Скачать 191.85 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Юридический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ «___» ________________2011 г. Рабочая программа дисциплины (модуля) Криминологическая характеристика личности преступника и организация профилактики преступлений Направление подготовки 030900 – «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника магистр Форма обучения очная Саратов, 2011
Целью освоения дисциплины «Криминологическая характеристика личности преступника и организация профилактики преступлений» является формирование у студентов четкого представления о криминологической характеристики личности преступника. Слушатели в процессе изучения дисциплины должны усвоить, что криминология позволяет понять причины преступности, тенденции ее развития с целью выработки методов борьбы с нею
Криминологическая характеристика личности преступника и организация профилактики преступлений – самостоятельная, развивающаяся дисциплина, входящая в комплекс отраслей уголовного цикла наряду с уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным правом и криминологией. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь дисциплины с уголовным правом вполне очевидна. Дисциплина связана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь идет о таких юридических науках, как уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, криминалистика, административное, трудовое, семейное право и др. Преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений - проблема многоплановая, требующая объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). В результате освоения дисциплины «Защита прав и свобод человека в процессе исполнения уголовного наказания» у обучающегося формируются следующие общекультурные компетенции: ОК-1: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; ОК-2: способен достоверно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; ОК-3: владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-4: способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-5: обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; ОК-6: имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; ОК-7: стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; ОК-8: способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОК-9: способен анализировать социально значимые проблемы и процессы; Основными задачами изучения дисциплины являются обогащение слушателей глубокими знаниями о преступности, личности преступника, и усвоению методов предупреждения преступности и организации борьбы с ней. Задачи изучения курса: а) сформировать представление и получить знания о предмете криминологии как социолого-правовой науке; б) выработать у слушателей (студентов) представление о понятии преступности, ее качественных и количественных показателях, тенденциях и закономерностях её развития; в) научить методике выявления причин преступности и ее отдельных видов; г) изучить систему знаний о статусе и структуре личности правонарушителя и механизме её формирования; д) привить знания и умения о системе мер противодействия преступности и научить на научной основе проводить криминологические исследования преступности; е) добиться от изучающих грамотного обращения с документами, имеющими значение в сфере противодействия правонарушениям, и на основе твердых знаний - привить у них умения по выработке оперативных решений, составлению плановых документов и программ, умению использовать СМИ и общественные формирования в предупреждении преступлений и правонарушений; 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Защита прав и свобод человека в процессе исполнения уголовного наказания».
Тема 1. Понятие личности преступника Понятие личности преступника как основного и важнейшего звена механизма преступного поведения. Задачи и значение ее изучения. Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, подсудимый, осужденный). Тема 2. Структура личности преступника Специфика криминологических аспектов изучения личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника. Половой состав преступников. Нравственно-психологические признаки. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства. Тема 3. Типология личности преступника Характеристика специфики определенного типа. Степень развития криминогенных свойств личности, как основа криминологической типологии. Тема 4. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника Основные источники нравственного формирования личности. Обследуемые как источники криминологической информации. Применение специальных тестов для анализа личности преступника. Тема 5. Понятие профилактики преступлений. Профилактика преступлений; связь с предупреждением и «борьбой». Профилактика как комплексное понятие. Система комплексного планирования профилактики правонарушений в городе как основа управленческого процесса. Профилактика преступлений как система. Ёе характеристики. Элементы профилактической системы Тема 6.Профилактика преступности на законодательном уровне. Законодательные органы и органы исполнительной власти как субъекты профилактики. Специфика профилактической деятельности, осуществляемой Парламентом РФ, Парламентами субъектов Федерации, иными представительными органами, органами исполнительной власти, Правительством РФ. Особенности участия в профилактике преступности органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, управления государственным имуществом, финансовых, налоговых, таможенных служб, органов экономической безопасности, органов, ведающих межнациональными отношениями, уполномоченными представителями Президента РФ в федеральных округах. Предупреждение преступности муниципальными органами власти. Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности. Профилактическая деятельность судов, прокуратуры, органов внутренних дел и безопасности, адвокатуры, нотариата, юридических служб предприятий и фирм, организаций, учреждений, а также служб безопасности и охранных, детективных служб акционерных обществ и фирм. Роль общественности в профилактике преступности. Участие органов местного самоуправления в возрождении и развитии различных форм этой деятельности. 5. Образовательные технологии. В учебном процессе используются ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, проводятся встречи с представителями Федеральной службы исполнения наказаний РФ, а также «круглые столы». 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Обучающиеся готовят рефераты на заданные темы, выполняют контрольные задания, проходят тестирование и готовятся по вопросам для самоконтроля. Темы рефератов по дисциплине Криминологическая характеристика личности преступника и организация профилактики преступлений
Вопросы для подготовки к сдаче зачета по дисциплине Криминологическая характеристика личности преступника и организация профилактики преступлений
Вопросы для самоконтроля обучающегося. Тема 1
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4. 1. Малая социальная группа, как фактор формирования личности преступника 2. Семья, как фактор формирования личности преступника Тема 5.
