификация специалиста Курс 3 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 6 семестр) Москва 2009 г. Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии (Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.), на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.) Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ Автор-составитель: доцент кафедры клинической и специальной психологии, кандидат медицинских наук К.В. Машилов Заведующий кафедрой: доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Пояснительная записка.Цель курса. Сформировать у студентов профессионально-грамотное современное представление о психическом здоровье, научных понятиях нормы и патологии в области душевного здоровья, об основных причинах и механизмах развития психической патологии, структурировать их знания о психических нарушениях и создать прочный фундамент для освоения смежных дисциплин. Задачи курса. - ознакомить студентов с основными проявлениями психических нарушений, как в рамках отдельных симптомов и синдромов, так и в рамках самостоятельных психических заболеваний; - ознакомить студентов с современными представлениями об общих закономерностях и механизмах возникновения и развития психических нарушений; - познакомить студентов с основными нозологическими группами психических расстройств; Требования к уровню усвоения курса. Студенты должны: - усвоить современное представление о психическом здоровье, научных понятиях нормы и патологии в области душевного здоровья, об основных причинах и механизмах развития психической патологии, - знать основные проявления психических нарушений, как в рамках отдельных симптомов и синдромов, так и в рамках отдельных нозологий, - понимать основные закономерности формирования главных нозологических групп психических нарушений; - овладеть навыками дифференциальной диагностики различных психических нарушений Основное содержание лекционного курса.I. В В Е Д Е Н И Е Тема 1. Предмет и задачи психопатологии. Понятие психопатологии как науки. Её цель и задачи. Связь психопатологии с другими научными дисциплинами медико-биологического цикла: психологией, психиатрией, физиологией, генетикой и др. Важнейшие этапы в развитии мировой и отечественной психопатологии. II. О Б Щ А Я П С И Х О П А Т О Л О Г И Я Тема 1. Симптомы и синдромы нарушения ощущений и восприятия. Расстройства ощущений: количественные (гипер-, гипо- и анестезии) и качественные (парастезии и сенестопатии). Патологические состояния, при которых они встречаются. Психосенсорные нарушения, их особое место в психопатологии. Дереализация, деперсонализация. Состояния, при которых они встречаются. Тема 2. Патология восприятия. Восприятие как совокупность ощущений. Восприятие и представление, их взаимосвязь, значение для процесса познания. Расстройства восприятия: иллюзии и галлюцинации. Иллюзии: определение, классификация и характеристика видов иллюзорного восприятия, физиологические основы (внутренние и внешние факторы). Галлюцинации: определение, классификация, физиологические основы. Псевдогаллюцинации и критерии отличия от истинных галлюцинаций. Значение работ В.Х. Кандинского по изучению галлюцинаций, описание им псевдогаллюцинаций. Тема 3. Расстройства мышления. Мышление как высшее звено познавательной деятельности. Этапы развития, виды, свойства мышления. Этапы ассоциативного процесса. Нарушения ассоциативного процесса: по темпу (ускорение, замедление); по стройности (ментизм, перерыв, паралогичное, разорванное, бессвязанное, инкогеренция); по целенаправленности (резонерство, аутистическое, формальное, обстоятельность мышления, символическое, персеверации) и по продуктивности (доминирующие идеи, сверхценные идеи, навязчивости, бред). Заболевания, при клторых они встречаются. Сверхценные идеи, их особенности, отличия, диагностическое значение. Навязчивые идеи (навязчивости): определения, виды, особенности, клиническое значение. Их дифференциальная диагностика и динамика развития. Особое значение фобий. Бредовые идеи: определение, клинические критерии, свойства, отличия от заблуждений, суеверий и предрассудков. Первичный (интерпретативный, интеллектуальный) и вторичный (чувственный, образный) бред. Классификация бредовых идей по содержанию. Этапы формирования параноидного бреда. Основные бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, Кандинского-Клерамбо, Котара, Капгра, парафренный . Определение критерия социальной опасности больных с бредовыми идеями и синдромом психического автоматизма. Тема 4. Расстройства памяти. Память: определение, составные компоненты, свойства, значение для человека. Патология памяти: количественные (гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Виды амнезии) и качественные (псевдореминисценции и конфабуляции – парамнезии). Особенности расстройств памяти при различных заболеваниях. Корсаковский синдром. Тема 5. Расстройства интеллекта. Интеллект: определение, предпосылки, свойства. Задатки, способности, талант, гениальность. Врожденная (олигофрении) и приобретенная (деменция) умственная отсталость. Общие характеристики олигофрений, различия по темпераменту. Определение степени врожденной умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Их клиническое и социальное значение. Виды деменции, степени выраженности и ее особенность при различных заболеваниях. Психоорганический синдром: определение, признаки (триада Вальтер-Бюэля), варианты развития и прогноз. Тема 6. Расстройства эмоций. Эмоции: определение, виды, значение для человека и животных. Патология эмоций: общее понятие, виды. Усиление (мания, гипомания, эйфория, экстаз, мория, депрессия, субдепрессия), ослабление (эмоциональное уплощение, эмоциональная тупость, апатия) и извращение (эмоциональная лабильность, слабодушие, дисфория, патологический аффект) эмоций. Синдромы эмоциональных нарушений. Маниакальный синдром: его признаки, виды, особенности при биполярном аффективном расстройстве, шизофрении, эпилепсии, психогениях, травматических, органических и сосудистых поражениях мозга., лекарственных отравлениях и лечении