Правоохранительные органы как субъекты предупреждения преступности Тема 6. база предупредительной и профилактической работы. 38. Теория предупреждения преступности. 39. Виды предупреждения преступлений. Список литературы Основная
Дополнительная
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Конституция РФ Уголовный Кодекс РФ Алексеев А.И. Криминология.Курс лекций.М.,1998 Горшенков Г.Н. Криминологический словарь. Сыктывкар, 1995. Долгова А.И.Криминология.М.,1999. Долгова А.И .Преступность, ее организованность и криминальное общество.М.,2003. Иншаков С.М.Криминология:Учебник.М.,2000. Криминология: Словарь/Под общ. ред В. П. Сальникова.Серия «Учебники для вузов, специальная литература».-СПб.,1999. Криминология:. Учебное пособие. Под общ. ред. В.Е. Эминова. М., 1997. С. 47-99. Методические рекомендации по курсу “ Криминология”. М., 1997. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. А. И. Долговой. -М., 2000. Криминология (конспект лекций). Автор-составитель А. Желудков М., 1999. Хохряков Г. Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1999. б) дополнительная литература Бурлаков В. Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. Монография. СПб., 1998. Горшенков А. Г., Горшенков Г. Н. Преступность в сфере массовой информации: уголовно-правовой и криминологический аспекты.Сыктывкар, 2000. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.,1990. Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. Кабанов П. А. Политическая преступность: сущность, причины, предупреждение: Учебное пособие / Под ред, В. С. Устинова.Нижнекамск, 2000. Кабанов П. А., Газимзянов Р.Р. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие: Учебное пособие. Набережные челны, 2003. Конев А. А. Проблемы криминологии и социальной психологии.: Монография.Н.Новгород, 2001. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие.-М., 1998. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Предисловие В. Н. Кудрявцева.М.,1999. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности – кгн.1. М.,1998 Преступность и реформы в России / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. СПб., 2001. Шнайдер Г. Й. Криминология. Пер. с нем. / Под общ. ред и с предисл. Л. О. Иванова. М.,1994. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. СПС «Гарант» 2. СПС «Консультант Плюс» 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Криминологическая характеристика личности преступника и организация профилактики преступлений» - компьютерный класс - мультимедийное оборудование - программа тестирования обучающихся - ознакомительные фильмы - сборники практики Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки магистры юриспруденции. Автор: Программа одобрена на заседании кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии от «____» _____________ 2011 года, протокол № ___________. Подписи: Зав. кафедрой Декан факультета Декан факультета |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Международное частное право... Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 (Б3 Б. 18) направления подготовки 030900... | Рабочая программа дисциплины расследование преступлений: программирование... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Психологический профиль личности преступника в практике судебно-психологической... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Основная образовательная программа 030900. 62 Направление Юриспруденция Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями фгос впо направления подготовки 030900.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение... Составители: к ю н., Ерохин Валерий Иванович, профессор кафедры международного права рэу им. Г. В. Плеханова | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) философия права направление... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) история политических... Приказ Минобрнауки РФ от 14. 12. 2010 №1763 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины актуальные проблемы гражданского... Заведующий кафедрой специальных юридических дисциплин мгуки, к ю н., профессор, Заслуженный юрист РФ бланков Александр Сергеевич | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности... Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности... Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ | ||
Основная образовательная программа 030900. 62 Направление Юриспруденция Рабочая программа учебной дисциплины «Таможенное право» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция... | Основная образовательная программа 030900. 62 Направление Юриспруденция Рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) уголовное право (название... Костюк Михаил Федорович профессор кафедры уголовного права и процесса фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова», д ю н., профессор | Основная образовательная программа 030900. 62 Направление Юриспруденция Рабочая программа учебной дисциплины «Теория Государства и Права» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление... | ||
Рабочая программа дисциплины внешнеторговые контракты цикл: в. 6... Рабочая программа дисциплины «Внешнеторговые контракты» предназначена для магистрантов юридического факультета (очная форма обучения),... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Уголовное право. Общая часть.... Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых уголовным правом |