некоторыми препаратами. Депрессивный синдром: его признаки, виды, особенности при шизофрении, биполярном аффективном расстройстве, психогениях, сосудистых, органических и предстарческих психозах. Прогноз и последствия. Возможность суицида. Социальная опасность больных. Скрытая (маскированная) депрессия. Тема 7. Расстройства влечений и волевой сферы. Воля: определение, этапы, качества волевей деятельности. Значение волевой сферы для человека. Собственно волевые (способности к сознательному и целенаправленному регулированию деятельности и поступков) расстройства: патологическое усиление (гипербулия), ослабление (гипобулия), отсутствие (абулия) и извращение (парабулия). Особенности при различных заболеваниях. Патология инстинктов (влечений): пищевого, самосохранения и полового. Тема 8. Психомоторные расстройства. Расстройства эффекторного (двигательного) компонента: болезненное усиление (возбуждение – виды: маниакальное, кататоническое, гебефреническое, эпилептиформное, тревожное, психогенное); болезненное снижение (заторможенность – виды); извращение (судорожные припадки, навязчивые, насильственные и импульсивные движения и влечения). Тема 9. Расстройства сознания. Сознание: определение, исторические этапы развития, значение, его свойства и характеристики. Признаки ясного сознания. Локализация сознания. Виды и стороны сознания. Соотношение в нашем сознании бессознательного, подсознания и осознаваемого. Общие признаки расстройства сознания. Клиническая характеристика количественных форм расстройства сознания (обнубиляция, сомноленция, собственно оглушение, сопор, кома). Патологические состояния, при которых они встречаются. Клиническая характеристика качественных форм нарушений сознания - синдромы помраченного сознания: делирий, аменция, онейроид. Сумеречное расстройство сознания. Транс, фуга, амбулаторные автоматизм. Заболевания, при которых они встречаются. Тема 10. Расстройства внимания, речи и самосознания. Нарушения речи. Нарушения самосознания. Активное и пассивное внимание. Объем внимания. Патология внимания: истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость, затруднение переключения внимания, притупление, односторонняя направленность, полное выпадение внимания. Особенности расстройства внимания при различных заболеваниях. Тема 11. Невротические и психопатические синдромы Невротические расстройства сна. Невротические синдромы. Астенический синдром. Синдром навязчивых состояний. Ипохондрический синдром. Истерический синдром. Психопатические состояния. Культуральные синдромы. Психосоматозы. Понятие о психосоматических циклах. Функциональные психосоматозы. III. Ч А С Т Н А Я П С И Х О П А Т О Л О Г И Я Тема 1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Психоорганические расстройства — общая характеристика, классификация. Классификация органических психических расстройств. Экзогенный тип реакций и симптоматические психозы. Психоорганический синдром. Общая характеристика деменции. Деменция при болезни Альцгеймера. Психические расстройства сосудистого генеза. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе. Психические нарушения при гипертонической болезни. Органический амнестический синдром. Другие психические расстройства вследствие повреждения головного мозга или соматических заболеваний. Расстройства личности и поведения вследствие болезни. Повреждения и дисфункции головного мозга и их последствия. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах .Психические расстройства при эпилепсии. Тема 2. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Определение понятий «психоактивное вещество (ПАВ)», «наркотик». Биопсихосоциальная модель зависимостей. Психические и поведенческие расстройства, развившиеся в результате употребления наркотических средств. Их классификация и клинико-диагностические критерии. Алкоголизм как медико-социальная проблема. Алкогольные психозы. Тема 3. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Определение и концепция шизофрении. Классификация шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств. Общие клинические проявления и характер течения шизофрении. Её распространенность, этиологические и патогенетические факторы. Параноидная шизофрения. Гебефренная шизофрения. Кататоническая шизофрения. Другие формы шизофрении и шизофреноподобные расстройства. Тема 4. Аффективные расстройства. Основные характеристики и психопатология эмоций. Этиология, патогенез, классификация аффективных расстройств. Клинико-диагностические критерии аффективных расстройств. Тема 5. Невротические расстройства и поведенческие синдромы, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. Краткий исторический очерк учения о неврозах. Этиологические факторы и механизмы формирования неврозов. Классификация невротических расстройств. Клинические формы и диагностические критерии неврозов. Тревожно-фобические расстройства. Реакция на тяжелый стресс, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и расстройства адаптации. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. Тема 6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых. Общая характеристика расстройств личности, классификация. Клинико-диагностические критерии специфических расстройств личности. Состояния декомпенсации. Тема 7. Психические расстройства детского и подросткового возраста. Общие закономерности формирования психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Синдромы психических расстройств, наблюдаемых преимущественно в детском и подростковом возрасте. Резидуально-органические нервно-психические расстройства. Варианты психоорганического синдрома у детей. Характерологические и патохарактерологические личностные реакции у детей и подростков. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Литература. Основная литература.
Дополнительная литература.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Форма обучения – заочная Лекции – 14 часов Семинары – 0 часов Самостоятельная работа – 82 часа Экзамен – 6 семестр Всего – 92 час |
Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |